Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 15:13

Армянский Крым

Симферополь, Севастополь, Партенит, Ялта, Ливадия + 1 город — Россия Октябрь 2014

Армяне живут в Крыму более двух тысяч лет. Бывали времена, когда их становилось больше и крымская диаспора была когда-то на третьем месте после самой Армении и Киликийского армянского государства, существовавшего с 1080 по 1375 год.

Материальным подтверждением армянского присутствия являются храмы, самый большой из которых расположен в Ялте. Про церковь святой Рипсиме я рассказывал в материале Сто ступеней к храму или Самый большой армянский храм Крыма.

Интересно, что некоторые русские православные храмы Крыма построены под влиянием армянской архитектуры и с использованием архитектурных элементов, присущих армянским зодчим. Некоторые такие храмы повстречались мне в разъездах по Крыму, в частности Крестовоздвиженская церковь в Ливадийском дворцовом комплексе.

Армянский Крым

Побывал я внутри в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде, где благожелательно был встречен.

Несколько раз встречались мне армянские крест-камни хачкары, но если чему посвящены были хачкары в Ялте

и в стене старого армянского кладбища в Симферополе

Армянский Крым

информации не нашёл, то еще один хачкар в Симферополе был установлен в память о трагедии и посвящен жертвам землетрясения 1988 года.

7 декабря 1988 года стало чёрным днём календаря для жителей Армении и всего Советского Союза — в 11 часов 41 минуту в Армении произошло сильнейшее землетрясение с эпицентром в городе Спитак, который был полностью разрушен. По официальным данным погибли более 25 тысяч человек, 140 тысяч человек стали инвалидами, без крова остались 530 000 жителей. Но разве цифры могут передать боль и горечь людей, потерявших своих родных и близких.

Старое армянское кладбище в Симферополе выглядит частью необычно,

Армянский Крым

а частью похоже на обычные кладбища.

Здесь много небольших часовен,

Армянский Крым

но в честь кого они возведены — сможет рассказать лишь владеющий армянским языком.

Старое армянское кладбище, которое официально закрыто с 2004 года, до революции называлось Армяно-григорианским. Тогда на кладбище имелась армянская церковь Святого Георгия, а всего в Симферополе было три армянских храма.

Советская власть храмы не любила и все они были снесены, на месте одного из снесённых храмом ныне находится здание цирка. Церковь же Святого Георгия была снесена в 1925 году.

В 1997 году на старом кладбище была построена новая церковь Сурб Акоб (Святого Якоба),

Армянский Крым

судя по мемориальной табличке на храме на средства двух известных предпринимателей Крыма Александра Аматуни и Сурена Амирханяна.

Архитектор — Владимир Григорьевич Кравченко, профессор Международной академии архитектуры, заслуженный архитектор Украины, заслуженный архитектор Крыма. В период с 1988 по 1997 года был главным архитектором Симферополя и как утверждают — за время работы не снес ни одного дома.

На одной их центральных улиц Симферополя стоит белый памятник с надписью на двух языках, русском и армянском, гласящая «Иван (Ованес) и Габриел Айвазовские».

Армянский Крым

Если быть точным, то эта надпись повторяется дважды: на постаменте и на чёрном параллелепипеде у ног Габриела. Два брата и две разные судьбы…

При рождении братья носили фамилию Айвазян, это потом она трансформировалась в Айвазовский.

Архиепископ Гавриил, в миру известный как Габриэл Константинович Айвазовский (1812–1880), был старшим братом. В 13 лет он был отправлен на обучение и с тех пор жизнь его связана с церковью, причём часть жизни он был католиком, а под влиянием своего младшего брата Ивана перешел в лоно Армянской Святой Апостольской Православной Церкви. Габриел был великолепным учёным-востоковедом, прекрасным педагогом и талантливым писателем. А еще он был полиглотом и знал 12 языков.

Его младшего брата Ивана Константиновича Айвазовского (1817 — 1900) большинство людей воспринимает как русского художника-мариниста. Пожалуй мало на свете любителей живописи, да и просто обывателей, которые не знают его знаменитую картину «Девятый вал». Интересно, что большую роль в появлении великолепного художника сыграл ялтинский архитектор Карл Иванович Эшлиман, о котором я упоминал в материале Место трёх Николаев: святого и двух российских императоров.

Вот что писала в своих воспоминаниях дочь Эшлимана: «Эшлиман был командирован на длительный срок в Феодосию для сооружения некоторых городских построек. С ним приехал губернатор Крыма А. И. Казначеев. Он был просвещенным человеком, в свое время имел связь с декабристами. Проезжая по улицам Феодосии, Казначеев обратил внимание на эскиз лошади, превосходно нарисованный углем на воротах. — Кто это нарисовал? — спросил он сопровождавших его городских чиновников. — Извините, ваше превосходительство, — ответил один из них, поняв вопрос губернатора как выражение неудовольствия беспорядком в городе, — это балуется один здешний мальчик, армянин. Постоянно пачкает своей мазней ворота и заборы. Сладу с ним нет! Казначеев подробно расспросил о мальчике и сказал: „Займитесь мальчиком, Эшлиман, я думаю из него выйдет нечто примечательное“.

