Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был сегодня 16:30

Санкт-Петербург — Россия Октябрь 2020

Санкт-Петербург. Самый красивый в мире пешеходный маршрут. Классика. Берег левый.

Часть первая, посвященная правому берегу, размещена здесь https://www.tourister.ru/responses/id_32509

Перейдя мост обратим внимание на небольшую стелу на набережной. Она установлена на том месте, откуда крейсер «Аврора» произвел свой роковой выстрел.

Наш путь лежит чуть дальше к рукотворному острову Новая Голландия.

Очень рекомендую продлить немного маршрут и зайти на его территорию, ибо там можно отдохнуть на лавочке, перекусить в Бутылке и сходить в бесплатный туалет. А дети могут переключить энергию и внимание на детскую площадку — лазалку в виде корабля.

Выйдя с острова мы должны пересечь площадь, сначала бросив взгляд направо — на здание Музея ВМФ и вдоль Крюкова канала попытаться увидеть здание Мариинского театра.

А чтобы пересечь площадь надо спуститься под землю, но это хорошо, т. к. там мы увидим необычный подземный мост, воссозданный на месте реального, ведь Конногвардейский бульвар, на который мы выйдем, изначально тоже был каналом.

Слева от него помпезный Николаевский дворец, который давно захватили профсоюзы и никого к себе не пускают.

Пройдя по тенистому бульвару

слева мы увидим особняк Кочубея с фигурками мавров, а справа здание Манежа в котором сейчас проходят художественные выставки.

А мы повернем в конце бульвара налево, к Неве и пройдя мимо зданий Сената и Синода (Библиотеки им. Ельцина и Конституционного суда)

выйдем к еще одному символу города — Медному всаднику.

Обойдем его, посчитаем точки опоры монумента (их всего три — копыта коня и змея) и двинемся к громаде Исаакиевского собора.

Оставим его слева и двинемся к скверику — чтобы сделать потрясающие фото

и будем искать Синий мост — самый широкий в городе. Его длина 29 метров, а ширина — 97. Не видите? Так вот он — площадь перед Мариинским дворцом и есть мост. С правой его стороны приметная стела с отметками самых высоких наводнений. Прикиньте на себя, но учтите, что уровень земли с тех пор поднялся, как минимум, на 50–60 сантиметров.

В центре площади установлен еще один уникальный памятник — Николаю Первому. Когда после реставрации с него снимут леса мы сможем и здесь посчитать точки опоры фигуры — их всего две.

Теперь пойдем обратно в сторону Исаакиевского собора мимо зданий двух известнейших отелей — Астории, где хулиганили «Итальянцы в России» и Англетер, где закончилась жизнь Сергея Есенина.

Двигаясь дальше по Вознесенскому проспекту слева мы увидим здание нынешнего отеля «Четыре времени года», в первоисточнике — особняк Лобановых-Ростовских, у входа в который установлены фигуры львов. На одном из них от зловещего Медного всадника и наводнения спасался бедный Евгений — герой бессмертной поэмы А. С. Пушкина.

Мы оказались в Александровском саду, Здесь не удержусь и воспользуюсь цитатой из Брата — чтобы не повторяться.

«Всем известен Александровский сад перед Адмиралтейством (у определенной прослойки населения он назывался «Сашкин садик»). Все там гуляли, но, мало кто знает, что на месте сада в 1819 г. вдоль здания Адмиралтейства была организована аллея — бульвар для «чистой публики» со входом через вертушки — турникеты и охранников. Место было популярное, на этот бульвар даже приходил гулять пушкинский Онегин. Помните? «Надев широкий боливар Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед." Публика приезжала туда не только гулять, но и обмениваться новостями и сплетнями. Там же, среди гуляющих, шныряли, как бы сейчас сказали „репортеры“ дешевых газетенок, печатавшихся на дешевой желтой бумаге. Они подслушивали, а потом передавали эти сплетни в свои газетки. Отсюда и пошли понятия „бульварная“ и „желтая“ пресса. Вот так это место выглядело в XIX веке.

Во второй половине XIX там было решено разбить городской сад, что и было сделано, посажено 5260 деревьев и 12 640 кустарников 52 видов и 8 июля 1874 г. на открытие сада пожаловал император Александр II. Он согласился назвать сад своим именем и высочайше соизволил лично посадить молодой дубок. Дубок прижился и жив — здоров до сих пор, вот он — огороженный специальной оградкой. Прикоснитесь к истории, только, пожалуйста, аккуратно».

