Бирму называют страной миллионов пагод, загадочной страной, страной Золотых пагод. Считается, что в стране не менее двух миллионов пагод и храмов, среди которых главенствующее место занимает пагода Шведагон в Янгоне.
Первый раз я попал в Бирму в 2005 году, когда Леонид Борисов, русский туроператор из Паттайи, привез нас на экскурсию по программе «Реальный Таиланд» в г. Сангклабури. В программе был запланирован безвизовый переход тайско-бирманской границы. На той стороне, в Бирме, мы попали в городок Пьятонсу, и первое, что бросилось в глаза — это убожество и нищета, грязь и мусор везде, куда падал взгляд. Никакого сравнения с ярким, жизнерадостным, благоустроенным Таиландом. Мы походили в Пьятонсу по рынку, где продавались сувениры бирманского производства, какие-то национальные тряпки, наборы местных трав, бирманская косметика. Прекрасное впечатление, по крайней мере на меня, произвела сверкающая золотом пагода в бирманском стиле.
Второе посещение Бирмы состоялось на следующий год. Во время экскурсии из Паттайи на Север страны гид привез нас в приграничный тайский город Мэ Сае. Здесь построен стационарный пропускной пункт в бирманский город Тачилек. Впечатление то же самое.
И в том, и в другом случае процедура перехода границы напомнила мне переход российско-абхазской границы в 90-х годах прошлого столетия — оперативно, без волокиты и всякого рода формальностей. Показал погранцам паспорт, тебя отметили в каком-то журнале и все — проходи за границу.
Бедность и убожество, плюс к этому политическая нестабильность в стране в эти годы, напрочь отбили у меня всякий интерес к Бирме. Я полностью сосредоточился на Таиланде, а так как меня привлекает активный отдых, исторический и экологический туризм, то я объездил страну вдоль и поперек.
Надо было чем-то заполнить полтора месяца пребывания в Таиланде в 2011–2012 году (декабрь — январь) и я решил из Паттайи взять экскурсии в Непал и Бирму. Можно было воспользоваться услугами компании «Карибу-Тхай» (http://siamtv.ru/azia), но у меня в Паттайе есть ангел-хранитель в лице Татьяны Куртовой — менеджера турфирмы Илвес Тур (www.ilvestour.co.th) Она недавно вернулась из Непала, до этого побывала в Бирме и предложила мне не только интересные программы, но и «русские» турфирмы и в той и в другой стране, которые обеспечили меня квалифицированными русскоговорящими гидами, всеми трансфертами, удобными недорогими отелями и неукоснительным соблюдением программы пребывания в стране.
Итак, я лечу в Янгон, столицу Мьянмы. До 1989 года это было государство Бирма со столицей Рангун. Новое название столицы укоренилось, а вот самое государство до сих пор называют в Интернете и так, и так. Я буду употреблять слово Бирма.
Перелет занимает немногим более часа, и за это время пассажирам успевают предложить завтрак. Моими попутчиками на борту самолета являются в основном туристы — европейцы, немного бирманцев, тайцев. Русских, кроме меня, нет. За три дня пребывания в Бирме я встретил две небольшие группки россиян, которые путешествовали самостоятельно.
На выходе из терминала меня ожидали представитель турфирмы русскоговорящий бирманец и мой гид — девушка (или женщина — у бирманцев, так же как и у тайцев, трудно определить возраст). С представителем фирмы я расплатился за путевку ($700 за два дня), а с гидом сразу же отправился на экскурсию, но предварительно она попросила меня перевести часы назад на 30 минут, то есть выставить время Бирмы.
По программе в этот день мы должны были посетить пагоды Суле (Sule), Шведагон (Shwedagon) и Чауктаткай (Chaukhtatkyi). Но мне повезло с гидом. Помимо эти трех пагод, она мне показала храм Мраморного Будды, пагоду Ботатаунг (Botahtaung) и трех священных слонов.
Если в Таиланде пагода (ступа, чеди) в архитектурном ансамбле храмов играет зачастую второстепенную роль, то в Бирме это главный элемент храмового комплекса, вокруг которой располагаются небольшие пагоды, храмы, стоят скульптуры Будды и добрых духов, а сама пагода является главной святыней, так как в ее основании всегда лежат какие-то реликты Будды. Пагода, за редким исключением, является целостным сооружением и в нее нельзя войти.
