Кто только не возмущается разрухой в городе Кимры! Даже Александр Гордон в своей передаче на слишком оптимистичные высказывания о нашей экономике неизменно отвечает: «А вы поезжайте в Кимры и спросите… (вариант: и посмотрите…)». Согласна, убитый провинциальный городок, который при надлежащем уходе мог бы стать жемчужиной Верхневолжья. Но посетить его хочется хотя бы потому, что на самом деле здесь, как нигде, сохранились целые улицы, застроенные домами в стиле модерн. С поправочкой — провинциальный модерн.
Однако рядышком деревянные кимрские домики с башенками, мезонинами и затейливыми окнами стоят не всегда. Чтобы их увидеть, надо места знать. Или людей, которые знают, где эти места. Вот я и решила показать, что в Кимрах надо смотреть, и назвать все адреса, явки и пароли. Обращаю ваше внимание: речь здесь пойдёт только о деревянных кимрских домах, которые либо построены в стиле провинциальный модерн, либо имеют соответствующие детали. Надо ещё учитывать, что со временем внешний облик домов менялся, где кардинально, где совсем немного, так что смотрим, что осталось. Нашим гидом в Кимрах была директор местного туристического агентства «Планета» Виктория Янкевич. Уж кто-кто, а она знает город как свои пять пальцев и любит его безмерно, хоть видит все его беды. Однако не просто вздыхает, а пытается по мере сил, при отсутствии бюджетных денег, не на словах, не дать исчезнуть уникальной деревянной застройке Кимр.
В Кимрах есть волонтёрская организация «Том Сойер Фест», девиз которой — «Научись любить свой город не только на словах!». Она занимается восстановлением исторической среды города. Силами волонтёров и на средства спонсоров восстанавливаются старинные деревянные дома, красятся фасады, дополняются или заменяются утраченные детали декора. Особенно приятно, что восстановлением занимается молодёжь, не гнушаясь никакой работой — перевезти, разгрузить, разобрать, очистить, достроить, покрасить! Несколько отремонтированных «Томом Сойером» домов есть на моих фотографиях. Но что интересно — некоторые владельцы отказываются от такой помощи, предпочитая не испытывать беспокойства от присутствия посторонних в доме.
«Том Сойер Фест» отремонтировал дом купца Потапенко (улица Кирова, д. 36). Считается, что это один из первых кимрских домов с элементами модерна: асимметричный, с башенкой под ломаной крышей, трапециевидными оконными проёмами.
Во время работ по ремонту фасада выяснилось, что ещё без малого 40 лет назад дом выглядел совершенно по-другому. Фасад здания представлял собой бревенчатый сруб, который был богато украшен пропильной резьбой, а у башенки, вероятно, был балкон.
Всё это было утрачено в результате капитального ремонта и обшивки фасада дома местным ЖАКТом. Подобные изменения могли быть и в других домах — что поделаешь, памятниками архитектуры кимрские дома считать начали относительно недавно, а владельцы этих домов и не представляли, что нежелательно изменять что-то в их облике и делали так, как им удобно.
Как ни странно, меньше всего переделаны дома, принадлежавшие городу, а не отдельному владельцу — по порочной (а в нашем случае просто драгоценной) привычке не благоустраивать муниципальное жильё, пока не рухнет. Вот такой образец деревянного модерна находится прямо в центре города — большой двухэтажный дом Серепьевых (улица Кирова, 23, построен в первом десятилетии 1900-х гг.), после революции — коммунальные квартиры. Дому 110 лет, но бревенчатые стены всё так же крепки, из фасада выдаётся башенка-эркер, которая служила для освещения парадной лестницы и хранения продуктов в зимнее время. Над эркером — традиционная ломаная крыша гребешком.
Не знаю, как вы, а я люблю рассматривать детали старинных домов, убеждаясь лишний раз, что обыкновенные предметы с утилитарным предназначением тоже тщательно подбирались, дабы не нарушить стилевое единство здания. В доме Серепьевых столетние двери с таким же, видимо, столетним дверным запором.
Откроем двери — сразу же чувствуется чуть сыроватый запах старого дома. Лестница, ровесница дома, скрипит и стонет под ногами. Автоматически хватаюсь за перила, уютно лежащие на резных балясинах, и будто ощущаю прикосновения рук тех, кто жил в этом доме давным-давно тому назад.
Чуть дальше, почти напротив дома Серепьевых, дом, который многие узнают как визитную карточку Кимр на различного рода буклетах и путеводителях, — ажурный теремок — дом братьев Лужиных (ул. Кирова, д. 28б). Свежеотремонтированный на средства некоего благотворителя, он ещё пустой — видно, сердце у человека не выдержало: не дал исчезнуть такому чуду, а как использовать, ещё не придумал. После этой истории вспомнился какой-то рассказ о том, как мужик продавал орехи за то, за что купил, потому что ему нравилось, как они шуршат, когда их пересыпаешь. Но всё равно — спасибо ему большое, что сохранил красоту.
На набережной Фадеева (д. 10) тоже есть на что посмотреть, но, видимо, пристальное внимание владельцам так надоело, что они огородили дом высоким забором, и можно увидеть разве что отдельные детали. Это дом торговца Рыбкина. Как говорят, дом достался прислуге Рыбкиных, потом сменил нескольких владельцев и теперь используется, скорее, как дачный, чем как жилой.
Дальше отправляемся на улицу Орджоникидзе. Если ближе к центру города дома принадлежали богатым торговцам, то на улице Орджоникидзе они были построены простыми сапожниками — они много работали, много зарабатывали и не хотели отставать от городской моды. Вы увидите дома разной степени сохранности. Это не музейные объекты, в них живут обыкновенные семьи, часто даже потомки тех сапожных дел мастеров, которые в своё время такие дома построили.