Проходя по саду не пропустите (хотя, это вряд ли возможно) памятник Пржевальскому, похожему на молодого Сталина и верблюду, на которого норовят забраться для селфи его (Пржевальского? Сталина? Верблюда?) поклонницы.

Двигаемся вдоль Адмиралтейского проспекта с одной стороны и Адмиралтейского проезда с другой к зданию Адмиралтейства. У фонтана задираем голову вверх и видим Его — символ города — кораблик!

И оттуда же можно постараться увидеть важную историческую особенность планировки города, предложенную еще в Петровские времена — три луча (Гороховая улица, Невский и Вознесенский проспекты) начинаются от Адмиралтейства и уходят вдаль на многие километры.

Наконец-то мы дошли до сердца города — Дворцовой площади, представляющей собой великолепный архитектурный ансамбль, включающий Зимний дворец, здание Главного штаба и Александровскую колонну. Для многих-многих туристов именно это — главное, что надо увидеть в Петербурге.

Но мы увидим еще больше, если пройдем вдоль здания Главного штаба до реки Мойки, а там развернемся — и вот он, «дом-стена»!

Кстати, в самом конце маршрута мы увидим его еще раз.

А пока продолжим обходить площадь по периметру до Миллионной улицы, а там — «Атланты держат небо на каменных руках» ©.

Вдоль Зимней канавки двигаемся обратно к Мойке и видим два примечательных здания — в зеленоватом, что на этом берегу жил А.Собчак и живет М.Боярский, а в желтом — на другом берегу, недолго жил и умер А.Пушкин.

Любуясь особняками идем по набережной Мойки до здания Конюшенного ведомства на одноименной площади. В нем расположена церковь, в которой отпевали великого поэта.

Двигаясь мимо нее до угла здания слева увидим загадочное Тримостье — место, где сходятся три моста(один из них, увы, фальшивый).Но нас уже привлекает чудеснейшее здание справа — церкви Спаса на крови.

Обойдем его снаружи, сделаем фото, но пойдем дальше, в Михайловский сад, который в этом месте огораживает фантастической красоты решетка. Справа увидим классический фасад Русского музея, а слева, на берегу Мойки — павильон Росси.

Проходим сад насквозь и выйдя на Садовую улицу упираемся взглядом в здание Михайловского замка. Массу историй, связанных с ним, его обитателями и историей мы узнаем когда пойдем в тамошний музей, но сейчас, оставив справа памятник Петру (Конь с человеческой ногой)

выйдем на набережную уже реки Фонтанки чтобы окунуться в современность. Она представлена двумя культовыми объектами, сыгравшими огромную роль в жизни героев культового же фильма «Питер FM» — в этом доме, в окошке сидела Маша Емельянова, когда разговаривала с Максимом по телефону, а на этом мосту сидел Максим, когда разговаривал с Машей по телефону. Но друг друга они не видели, хотя на дворе стояла Белая ночь.

Прикоснулись к современности — и дальше, по классике. Обходя Михайловский замок не уходите с набережной, а дойдя до красивого Пантелеймоновского моста перегнитесь (аккуратно!) через парапет небольшого 1-го Инженерного моста чтобы увидеть самого Чижика-Пыжика! Он там сидит давно, трезвехонький, но тоже не даром — собирает (точнее — отбирает) на счастье монетки у легковерных и расслабленных туристов. Не жадничайте, сделайте ему приятное!

Внимательно оглядываясь переходим дорогу и вот мы перед Летним садом! Тоже приятное место для отдыха перед последним рывком — советую притулиться где-нибудь на лавочке у фонтанов и почитать какую-нибудь описательную статью о всех его интересностях, исторических фактах и фактоидах. А потом прийти сюда еще разок и спокойно прогуляться по аллеям в окружении статуй, зелени и фонтанов.

Возможно — зайти в Летний дворец Петра на экскурсию. Или погулять по расположенному через Лебяжью канавку Марсову полю, где был зажжен первый в стране Вечный огонь.

А пока выходим на набережную и сразу оглядываемся назад, чтобы увидеть решетку сада — непревзойденный шедевр Фельтена и Егорова. По современной легенде в 20-х годах прошлого века американские коммерсанты, пользуясь тяжелым экономическим положением СССР, предложили Совнаркому продать им решетку в обмен на сто (?) паровозов. Но Нарком просвещения Луначарский гордо им отказал. И правильно сделал. Паровозы бы уже давно сломались, а решётка - вот она! Продолжает нас радовать .

Следующим объектом на нашем пути является Площадь Суворова с памятником полководцу.