Все передвижения по Янгону мы совершали в легковой автомашине. Моего гида звали Кей и она относительно неплохо говорит на русском языке. Кей является профессиональным гидом, но по заведенному здесь порядку она не в штате принимающей меня турфирмы. Ее привлекают к работе с туристами по мере необходимости, так как для турфирмы такое положение вещей экономически выгодно. Кей подрабатывает на переводах с русского языка на бирманский.
Первым туристическим объектом стал храм Мраморного Будды, расположенный на высоком холме в центральной части города. От подножия холма к его вершине идет чудесная, открытая с боков галерея, которая выводит к огромному залу. В центре зала в стеклянном саркофаге (защита скульптуры от пагубного влияния природных факторов) установлена 11- метровая статуя Будды, изготовленная из цельного куска мрамора.
Янгон. Галерея-проход к храму Мраморного Будды
.
1
Янгон. Храм Мраморного Будды.
Янгон. Храм Мраморного Будды. Ритуальная чаша для риса.
1
Янгон. Храм Мраморного Будды. Пагода на территории храма.
Янгон. Храм Мраморного Будды. Sala c отпечатком стопы Будды.
1
Янгон. Храм Мраморного Будды. Отпечаток стопы Будды.
Перекрытием зала служит многоярусная крыша, а ее, в свою очередь, венчают пьяты, Пьяты — это многоярусные, квадратные в основании сооружения конической формы, которые состоят из нечетного количества крыш (три, пять, семь, девять). Пьятами венчаются деревянные храмы тезауны, но они могут устанавливаться и над священным объектом или священным местом. В данном случае таким священным объектом является галерея — вход в храм Мраморного Будды, как неотъемлемый элемент храмового комплекса.
Фронтоны и карнизы крыши и пьят богато декорированы орнаментом глубокого рельефа с позолотой. Тезауны и пьяты — бирманский архитектурный стиль и декор. Впервые такое чудо архитектуры я увидел в Мае Хонг Сон (Северный Таиланд). Выглядят они весьма оригинально и экзотично.
Янгон. Храм Мраморного Будды. Добрые духи - наты.
1
Янгон. Храм Мраморного Будды. Крыша с пьятами над храмом.
Янгон. Храм Мраморного Будды. Орнамент в декоре храмовых сооружений.
На территории храма располагаются павильоны с установленными в них статуями добрых духов. В отличие от Таиланда, где духи бестелесны, здесь они имеют человеческий облик и выступают в роли охранителей храмов и пагод. В Бирме, параллельно с буддизмом, существует религия поклонения духам — натам. Они включены в буддийский пантеон и являются защитниками учения Будды и его помощниками.
Вторая святыня храма — отпечаток стопы Будды, выполненный из мрамора розового цвета и размещенный в открытом павильоне. И еще — в качестве элемента храмовой архитектуры здесь можно увидеть гигантскую чашу для риса. Оказывается, в Бирме существует культ риса, а чашка для риса является выразителем этого культа. На территории храма расположена позолоченная пагода, а так же павильон, в котором находится композиция из нескольких десятков чаш маленького размера. Храм относительно молодой — ему около десяти лет.
После осмотра храма Кей повезла меня в парковую зону, где в огромном вольере живут три слона. Один черный, один розовый и один белый.
В центре старого Янгона находится 48-ми метровая древняя пагода Суле (Sule), покрытая золотом. Она была построена в V (?) веке до нашей эры, и в ее основании заложен волос Будды. На языке народности монов она называется Чак-Атхот (пагода со священным волосом). Особенность пагоды в её восьмигранной форме по всей высоте. По периметру она огорожена, и в этом ограждении имеются 4 входа на территорию пагоды, ориентированные по странам света. Эти четыре входа символизируют четыре стихии — огонь, воду, воздух и землю. Напротив каждого входа стоит храм, назначение которого — охранять ступу от злых духов.
Янгон. Пагода Суле.
Янгон. Пагода Суле. Надвершие малых пагод.
Янгон. Пагода Суле. На заднем плане храмы тэзауны.
2
Янгон. Пагода Суле. Пьята над храмом тэзауном.
Янгон. Пагода Суле. "Золотой" кораблик.
Янгон. Пагода Суле. Храм Будды.
Янгон. Пагода Суле. Тхам бун - добрые дела в храме.
