Еще одна золотая осень потихоньку, на цыпочках, уходит, чтобы вернуться в твою жизнь ровно через год, но уже в измененном образе и новом наряде. Расценив любовно написанную природой золотисто-голубую акварель как приглашение на бал с названием «очей очарованье," устроенный жителям средней полосы России в 2020 году в качестве приятного бонуса за все понесенные пандемические потери, я отправилась в путешествие по Рыбинску, в котором родилась, выросла и прожила большую часть своей жизни. И фотокамера помогла мне сохранить дивный миг уходящей натуры
14
Я бродила по родному городу, шелестя осенним ковром, узнавая и не узнавая улицы, подернутые морщинками времени, одновременно восхищаясь работой «косметологов», преобразивших его лик. Изначально хотела ограничиться лишь показом золотой осени, но нагуляв уйму любопытного материала, который жалко «складировать» для личного потребления, решила осветить различные рыбинские грани. Не все знают, что Рыбинск до недавнего времени не мог претендовать на статус туристического города из-за надуманной причины, которая называется «секретность». В достаточно крупном промышленном центре до середины 90-х существовало несколько видных режимных предприятий со славной историей, работающих на оборонку. Считалось, что массовым туристам гулять по старинным улицам Рыбинска противопоказано — вдруг они узнают то, что им знать не положено. Но постепенно пришло понимание — не стоит прятать от посторонних глаз волжский город с интересной историей и богатый культурными традициями. Наконец-то местная администрация всерьез впряглась в тему развития туристического кластера, призванного приносить деньги в городскую казну и способствовать его развитию
18
Ну что, начнем нашу прогулку по Рыбинску, насчитывающему в своем становлении десяток столетий. Я не оговорилась… Не смотря на то, что официальной датой рождения Рыбинска принято считать 1777 год — момент подписания императрицей Екатериной II Указа, переименовавшего поселение Рыбная слобода (ее жители промышляли ловлей осетров и белорыбицы, поставляемой не куда-нибудь, а прямиком к царскому столу), в город Рыбной, а затем в Рыбинск
12
Еще со времен воцарения Петра I Рыбная Слобода превратилась в главный перевалочный пункт на Волге с крепким купечеством, богатеющем на транспортировке грузов, следующих в Санкт-Петербург. О том, что старорусскому городу насчитывается почти 1000 лет, свидетельствуют появившиеся в последнее время заключения историков, не позволяющих усомниться в своей компетенции. Но не буду разводить бодягу в туристическом отзыве, не претендующем на научность, а покажу виды и расскажу в следующей части (надеюсь, энтузиазм не иссякнет) о поселении Усть-Шексна, откуда и пошла история нашего города. Топография Рыбинска представлена Старым городом, центром, и новыми районами, обросшими многоэтажками. Помню, как на школьных уроках краеведения учителя нам твердили: «Рыбинск — городок — Петербурга уголок», и речь шла не только о тесных торгово-экономических связях, но и об архитектурно-градостроительных подходах. Схожесть Рыбинска с городом на Неве проявляется в геометрической правильности кварталов, с обязательной постановкой домов вдоль красной линии улицы или площади
12
Великий зодчий Карл Росси, замечательно преобразивший Санкт-Петербург, поработал и над обликом Рыбинска, создав типовой проект для купечества и мещанства, уделяя особое внимание угловым домам. Пример одного из них, пока еще не отреставрированного, но все же уцелевшего в годы лихолетья дома в силе позднего классицизма, принадлежавшего старинной, знатной династии купцов Григорьевских по улице Чкалова, 15
12
Если задаться целью, то из подобных зданий разной степени сохранности можно собрать внушительную коллекцию. За долгую историю старинный центр Рыбинска не перестраивался коренным образом, поэтому являет собой классическую провинциальную застройку, подчиненную принципу логики, порядка и гармонии, учитывающую особенности волжского ландшафта
13
Во время прогулки я смотрела на город глазами туриста, стараясь уловить то, что может понравиться гостям города, а что должно разочаровать. Конечно, есть еще заброшенные купеческие дома с интересными и выразительными деталями, требующие незамедлительно вмешательства. Но не возможно не заметить и перемены к лучшему.
