Улетев из столичного Тегерана в древний Йезд, обратный путь на север мы совершили автобусом. По пути посетили множество архитектурных достопримечательностей, о которых я постараюсь рассказать позже. В Иране есть на что посмотреть!
Улетев из столичного Тегерана в древний Йезд, обратный путь на север мы совершили автобусом. По пути посетили множество архитектурных достопримечательностей, о которых я постараюсь рассказать позже. В Иране есть на что посмотреть!
Меня же более всего впечатляет этнография. Одновременно с нами на планете живут люди другой культуры, со своими обычаями, которые коренным образом отличаются от наших.
Чем больше узнаёшь о жизни других народов, тем сильней удивляешься разнообразию мира. Мы все созданы Творцом по единому шаблону, но хлеб свой насущный добываем разными способами. Человек приспосабливается и к холоду, и к умеренному климату, и к жаркой пустыне.
Наш автобус периодически попадали в пробки, создаваемые… нет, не машинами, а барашками, ослами и козликами. Миновав очередную отару, автобус утыкался в другую, а после в следующую…
Я спросил гида, почему эти люди гонят стада по шоссе? Не лучше ли им было идти по полю? Он ответил, скотоводы являются кочевниками. Впереди лето, в северной части страны подросла сочная травка, тогда как на юге солнце вот-вот превратит местность в пустыню.
Именно поэтому кочевники перегоняют стада на север. Те поля, что мы видим за окном, являются частной собственностью.
Ходить по полям нельзя, дабы преодолеть перевалы, кочевники выходят на трассу.
В некоторых случаях используется машина, перевозящая отару частями.
Часто приходится слышать выражение — один козёл отведёт на бойню целое стадо. Что это обозначает и как это выглядит, я впервые увидел именно здесь. Старый козлик не спеша семенит по дороге, а за ним движутся бараны. Первые, опустив головы, прижимаются к заду козла, остальные, образовывая кучу, жмутся друг к другу — куда козёл, туда и стадо.
Далее мы узнали, что кочевники это один из иранских народов, название которому — кашкайцы.
Расслоение в иранском обществе имеет место быть. Наш гид был человеком знающим и хорошо эрудированным, принадлежал к персам, и к кочевникам относился свысока. Нам удалось его разговорить, и мы услышали следующее.
Прошлое кашкайцев покрыто тайной. Народ не имел письменности и потому о его происхождении говорить сложно. Однако тот факт, что их язык близок к азербайджанскому, даёт право относить их к тюркам. Свой язык они так и называют — тюрки.
По доминирующей в Иране версии, кашкайцы пришли из Азии в составе войска Чингисхана и осели на территории Азербайджана.
В XVI веке Персия столкнулась с португальской угрозой. Правители страны переселили кашкайцев на юг, дабы кочевники сдержали вражеское продвижение по суше. В довесок к ним переселяли ещё и арабов, курдов, луров. Во всеобщем котле они были ассимилированы и теперь неотличимы от кашкайцев по языку, обычаям и одежде.
По другой версии, кашкайцы образовались на базе тюрков, как раз после переселения народов.
В последующем кашкайские ханы играли видную роль в политической борьбе за власть. Их ратники стали одной из составляющих армии Надир-шаха и участвовали в его Индийском походе. Каджарская династия своих дальних родственников не жаловала. Кашкайцы при Каджарах потеряли былое величие, которое вновь обрели после Конституционной революции (1905—1911 гг.).
Контролировавшие юг кочевники, заставили считаться с собой центральную власть, британцев и даже немцев, готовивших мусульманское восстание против англичан.
В 1925 г. новым шахом Ирана был провозглашён Реза Пехлеви. Кочевников он не любил, и намеревался приучить их к оседлому образу жизни. По приказу шаха, в начале 30-х, все кочевые пути были перекрыты армейскими соединениями.
Однако, увы, обрабатывать землю кашкайцы так и не стали и причин тому множество. Они начали голодать, умирать и могли совсем погибнуть.
Вот ведь как бывает — кашкайцам помогла Вторая Мировая война. Под давлением союзников Реза отрёкся от престола, после чего была восстановлена кашкайская конфедерация.
С кашкайцами вновь стали заигрывать немцы. В 1946 г. их руками было поднять антисоветское восстание. Далее они чуть было не сбросили с престола Мохаммеда Резу Пехлеви.
Теперь всё в прошлом. Законы в Иране строгие. Держать оружие, кроме охотничьего, запрещено. Время успокоило повелителей пустынь и степей, сделав их мирными и покладистыми. В любом случае, менять прежний формат жизни, они не спешат.
Проезжая, мы видели не только отары, но и стоянки. Попросили гида, остановиться. Он сходил, поговорил с расположившейся на отдых семьёй, и те разрешили, подойти, посмотреть их быт.
Последний разнообразием и излишествами не отличался. Тазы и кастрюли оказались расставлены по земле, каких-либо вещей наблюдалось по минимуму. Всё самое главное было скручено и сложено в неподъёмных тюках.
Я спросил кочевников, почему они не поставили шатёр? Мужчина ответил честно, неохота возиться. В начале мая ночи тёплые и спать они будут прямо на коврах, закутавшись в одеяла.
Семья остановилась в этом месте на сутки.
Где-то сзади движется их стадо, управляемое двумя сыновьями.
Если Ной посадил каждой твари по паре в ковчег, то кочевники его действия повторяют.
Куры и мелкие козлята путешествуют на машине.
Казалось бы, курица птица глупая. Она знает дорогу в курятник и других мыслей у неё нет. Вот и я так думал. Кочевые цыпы путешествуют вместе с хозяевами, и, когда их выпускают, от стоянки они не отходят. Или в тени машины в песок зарываются, или куст найдут, дабы на солнцепёке не жариться.
Семья сделала остановку несколько часов назад, но хозяйка уже успела отжать сыр, накатать сырные шарики и разложить их на капоте сушиться.
Глава семейства начал мне что-то объяснять про прицеп, но где он отцепился, я так и не понял.
Если они были интересны нам, то и мы оказались интересны им. Иран страна закрытая, народ иностранцев отродясь не видел.
Разговорившись и слегка подобрев, старшая хозяйка угостила нас чаем.
Я попробовал стаканчик. Напиток показался горьким. Скорее всего, в качестве чая заваривается особая травка, дающая прилив сил. У женщины чуть ниже подбородка висело массивное золотое украшение, напоминавшее солнце. Я даже не разобрался, на чём оно крепилось.
Стал спрашивать, но чёткого ответа не получил. Кочевница показывала руками, что после неё украшение перейдёт к жене старшего сына. Но как оно к ней попало и что обозначает, так и осталось тайной?
Когда видишь подобное в музеях, всегда удивляешься, неужели столь объёмные серьги, кулоны и браслеты носили в повседневной жизни? История! Передо мной сидела живая история.
Наши пути далее разошлись, и я понимаю, что встретиться вновь с этой семьёй шансы один на миллион. Преодолев перевал, кочевники начнут свой путь по степи. Ни горы, ни овраги и не лес не являются для них препятствием.
В 2006 г. автомобильная корпорация Ниссан Моторс представила модель нового кроссовера Ниссан Кашкай, названного в честь этого народа.