Орджоникидзе, д. 24. Из-за того что улицы узкие, а дома укрыты за высокими деревьями, иной раз полностью их сфотографировать очень трудно, но наиболее характерные детали, конечно, зафиксировать легче.
Что, собственно, такое — провинциальный модерн? Здесь мы не найдём роскошества особняков Шехтеля или Кекушева. В провинциальном модерне используются такие детали, которые могут показаться излишеством или даже китчем: ручная рубка из массивных брёвен; башенки на крыше; обильная резьба; проёмы окон и дверей непривычной, чаще овальной формы; красивые наличники, ставни с художественной отделкой; галереи, балконы, террасы как украшения фасада; яркие цвета в смелых сочетаниях. Но главное — отсутствие жёстких форм и чёткой симметрии- все линии мягкие.
Вот интересный дом, хотя и не совсем модерн (ул. Орджоникидзе, д. 28). Во-первых, в нём совершенно точно живут потомки тех, кто дом строил. Во-вторых, здесь есть деталь, от которой избавились владельцы многих других домов, — две лавочки на крыльце. Многие владельцы убрали их во избежание неприятных моментов, когда тебе надо войти в дом, а у дверей сидят чужие люди…
Без трагических потерь в Кимрах, как и везде, не обходится. Вот, например, дом рядом купили приезжие из Баку. И вроде в договоре было написано, что они не должны изменять архитектуру дома, но «мы по-русски плохо понимаем», и не прошло года со дня покупки, как дом лишился самой своей выразительной части — башенки с ломаной крышей, на месте которой теперь безликий «караван-сарай» из силикатного кирпича. Вроде бы и обязали восстановить потерю до 2021 года, да что-то я сомневаюсь… Да если и восстановят, будет уже неловкий новодел — денег пожалеют, не для того ломали.
Зато напротив — такая яркая конфетка (ул. Орджоникидзе, д. 39)!
Сбоку лучше видны плавные линии балкончика, а крылечко и маленькая башенка над ним — родные, ещё те самые…
Мы покидаем улицу Орджоникидзе, но я успеваю из окна минивэна схватить ещё одну интересную деталь на домике, вроде бы обыкновенном бревенчатом срубе, — на маленькую башенку будто накинута салфетка с кружевным краем!
Наконец мы достигли места, где любитель деревянного модерна испытает катарсис. Есть такая улица Московская, где каждый дом — шедевр, хоть иногда и проливаешь горькие слёзы по поводу его состояния.
На Московской улице дома строили нэпманы, это застройка 1920-х. Кимрские дельцы времен НЭПа тоже любили роскошный декор, причудливые башенки и округлые окна.
Дома здесь большей частью безымянные, поэтому идём по улице, ахаем, щебечем, показываем друг другу на какие-то детали — со стороны сумасшедший дом, но жители, наверно, привыкли, и даже собаки не лают.
Вот домик интересный со всех сторон — они разные, с удивительно разнообразным декором.
Один из самых привлекательных — дом Блинова, владельцы которого согласились сотрудничать с «Том Сойер Фест». Обновили фасад, и дом заиграл всеми своими привлекательными деталями.
Прелестный домик с круглым чердачным окошком и островерхой башенкой.
А рядом — вроде бы похоже, да не то же самое, там своя «архитектура». Декоративное оформление разнообразное, хотя иногда детали друг у друга явно заимствовали.
Вот здесь интересно: слева на чердачном окне сохранилась «оторочка», напоминающая свисающую бахрому. Жаль, что уцелела не вся. А вы обратили внимание, что в некоторых домах рядом две входные двери? Здесь это особенно хорошо видно: рядом двустворчатая и одностворчатая, даже покрашены по-разному.
Ещё один вариант оформления чердачного окна.
И ещё один, с мелким ячеистым остеклением чердачного окна.
Кстати, мелкое ячеистое остекление встречается довольно часто. Возможно, в 1920-х большое стекло было дорого или трудно достать, но со временем это стало восприниматься как особенность кимрского модерна.
Здесь чердачок оформлен попроще, зато скамейки у входа сохранились и башенка, не видная со стороны фасада, выглядывает, если зайти с другой стороны.
Нашёлся дом, украшенный не только кружевной пропильной, но и старинной глухой резьбой.
Иногда владельцы берегут какие-то старые детали, которые совершенно точно были «ещё тогда». Ну, будем считать, что до их реставрации руки ещё не дошли. Да и котика будить не хочется…
В завершение нашей прогулки по местам, где можно увидеть образцы деревянного модерна, посмотрим ещё один дом на улице Кирова (д. 1), который не так просто рассмотреть за высоким забором из профнастила. Его в 1920-е годы построил кимрский доктор Николай Александрович Жардецкий. Человек образованный, Жардецкий использовал в облике своего дома элементы ар-деко, немецкой архитектуры — фахверк, башню, напоминающую о средневековом замке, срез двухскатной кровли со стороны фасада.
В последние годы дом принадлежал внуку Николая Александровича — учёному, кандидату геолого-минералогических наук, заместителю директора по науке в Газпромгеофизике, Андрею Владиславовичу Жардецкому, к сожалению, трагически погибшему в 2006 году. Дом перешёл по наследству родственникам его матери. Конечно, поддержание такого здания в образцовом порядке требует значительных финансовых вложений, которыми семья, возможно, не обладает. Но и за то спасибо, что не перестраивают.
В Кимрах есть ещё интересные деревянные дома, которые можно отнести к образцам провинциального модерна, но их расположение не компактно и потребуется довольно много времени, чтобы обойти все. Я назвала адреса тех, которые удалось увидеть в течение одного дня. А следующую встречу назначаю в совершенно великолепном Кимрском краеведческом музее, который мне удалось посетить.