От Мериды до Ушмаля всего ничего. Часа полтора на хорошей скорости и вот уже появляется развилка с указателем «Uxmal». Входные билетики на уже традиционные 120 песо, вертушка на входе и доброжелательные охранники с компостером наперевес.
— Welcome! — и мы на территории ритуального комплекса.
1
Да, да. Я не оговорился. Ушмаль, это не город, не поселение, а именно комплекс зданий, предназначенных для проведения всяческих ритуальных обрядов. Жить на его территории было просто невозможно. И отнюдь не по причине особой мистической злобности богов. Проза жизни диктует свои условия. Здесь нет природных сенотов. А человеку без воды «и ни туды, и ни сюды». Даже в современных условиях, в той паре мотелей, которые расположены на подъезде к зоне, вода в кране появляется по часам. Утром и вечером. А представьте себе, какая это была проблема в древние века. Особенно если учесть, что водовозок не было, ибо колёса, как транспортные средства, не использовали. У меня возник вопрос:
— А как же жрецы? И прочий обслуживающий персонал?
— Так приносили воду с собой. И оставались только до тех пор, пока жажда не начинала душить. А потом собирались и шли домой. Были ещё, правда, цистерны, в камне вырубленные. В них собирали дождевую воду. Но в сухой сезон от таких бочек всё равно было мало толку.
1
Прошли билетный контроль. Сотня, а может и другая шагов и мы упираемся в грозную пирамиду. Архитектура уже иная, чем в Чичен Ице. Три уступа. Маленький вверху, побольше посерёдке и самый большой в основании. Выделяющаяся и выступающая лестница в небо, к вершине древнего мира. Более грубая и более массивная работа, чем у пирамиды Кукулькана. И более впечатляет и своими размерами, да и той же самой грубостью впечатляет… Обошли пирамиду с другой стороны. Там не всё так гладко. Разруха! Денег на реставрацию, видать, выделяют не много. Центральный фасад подмазали, а до тыльной части вдруг не каждый турист доберётся?
1
Перед поездкой много читал про сии места. Если учесть, что реальных фактов очень мало, то всё, что известно обильно сдабривается мистикой. Например, одно из изданий пишет о течении энергии в различных майянских городах. Утверждают, что территория Чичен Ицы «заставляет посмотреть на вторую сторону монеты». Там плохая энергия и человек сильно устаёт, долго находясь на её земле. Зато здесь в Ушмале энергия солнечная и исключительно положительная. Если верить этим словам, то бегать по тутошним ступеням мы должны были с грацией молодых горных козочек и козликов. И вот я уже прислушиваюсь к своему престарелому организму, как там с течением энергии по жилам и нейронам? Бодрость духа, грация и пластика? Ничего не услыхал! И лишний раз убедился, от книг только один вред… Но старые майя тоже умели сочинять. Да еще как! Вот, например, миф о создании этой самой пирамиды, у основания которой я делал попытку лицезреть самого себя изнутри.
2
Жила была женщина. Колдунья. На лицо ужасная, добрая внутри. Причём сила её была такова, что она могла даже смерть заставить уйти. У правителя Ушмаля умирал сын. Вызвали её в качестве скорой помощи. Сказка есть сказка. Всех спасли… Возвращалась она обратно через лес и нашла ребёнка. Маленького и уродливого. Помните, она была добрая и страшная. Ребёночка взяла, жизнь божью спасла, на мордочку сильно не смотрела.
Прошло время. Все выросли. Красивый и вредный, как все олигархи сын правителя стал правителем, а карлик остался карликом. Мелкого, понятно, все дразнили. Но колдунья ему всегда твердила:
— Не плач сынку, быть тебе вождём Ушмаля.
И вот однажды подзывает колдунья сына и говорит:
— Иди во дворец, и проси, чтобы тебе отдали место правителя.
Ни меньше, ни больше. Карлик пошел. Поднимается во дворец, там пьянка. Гости сидят, жрут и общаются. Ну, карлик выдал свои требования. Над ним поржали, дали кусок кукурузы в зубы и отправили домой.
На следующий день мать его опять отправила во дворец.
— Иди, и проси власть, тебе принадлежащую.
Правитель, понятно уже рассердился.
— Это первый раз по приколу было. А теперь ты обнаглел. Я тебе могу и голову отрубить. Но помня, кто его мать, согласился дать карлику испытание.
— Сделай, — говорит, -то, что до тебя ещё никто не делал!