Вокруг пагоды внутри ограды множество небольших храмов, алтарей со скульптурами Будды, храмов — тезаунов, есть алтарь со статуей доброго духа, охранителя этой пагоды. Здесь я впервые встретился с процедурой поливания водой небольших скульптур Будды. В буддизме каждому дню недели соответствует «свой» Будда и «свое» животное. Так, понедельнику соответствует тигр, вторнику — лев, четвергу — мышь, пятнице — крот, субботе — дракон, воскресенью — гаруда. А вот среда разделяется на два дня — до полудня и после полудня, и ей соответствует слон. Таким образом, в буддистской неделе 8 дней. Тот, кто родился, например, во вторник, имеет своим знаком льва и при посещении пагоды выражает свои почести соответствующему Будде — поклоняется ему, украшает его цветами и поливает водой для очищения своего духа и тела.
Обходя вокруг пагоды, я увидел небольшую будочку, прилепившуюся к пагоде высоко над землей и стальной трос, идущий от нее наклонно вниз. К тросу прикреплен стилизованный «золотой» кораблик. Кей мне объяснила, что желающие совершить доброе дело, помещают на этот кораблик пакетик (или пакетики) с сусальным золотом. Кораблик по тросу поднимается наверх, и сусальное золото используется для покрытия пагоды золотом.
В буддизме широко распространено такое понятие, как тхам бун — делать добрые дела и тем самым приобретать заслуги для реинкарнации, в которую свято верят буддисты и Таиланда, и Бирмы. И делают они эти добрые дела по «зову» души, не из меркантильных соображений. Это неотъемлемая часть их менталитета.
Обедали мы в небольшом ресторанчике, недалеко от пагоды Суле. Обед обошелся мне в 6500 чат (примерно 8 долларов). Кухня бирманская, пища вкусная, не острая. После обеда погуляли по одной из улиц в окрестностях пагоды. Улица застроена зданиями эпохи колониализма, некоторые из них находятся в обшарпанном состоянии, но тем не менее впечатляют своей архитектурой. На улице много лотошников, и что удивило, так это книжные развалы, причем книги не в современных супер-пупер обложках, а самая что ни наесть древняя букинистическая литература. Поразительно увидеть в Бирме эту картину.
Янгон. Здесь делают бетель.
Янгон. Книжные развалы.
Янгон. Макашница - уличная кухня.
Малый бизнес на улицах Янгона.
Янгон. Дом в колониальном стиле.
Янгон. Дом в колониальном стиле.
Современный Янгон.
1
Янгон. Его папа делает и продает бетель.
И что еще поразило, так это уличные «фабрики» по изготовлению бетеля. Бетель — жевательная масса, компоненты которой закручиваются в лист бетеля и жуются. Последствия — легкий кайф, рак полости рта и разрушенные зубы. Санитарией на таком лотке и не «пахнет». Тоже самое я могу сказать и о бирманской макашнице (уличная кухня) — ни какого сравнения с чистыми и опрятными макашницами в Таиланде. Здесь я бы не рискнул воспользоваться ее услугами.
Следующим объектом осмотра стала пагода Ботатунг(Botahtaung), расположенная вблизи речного порта. Ее возраст около 2000 лет, но в современном виде она была восстановлена после Второй мировой войны. В восьмигранном основании пагоды находятся два волоса Будды. Эта святилище является исключением из общего числа бирманских пагод, так как она полая внутри и имеет там восемь, сходящихся к центру, помещений. Стены этих помещений, проходы между ними и потолки в позолоте, украшены орнаментом и создают ощущение, что ты находишься внутри волшебной золотой шкатулки. Вниманию посетителей предлагается несколько застекленных витражей с многочисленными скульптурами Будды из камня и металла, культовая «утварь» и другие буддистские раритеты, возраст которых составляет несколько веков. Эти экспонаты обладают такой ценностью, что доступ к витражам преграждают массивные металлические решетки с массивными замками.
1
Янгон. Пагода Ботатунг.
2
Янгон. Пагода Ботатунг. Мой гид Кей внутри пагоды.
2
Янгон. Пагода Ботатунг. Галерея переход к храмам пагоды.
Янгон. Пагода Ботатунг. Храм доброго духа.
2
Янгон. Пагода Ботатунг.
Янгон. Пагода Ботатунг. Композиция - первая проповедь Будды.