В годы войны его решили спасти от бомбежек и укрыть в подвале расположенного рядом здания (ныне — Институт культуры), но потом передумали и оставили на месте. В итоге он не пострадал, а в здание попала бомба и полностью его разрушила. Вот такие у нас памятники — герои!

Заходим на Троицкий мост, причем — на правую сторону, но сначала рассматриваем памятные доски, находящиеся на гранитных столбах. Там перечислены имена участвовавших в его проектировании и строительстве чиновников и просто известных людей. Читать — забавно.

Доходим до середины моста, останавливаемся и снова «цитата из Брата»: «Есть в городе одна точка, с которой можно увидеть одновременно огромное количество интересных мест (это не колоннада Исаакиевского собора — там „вид сверху“).Надо всего лишь встать на середине Троицкого моста через Неву — того, что у Петропавловской крепости. Стоя лицом к крепости, и поворачиваясь по часовой стрелке мы увидим совершенно невероятное для питерской архитектуры сооружение — самую северную в мире мечеть с голубым куполом и двумя минаретами „а-ля“ „Гур-Эмир“, далее — ближе к Неве — „первый питерский кондоминиум“ — Дом политкаторжан, построенный в 1933 г. для тех, кого стали расстреливать в 1937-м, далее, на набережной, у спуска к воде (это место — первая пристань в городе) — мифические фигуры Ши-Цза (некий гибрид льва и лягушки — еще пара Ши-цза — в крошечном китайском саду на Литейном пр.), за ними, в сквере — домик Петра I — первое здание Петербурга, еще дальше — там где от Невы отходит Большая Невка — видны трубы крейсера „Аврора“. Еще правее, по этому же берегу Невы, недалеко от квадратной башни со шпилем — Финляндского вокзала, на набережной виден небольшой белый купол — церковь тюрьмы „Кресты“. Дальше, уже на другом берегу Невы, на самом горизонте — Смольный собор, ближе к нам, у Литейного моста, высокое серое кубическое здание с антеннами на крыше — знаменитый „Литейный 4“ — здание бывшего КГБ. Еще ближе к нам — Летний сад с Летним дворцом Петра I и великолепной решеткой, с обеих сторон которого — первые в Петербурге каменные мосты — Прачечный и Лебяжий, еще ближе — Марсово поле и памятник Суворову, за ним — Михайловский замок с золоченым шпилем и Михайловский дворец (Русский музей), Спас-на-крови. На набережной — Мраморный дворец и, далее, вся Дворцовая набережная, с Зимним дворцом (а над крышами виден ангел с Александрийского столпа), Адмиралтейство, вдали — Исаакиевский собор, Дворцовый мост — рядом с ним Кунсткамера, а вдалеке, в перспективе, „крановый лес“ Морского порта, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами. Недавно появился и вид на самый высокий небоскреб Европы — Лахта — центр. И все это, не говоря уже о фантастической панораме самой Невы и силуэтах кораблей»

Ну вот, какой вброс информации под конец пути. Тут мы возвращаемся на Правый берег (маршрут-то кольцевой!)и понимаем, что нам осталось пересечь Троицкую площадь с Соловецким камнем и макетом на месте первого в городе собора, в котором Петра Первого нарекли Императором,

зайти с улицы Куйбышева во двор особняка Кшесинской чтобы увидеть загадочный и романтичный барельеф

и пройти мимо еще одного шедевра в стиле «модерн» — Соборной мечети, крупнейшей в Северной Европе.

А там уже переходим под землей к станции метро «Горьковская», но не спешим внутрь, а проходим по аллейке еще сотню метров чтобы увидеть слева мини-город с копиями большинства зданий и сооружений, которые мы недавно видели «в полный рост». Так сказать — сравнить масштабы увиденного и содеянного. К сожалению, все чаще вижу его закрытым — придется обойти по периметру. И Дом-стену еще раз увидите.

Тут и маршруту конец, а кто прошел — тот молодец!

Ремюзе: Я предложил вам маршрут с кратким описанием того, что можно и нужно увидеть, чтобы потом с гордостью говорить — я был(а) в Санкт-Петербурге!

В прекрасный осенний день я прошел по нему за 3 часа 45 минут, преодолев почти 16 километров. Очень устал. Но, поскольку маршрут кольцевой, то в любом месте можно его прервать, а отдохнув продолжить. Кстати, в этом вам помогут современные транспортные средства, например, самокаты, которых в городе уже очень много.

Гораздо более полная версия рассказа, вдохновившая меня на это, написана Алексеем Смирновым и прочитать ее, обязательно! можно здесь https://www.otzyv.ru/info/1731/