Варзазат с городом Марракешем связывает дорога, пересекающая горы Высокого Атласа через перевал Tizi N’Tichka на высоте 2260 метров.
Если вы никогда не были в горах, и не видели горных перевалов, то высота 2260 метров не кажется такой уж и большой, так, легкая прогулка. Вот, и ошибаетесь!
А теперь представьте скалы с крутыми склонами, нависающими над дорогой. В любой момент может произойти обвал, и автобус, как детская игрушка, кувыркаясь и громыхая костями пассажиров, покатится в пропасть.
Почему-то вспомнился нам автобус, сорвавшийся в пропасть в Израиле. Ага, очень похоже, тоже два туристических автобуса, так же как и наши, играли в догонялки.
А дорога узенькая-узенькая, с трудом разъезжаешься с встречными машинами. А эти повороты на 180 градусов на серпантине, когда совершенно не видно, что ждет тебя за поворотом, и впишемся ли мы вообще в этот поворот или совершим красивый полет.
Смотреть вниз откровенно страшно, от глубины обрыва кружится голова, но так хочется заглянуть за край дороги, что бы увидеть речку, протекающую по дну ущелья.
А незачем смотреть, можно просто отвернуться, закрыть глаза и молиться. Но самые смелые увидят и дорогу-змею,
и домики, разбросанные по склонам. И снежные шапки на вершинах гор в разгар лета, кстати, в Марокко есть неплохие горнолыжные курорты, которые работают с декабря по апрель.
Ну, вот, все страхи позади. И на закате мы подъехали к «жемчужине» Марокко — городу Марракешу.
Марракеш
Неповторимый город Марракеш, древняя столица Марокко, расположен в предгорьях Высокого Атласа. Марракеш дал название всей стране. В XI веке он стал столицей огромной империи, и долгое время оставался ею. «Жемчужина, переброшенная Аллахом через гору Атлас» — так арабы с восторгом отзываются о Марракеше.
Существуют две версии происхождения названия города. Общепризнанная предписывает переводить слово «Марракеш» (точнее — «мракеш») с берберского как «красный», «прекрасный». Глядя на терракотовые стены города, в этом трудно усомниться — это в буквальном смысле красный город.
Вторая версия тоже имеет право на существование: еще на одном из берберских диалектов «мракеш» означает обращение к путнику, перевести которое на русский можно «Не проходите мимо!»
Город был основан древними племенами берберов под предводительством султана Юсуфа. Империя султана раскидывалась от Атлантического океана до Алжира, от Испании до пустыни Сахара. Столицей империи в течение 40 лет был Марракеш. В конце XVI века «Золотой» султан Ахмед эль Мансур, которого прозвали так за богатство и роскошь, воздвигнул в городе множество дворцов, мечетей и фонтанов. Колорит Марракеша удивляет: неживая красота граничит здесь с красивейшими садами и виллами. Хотя город находится не на побережье, он пользуется огромным спросом у туристов, которые приезжают сюда со всего мира с целью отдыха.
Солнце садилось, жара спала, и на улицах появились гуляющие местные жители. Кто-то сидел в кафе, другие прогуливались в парке и вдоль дорог. Что меня больше всего удивило, так это многолюдность.
Автобусы долго петляли по улочкам Марракеша. В отель мы прибыли, когда на город уже спустилась ночь.
Отель «Es Saadi 5*»
Дворец! Как же нам повезло с отелями! Один краше другого, вроде бы должны были привыкнуть за эти дни к роскоши, ан нет, опять куча восторгов.
Отель «Es Saadi 5*" построен в национальном марокканском стиле, с соответствующим антуражем, с мягкими диванами, огромными вазами с благоухающими цветами, расписными стенами.
Кроме большой комнаты, была еще гардеробная, ванная комната, с огромной ванной, и с отдельной душевой кабиной.
В комнате большие кровати с пуховыми перинами и кучей подушек (в некоторых номерах был даже балдахин над кроватью), уголок отдыха, современная плазма, на полу мягкие толстые ковры. И подарки, подарки — фрукты, сладости, косметические средства, бутылочки с оливковым маслом.
А сидя на террасе можно любоваться бассейном, садом, в котором пели, заливаясь, невидимые птицы.
Нам дали полчаса на расселение и приведение себя в порядок, затем автобус уезжал в ресторан на ужин. Да, что это такое? Как можно за это время двум женщинам успеть принять душ-ванну, привести лицо и голову в порядок? Или мы не женщины? Разумеется, мы немного задержались, ровно на час. Думаете, автобус нас ждал? Увы.
Приняли решение добираться до ресторана на такси. Ресторан находился в старом городе — медине. До медины-то мы доехали, а дальше такси проехать не может, улочки слишком узкие и извилистые. Вышли мы из машины и стоим, раздумываем. И куда? На дворе ночь, незнакомый темный город. На помощь к нам пришли местные тинэйджеры. Веселой, галдящей ватагой они резво побежали впереди, приглашая нас с собой. А на улочках ни души, только кто-то страшный кашляет и возится в темной подворотне. Блин, вот, попали!
