По легенде в 570 г. великому шаху Хосрову I приснилось землетрясение, которое разрушило его дворец. Мудрецы, разгадав сон, сообщили царю, чтобы шах опасался Аравии.
Ну какая беда могла прийти из Аравии? Там проживали дикие кочевники, которые при всём желании никогда не смогли бы выставить против персов войско. И посему сон, так умело разгаданный мудрецами, был вскоре забыт. А зря!
570 год — это год рождения Пророка Мухаммеда (мир ему). В 610 году в Мекке посланник Аллаха впервые выступил со своей проповедью.
7
В 622 г. Пророк (да будет доволен им Аллах) и его последователи совершили хиджру в Медину, откуда Мухаммед разослал письма царям, князьям и султанам различных частей света с предложением принять Ислам.
7
Кто-то из оных посмеялся над незадачливым арабом, как, например, император Византии, кто-то не обратил на письмо внимания, а кто-то, наоборот, подошёл к нему со всей ответственностью, как правители Южного Йемена и Омана, поспешив исполнить волю Пророка.
Получив письмо, последний сасанидский шах Хосров II, завоевавший до этого у Римской империи Армению, Каппадокию, Палестину и Египет, со злостью разорвал его, на множество кусков, не читая — вскоре, на столько же частей распалась его империя.
7
Всевышний одних людей наделяет ораторским искусством, тогда как другим предназначается меч, коим они умеют владеть в совершенстве.
Только Аллах знает, закрепилась бы или нет новая вера, если бы не Халид ибн аль-Валид. Как и сам Мухаммеда, Халид был родом из Мекки. Вначале являлся противником Мухаммеда и в 625 году нанёс урон мусульманам в битве возле Ухуда. Позже, приняв ислам, стал главным полководцем Пророка, получив прозвище «Меч Аллаха». Халид провёл 43 битвы — ни одну из которых не проиграл.
Арабы на территории империи Сасанидов появились в 634 г. при праведном халифе Абу Бакре. Войском, набранным из добровольцев, командовал Халид ибн аль-Валид. Прежде чем перейти границу, он отправил послание Хормузу — персидскому наместнику пограничного округа Даст Мейсан:
Прими ислам — и спасёшься. Либо согласись платить джизью — и тогда ты и твои люди будете под нашей защитой. Откажешься — пеняй на себя, ибо я приду с людьми, которые жаждут смерти так же, как ты жаждешь жизни.
Огнепоклонник послание проигнорировал, не приняв всерьёз угрозу кочевников. Чем-либо серьёзным они ему не представлялись. Армия персов на тот момент была одной из лучших в мире. Единственный минус, тяжёлые воины были мало подвижны. Халид аль-Валид учёл это. Перемещаясь, он измотал персов, навязав бой в пустыне близ Хормуза.
Ожидая лобовой атаки, огнепоклонники, как обычно, поставили вперёд ратников, скованных цепями. При такой тактике они, как скала, могли выдержать любую атаку, в том числе кавалерии. Однако, в случае непредсказуемых последствий, тяжёлым воинам сложно было отступить.
Перед сражением состоялся поединок полководцев. Хормуз вызвал на бой Халид аль-Валида и тот его зарубил. Воодушевленные арабы устремились вперёд и порвали фронт в нескольких местах. Персам скомандовали отступление. Сцепленные отойти не смогли и оказались убиты. Спастись смогли те, кто стоял сзади.
В последующем состоялось ещё и ещё битвы. Хочется отметить сражение при Кадисии (636 г). Персы собрали 40 тысячное войско, остриём которого стали боевые слоны. Арабов насчитывалось 25–30 тысяч. В истории ислама сия битва называется «днём ожесточения».
4
Победить слона, на спине которого из башни стреляют лучники, до сей поры считалось невозможно. Арабские шахиды, не боясь быть затоптанными, смело приближались к гигантам, стараясь попасть стрелой в глаз, либо отрубить хобот.
К вечеру из 30 слонов не осталось ни одного, но персы не отступили. Битва длилась четыре дня. В итоге армия Сасанидов оказалась разгромлена.
И всё равно потенциал персов и арабов был несопоставим. Дело решил Его Величество случай. В 640-х годах царь Йездегерд III начал отступать на Восток, надеясь, собрать войска. Подвластные правители выказывали поддержку, однако от реальной помощи увиливали.
