Не случайно в названии своего рассказа я написал словосочетание «мечты сбываются». Мечта побывать на Сахалине сидела в голове еще со студенческих лет, тогда была надежда попасть туда в экспедицию, но не сложилось. Потом было как-то не до поездок вообще, затем манила заграница. Хотя казалось бы, живешь на Дальнем Востоке, о Хабаровска всего час лету. На Сахалин можно ехать и самому, но посетить красивые и интересные места скорее всего самостоятельно будет сложно. Все равно придется обращаться к туристическим компаниям, организующим экскурсионные поездки по острову. Возможен конечно вариант аренды авто, но очень много нюансов, связанных с особенностями дорог (грунтовки или вообще лесные труднопроходимые). Поэтому, чтобы не заморачиваться с подобными проблемами я взял недельный тур по Сахалину. Он так и назывался «тур-комфорт по Сахалину». Фирму, организовавшую поездку здесь указывать не буду, так как реклама на сайте запрещена, но кому интересно отвечу лично. Отмечу только то, что организация была на высочайшем уровне. Ребята — гиды замечательные. Плюс то, что в группе было всего четыре человека! Так что тур был практически индивидуальным. Лететь как я уже написал от Хабаровска всего час, рейс аэрофлотовской дочки «Авроры». И здесь один нюанс, касательно перелета. Цена!!! Билет Хабаровск-Южно-Сахалинск — Хабаровск обошелся в 17800 руб. (тариф эконом максимум). Можно конечно взять тариф подешевле, но он будет безбагажным и невозвратным. Для сравнения билет Хабаровск — Москва и обратно за почти 8 часов полета обходится в 25100 рублей. Это к слову о доступности полетов по России. Но «Аврора» здесь в своем роде монополист и понятно что на остров дорога практически только одна — по воздуху. Конечно для любителей экстрима есть еще паром Ванино-Холмск, но это еще тот квест. В сети есть отзывы о нем, найти можно. Тур предполагал проживание в Южно-Сахалинске в отеле категории 4* (поэтому и комфорт). Отель «Пасифик Плаза» располагался в центре города, довольно удобно было добираться до достопримечательностей. Условия вполне приличные. Ниже фото гостиницы.
Первый день после заселеения и небольшого отдыха на провели двухчасовую обзорную экскурсию по городу. Сам Южно-Сахалинск город небольшой (население около 200 000 человек). Город отличает «прямоугольная» планировка. Это наследие периода губернаторства Карафуто (1905–1945 годы). Тогда город носил название Тоёхара. Ниже фото Тоёхары, взятое в интернете.
Сам город произвел впечатление очень чистого и ухоженного города. Очень много зелени, скверов, большой парк. Ниже фотографии небольшого сквера Асахикава.
1
2
А это небольшой парк имени А. П. Чехова. Рядом находится музей книги «Остров Сахалин».
1
1
1
На проспекте Мира.
В рамках экскурсии посетили горнолыжную базу «Горный воздух». Туда ведет канатная дорога, при желании можно подняться туда на ней.
2
А ниже вид на Южно-Сахалинск со смотровой площадки «Горного воздуха».
1
Очень красивые места в городе на площади Славы и на площади Победы. На площади Победы находятся Музейно-мемориальный комплекс «Победа» и кафедральный собор Рождества Христова. К сожалению случайно удалил фотографии и показать здесь мне нечего(((. В мемориальный комплекс мы из-за отсутствия времени не попали, хотя хотелось. Может в другой раз. Ниже еще несколько фотографии красивых мест города. очень
1
Ниже на фото здание краеведческого музея.
2
Здание музея было построено во времена губернаторства Карафуто и выполнено в традиционном японском архитектурном стиле «тэйкан-дзукури» — «императорской короны». Здание изначально строилось как музей, хотя внешне может показаться что оно строилось как императорская или губернаторская резиденция. Гиды сказали что оно удивляет даже японцев. Экспозиция музея небольшая, но довольно интересная. На посещение музея можно заложить пару часов. Вокруг музея красивый парк.
1
2
Возле входа в музей установлен памятник Брониславу Осиповичу Пилсудскому — российскому этнографу, внесшему большой вклад в изучение природы и населения острова. Многие исследователи были тогда ссыльными или вообще каторжанами. Ведь Сахалин тогда был известным местом ссылки.
После экскурсии нас собрали на приветственный ужин в ресторане японской кухни. Он входил в стоимость тура. На следующий день по прогнозам обещалась хорошая погода и был запланирован выезд на знаменитый маяк Анива. Ехать туда довольно далеко. До поселка Новиково где — то около двух часов, частично по грунтовке.
А уже оттуда до маяка на скоростной моторной лодке.