Янгон. Пагода Ботатунг. Сцены из жизни Будды. Дерево Бодха.
Снаружи по периметру пагоды стоят многочисленные культовые постройки — храмы и алтари, посвященные Будде и добрым духам, павильоны со скульптурными композициями и сценами из жизни Будды и его сподвижников, храмы тезауны.
Рядом с пагодой есть отдельный храм, посвященный доброму духу в облике молодой симпатичной женщины, которая является охранителем драгоценностей. Достаточно выполнить некоторые ритуалы в этом храме, и вы можете быть спокойны за свои драгоценности — они не потеряются, не испортятся и их никто не украдет. В момент нашего посещения, этот храм не пустовал!
При переезде из пагоды Ботатунг в пагоду Чаукхаткуи мы подъехали к озеру Kan Daw Gyi Lake в центре города. Здесь на воде находится необыкновенно красивый ресторан Каравейк. Он выполнен в форме королевской лодки и увенчан пьятой. Очень оригинальное архитектурное решение этого ресторана. Вечером здесь можно не только поужинать, но и посмотреть традиционные бирманские танцы. Отсюда прекрасно смотрится пагода Шведагон и шпиль пагоды Маха Визайя (Maha Wizaya).
4
Янгон. Озеро Kan Daw Gyi Lake и ресторан Каравейк.
Янгон. Вид на пагоды Шведагон и Маха Визайя ( на заднем плане ).
Пагода Чаукхаткуи (Chaukhtatkyi) расположена в северной части Янгона. Это название пагоды я взял из программы, которую мне выдала турфирма. В Интернете в Википедии она носит название Чаутхачжи пай. Пагоды, как таковой, здесь нет, а есть огромный павильон, в котором находится статуя лежащего Будды. Длинна статуи составляет72 метра(со слов гида). Если это так, то она в полтора раза больше знаменитой статуи лежащего Будды в Бангкоке, в храме Ват Пхо. В голове статуи и в подушке под ее рукой помещены реликты Будды.
Будда лежит на правом боку, его голова приподнята над ложем и опирается на правую руку, тело вытянуто и левая рука лежит вдоль туловища. Поза лежащего Будды соответствует переходу Учителя в нирвану.
Скульптура прекрасна. Можно любоваться и любоваться изящнойпозой лежащего Будды, чертами его лица и необыкновенной белизной обнаженной части тела (грудь, плечо, шея, рука). Остальная часть тела закрыта накидкой золотистого цвета. В буддизме существует 36 телесных признаков Будды и 80 малых признаков тела Будды. Любая скульптура Будды должна создаваться с учетом этих признаков. Также и здесь — тонкие длинные брови, большие глаза с прямыми длинными ресницами, губы «красные, как персик», длинные изящные пальцы руки — это все признаки Будды, воплощенные в скульптуре.
И еще одна особенность статуи — на стопах ног нанесены 108 священных символов буддизма. Эти символы были обнаружены в отпечатках стопы Будды, оставленных им, в частности, на берегу реки Намада в Индии. Имитации (копии) отпечатков стопы Будды, которые можно увидеть в некоторых храмах и пагодах, обязательно орнаментированы этими символами, а в ряде случаев они инкрустированы драгоценными камнями, что свидетельствует о высочайшей святостиэтих реликтов.
Под сводами храма расположились алтари со скульптурами Будды, есть павильон, посвященный человеку, который вложил деньги в реконструкцию статуи и строительство современного храма, есть алтарь с размещенными на нем «недельными» Буддами и животными. И взрослые, и дети очищают здесь свое тело и душу.
Этот храм относительно молодой. Скульптура лежащего Будды была сделана в начале прошлого века и располагалась под открытым небом. Природные стихии не пощадили статую, она была практически полностью разрушена и восстановлена в средине прошлого века уже внутри современного павильона.
Янгон. Пагода Чаукхаткуи.
2
Янгон. Пагода Чаукхаткуи.
1
Янгон. Пагода Чаукхаткуи. 108 священных символов на стопах Будды.
Во второй половине дня мы, наконец то, прибываем в главную святыню Бирмы — в пагоду Шведагон. Пагода находится на холме Сингутара, а если учесть, что ее высота составляет примерно100 метров, она доминирует над городом и видна за десятки километров. Считается, что возраст пагоды составляет 2500 лет.