В сказках джинам и колдунам всё под силу. И наутро возникла пирамида из ниоткуда. Та самая, большая и красивая.
Что стало с карликом? Само собой правитель просто так не сдавался. Пришлось его палкой по башке лупить, отчего он в прах рассыпался. И, как и во всех романтических балладах, победили те, кто знался с нечистой силой.
4
1
А что происходило на самом деле? Слово «Ушмаль» переводится как «трижды построенный». Скорее всего, именно так и происходило. И саму пирамиду эту строили с четвёртого по девятый век нашего времени в несколько этапов. Возвели храм. Прошло время. Пришло следующее поколение строителей. Из развалин сделали подножье, платформу, а сам домик перенесли повыше. И так три раза подряд. Вполне убедительно и правдоподобно. Последний раз реконструкцией занимались в 900-х годах нашей эры. Для сравнения хронологий, в наших землях в ту пору Русь крестили.
За пирамидой Прорицателя, как и во всех ритуальных местах Юкатана есть поле, для игры в мяч. И еще непонятная площадь, со всех сторон трибунами огороженная. Похожа на стадион. Но испанцы её голубятней прозвали. Для тех, кто русским языком владеет только в его молодёжном варианте, поясняю. Голубятня, произошла от названия одноимённой птицы, и к гей тусовкам никакого отношения не имеет. Просто на острых шпилях строения любят птицы сидеть, и ничего более.
2
1
Но самый офигенно красивый вид на окрестности открывается с холма, где стоит Дворец Правителя. Сам холм, природная возвышенность. Взглядом с него можно охватить всё окружающее пространство. Вокруг, куда глаз не кинешь, зелёное море сельвы вокруг. И только близлежащие пирамиды торчат жестко, строго и конкретно. Поднимаются ввысь из окружающего их леса.
Дворец Правителя. Строго прямоугольное здание, занимающее всю вершину холма. Желто-розового цвета. И рисунки какие-то непонятные на облицовочных плитах накулёманы. Невесть что, но уж больно на свастику похоже. Обращу внимание читателя, свастика к фашистам как таковым отношения никакого не имеет. Этот знак всю жизнь, задолго до них просто обозначал солнце. А уж чего, но солнца здесь предостаточно.
4
На этом же холме красуется ещё одно строение. Храм Черепахи. Но если Дом Правителя большой такой прямоугольный амбар-элеватор, то черепаший домик маленький такой в сравнении с ним кубик-сарай, притулившийся с самого боку. Бедный родственник богатого дяди! Но фамильная родственная связь прослеживается, потому как масть одна. Цвета одного, то есть, обе постройки.
На примере Ушмаля можно смело защищать диссертацию на тему: «Нужно или нет реставрировать творенья старины глубокой?» Едва спускаешься с холма, как справа по борту стоит огромная такая насыпь из булыжников, битого кирпича и прочих отходов строительного производства. Причём свалка эта явно многовековая и корни деревьев проросли сквозь неё, сцементировали основание, и теперь это просто холм конусной геометрии. Походу видно, что когда-то здесь стояла очередная пирамида. Да только годы и природа сотворили своё черное разрушительное дело.
1
Но с одной из четырёх сторон за дело взялся человек современной формации. И вместо дикой насыпи камней появились ступени, ведущие ввысь, к небу, к солнцу. По ним теперь можно даже пройтись, и даже вскарабкаться на верхотуру и крикнуть с вершины своё послание к миру… На вопрос:
— А как узнали, что в древности всё было именно так? — ответили невнятно, с явным сомнением в голосе:
— Описали камни, загрузили в компьютер, и получилось то, что получилось!
Но ей-ей, я в это не верю. Скорее всего было так: современный главнокомандующий этой зоной пришел к современному архитектору и дал приказ:
— Будем восстанавливать, благо деньги от правительства пошли.
Архитектор в своём разумении за пару дней и ночей нарисовал чертёжик, мысленно ставя себя на место древнего прораба, и выдал на гора проект реконструкции. Дальше бульдозерами и прочей строительной техникой расчистили местечко с одной стороны и по-быстрому уложили камушки по своим местам. Нате, получите туристическую достопримечательность! Согласитесь, что это более реалистичный сценарий?
Для наглядности я свои слова проиллюстрирую фотографиями. Поставлю их одну за другой. Как было, и как стало. Смотрите, и решайте сами, нужна ли была реконструкция, или нет.