2
Как итог, в 651 г. последний правитель Сасанидов был предательски убит в городе Мерв, на территории современной Туркмении.
Пророчество свершилось, империя Сасанидов распалась. Большая её часть перешла под власть арабов. В Средней Азии началась эра ислама.
2
В Иране я был во вполне стандартном туре. После короткого знакомства с Тегераном, мы перелетели в Язд, откуда должны были перемещаться по стране автобусом. В первый день по темноте город впечатления не произвёл.
Зато утром, поднявшись на крышу отеля, я в полной мере ощутил восточный шарм. Над однотипными серыми строениями с разных сторон возвышались купола и минареты, они, походили на маяки для заблудших душ, либо на пастухов, охранявших стадо.
2
Как назывался отель, уже не помню, но он был в национальном стиле.
3
Внутренний двор воссоздавал все лучшие черты караван-сараев.
8
После завтрака нас повезли на экскурсию.
3
Покружив по городу, автобус направился в пустыню.
2
Сперва мы не совсем поняли, куда едем. После гид объяснил, направляемся к храму Чак-Чак, где, после установления Ислама, прятались огнепоклонники. Дорога заняла примерно час. Нам предложили выйти на стоянке, окружённой горами.
1 из 2
2
Если теперь здесь пустошь, можно смело предположить — тысячу лет назад эти места были ещё более дикими. Гид Абдалла предложил подняться в гору по лестнице. Задрав голову, нахожу вверху некую группу строений.
2
Осилив множество ступеней, мы увидели гостевые дома для паломников. Главным элементом комплекса являлся храм с мощными дверями под золото, на которых изображался Заратустра в виде стражника с копьём.
У входа, прямо из стены, росло мощное, но при этом скрюченное дерево, отождествляя зороастризм, ушедший в сторону Индии.
Окончательное завоевание мусульманами Персии завершилось в 651 году. Под давлением новых властей персы в массовом порядке стали принимать ислам. Возвращение к религии предков каралось смертью. В итоге в этих местах старая вера оказалась загнана в ничем неприметную пещерку.
Несколько веков в строжайшей тайне здесь поддерживался огонь, необходимый при церемониях. В настоящем бывшая пещера — особо почитаемый храм.
5
В понимании зороастрийцев огонь — живой символ чистоты и нравственности.
Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету — источник света представляет для них направление молитвы.
Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников».
Между тем, не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет. В исполнении религиозных церемоний огонь является наиболее важным фактором. Несмотря на то, что огонь долгое время был важен в жизни и ритуалах индоевропейских народов, Заратустра придал ему новое религиозно-духовное значение.
На момент нашего визита в пещерке только-только закончилась церемония и мы застали в металлических чашах тлеющие угольки.
4
На выходе встретили ребят, которые приехали специально для поклонения и проведения церемоний.
Если не считать смотрителя храма, это были первые огнепоклонники, которых я видел в реальной жизни. От обычных иранцев они оказались ничем неотличимы.
6
А вот в гору они поднялись на машине, что по словам Абдаллы, являлось нарушением правил. Согласно традиции, как только показался Чак-Чак, необходимо слезть с лошади, либо выйти из авто и идти пешком.
2
Наш гид оказался ревностным мусульманином и рассказы про зороастрийцев давались ему с трудом. Вплоть до начала XX века мусульмане презрительно называли адептов старой веры «гебры» (неверные), либо огнепоклонниками. Последнее считалось особо оскорбительным.
Повторюсь, зороастрийцы, подобно язычникам, огню не поклонялись. В их понимании — огонь символ единого Бога, как крест — символ христианства, а полумесяц — символ ислама.
Со временем тиски ислама ослабли. Зороастрийцы стали платить джизью и уже не прятались. Возрождение пришлось на 1925–1941 годы. Новый шах Реза-шаха Пехлеви, для укрепления власти и продвижения светских реформ, сделал ставку на популяризацию древней религии и ослабления имамов.
Зороастрийцы получили равные с мусульманами права, шиитская символика намеренно заменялась зороастрийской, началось изучение доисламской истории. Углубилась связи с индийскими парсами, оказавшими помощь братьям по вере. Именно на средства парсов в 1934 году в Язде построен храм огня Атэшкадэх.
Следующей точкой осмотра был именно Атэшкадэх, который разительным образом отличался от церквей и мечетей. За воротами располагались сад и бассейн. Дабы войти в храм, нужно было подняться по широкой ступенчатой лестнице. И если бы не символ зороастризма, я бы никогда не подумал, что здание имеет отношение к религии.