Сама пагода представляет собой центр храмовых ансамблей. Она имеет в основании восьмигранник. Цифра восемь в буддизме священна, так как главный символ буддизма — колесо с восемью спицами. Кроме того, существует восемь благоприятных признакам буддизма (золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, цветок лотоса, колесо, знамя победы, бесконечный узел и зонт), восемь планет, восемь дней недели, восемь Будд по дням недели. Считается, что после кремации тела Будды останки его были поделены на восемь (снова эта цифра) частей, каждая из которых была помещена в специальную ступу.
Напротив каждой грани стоит храм, соответствующий одному из дней недели с атрибутами этого дня (скульптура Будды и фигура животного). В зависимости от того, в какой день недели родился человек, он посещает «свое» святилище и выполняет там необходимые ритуалы, что в итоге приводит к исполнению желаний.
Нижняя часть пагоды покрыта листовым золотом, а верхняя выложена золотыми плитками (по некоторым источникам, она покрыта сусальным золотом). В основании пагоды, согласно преданий, заложены реликвии четырех Будд: посох Какусандхи, водяной фильтр Конагаманы, часть туники Кассапы и восемь волос Шакьямуни (Какусаедхи, Конагаман и Кассаап — предшественники нынешнего Будды Шакьямуни). Кроме того, в теле пагоды замуровано 300 изображений Будды. Благодаря этим реликвиям пагода высоко почитается буддистами, что в частности выразилось в многочисленных и щедрых пожертвованиях верующих. Шпиль пагоды, флюгер, бутон украшены бриллиантами, алмазами, рубинами, сапфирами, не говоря уже про золото. Число драгоценных камней выражается тысячами, а их общий вес достигает многих десятков килограмм. По крайней мере, со слов гида, одни только бриллианты весят около80 килограмм. Полагают, что это самая «дорогая» пагода в мире.
1
Янгон. Пагода Шведагон.
1
Янгон. Галерея-переход к пагоде Шведагон
.
Янгон. Галерея-переход к пагоде Шведагон, увенчанная пьятами.
3
Янгон. Пагода Шведагон.
Янгон. Пагода Шведагон.
Янгон. Пагода Шведагон.
3
Янгон. Пагода Шведагон.
Пагода имеет четыре входа. Один из них начинается с улицы Маха — бандула, откуда на вершину холма идет крытая галерея, увенчанная многоскатной крышей и десятками пьятов, что подчеркивает высочайшую святость пагоды. Весь этот архитектурный комплекс богато декорирован и представляет собой необыкновенное зрелище. Перед входом в галерею стоят два огромных стилизованных льва, охранителя пагоды, но основная масса туристов предпочитает пользоваться лифтом, который поднимает их на уровень пола храма.
Выйдя из лифта, я в буквальном смысле слова онемел от удивления и восхищения той лепотой, которая открылась моим глазам. Огромная золотая пагода в окружении небольших золотых пагод, увенчанных шпилями, поразила воображение. Показалось, что я попал в фантастический сказочный мир. Начав обход вокруг пагоды, я все более и более удивлялся и восхищался разнообразием и красотой храмовых объектов. С одной стороны широкого обхода находится сама пагода и 64 небольших пагоды с храмами, со скульптурами Будды, священных животных и добрых духов, а с другой стороны разнообразные по форме и декору храмы и пагоды, павильоны, храмы — тезауны с разноцветными крышами. Сотни культовых сооружений, лес шпилей и многоярусных крыш деревянных храмов, и везде золото, золото, золото.
3
Янгон. Пагода Шведагон.
Янгон. Пагода Шведагон.
Янгон. Пагода Шведагон. Храмы тэзауны.
1
Янгон. Пагода Шведагон.
2
Янгон. Пагода Шведагон.
Янгон. Пагода Шведагон. Тхам бун во славу Будды и для улучшения своей кармы.
В нескольких открытых павильонах размещаются прекрасные статуи Будды, подаренные храму верующими. Десятки белокаменных пагод, десятки пагод с белокаменным основанием и золотым шпилем. В отдельном храме установлен старый шпиль пагоды, который является так же предметом поклонения буддистов. Этот шпиль был снят с пагоды во время очередного землетрясения в XIX веке и частичного ее разрушения, и заменен на новый. Именно тогда пагода достигла нынешней высоты100 метров, а ее шпиль пополнился новыми драгоценностями (1871 год).