Нам очень повезло. Был практически мертвый штиль и добрались очень быстро. Правда я по собственной глупости забыл кепку и во время двухчасового перехода к мысу и обратно я сгорел насмерть. Точнее сгорела голова. Так что загар не только в тропиках можно получить. Сам маяк Анива очень своеобразное место. Строго говоря он находится не на самом мысе, а на небольшом островке, отделенным от него небольшим проливом. Этой поездке я посвятил отдельный фотоальбом. Вообще, если доведется кому быть на Сахалине я бы очень рекомендовал эту поездку. Место ранее вообще было недоступно. маяк был объектом Министерства обороны. Сейчас, пока ничего не поменялось нужно ловить момент. Ощущения непередаваемые, стоишь у его подножия, а вдали только море, край света можно сказать. Только чайки вокруг тебе летают да оглушают своим криком. Сам маяк с лодки выглядит так:
6
На обратном пути заехали на бирюзовое озеро. Строго говоря их несколько и они имеют искусственное происхождение. Это остатки карьеров.
4
На этом фото конечно нет такого насыщенного бирюзового цвета, но, думаю это от отсутствия солнца.
На следующий день нас ждала экскурсия на Чертов Мост. С погодой не очень повезло, день был дождливым. Сильного ливня конечно не было, но шел мелкий моросящий дождик из разряда тех что могут идти бесконечно.
Это место находится недалеко от Холмска и возвращает нас к истории острова первой половины 20 века (эпоха Карафуто). Японцы тогда надеялись надолго закрепиться на островах и конечно старались совершенствовать инфраструктуру. Они и построили на Сахалине узкоколейные железные дороги, которые эксплуатировались практически до 2018 года. Реновацию закончили два года назад и теперь на острове стандартная российская колея. Чертов и Ведьмин мосты как раз были на японской колее на маршруте Тоёхара (Южно-Сахалинск) — Маока (Холмск). На строительстве дороги, мостов, тоннелей широко использовали труд подневольных корейцев. Корея тогда была фактически колонией Японии. Погибших кремировали и заливали в бетонные опоры поддерживавшие мосты и тоннели. Это так называемая жертва духам «хито басири». Сейчас дорога постепенно зарастает травой и кустарником, мосты потихоньку разрушаются, но по Чертову мосту еще можно нормально пройти.
2
1
2
Фотоальбом об экскурсии на Чертов мост здесь. Но самое интересное что вход в тоннель, который и ведет в итоге к мосту фактически расположен перпендикулярно мосту. Тоннель Чёртова моста примерно 746 метров. Но по ощущениям в нём километра полтора — ведь изгибается тоннель в трёх плоскостях. Ощущения подъема на 45 метров в высоту при переходе по тоннелю не было вообще!!! Конечно в тоннеле тьма и идти нужно очень аккуратно, много мусора, куски шпал, поэтому смотреть под ноги обязательно.
Следующий день обещал быть ясным и солнечным. С утра стало ясно что надежды оправдались и наша группа совершила поездку к мысу Птичий. Он находится на охотоморском побережье, довольно далеко от Южно-Сахалинска. Значительная часть пути идет по лесной дороге, а в тот момент часть ее размыло и примерно четыре километра мы шли до побережья пешком по лесной дороге. Надо сказать что прогулка вовсе не утомила и на побережье нас ожидало совершенно волшебное место. Красивые скалы причудливой формы, морские арки, кекуры в море (Кекуры — это столбовидные или конусообразные скалы естественного происхождения.
4
4
Они образовываются в результате долгого выветривания породы в море). Дух захватывает! Ради этого и десять километров пройти не жалко. Вода так и манит чистотой и синевой, прям и хочется окунуться. Правда это уж очень на любителя, температура воды +6. На скалах реально много птиц, в основном чайки. Альбом о поездке на мыс Птичий здесь.
Останец «Лягушка» — культовое место, обязательное для посещения всеми туристами на Сахалине. Он расположен в районе жилого квартала Весточка. Согласно легенде, у древних айнов это место почиталось как храм Мудрости. В 1983 году скала Лягушка была признана государственным памятником природы регионального значения. Его официальное название — памятник природы регионального значения «Структурно-денудационный останец «Лягушка». Его территория представляет зона для оздоровительного туризма. Создана экотропа и много беседок и домиков для отдыха.
Финалом путешествия по Сахалину стала поездка в бухту Тихую.
Это очень популярное место отдыха, туда идет очень хорошая дорога. В бухте специально оборудованы беседки для отдыха, хотя если ветреная погода в них будет некомфортно. Вход в бухту прикрывают рифы, поэтому в значительно ее части прибой не ощущается совсем.
2
2
По дороге в бухту заехали на янтарное побережье, но нам не повезло. Я нашел только одну маленькую крупинку сахалинского янтаря. Там же посетили остатки синтоисткого святилища — ворота Тории. Отдельный альбом о бухте Тихой здесь.
1
Заключением нашего путешествия стал шикарный обед на берегу в бухте Тихой. Стол выглядел примерно так
5
Вообще ребята принимающей фирмы не жалели для нас сахалинских деликатесов. Рыба, креветки красная икра постоянно были на обеденных перекусах во время экскурсий. Повторюсь что прием и обслуживание были на высочайшем уровне. Честно сказать Сахалин стал местом куда хотелось бы вернуться за новыми впечатлениями, а еще реализовать другую мечту — поездку на Курилы. Но это в будущей перспективе!