Мечеть Абу Аль-Аббас
Мечеть Абу Аль-Аббаса — самая большая и популярная в Александрии. Сооружена в XVIII в. на месте своей развалившейся предшественницы над усыпальницей мусульманского святого Абу Аль-Аббаса Аль-Морси (1219–1287). Выходец из Андалусии, Абу стал шейхом братства Шадхели, основанного Абу Аль-Хасаном Аль-Шадхели. Практически полностью перестроенная в 1944 г., мечеть считается шедевром строительного искусства. Мастерски выполнены орнаменты четырех куполов и минарета высотой 73 м, декор фасадов и резной минбар (кафедра, с которой читаются пятничные проповеди).
Нам повезло, у нас было время осмотреть мечеть изнутри. Итак, мальчики идут налево, а девочки, соответственно — направо, так как мусульмане молятся раздельно, что бы женщины не вводили мужчин в грех своим видом.
Обойдя мечеть, мы разулись перед входом, прошли через огромные старые двери и оказались в сравнительно небольшой по площади женской части, просто отгороженной ширмой от мужского зала.
Арабские женщины устраивают на своей половине мечети, что-то похожее на женский клуб по интересам. Они часами мирно беседуют, рассказывают о семье, о последних городских новостях, а устав от разговоров падают и засыпают от усталости рядом с тем местом, где только что сидели.
Не удержалась я от любопытства и заглянула на мужскую сторону мечети. А чем же там заняты мужчины? А они сидят всё больше по-одиночке и молятся.
В мечети действительно очень красиво, шикарные люстры и расписные дубовые потолки, глаз не оторвать
Любуясь красотой убранства, я случайно остановилась около женщины, самозабвенно читающей Коран. Она подняла голову, и её лицо озарилось такой лучезарной улыбкой, что я стояла не в силах оторвать от нее взгляд. Воспользовавшись моим вниманием, женщина что-то мило закурлыкала, водя пальцем по книге, и периодически поднимая его к небу. Не знаю, что на меня нашло, но я наклонилась и поцеловала ее в щеку, как сестру. И она ответила мне, тоже поцеловав меня. И на душе у меня стало так светло, как будто я сделала глоток счастья.
Выйдя из мечети, я шла по празднично наряженной улице, и на душе у меня было спокойно и легко.
Колонна Помпея
Посреди обычного жилого квартала Александрии находится еще один памятник древности. Колонна Помпея — массивное сооружение высотой 30 м из розового асуанского гранита. Обхват у основания 9 м.
Существует несколько версий происхождения этого памятника древности, до сих пор ученые не пришли к единому мнению, которая же из этих версий верна. Поэтому предлагаю ознакомиться с самыми популярными, и выбрать для себя наиболее симпатичную. Колонну Помпея можно по праву назвать единственным памятником древности (возведена в III в. до н. э.) в Александрии. До сих пор неизвестно почему ее назвали именно так, ведь с прославленным полководцем она не имеет ничего общего.
На основании колонны Помпея были найдены надписи на греческом языке, из которых следует, что это подобие триумфальной арки. В конце III в. ее установил египетский префект Помпей (Публий) в честь императора Диоклетиана после победы над Ахиллеем. По другой версии, ее установил император Феодосий I после «победы христианства в Египте».
Некоторые легенды о происхождении колонны Помпея также связаны с Диоклетианом. Согласно одной из них император выступил на усмирение христиан, разрушающих языческие храмы, и поклялся остановиться, только когда ноги его коня утонут в крови по колено. Когда он проезжал мимо скотобойни, ноги коня провалились в яму с бычьей кровью. Обещание Диоклетиан исполнил, а благодарные жители на развалинах Серапеума построили новый храм.
По другой легенде в Александрии начался бунт и только после десятимесячной осады император Диоклетиан взял город. Увидев, что жители голодают, он приказал раздать им хлеб. В благодарность за избавление от голода префект Помпей повелел воздвигнуть эту колонну. Некоторые предполагают, что этот столб был одной из колонн Серапиума, а пьедестал сооружен из плит разрушенных египетских храмов.
Скорее всего, мы так и не узнаем правды о происхождении Колонны Помпея. Но увидеть знаменитый памятник было любопытно. На небольшом холме, окруженном развалинами и археологическими раскопками, возвышается знаменитая колонна в окружении сфинксов. У подножия холма, небольшой музей под открытым небом. Все экспонаты этого музея найдены здесь же.
А если постараться, то среди остатков древних храмов можно найти и место, где располагался Серапиум (храм греко-египетского бога мудрости Серапия покровителя Александрия).
