Хайфа расположена на берегу Средиземного моря. От огромного грузового порта она карабкается вверх по склону горы Кармель, на которой раньше жил пророк Илья, а теперь живет Лена. В городе четко выделяются зоны, каждой зоне соответствует своя форма застройки. Конечно, четких границ нет, но видна разница между нижней промышленной, верхней жилой, учебной и парковой зонами.
Первое что меня обрадовало в Хайфе — это бульвар Сионизма. Есть слова смысл, которых пропаганде удалось коренным образом исказить. Сионизм — это призыв к евреям вернуться домой, на родную землю, куда давным-давно привел их Моисей. Все люди, которые не любят евреев, должны поддерживать сионистов, тогда евреи от них уедут и не будут больше беспокоить. Я вырос в стране, в которой сионисты изображались с окровавленными по локоть руками, поэтому мне было особенно интересно прогуляться по бульвару их имени.
Хайфа очень понравилась, когда я был маленький я жил в старом портовом городе на склоне горы, но меня больше туда не пускают. Зато раньше не пускали в Хайфу, а теперь пускают. При этом Хайфа мне нравится больше, т. е. можно допустить, что в жизни произошли положительные изменения.
Судьба Хайфы определялась тем, что периодически в ней полностью менялся национальный состав населения. Город очень старый, кто тут только не жил. Уже совсем недавно жили какие-то немцы, которые ждали здесь прихода мессии и построили целый немецкий город с лучшим видом на море, который можно представить. Видимо мессия должен был появиться из моря, но про это я точно не знаю. Похоже того же ожидали некие бахайцы, которые подготовились к приходу мессии лучше других — засадили склон роскошными садами. Нет почему садами, все говорят садами, и я повторил, это конечно парки.
Был и так называемый период мандата, когда территорией управляли англичане. Многие израильтяне не любят английскую администрацию того времени и утверждают, что англичане начали отправлять евреев в концентрационные лагеря еще до того, как до этого додумались немцы. Вот честно, я бы не стал так уж грубо. Да первым переселенцам всегда тяжело, беженцам тяжелее вдвойне. Я бы вообще в разговор не полез, если бы случайно не столкнулся с этой темой в сегодняшней ее интерпретации.
Мой друг, известный американский журналист, кубинского происхождения, пытался привлечь внимание американских граждан к бедственному, с его точки зрения, положению кубинских беженцев, а я от нечего делать ездил с ним по лагерям и фотографировал там всякие кубинские несчастья. Куба хоть и Остров Свободы, но освобождённые граждане бегут оттуда при первой возможности. Бегут, нарушая американские законы (евреи в начале двадцатого века нарушали квоту на переселение), кубинских беженцев сажают в Штатах в тюрьму, но они ведь хорошо понимают, что их туда посадят. Они не бегают от полиции и не прячутся по лесам, а фиксируют нарушение американского закона ступив на территорию без соответствующих разрешений, причем специально под камеру, чтобы потом на суде у них было доказательство своего преступления, совершенного на территории Соединенных Штатов. Просто они предпочитают американскую тюрьму, кубинской свободе. Можно, конечно, улучшить условия содержания, но извиняюсь это опять будет за мой счет, а мне не так чтобы очень нужно было поощрять незаконную эмиграцию с Кубы. Мы много спорили на эту тему, но даже между собой не договорились, хотя дружим давно и глубоко уважаем мнение друг друга. В том что происходило сто лет назад разобраться еще тяжелее, но не надо забывать, что за сорок пять лет с начала двадцатого века еврейское население Хайфы выросло практически с 0 до 66 тысяч, т. е. если отбросить эмоции, можно сказать, что захват плацдарма прошел успешно.
Хайфа заселялась евреями со всего света, но наиболее мощной была волна высоколобых и готовых эффективно работать граждан последних лет Союза. В семидесятые евреи из Союза тоже валили массово, но тогда они ехали в Израиль вроде как. Даже шутка была такая поехал к дяде в Израиль, а оказался у другого дяди в Штатах. К началу девяностых, Штаты заполнили в два слоя все позиции математиков в своих университетах, после чего решили помочь Израилю и прикрыли свою массовую иммиграцию из России, изменив тем самым направление исхода. Если в трехстах миллионах населения Америки русская иммиграция растворялась без осадка, то в десятимиллионном Израиле она безусловно является доминирующей.
Основа экономики Хайфы порт, порт глубоководный, он отгружает 30 млн. т. груза ежегодно. Это очень много, особенно если учесть, что не так много жидких, которые грузятся намного легче контейнеров, «он дворцам своим корень». Я сидел на пирсе и смотрел со слезами на глазах — у стенки стояли огромные сухогрузы и все это без дноуглубительных работ и расчистки акватории от льда и посторонних предметов. Порт великолепно организован, работает как часы. Люблю смотреть как другие хорошо работают, я бы еще дольше смотрел, если бы меня никто не пинал ногами и не ныл. В целом у меня осталось впечатление, что промышленное и сельскохозяйственное производство в Израиле работают намного лучше, чем сфера услуг и жилищно-бытовой комплекс, скорее всего это как-то связано с группами населения занятыми в отдельных производствах.
С высокого берега можно разглядеть новое счастье Израиля — глубоководные морские платформы для добычи нефти, газа и конденсата. То, о чем так долго мечтали евреи свершилось, открыты запасы за миллиард жидких и за триллион газообразных. Открыты, потому что не просто мечтали, а хорошо работали. Главное думали хорошо, геология сложная наука, там думать нужно, а не просто считать. Открытия израильских геологов самое большое достижение этой науки за последнее время. Эти открытия позволят поставить «чистые» опреснители на газе и раз и навсегда решить проблему энергетической зависимости. Впервые за долгие годы завидую. Я, конечно, не Суворов, но тоже хотел бы служить мичманом у Ушакова.
