Oυτοπία (в переводе с греческого — Утопия):
«Греки вкладывали в это слово два значения — хорошее место и место, которого не может быть».
Oυτοπία (в переводе с греческого — Утопия):
«Греки вкладывали в это слово два значения — хорошее место и место, которого не может быть».
Если задуматься о том, где мы испытали абсолютное счастье и беззаботность, то в этот же момент приходит осознание, что вряд ли мы сможем пережить этот острый восторг и радость повторно, возврата в эту прекрасную Утопию нет. Возможно, именно по этой причине, за минувшие пятнадцать лет так и не решилась на повторный визит.
— Куда?
На чудесный, покрытый зеленью, греческий остров Родос. Для меня он стал моей персональной утопией, и страх, нежелание разрушить прекрасные воспоминания, удерживали вдали от него все эти годы.
Можно забросить старые альбомы и записи, однако, в самый неожиданный момент они попадутся тебе под руку. В моем случае это был рассказ на английском (да, было время, когда пришлось подтягиваться полузабытые знания). Учитель, жизнерадостный американец, задал на курсах тему «Мои каникулы». Рассказ удался на славу с похвалой от преподавателя, и все эти годы хранился как своеобразный раритет. Перечитав, старые чувства заколыхались, я решила, что Родос стоит того, чтобы написать о нем.
Но решимость одно, а дело — совсем другое, ведь фотографии тех лет — увы и ах, так далеки от современных требований. Но здесь мне в голову пришла еще одна мысль — Кинцуги (яп. — золотая заплатка) — техника реставрации керамических изделий, когда мастер склеивает разбитую посуду, но не маскирует трещины, а, наоборот, подчеркивает каждую из них. Проще говоря, Кинцуги — это красота изъянов и особое искусство их ценить, так же как и старые фотографии. Без долгих предисловий, перейдем к герою повествования.
Космополит
Если задуматься о богатой истории острова, то первое слово, которое приходит в голову, именно космополит: македонцы, римляне, готы, арабы, византийцы, венецианцы, генуэзцы, крестоносцы, турки, итальянцы, британцы, греческая Хунта — кто только не отметился на Родосе и не оставил свой культурный след. И начнем мы с последних — ультра-правой военной Хунты, не только лихо преследовавшей несогласных, попутно раздавая лакомые куски греческой промышленности Аристотелю Онасису и Ставросу Ниахросу, но и легким росчерком пера переименовывшая самую живописную бухту Ладико в »бухту ЭнтониКуинна» только потому, что актер снимался здесь в фильме «Пушки острова Наварон». Не сказать, что самого Куинна сильно тронула подобная щедрость, хотя кто возразит против подобного подарка, даже если он от Хунты? Новое название прижилось и прочно закрепилось за этим райским местечком, хотя после свержения военных, у Куинна отняли и бухту, и название.
Запах хвои, скалистый берег, мелкая галька и чистейшая вода, приятная телу своим теплом и прохладой одновременно — здесь запросто можно провести целый день под тентом бело-голубых, полосатых зонтиков — хочешь сбежать подальше от немного беспокойного Фалираки, поселка в трех км., где расположена бесконечная сеть современных, но отнюдь не живописных многокорпусных отелей, добро пожаловать в Эдем, настоящий маленький рай для сноркинга и всех желающих побывать в чудесной Утопии.
Неподалеку находится еще один классный пляж Цамбика у подножья одноименной горы: здесь можно совместить культурно-познавательный туризм и пляжно-баклажанный. Во-первых, на вершине горы расположена небольшая, живописная часовня Мони Цамбика с чудотворной иконой Богородицы Цамбика, а после посещения часовни можно насладиться ничего неделаньем на протяженном пляже с мелким, золотистым песком и пологим входом в воду, расположившись на любом из многочисленных лежаков.
Но самое красивое место восточного побережья Родоса является, конечно же, белый город — Линдос, фотографию с его панорамой я вынесла на обложку этого рассказа. Пожалуй, не будет ошибкой предположить, что это — та самая, открыточная Греция из наших смутных представлений о том, какой Греции надлежит быть.