7
17
Подновленный облик Вознесенского переулка с возрожденным купеческим Журавлевским сквером, известным в народе как парк Лазовского, знаменитым в советское время своей танцплощадкой. Здесь обычно собирались люди за 30, поэтому в народе он получил название «Сад последних надежд». От купеческого прошлого сквер сохранил лишь кованые решетки и раскидистые дубы. Вознесенский переулок пересекается с переулком Преображенским (почувствуй схожесть в названиях, идущих из прошлых веков, и радующих слух)
14
Здесь, в здании бывшей часовни Афанасьевского женского монастыря, затопленного водами Рыбинского водохранилища, находится единственный в своём роде музей Мологского края, посвящённый ушедшему под воду старинному городу Молога. К этой теме я еще вернусь, скорей всего в следующем рассказе, где покажу систему гидравлических сооружений на Волге. Я хотела заглянуть в музей, но он оказался закрытым из-за пандемических ограничений — о визите надо договариваться заранее по телефону. В Преображенском переулке можно обнаружить памятник федерального значения — постройку 1770-х годов — один из первых каменных домов Рыбинска
11
Дом Попова принадлежал видному рыбинскому купцу, ведущему хлебную торговлю. В 1849 году у Поповых останавливался писатель И. С. Аксаков, давший меткую характеристику Рыбинску: «… Этот город не только выходит из ряда обыкновенных уездных городов, но и имеет свою, совершенно особенную физиономию. Это решительно один из важнейших городов России». В ходе реставрации исторического центра администрация вкупе с частными инициативами приняла решение по разработке колористического кода для фасадов зданий. Главным автором и исполнителем идеи об украшении города стилизованными вывесками стал рыбинский фолк-музыкант, композитор и продюсер Митя Кузнецов, возглавивший проект «Музей живой старинной вывески под открытым небом» («талантливый человек талантлив во всем»). В Минтиной мастерской стоят емкости с охрой и суриком, дореволюционные каталоги и старинные книги. При создании вывесок нет места искусственному производству, его заменяет ручной труд, позволяющий исключить так называемый «лубок» -професстональные художники, одержимые идеей возрождения традиции и исторической среды, проявляют творческий подход и оригинальность в создании красочных вывесок. Если доведется гулять по старинной части Рыбинска, обратите внимание на вывески, впрочем, их не возможно не заметить
17
9
От Преображенского переулка пройдем по Крестовой улице до пересечения с улицей Стоялой, чтобы сфотографировать бывшее подворье Югской Дорофеевой пустыни, основанной старцем Дорофеем в 1615 году на реке Юге, в 17 верстах от Рыбинска
21
Землю для подворья пустыни пожертвовали жители Рыбной слободы
14
Церковная жизнь пустыни и подворья закончилось в 1920 году, и с тех пор не возобновлялась, а Югская Дорофеева пустынь в 1941 году при строительстве рыбинской ГЭС и образовании Рыбинского моря была затоплена. Сохранившееся здание подворья неоднократно меняло свой облик. Современный вид оно получило в 1905 году. На ближнем отрезке улицы Крестовой стоит обратить внимание на памятник архитектуры федерального значения — здание земской управы
9
С историей этого дома связано появление в городе одной из старейших аптек (функционирует, не догадалась зайти в этот раз — лестница массивная достойна внимания), земской библиотеки, музея, астрономической обсерватории. Продолжаем двигаться по улице Крестовой до очередного памятника архитектуры федерального значения — городской усадьбы Наумова
13
За забором виден амбар с десятиколонным портиком 1830 г.