Существовало верование, что Апис является живым воплощением бога Серапия и ему поклонялись как самому богу. Священного быка содержали в персональном дворце с примыкающим обширным парком, кормили отборным зерном и поили ключевой водой, купали в теплых ваннах. Работать Апису приходилось только при вступлении на трон нового фараона. Быка запрягали в ярмо, и фараон выезжал на нем в поле. Там он проводил плугом несколько борозд на освящаемом жрецами поле.
После смерти Аписа его труп бальзамировали, помещали в огромный гроб-саркофаг и с большими почестями хоронили. Археологами найдено несколько захоронений быков на территории Египта. Саркофаги были сделаны из отполированных плит красного и черного гранита. Длина этих гробов была 4 метра, ширина более 2, а высота свыше 3 метров. Вес каждого из них составлял 65 тонн. Взамен старого Аписа жрецы подбирали нового быка, придирчиво осматривая сотни, а то и тысячи животных. Кандидат в божество должен был отвечать тридцати анкетным требованиям. Главными из них были: бык должен быть черным, с белым треугольником на лбу (символ Солнца во мраке Вселенной), на спине изображение орла, на хвосте двойные полосы, а под языком изображение жука.
Если по истечении двадцати пяти лет бык не умирал естественной смертью, жрецы уводили его из дворца и тайно топили. А затем объявляли, что бог прекратил свое земное существование в теле старого Аписа и вселился в молодого быка. После смерти Аписа его труп бальзамировали, помещали в огромный гроб-саркофаг и с большими почестями хоронили.
Вот, одно из таких захоронений я и искала у себя под ногами вблизи колонны. Конечно, никаких гигантских саркофагов там уже давно нет, с тех пор, как храм Серапиум разнесли по камушкам «миролюбивые» христиане, искореняющие всех языческих богов. Но подземелье цело, и о его былой значимости напоминает скульптура быка Аписа.
Наша экскурсия по Александрии подходила к концу. И последним пунктом нашей программы был Римский амфитеатр.
Римский амфитеатр
В 1960-х годах командой польских археологов был обнаружен в Александрии римский амфитеатр постройки II в., просуществовавший до VI в. Небольшое по размерам сооружение неплохо сохранилось.
Сидячие места амфитеатра располагаются вокруг сцены в форме подковы. 13 рядов были выложены из белого и серого мрамора и только первый ряд — из красного гранита. Одновременно в римском амфитеатре могли находиться до 800 человек. На многих местах сохранилась греческая нумерация.
Ниже мест расположены проходы и комнаты, в которых сидели актеры до момента выхода на сцену, переодевались и хранили реквизит. Вероятно, строение было с крышей, защищающей зрителей и актеров от дождя и палящего солнца. Среди развалин римского амфитеатра до сих пор лежат упавшие колонны и капители. Крыша рухнула во время землетрясения в VI в.
Римский амфитеатр входит в состав нового античного музея под открытым небом. Кроме него были найдены бани и жилой квартал с виллами знати, датируемые временами правления Птолемеев. Музей занимает площадь 1,2 тысяч квадратных метров, и раскопки продолжаются до сих пор.
Не все нашли в себе силы выбраться еще раз из прохлады автобуса под палящее египетское солнце. Некоторые горе-турики так и остались лежать распластанные под кондиционерами, вяло поглядывая в окна. Но самые стойкие, и я в их числе, сомкнув ряды, двинулись на взятие новой достопримечательности. Амфитеатр действительно очень маленький.
Посередине небольшой площадки-сцены имеется «волшебный пятачок», на котором едва умещаются обе ноги. Это место для актера или певца, надо сказать, очень необычное место.
Залетаю, я значит, на этот пятачок, а голоса-то у меня нет, вернее он есть, только никому не нравится, когда я петь начинаю. Не стала искушать судьбу и пугать людей горловым пением, просто мяукнула для разминки: «ВАУ!!!». Не ожидала этакого звукового эффекта, как будто в руках у меня был микрофон, а со всех сторон вкруговую стояли мощнейшие колонки, дающие чистейшее эхо моего голоса, даже уши зачесались от такой акустики. Уже поднявшись по ступеням на самый верх и сев на лавочку, слушала других. Да, громко и четко, но нет никакого эха, этот эффект можно услышать только с места говорящего.
Вот, и всё. Пора возвращаться в Хургаду. Конечно, мы успели осмотреть не все достойные внимания достопримечательности Александрии, но мнение о городе уже сложилось в моей голове. Мне город понравился.
2,5 часа от Александрии до Каира + почти 7 часов от Каира до Хургады это не для слабонервных. Пожалуй, это самый большой минус, но если судьба приведет вас в Египет, не отказывайтесь от поездки в Александрию.
*Курсивом выделен текст, заимствованный из Интернета