Кей обратила мое внимание на два колокола. Один из них называется Маха Тиссади весом 43 тонны, а второй — Сингумин и весит он 23 тонны. Британцы-колонизаторы попытались увезти его в Калькутту, но колокол затонул недалеко от берега. Бирманцы сумели его поднять, и он для них сейчас является символом независимости.
2
Янгон. Пагода Шведагон. Колокол Маха Тиссади.
1
Янгон. Пагода Шведагон. Колокол Сингумин.
Людей очень много — они гуляют на обходной дорожке, отдыхают на ступенях храмов и павильонов, решают свои проблемы с монахами в храмах и павильонах, отдают дань уважения Будде в небольших храмах, совершают тхам бун — моют плитки на обходной дорожке и территорию около пагод, очищают душу и тело, поливая водой «своих» Будд. Очень много туристов-фарангов, но все-таки подавляющее число посетителей пагоды — это бирманцы.
С буддизмом мирно уживаются ритуалы и суеверия. Их великое множество. В частности, в Шведагоне есть площадь, где бирманцы сидят и загадывают свои желания, есть павильон с алтарем внутри, но вход в этот павильон перегорожен стальной сеткой. Бирманцы верят, что если бросить монетку и она пролетит через ячейку сетки и попадет внутрь павильона, то исполнятся загаданные желания. Когда я спросил Кей, принимала ли она участие в этих церемониях, она ответила «да». Так же утвердительно она ответила и на мой второй вопрос — сбывались ли ее желания. Одно из двух — или здесь «сильное» место, или срабатывает самовнушение. Пагода Шведагон — это самое сакральное место в Бирме (здесь находятся реликты четырех Будд) и самое намоленное за 2500 лет. Неудивительно, что загаданные на территории пагоды желания исполняются.
2
Янгон. Пагода Маха Визайя.
В самых разных местах на территории пагоды установлены ящики с прозрачными гранями, куда через специальную прорезь опускаются деньги. После полудня каждый ящик наполняется бумажными купюрами. Их очень много, и ящиков и денег в них. Это не пожертвования на реконструкцию пагоды, это — тхам бун. Опустил денежку в ящик, улучшил свою карму. Особенно в таком сакральном месте, как Щведагон.
Я около двух часов ходил по этому необыкновенно красивому, красочному, божественному храмовому комплексу и наслаждался его архитектурой и какой-то своеобразной аурой Шведагона. Я был очарован и заворожен такой красотой и решил, что свободное время перед отлетом в Таиланд обязательно посвящу этой пагоде. Мне стала понятна мотивация туристов, которые совершают поездку в Янгон на один день исключительно для того, чтобы посетить эту пагоду. Утром они улетают в Бирму и вечером возвращаются в Таиланд.
Но всему приходит конец. Так и здесь, настало время покинуть пагоду и ехать в отель. От путешествия по городу остались некоторые впечатления. Самое главное, что я вынес из переездов и прогулок по улицам города это то, что Янгон вполне европейский город. Здесь широкие улицы с многорядным движением. Знаки дорожного движения и светофоры — нормальное явление, много автомашин и нет мотобайкеров и велосипедистов, как в Паттайе или Катманду. Много зелени, есть скверы и парки. В центральной части города во множестве сохранились дома эпохи колониализма, которые придают городу определенный шарм. Может быть, этой эпохе Янгон и обязан обликом европейского города.
В 1948 году Бирма приобрела независимость, и в честь этого события в центре города, вблизи пагоды Суле, установлена Башня Независимости. Рядом расположено Здание суда, выполненное в колониальном стиле и современный, оригинальный в архитектурном плане, Таунг Холл.
Янгон. Башня Независимости.
Янгон. Таунг Холл.
Янгон. Здание суда.
Бирманцы мне понравились — доброжелательные, дружелюбные, общительные, приветливые. На улыбку обязательно ответят улыбкой. Несколько странно видеть мужчин в юбках. Такая юбка называется лонджи и представляют собой кусок материи, который оборачивается вокруг талии, и у мужчин завязывается узлом спереди, а у женщин сбоку.
Завтра утром мы с Кей вылетаем в Баган, где находятся тысячи древних пагод и храмов, и где можно окунуться в атмосферу тысячелетней цивилизации. Это один из архитектурно-исторических комплексов Бирмы, который привлекает к себе туристов со всего мира.