14
Комплекс купеческой усадьбы сохранил фрагменты интерьерного убранства, в том числе роспись потолков. Прижимистые представители купеческого сословия, стяжавшие капиталы собственным трудом и предприимчивостью, были расчетливы и в житейских мелочах. Жалея деньги на себя, не скупились на «презентацию» собственного успешного состояния — парадные комнаты купеческого особняка открывались только для приёма гостей. Как заметил И. С. Аксаков, побывавший в Рыбинске: «Русский купец, то есть настоящий, наитщеславнейшее создание, никогда не роскошествует для себя собственно, для своего удовольствия, а только для показа другим». До недавнего времени здесь была шикарная библиотека. Внешние преобразования комплекса должны продолжиться и внутри. В результате реставрации в особняке расположится музей купечества (придется подождать). Немногим дальше по той же стороне улицы — бывший дом городского главы Константина Расторгуева
14
Вернемся на Стоялую — когда-то на ней стояли бурлаки в ожидании найма (отсюда и название)
9
В день на сравнительно небольшой площадке толпилось несколько тысяч человек. Всего же в Рыбинск в поисках заработка каждый год стекались более ста тысяч бурлаков, при том что население города в то время составляло всего около 20 тысяч человек. На Стоялой, ближе к Волжской набережной, разбит Ушаковский бульвар с установленным бюстом великому флотоводцу и непобедимому адмиралу Фёдору Ушакову, родившемуся под Рыбинском
8
Интересный фонтанчик в виде земного шара
9
В октябре он уже не работал. Но я видела его и в рабочем состоянии — интересно было наблюдать, как струящееся влажное полотно, покрывающее шар, напоминающий вращающийся глобус, пришлось по вкусу местным голубям. Завершает бульвар композиция
9
Но взгляд моментально приковывает Никольская часовня, богато украшенная лепниной с 12-ю маковками и гранёным шатром, построенная в 1867 году на деньги купца Ивана Эльтекова
13
Никольская часовня — своего рода прижизненный памятник Александру II. Поводом для её строительства стало спасение царя во время неудачного покушения. Внутри скромно, а от иконы веет теплом
8
У меня сразу же возникло желание поставить свечку Николаю Угоднику — моему любимому Святому. Ноги сами несут к смотровой площадке рядом с причалом круизных судов, где одиноко стоит бронзовый поэт-песенник Лев Ошанин, родившийся в Рыбинске в 1912 году
13
Дом, с памятной доской, где прошло его детство, находится в начале улицы Чкалова (видела). Если вам ни о чем не говорит фамилия широко известного в советское время поэта, то уж песня «Течёт река Волга», думаю, знакома. И еще хиты от автора: «А у нас во дворе…», «Эх, дороги», «Пусть всегда будет солнце». Строфа из песни «Здесь мой причал и здесь мои друзья» выбита на бронзовой табличке. Рыбинск когда-то называли столицей бурлаков
16
Отсюда и памятник простому мужику -то ли крестьянину, то ли бродяге, тянувшему на своих плечах груженую баржу. На верхней набережной под желтеющими кронами деревьев так приятно посидеть на скамейке, укротив думы и страсти, впустив в душу тихий покой, навеянный спокойным течением великой русской реки. Правда, не широкая она в наших краях, но тем не менее — судоходная Волга! Клумба забавная, увенчанная золотой рыбкой, которая в свою очередь, увенчана «золотой» короной
8
Памятник чернобыльцам — что не удивительно, так как режимные предприятия города, работающие на атомную энергетику, одними из первых откликнулись на беду
8
А сейчас начнутся виды, которые хочется «съесть» глазами
24
Я пребывала в совершеннейшем восторге от европейского уюта и комфорта, присутствующего в обустройстве набережной с красивыми фонарями, клумбами, дополняемого русскими мотивами и родными пейзажами
12
13
Причал для круизных судов, а в прежние времена была пристать с традиционным рестораном на воде
9
Куда все делось. При прогулке мне повезло застать круизный корабль, отплывающий вниз по Волге
13
Мост через Волгу кажется невероятно легкой конструкцией, словно парящей над рекой. Не случайно он имеет статус одного из самых длинных и оригинальных на Волге. А вид моста со Спасо-Преображенским собором считается визитной карточкой города