5
Внутренняя начинка в большей степени походила на музей. Инсталляции рассказывали о жизни общины. На стендах можно было почитать о сути учения, о славном прошлом, познакомиться с биографией Заратуштры.
2
В зороастрийском обществе женщина занимает более выигрышное положение, нежели у братьев-мусульман. Она может стать жрецом и не обязана следовать множеству правил. Однако, увы, законы шариата в Иране обязаны соблюдать все, как например, покрывать голову платком и не оголять тело.
Более всего мне запомнился священный огонь. Он горел в особой ритуальной чаше и от посетителя отделялся толстым стеклом, дабы иноверцы огонь не осквернили.
Как позже я узнал, существует три рода священного огня, который состоит из 16 видов пламени. Самое удивительное, этот костёр горит непрерывно с 467 года. Его прятали в домах, передавали из поколения в поколение, и пламя дошло до нашего времени.
3
После Дома Огня, нас привезли на окраину города, показав башни молчания. Взору предстали две похожие горы одна против другой. Сверху они оказались коронованы широкими круглыми башнями. Одна башня была мужской, другая женской.
2
В прежние времена зороастрийцы приносили туда усопших, предоставляя тело для пищи стервятникам. Среди обглоданных останков находили место, куда определяли покойного. Большое значение имел тот факт, с какого глаза грифы начнут клевать плоть. В зависимости от подобного определяли, что ждёт грешную душу: рай или ад.
Мы поднялись на мужскую башню. В настоящем никаких костей там нет, и если бы гид не рассказал, я бы никогда не догадался о её предназначении.
2
Нынешние зороастрийцы земле тело усопшего по прежнему не предают. Пиршества для хищников они более не устраивают, предпочитая хоронить в пластмассовых колбах. Времена меняются, но тело, как и раньше, не должно соприкасаться с землёй.
Зороастрийцы в Язде есть, но сколько их, я так и не понял. Думаю, мало. Тысячелетнее соседство с исламом не прошло бесследно.
5
С другой стороны, мы не знаем, чем в реальной жизни являлась зороастрийская религия и какие ограничения она накладывала на иноверцев? Мне думается, свои приколы тоже были.
4
Например, спасавшийся от нашествия монголов Саади, тот который «целовал лишь только в грудь», пришёл в Индию и попал в зороастрийский монастырь, где вынужден был, спасая жизнь, выдать себя за огнепоклонника. Позже бежал, убив охранника.
4
Что касается самого Язда, город интересный и свою изюминку определённо имеет.
Тысячи лет назад на месте этого города было поселение Исатис, входящее в состав региона Мидеса, в нем всегда было мирно, тихо и спокойно.
3
Столкновения амбиций мировых правителей миновали этот край, да и природное окружение защитило от войн серьезных разрушений и напастей.
10
Когда в начале тринадцатого столетия Чингисхан решил захватить территории Персии, в Йезде скрывались художники, интеллектуалы и ученые, которые бежали от военных действий.
3
В четырнадцатом веке представители династий Атабакан и Мозафаридов сделали этот город своим столичным центром. В годы правления Каджар права владения над Йездом перешли бахтиарским ханам.
3
Благодаря удачному расположению на «Шелковом пути», торговцы неоднократно останавливались здесь. Несколько раз Марко Поло во время своих путешествий останавливался в Йезде.
5
От седой древности в Язде ничего не осталось.
3
Комплекс Амир-Чагмак появился в период правления Тимуридов. В настоящем Амир-Чагмак визитная карточка города. В комплекс входят: площадь, базар, два пруда и мечеть.
9
Нам разрешили подняться на обзорную площадку святилища, дабы сверху осмотреть город.
6
Мечеть Джами XIV века поражает обрамлением главного входа и высотой минаретов. В Иране их принято считать самыми высокими.
8
Башни ветра вполне по праву именуют шедевром инженерной мысли. Воздух, поступая сверху, по множеству проходов опускается вниз, где охлаждает помещение подобно кондиционеру.
7
Гуляя по старой части, хочется рассмотреть каждую дверь и затеряться среди извилистых улиц.
2
Главное, не произносить подобное вслух, иначе старые зороастрийские боги желание запросто исполнят…
2
Язд город интересный! При визите в Иран посетить его нужно обязательно!