Эшлиман, пока жил в Феодосии, занимался с мальчиком основами рисования. В 1833 „пачкуна“ определили в Академию художеств в Петербурге. Впоследствии он стал всемирно известным художником-маринистом И. К. Айвазовским.

Памятник братьям был создан в 1997–1999 годах скульптором Левоном Грачевичем Токмаджяном и его сыновьями. Работы Токмаджяна можно встретить в Армении, Канаде, Индии, Греции, Италии, Литве, России, на Украине и на Кипре. Архитектор памятника — Кравченко Владимир Григорьевич.

Для художника Ивана Константиновича Айвазовского памятник в Симферололе не был случайностью. Здесь он учился, часто устраивал выставки картин, здесь умерла в 1944 году во время немецкой оккупации его вторая жена — Анна Никитична (Мкртичевна) Саркисова-Бурназян (1856–1944).

Еще один памятник Ивану Константиновичу Айвазовскому находится в Партените.

Судя по его картинам, художник бывал и в Партените, им изображена гора Аю-Даг не только со стороны Гурзуфа, но и со стороны Партенита.

(Из Интернета)

Поэтому было вполне логично, когда в 1964–1966 годах на месте виноградников и участка дикого леса был открыт Дом отдыха, назвать его „Айвазовское“.

Армянский Крым

У входа в дом отдыха находится скульптура художника — романтика моря Ивана Константиновича Айвазовского. Он стоит с палитрой в руках, смотрит на парк „Парадиз“, на Чёрное море и видимо рассуждает, что же запечатлеть в первую очередь.

Дважды в истории армян насильно выселяли из Крыма. В первый раз в 1778 году Суворов по указанию князя Потёмкинаорганизовывал переселение христианского населения Крыма (армян, греков, волохов, грузин) на новые земли побережья Азовского моря. Во второй раз — во время Великой Отечественной войны армяне и греки вновь попали под раздачу.

Когда я возвращался на маршрутке из центра Севастополя к автовокзалу, то не доезжая автовокзала в густо заросшем зеленью сквере увидел черно-белый памятник.

Армянский Крым

Благо время позволяло, то дошёл до сквера. Оказалось, что это памятник жертвам депортации, открытый 18 мая 2008 года. На памятники приведены даты и цифры.

" Из Севастополя и пригородных сёл были депортированы:

18—20 августа 1941 г. Крымские немцы — 497 человек

18–19 мая 1944 г. Крымские татары -12 312 человек

27—28 июня 1944 г. Греки — 1 053 человек, болгары — 439 человек, армяне — 229 человек»

На пьедестале надпись на русском языке:«Ваши страдания никогда не будут забыты во имя жизни и справедливости», которая дублируется на табличках на гранях памятника на пяти языках: крымско-татарском, немецком, греческом, болгарском и армянском.

Автор памятника — известный севастопольский архитектор Георгий Саркисович Григорьянц.

Памятник черно-белый — символ того, что жизнь народов после депортации из светлой стала тёмной.

Армянский Крым

Еще два замечательных представителей армянского народа жили в Ялте.

Об одном напоминает мемориальная доска на улице Рузвельта.

Армянский Крым

Родился Владимир Эммануилович Вартанян и первые пять лет прожил в Ялте, в доме с мемориальной доской. Жизнь изрядно помотала Владимира Эммануиловича по СССР: закончил инженерно-дорожный институт в Татарстане, работал в Башкирии и Карелии, а в 1974 году возвратился в Крым — в Бахчисарай. Большую часть жизни занимался педагогической деятельностью. Как говорил о себе сам поэт: «По образованию — инженер, по призванию — педагог, а в душе — поэт-лирик.» Уникальный человек — владел 26 европейскими языками и 13 языками бывшего СССР. И хотя первый поэтический сборник «Помню ту осень» Вартанян опубликовал в 50-летнем возрасте, в 1988 году, но шел он к этой публикации всю свою жизнь. Помимо стихов и прозы Владимир Эммануилович занимался переводами поэтов бывшего СССР, всего им было издано около двадцати книг.

О втором я рассказывал в материале Армянские любовь и гостеприимство на ялтинской земле.

А в Севастополе на башне со шпилем Матросского клуба каждый час исполняется мелодия песни «Легендарный Севастополь», созданная Вано Ильичем Мурадели (1908 — 1970) — армянином, который родился в Грузии.