22
Согласитесь, это очень красиво! Началом строительства моста стал 1938 год, но первоначальный проект не был завершен, так как в процесс мешались стремление поскорей достроить рыбинскую ГЭС и начавшаяся война. Тот случай, когда очень плохие события предотвратили невосполнимую утрату — по предвоенному проекту собор был обречен на уничтожение, поскольку мешал осуществлению проекта. Да и кому они были нужны — символы веры, противоречащей мировоззрению строителя коммунизма. В результате поствоенных трудностей стройку заморозили аж до 1957 года. Специалисты прибывшего мостотряда изменили первоначальный план и перенесли опоры на 150 метров по течению, и собор не пострадал. Лишь 27 августа 1963 года мост ввели в эксплуатацию. До того времени существовала лишь водная переправа, не обеспечивающая потребность в доставке людей и грузов на левый берег Волги. Я не помню детали открытия моста в силу младости лет, но сколько помню себя, всегда радовалось при виде его гармоничной конструкции
13
От нижней набережной поднимемся по лестнице до памятника Бурлаку, чтобы сфотографировать здание Мучного гостиного двора. Первый камень в его фундамент был заложен 1796 оду. Растущему купеческому городу были крайне необходимы торговые ряды на Волжской набережной
14
При этом наши предки со стройкой не торопились, здание было завершено лишь в 1830 году. Мучной гостиный двор сохранился полностью, и занимает квартал от Красной площади до улицы Стоялой. Лучше всего до наших дней дошло оформление северного фасада по Волжской набережной, потому как в этой части довольно долго размещался краеведческий музей, поэтому вынужденно следили за состоянием. А вот южный фасад, выходящий на Крестовую, сильно изменился ещё в дореволюционные годы. Внутри Мучного двора находится Мытный рынок, который действует и по сию пору (Мытный — от слова мытарь, означающего то же самое, что и налоговый инспектор в новейшей истории. Внутри Мучного двора находилась контора мытарей, читай — налоговая инспекция). Вид с южной стороны
8
В городе помимо Мытного рынка, есть еще и Сенной рынок, считающийся центральным (на мой взгляд, он гораздо богаче по ассортименту, чем Мытный). Напротив северного фасада Мучного двора находится Старая хлебная (лоцманская) биржа — памятник архитектуры федерального значения
7
Биржа построена в 1806 — 1811 гг. по проекту ярославского губернского архитектора Г. В. Петрова в стиле строгого классицизма. В начале 19 века оптовая торговля, имеющая биржевые формы, постепенно приходит из Европы и в Россию. Биржа, что на фотографии, стала третьей, появившейся в российском государстве, после Москвы и Санкт-Петербурга. Если существует Старая хлебная биржа, то логично было бы предположить. что и Новая в городе сыщется. А ее и искать не надо, она сама найдется в силу своей поразительной красоты. Фасад биржи, построенной в 1912 году в «неорусском» стиле (да, много всего изящного в ней намешано), украшают 211 цветных изразцов с изображением двуглавых орлов, бусин, трав, орлов, призванных демонстрировать богатство и силу рыбинского купечества
18
Здесь собирались торговцы и промышленники от Каспия до Белого моря. Чтобы здание могло выдержать ледоход и весеннее половодье, фундамент из бутового камня был погружен в землю на четыре метра
11
В мае 2020 года волжская вода поднималась до критической отметки, едва не затопив музейные коллекции. Нижняя набережная была сильно подтоплена — вода полностью скрыла скамейки
17
Самый лакомый кусочек современного Рыбинска — это отреставрированная Красная площадь с замечательным видом на Новую биржу, в которой сейчас находится художественный музей-заповедник
13
Экспозиция и залы музея заслуживают внимания — советую. Сейчас мы туда заглянем
7
С 18 сентября в музее начала работать выставка «Искусство музейной реставрации», рассказывающая о той части музейной деятельности, которая обычно скрыта от глаз посетителей. Впервые представленные произведения живописи, иконы, гравюры, документы, мебель, предметы из фарфора, кости и металла, возвращенные к жизни руками реставраторов, не могут не заинтересовать посетителя