Побежали… Минут через 5 мы, всё же благополучно оказались у ресторана «Stylia». Оказывается, в Марокко достаточно безопасно в ночное время, или нам просто повезло.
Ресторана «Stylia» считается одним из самых дорогих ресторанов в Марракеше. Марокканский богатый интерьер, дорогая посуда, даже огромные вазы с цветами в туалетной комнате, всё говорит о том, что устроители тура не поскупились.
И опять 3-х часовой ужин, с национальными песнями и танцами живота, с многочисленными переменами блюд, с льющимися винными реками. А как же иначе, мы же самые дорогие гости, нас сам король Марокко пригласил для знакомства со страной.
Разомлевшие, уставшие от обилия еды, мы важно поплыли в сторону отеля. У кого-то еще хватило сил пойти гулять по ночному городу, а мы с Татьяной решили расслабиться перед сном в отеле. У нас еще целые сутки в Марракеше, успеем, нагуляемся.
11.05.2009 г.
Марракеш — большой современный город, с населением чуть больше миллиона жителей, есть в нем и высокие современные здания, и банки, и широкие улицы с дорогими бутиками. Даже «Макдональдс» есть. Но нас больше интересовала старая историческая часть города, и после небольшой обзорной автобусной экскурсии, по улицам современного Марракеше, мы углубились в древнюю медину.
Медина в странах Магриба и Северной Африки вообще — старая часть города, построенная во времена арабского владычества в IX веке. Слово «медина» (аль-мадинат) в современном арабском языке означает просто «город». Как правило, медина окружена стеной. Обычно внутри медины довольно узкие улицы (иногда менее метра шириной), которые составляют настоящие лабиринты. В связи с этим автомобильное движение в медине невозможно, а иногда затруднено и движение двухколёсного транспорта. Узость и запутанность улиц служила дополнительной помехой на пути возможных захватчиков города. Во многих мединах сохранились древние фонтаны, дворцы и мечети, которые сохраняются в связи с их культурным значением и в качестве туристических достопримечательностей.
Марракешская медина — вторая по величине после фесской и одна из самых старейших. В 1126 г. Али бен Юсуф окружает город крепостной стеной с большим количеством дозорных башен. Сегодня стену длиной более 10 км с четырнадцатью воротами и все, что находится в пределах стены, называют Старым городом — мединой, улочки которой живут своей, особой жизнью.
Вот, в таком удивительном средневековом городе мы и оказались. Вот они ожившие сказки «1001 ночи». Вот, в этом доме жил Али Баба со своей матерью, а вон в том — Алладин с волшебной лампой. А вот, и сам Алладин сидит, отдыхает и играет со своей любимой собакой Жасмин.
А это Али Баба возвращается домой из булочной.
И Синдбад-мореход везет из заморских стран на уставшей, спотыкающейся лошадке целую телегу сокровищ.
Девушки-красавицы торопятся на рынок за покупками, но не забывают прикрыть лица от нескромных взглядов и наглых фотоаппаратов.
Внезапно мы вышли к одной из главных достопримечательностей Марракеша. Дворец Бахия («Дворец красавицы») построил в конце XIX века Сиди Мусса (Великий Визирь Марракеша Си Ахмед бен Мусса) для одной из своих законных жен.
В дни своего расцвета, Великий Визирь Марракеша Си Ахмед бен Муса управлял страной, потому что султан, Абдел Азиз, был еще ребенком. Си Ахмед бен Муса построил себе прекрасный дворец, где жил вместе с четырьмя женами и двадцатью четырьмя наложницами. В прекрасных палатах он встречал важных гостей, в тихих комнатах жили его жены, а в гареме его наложницы.
Когда Великий Визирь развлекался с какой-либо из жен или наложниц, эти развлечения сопровождались музыкой слепых музыкантов, дабы они не видели, как развлекается хозяин дворца.
Уже после начала строительства Визирь постоянно приобретал все новые и новые участки по соседству. Его дворец постоянно разрастался. В результате после 7 лет строительства он превратился в настоящий лабиринт. Дворец, похож на загадочную шкатулку, где двери ведут из гостиных в закрытые сады с фонтанами, а из официальных гостиных невозможно попасть в покои домочадцев.
Из 150 комнат дворца для посещения открыты лишь покои, находящиеся на первом этаже. При жизни Великому Визирю сильно досаждала полнота. Поэтому дворец получился невысоким, Сиди Мусса предпочитал передвигаться по первому этажу
Дворец отличается красивой традиционной мозаикой, резной деревянной работой и расписанными кедровыми дверями и потолками. Красота и богатство дворца не давали покоя султану и были предметом долгой зависти, что после смерти Великого Визиря Сиди Муссы, возмужавший султан разграбил дворец.