Положа руку на сердце, если бы сейчас мне нужно было выбрать самый красивый курорт — без сомнения я выбрала бы Линдос — белую античную жемчужину — гордость и славу острова, угнездившуюся на скале, буквально вздымающейся из моря.
Для самых смелых предлагается прогулка на осликах, но сами понимаете, если этот работяга заупрямится на пути в гору, хорошего не жди: при виде пышек, которых эти милые животные поднимали вверх по тропке, мне становилось тревожно.
Линдос дарит своим гостям-туристам не только умопомрачительные открыточные виды: есть впечатляющий средневековый замок, построенный мальтийскими рыцарями, на вершине скалы сохранился великолепный Акрополь Афины Линдии, а древние (будем на это надеяться) колонны все еще хранят память о том, как жрецы курили фимиам в честь богини-воительницы, и линдосские морские капитаны участвовали в Троянской войне. Кроме всего прочего сама деревня Линдос подарит ни с чем не сравнимую атмосферу аутентичной Греции с узкими мощеными улочками, старинными домиками и домами потомков прославленных мореплавателей.
В разгар дня Линдос становится одним из главных туристических аттракционов острова, а вот если нагрянуть сюда рано утром или ближе к вечеру, чтобы насладиться видом белых домиков в рассветных или закатных лучах солнца, встающего или заходящего в море, гарантировано ни с чем не сравнимое удовольствие. Мне нравится это прикосновение к античному миру, но чтобы прочувствовать его очарование, мечтательно бродя между колонн, нужно уметь абстрагироваться от окружающих туристов, для многих из которых Линдос остается лишь выполненной галочкой из must see.
При входе в Акрополь или при выходе, как удобно, можно купить замечательные сувениры — невероятные скатерти, вышитые салфетки, зонтики от солнца и прочую ручную работу местных мастериц — вышивка лучших хранится в островных музеях столицы — городе Родос, куда мы с вами сейчас плавно переместимся.
Столичная штучка
Признаюсь, я немного скептично отношусь к островным столицам, но город Родос, безусловно, заслуживает вашего посещения не единожды не смотря ни на какую полуденную жару: все автобусы, курсирующие по острову, оборудованы современными кондиционерами, и поездка доставит удовольствие.
Итак, столица, чем же она может удивить?
Ну прежде всего, своим колоритом! Как я уже ранее заметила, остров, как и его главный город, по духу и по букве, космополиты: здесь можно насладиться тремя культурными пластами — Старым городом, главной достопримечательностью которого являются его старинные улицы и дворец Великого магистра, средневековая атмосфера гармонично сочетается с вкраплениями и ,безошибочно угадываемым, турецким колоритом — мечеть Сулеймана Великолепного и минарет гордо напоминают о Великолепном веке, ну и на закуску — крохотный и аутентичный еврейский квартал, компактно угнездившийся вокруг синагоги Кахал Шалом.
Жизнь кипит здесь двадцать четыре часа в сутки — таверны, кофейни, сувенирные магазинчики с бесчисленными морскими губками и очаровательными вазами «со дна морского», итальянские пиццерии создают неповторимую какофонию звуков и запахов, они сосредоточены на маленьких площадях с куцыми фонтами и вдоль главной артерии, улицы Сократа, соединяющей городские кварталы. Опять же, при должном умении абстрагироваться, можно мысленно перенестись в эпоху рыцарей-храмовников или турецких завоевателей, лишь свернув в первый же переулок — машина-времени работает (я намеренно не привожу исторических фактов о житье-бытье рыцарского ордена или о Сулеймане, потому как вы бы быстро заскучали).
Главная изюминка Нового города — гавань Мандраки с ветряными мельницами на фоне символов Родоса — пары оленей на столбах, где когда-то красовался Колосс Родосский. Сейчас уже никто не может объяснить, почему именно олени стали талисманом, якобы они имели отношение к тому, что прогнали змей — согласитесь, смехотворная версия.
В окрестностях столицы юго-западнее города Родос любителям археологии и просто праздно-интересующимся стоит посетить Акрополь на горе Смит и полюбоваться тем немногим, что осталось.
Увы и ах — большая часть античных построек пошла на строительство крепостной стены города, а то что мы видим — лишь реконструкция храма Апполона, трудолюбиво выполненная итальянскими архитекторами времен Муссолини.