7
Мне особенно был интересен зал с собранием реставрированных икон. Фотографировать со вспышкой не дают
9
Икона Святого Архистратига Михаила, 16 век из имения Петровское, поступила в музей в 1923 году. Дворяне Михалковы (предки известных всем деятелей культуры советской и современной России) имели под Рыбинском, на левом берегу Волги, усадьбу Петровское. Те, давнишние Михалковы, заказали в 16 веке икону Архангела Михаила как небесного покровителя и помощника в ратных делах в мастерской Троице-Сергиева монастыря. Шли столетия, менялись эпохи. Все мы хорошо знаем, что происходило в нашей стране после революции — имения отнимались, ценности экспроприировались (не самый плохой исход). Иконы и полуразрушенное дворянское гнездо, являющееся объектом культурного наследия, продолжают оставаться в собственности государства, а известный режиссер, один из братьев Михалковых, обиделся на Рыбинск за то, что ему не отдали хотя бы одну из семейных икон. В начале 90-х Никита зачастил в наш город, устраивая творческие вечера с невероятно душевной атмосферой (посещала). Музейщики предлагали ему восстановить усадьбу, высказывали идею об организации там киношколы, но он не принял предложение. Особый интерес из экспонатов представляет икона «Спас Нерукотворный», из усадьбы Михалковых, на обратной стороне которой указано, что принадлежала она стольнику и постельничему царя Михаила Романова Константину Михалкову, наместнику трети Московской. Фотографии в моей фотоколлекции нет по техническим причинам. Снова выходим на Красную площадь предаваться любованию
6
Афиша приглашает на юбилейный концерт оркестра Аркадия Шацкого — местного кумира моего поколения, создавшего ансамбль «Радуга», радовавшего нас, юных, на танцах в местном ДК. снискавшего признание в столицах. Нина Шацкая — известная исполнительница романсов — его дочь
5
За театральной тумбой с афишей, просматривается Красный гостиный двор, построенный на средства купечества в 1873–1877 годах по проекту архитектора Ломакина. Здесь продавали ткани, товары бытовой химии, краски и прочие необходимые в хозяйстве вещи. Сейчас торгуют тем же, но по-современному. Брусчатка, старинные фонари, газоны — новые элементы обустроенной площади. Без изменений остался лишь монумент в центре площади — памятник Владимиру Ленину
15
Ильич, одетый в пальто и теплую шапку, беззастенчиво занял чужой пастамент из красного гранита, на который первоначально в мае 1914 года торжественно водрузили бронзовую фигуру Александра II, созданную скульптором Опекушиным в качестве благодарности царю-освободителю от бывших крепостных, трансформировавшихся в купцов после получения вольной. Не помню, чтобы велась какая-то общественная дискуссия по поводу уместности современной трактовки памятника в центре Красной площади Рыбинска. Завершит нашу сегодняшнюю прогулку знакомство с главной достопримечательностью Соборной площади — Спасо-Преображенским собором, по совместительству являющимся жемчужиной Поволжья
19
Проект соборного комплекса, прежде чем оказался в Рыбинске, участвовал в конкурсе на строительство Исаакиевского собора в Петербурге и занял на нём третье место. В 1831–1851 годах по чертежам группы петербургских архитекторов во главе с ректором Императорской Академии художеств Авраамом Мельниковым на месте одноимённой церкви XVII века Петра и Павла воздвигли Спасо-Преображенский собор. Работы по строительству шли тринадцать лет, но результат превзошёл все ожидания
14
Взору предстает устремлённая в небо почти стометровая свеча в стиле барокко и классицизма с изящным острым шпилем. Спасо-Преображенский собор с наступлением темноты подсвечен сотнями огоньков, рассекающих тьму и выводящих его в центр картины мирозданья. Лимит на фотографии исчерпан — пора закругляться. Делаю это не слишком охотно, потому как процесс оформления впечатлений оказался увлекательным. Буду работать над продолжением…