Больше всего в Хайфе меня интересовали два места, одно красивое, другое умное. Красивое это Бахайские сады, я их покажу, а умное это университет Технион, я о нем расскажу.
Одно из первых дел, за которое взялись евреи после того, как начали возвращаться в Израиль — это строительство университета. К 1912 году все было готово к началу занятий, но вместо учебы всем пришлось идти на Первую Мировую Войну. Немцы оборудовали в здании университета скотобойню, более гуманные англичане переделали ее на госпиталь и только 1925 году евреи все-таки открыли свой университет, который назвали Технионом. Правда еще до этого, 1923 году, в Хайфу приехал Эйнштейн и посадил пальму. Эйнштейн по природе своей был критически ленив и циничен, все его знакомые очень удивились, когда узнали, что он посадил в Хайфе пальму, но видимо так было надо, он часто знал заранее то, о чем другие не догадывались.
На первом этапе дела шли из рук вон плохо, большинство преподавателей были вынуждены отказаться от зарплаты, потому что ее просто не откуда было взять. Профессора умные люди, лучше сразу отказаться от того, что тебе не дадут в любом случае. Денег не было ни каких, времена для мирового еврейства были плохие, пожертвования уходили на попытки чисто физически спасти людей в Германии «и это прошло», университет выдержал.
Очень важным и даже судьбоносным решением было введение иврита как языка преподавания. В качестве вспомогательное языка, на период формирования технического иврита, использовался немецкий, как родной для большей части профессуры. Евреи гордятся ивритом и часто рассказывают о нем, при этом обычно утверждают, что критическим моментом в его возрождении был год принятия его в качестве официального языка Израиля. Я думаю, что все было решено намного раньше. Если на языке можно прочитать техническую лекцию, то он безусловно годен и для бытового общения. Важная заслуга Техниона состоит в том, что он был экспериментальной базой для подготовки иврита к массовому употреблению.
В Технионе закопана старая еврейская мудрость, он волшебная палочка Израиля. Конечно, трудолюбие и упорство замечательные вещи, но ум и хорошее образование лучше. Израиль своим эффективным развитием еще раз доказал, что успех страны определяется не численностью населения или богатством ее природных ресурсов, а уровнем интеллектуального развития ее народа.
По мере возникновения экономических и политических вопросов, решение которых было необходимо для дальнейшего развития Израиля, в Технионе формировались группы, обеспечивающие работу над ними. Не важно к какой области относится вопрос, военный он или сельскохозяйственный, важно обеспечить условия для работы группы ученых, интеллектуального потенциала, которой, достаточно для решения данного вопроса. Чаще всего для иллюстрации этой догмы приводят проект Манхеттен, но мне кажется, что Технионовска группа Grand Technion Energy Program не менее интересна с точки зрения изучения опыта проведения прикладных, узконаправленных научно-исследовательских работ.
Второй важной достопримечательностью Хайфы является Красота. Максимальной своей концентрации красота Хайфы достигает в Персидских Садах. Местные жители не склонны к особым восторгам по поводу этих садов. Сады посадили некие бахайцы — назовем их мусульманскими сектантами, численность последователей этой религии порядка пяти миллионов, а чем это в результате обернется не совсем ясно, израильтяне народ пуганный. Пока есть версия, что в Бахайские сады приедут лидеры всех стран и подпишут договор об отказе от вооружения и мире во всем мире, а там посмотрим.
Сады и усыпальница основателя религии — Бабы, меня просто поразили. Мне показалось, что они совершенны. Все это относительно новое, сооружение комплекса завершено 2001 году. Уход за садами в бахайской религии обеспечивает постепенное искупление грехов, мне это показалось очень разумным. К сожалению, в бахайцы берут не всех, а только лучших. Я уже забыл какие там условия выставляются, но меня не взяли. Кажется, по самому первому признаку, я не был готов передать бахайской общине все свои деньги и недвижимость.
Что поделаешь не сложилось, но приобретённый опыт я использовал позже в Армении. Для улучшения ситуации с грехами я попросил дать мне садовые ножницы и хотел обрезать несколько персиковых деревьев в моем фруктовом саду. Там деревьев даже больше, чем у всех этих бахайцев, которые меня не принимают. Меня в Израиле вообще никуда не принимают. Впрочем, армяне меня тоже скоро из сада прогнали, правда основание там был другое, что-то типа того, что я ни хрена делать не умею и мне следует идти стричь баранов, можно подумать, что баранов стричь легче чем персики, да еще там явный элемент насилия над баранами, вряд ли мне за это грехи спишут.
Наверно эти бахайские сады одно из немногих мест в мире, где трудно получить работу газонокосильщика, ну что же не будем унывать, пойдем учиться, достигнем совершенства. Цель понятна, дальше все зависит от ума и усердия. Если серьезно Хайфа понравилась, но мне откровенно не хватило времени. В эти края можно приезжать на долго и медлено мигрировать вдоль берега. В каждый город приезжать по несколько раз, на разных уровнях просветления. Причем для просветления здесь молитвы и аскеза не обязательны, напротив настойчиво рекомендую купаться, пить вино, дивиться на древности и красоты.
Теги:
Культурно-познавательный туризм