Во дворце Бахия снимали фильм «Гарем» с Настасьей Кински и Омаром Шарифом в главных ролях. А это и есть тот самый гарем, в котором жили несчастные женщины. Хотя, я могу и ошибаться, и женщины были вполне счастливы. Да, конечно, счастливые! Красиво одеты, всегда сытые, жили в роскошном дворце и никогда не работали. Никаких проблем и забот. Чтоб я так жила!
Широкий двор с бассейном и фонтаном посередине, окружен крытой галереей, с комнатами наложниц визиря.
Во дворце множество залов, комнат и комнаток, темные и светлые коридоры, в которых легко заблудится. Что мы и сделали. Зазевались и потеряли из виду нашу группу. Но не беспокойтесь, в любом случае, после обхода дворца, все возвращаются к главным воротам.
А потом пришло головокружение от бесконечного лабиринта узких улочек медины, от дворцов, похожих один на другой (или мы в одном и том же блуждали?) От бесчисленных сувенирных лавочек, в которых продавали порой очень красивые безделушки, а порой, совсем ненужные вещи.
Из медины наш путь лежал к самому высокому строению старого города — мечети Кутубия.
Кутубия — не просто главная мечеть, она — истинный символ города, ориентир для заблудившихся туристов. Говорят, ее, как самое высокое здание в городе, в ясную погоду видно с расстояния 30 км. Конец XII в. подарил миру три минарета-близнеца: Кутубию, ставшую образцом для строительства башни Хасана в Рабате, и минарета Хиральды в Севилье в Испании. Все три считаются вершиной архитектурного зодчества своей эпохи и выполнены в классическом мавританском стиле.
В Рабате не была, ничего сказать не могу, но мне кажется, что Хиральда в Севилье всё же красивее Кутубии в Марракеше.
В 1147 г. первый правитель династии Альмохадов Абд аль-Му-мин затеял строительство Кутубии на месте Ксара-эль-Хаджара — «Каменного дворца» своего предшественника Абу-Бакра. Работы шли очень быстро, но вскоре выяснился абсолютно неприемлемый для религиозной постройки факт — мирхаб новой мечети с великолепными колоннами неправильно ориентирован на Мекку. Султан жестоко расправился с архитектором, разрушил созданное им творение и приказал строить заново.
За 15 лет (1184–1199) указание было выполнено. Заканчивал строительство уже внук Абд аль-Муми-на Якуб аль-Мансур. Именно он украсил мечеть прекрасным минаретом (77 м) из сланцевого песчаника из карьера Джебель-Гелиз. С архитектурной точки зрения пропорции башни идеальны: 1:5 (длина каждой стороны основания 12,8 м, высота без шпиля — 65).
Астрологи того времени утверждали: золотые шары на шпиле минарета удерживались в равновесии только лишь благодаря влиянию планет. Однако строители придерживались другого мнения — их просто как следует их укрепили.
С четырьмя шарами на минарете связана еще одна легенда, на их изготовление якобы ушли все золотые украшения одной из жен султана Якуба аль-Мансура. Она отдала их на переплавку в знак раскаяния за совершенный грех — чревоугодие во время священного месяца Рамадан. В столь высокую цену был оценен всего один стакан воды. Эта легенда распространилась далеко за пределами города, и долгие века приносила ему немало неприятностей. Марракешу постоянно приходилось отражать набеги охотников за золотыми шарами — ради них сюда устремлялись правители близлежащих государств, кочевые племена и обычные шайки разбойников. Каково было бы их разочарование, если б они достигли цели! Относительно недавно выяснили — все шары отлиты из позолоченной меди.
В 1948 г. при раскопках археологи обнаружили полуразрушенные колонны первой, неудавшейся, Кутубии. Сейчас мы можем их видеть рядом с ее последовательницей.
Подошли мы к Кутубии. Полюбовались издалека, полюбовались вблизи. Задрав головы, разглядели золотые шары. А дальше? А дальше законы марокканские не пускают. И сюда нам вход воспрещен, нельзя, вход только для мусульман! Это вам не Хиральда в Испании, в которою можно не только войти, но и забраться на самый верх башни.
Сфотографировали, облизнулись и пошли дальше.
В парке рядом с Кутубией разгуливают важные нарядные водоносы. Есть ли у них в бурдюках вода, это вопрос? Но фотографируются они с превеликим удовольствием, не для души, или искусства ради, а корысти для. Ну, не настоящие они какие-то, слишком аляповатые, слишком перекормленные, не похожи они на людей зарабатывающие тем, что за копейки помогают утолять людям жажду.
Гораздо приятнее видеть молодую мать с дитем. Она не против сфотографироваться, но что скажет муж? Разрешит ли? Муж милостиво дал своё согласие.
С какой любовью она смотрит на своего кроху. Настоящая марокканская Мадонна.
Теги:
Культурно-познавательный туризм