Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.
Набережная Сен-Мишель тянется вдоль Латинского квартала, на нее как раз и выходит самая узкая улочка Парижа, носящая имя Кота — Рыболова.
От фонтана Сен-Мишель поворачиваем направо. Чудесный сквер — Рене Вивиани возле набережной Сены. С него открывается самый лучший вид на собор Нотр Дам де Пари.
Находится в сквере долго невозможно, так как возникает пейзаж, от которого захватывает дух. То, что я вижу — предел мечтаний всякого, впервые посетившего славный город Париж — Собор Парижской Богоматери.
Вот оно, сердце Парижа, его колыбель! Расположенный на острове Сите, по середине Сены, он словно вырастает из воды. Для меня не Эйфель, не Триумфальная Арка, а Нотр-Дам-де-Пари — главный символ Парижа, хотя бы из уважения к его почтенному возрасту и насыщенности историческими событиями, здесь происходившими! За неделю я трижды побывала на Сите!
Напротив собора Нотр-Дам тянется набережная Монтебелло.
По мосту переходим на остров Сите.
Мост Pont au Doudle — мост Двойной платы (двойного денье), построенный для своих нужд старинной больницей Отель-Дье, это она назначила плату за вход и выход. Почему двойная: отдельно за вход на мост, отдельно за выход с моста, где стояли больничные палаты. Некоторым за выход платить не приходилось по причине смерти.
На сей раз это было беглое знакомство с Сите и собором Нотр Дам. Полноценную прогулку по этому славному уголку Парижа мы совершили в другой день
.
Статуя Карла Великого
Вдалеке виднеется Архиепископский мост — первый из мостов (если двигаться вниз по течению), соединяющих Сите и Латинский квартал.
Сорокаметровой длины Малый мост носит свое название уже две тысячи лет. Долгое время он был единственным мостом, соединявшим Сите с Латинским кварталом. Переход по нему был платным для всех, за исключением уличных артистов.
От Малого моста до Моста Сен-Мишель идем вдоль здания префектуры полиции.
Мост Сен — Мишель носит название в честь часовни, в которой в 1165 году крестили короля Филиппа-Августа. Часовни нет, а мост стоит! Когда-то на мосту жили красильщики, ковроделы, книготорговцы. Их дома были снесены в конце XVIII-начале XIX. веков.
Набережная Кэ дэз Орфевр (Набережная ювелиров) обязана названием ювелирам, которые селились здесь со времен средневековья. Виден Дворец правосудия — комплекс зданий, выросших над Сеной из старого королевского дворца. Его история насчитывает свыше 16 столетий!
Крылья Дворца правосудия тянутся от одного конца острова Сите до другого. От моста Сен-Мишель вдоль левого берега Сены начинается набережная Больших Августинцев-первая каменная набережная Сены, созданная еще в 14 веке при Филиппе Красивом.
Восточнее набережной Конти и моста Искусств перекинут через Сену и остров Сите знаменитейший парижский мост, воспетый Виктором Гюго, Новый мост (Pont Neuf).
Строительство моста начато во времена Генриха III в. 1578 году, а открыл его уже Генрих IV в. 1607 году (вот так новый!). В прежние годы по городской традиции здесь шумели ярмарки: торговали книгами, в балагане разыгрывали веселые спектакли.
В том месте, где мост выходит на Сите, стоит знаменитая конная статуя короля Генриха IV — Генриха Наваррского, в памяти французского народа проходит как добрый король Анри. «Жил-был Анри Четвертый, он добрый был король…« — известная песенка Хренникова из «Гуссарской баллады» — о нем.
Вот такой он, знаменитый Pont Neuf
За этими зданиями приятная, ухоженная площадь Дофина — совершенно тихое место, впоследствии мы там неплохо отдохнули от шума и суеты. Вид с моста на магазин «Самаритен», открытый супругами Коньяк в 1900 году.
Совершенно очаровательно смотрится Сквер Вер-Галан (название происходит от прозвища Генриха IV — vert-galant — пылкий любовник).
Вид с Нового моста на Консьержи
С последнего моста Сите — Нового — хорошо виден мост Искусств — пешеходный. Это первый чугунный мост Парижа (1804 г.).
На первой фотографии мост Искусств, соединяет берег Левый, на второй — берег Правый. Вдали виден мост Александра III, с двумя позолоченными скульптурами аллегорий (далеко). Спустя несколько дней мы по нему гуляли, эту картинку не забудешь!
У начала набережной Конти напротив пешеходного моста высится здание Института Франции (Купол, как его называют французы). В этом прославленном здании, детище Мазарини, сейчас размещаются Библиотека Мазарини и пять Академий.
Забавно!
С моста Искусств потрясающе смотрится Новый мост, башня Монпарнас и сквер Вер Галан!
Покидаем мост Искусств
Следующий мост, что лежит между набережной Вольтера и набережной Малакэ, когда-то назывался Луврским, потом мостом Святых Отцов, а после праздника, устроенного Людовиком XIV на пустыре напротив Лувра, где стояли конные карусели, он получил сегодняшнее название — Карусель.
А это собственно Лувр во всей красе…
Мост Карусель украшен четырьмя символическими фигурами: Сена, Париж, Промышленность, Изобилие, установленными у концов моста. Одна из них:
От моста Карусель до Королевского моста тянется набережная Вольтера. Этот мост связывает западное крыло Лувра и музей Орсе.
Вот и ОРСЕ.
Очередь растянулась на много-много метров. Есть порыв уйти, но нет, остаемся…. Стоим минут 40. Поневоле наблюдаешь за людьми. Очень много молодежи и детей старшего возраста.
Музей Орсе расположен в бывшем здании вокзала на левом берегу Сены, построенном в 1900 г. к началу Всемирной выставки в Париже. После 1939 года использовался лишь для пригородного сообщения, потом и вовсе был закрыт. В 1977 г. принимается решение разместить здесь произведения искусства 2-й половины 19 века.
Перейду к описанию впечатлений от музея в целом! Великолепно все расположено, не плотно, не очень устаешь от осмотра.
А если устали и проголодались, к вашим услугам кафе:
Прозрачные часы в музее позволяют сделать фотографии уже знакомых объектов, так полюбившихся:
Вот так можно расслабиться в довольно непринужденной обстановке! Как здорово придумано для посетителей, стоптавших бедные ножки. Попросила мужа специально прилечь для снимка.
А теперь о главном, зачем мы сюда собственно пришли. Коллекция музея богата работами импрессионистов и постимпрессионистов: Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Моне, Мане, Дега, Ренуара и Сезанна, чуть не забыла одного из любимых — Писарро. Экспозиция, расположенная на первом этаже, представлена скульптурными работами. Также в зале находятся два ряда небольших комнат, в которых выставлены работы живописцев Камиля Коро, Анри Руссо, Эдуарда Мане — «Олимпия» (было ослабление режима наблюдения). Понимаю, что фотографировать в музее, где это делать запрещено — моветон! Но не устояла и сделала несколько снимков. «Олимпия» Эдуарда Моне выставлена в зале № 14.
Одна из комнат заполнена работами Гюстава Курбе — основателя реализма в живописи, другая же полностью посвящена творчеству Клода Моне и хранит его произведения «Регата в Аржатей», «Женщины в саду» и многие другие.
Произвела впечатление знаменитая статуя танцовщицы резца гениального Дега. Она совсем небольшая.
Третий, самый верхний этаж музея — настоящий рай: Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Сезанн, Писарро, Поль Гоген и Винсент Ван Гог.
Чего стоит один только «Завтрак на траве» Эдуарда Мане! Сложно даже представить, как была шокирована культурная общественность девятнадцатого века при виде полотна, на котором обнаженная девушка в весьма фривольной позе находится в компании одетых мужчин.
Глубоко философское полотно Ван Гога «Звездная ночь над Роной» — одна из жемчужин коллекции музея. Ни одна репродукция не может в полной мере передать величие этого гениального произведения (этот волшебный, гипнотизирующий насыщенно-синий цвет, его неповторимый мазок). Мы, естественно устремляемся на третий этаж. Я готова в этом музее жить! Даже не могу поверить, что мне выпало счастье увидеть шедевры. На мужа тоже произвело впечатление. Он поклонник Ван Гога. У меня бегут мурашки по коже при виде автопортрета любимого художника, увиденного в Орсе. Не раз смотрела в Эрмитаже неплохо представленного Ван Гога, растащенного по музеям мира и частным коллекциям, в Орсе его не так много.
Возможно, кому-нибудь будет полезна информация при беглом осмотре и недостаке времени советую: обратить внимание на залы № 29 (Э. Мане); № 31 (Дега-класс танца); № 32 (Писарро, К. Моне, Ренуар «Бал в Мулен де Ла Галетт); № 36 (Сезанн); № 35 (Ван Гог); № 45 (Сера); № 43 (Поль Гоген шедевр «Прекрасная Анжела»).
А еще в музее хранится знаменитый «Танец», который ранее украшал Опера Гарнье, а сейчас заменен на копию. Когда-то нашумевшая скульптура Карпо «Танец» так шокировал тогдашнюю публику, что его пришлось убрать из ОПЕРЫ. Вот он -подлинник:
Уходим из музея, набитые впечатлениями подзавязку.
На набережной одностороннее движение, наш 68 автобус проезжает мимо, поэтому идем пешком до следующей остановки, довольно далеко до квартала Тюильри. Оказавшись возле Триумфальной Арки Карузель, не можем пройти мимо. Арка Карузель воздвигнута в 1805 году в честь побед Наполеона I.
Колонны из красного и белого мрамора увенчаны аллегорическими фигурами (четыре бронзовые коня по приказу Наполеона были сняты с собора Сан-Марко в Венеции, спустя время возвращены и заменены на квадригу со статуей Мира)
Сады Карузель являются частью сада Тюильри.
Фото на память со скульптурой Майоля
Уже вернувшись домой, буквально через несколько дней посмотрела замечательный фильм по ТК «Культура» о Майоле и Дине. Если бы я раньше знала эту историю, была бы повнимательней, гуляя по саду.
Кому интересно: В 1934 г. 73-х летний Майоль познакомился с иммигранткой из Румынии, 15-летней Диной Верни, которая стала сначала его натурщицей, а затем и музой. Он представлял её в виде разнообразных «ню» в бронзе, мраморе и прочих материалах. Скульптура — молодая обнаженная женщина лежит на плите, склонив над ее краем голову и левую руку. Она то ли пытается защититься, то ли призывает к себе.
Несколько лет, проведенных с Диной, дали мастеру шанс изваять эту прославленную скульптуру. Мы увидели ее в бронзе в Тюильри. Став, в соответствии с последней волей скульптора, основным хранителем его наследия, Дина в 1964 году осуществила «проект Тюильри»: она передала 20 статуй, украсивших пространство перед Лувром. Майоль спас ее жизнь от нацистов, возможно, пожертвовав собой (ему предъявлялось обвинение в коллаборационизме и считается, что его гибель в 1944 г. в автокатастрофе не случайна), а она стала хранительницей его наследия, и умерла совсем недавно.
Как не заглянуть в сад Тюльири, разбитый еще в 16 веке по указанию Марии Медичи? Не проходим мимо…
Входы в сад и аллеи украшены скульптурами
Газоны даже ранней весной пестрят цветами.
Мы потом видели это сад чудесным весенним днем при 23 градусах, когда ходили в Оранжери. Народ наслаждался…
Выходим на площадь Пирамид.
Названа так не в честь стеклянных пирамид возле Лувра (как можно первоначально подумать из-за близости расположения), а в честь победных шествий Наполеона в Египте.
В Париже множество памятников, но бросается в глаза обилие скульптур Жанны д' Арк, Генриха IV, Людовиков: Святого (IX) и Короля — Солнца (XIV). Я подумала, может быть, это компромиссный вариант между роялистами и республиканцами — увековечивать память тех, кто жил до Великой французской революции. Площадь Пирамид, а памятник — Жанне! (Пирамиды — место паломничества роялистов).
Устали очень, голодны как волки, поэтому идем в район Больших бульваров, чтобы найти место для ужина. На бульваре Капуцинов заходим в кафе, судя по атрибутике, оно должно называется «Олимпия».
Все понравилось, особенно обслуживание. Обидно, что не поняли, кто нас обслужил «мадам», либо «месье»: голос женский, а внешне — субтильный мужчина. Эта неловкость была сглажена шикарным бифштексом и бокалом бордо!
На этом снимке вход в туалетную комнату — мило, по-французски:
А это собственно туалет
Это кафе — неплохой вариант для ужина.
Осталось добраться до остановки автобуса, благо она рядом и в отель спать…