9 февраля 2008 г.
Сегодня последний день нашего путешествия. Завтрашний день можно уже не считать, никаких экскурсий, только перелет из Чианг Майя в Бангкок и переезд автобусом до Паттайи.
9 февраля 2008 г.
Сегодня последний день нашего путешествия. Завтрашний день можно уже не считать, никаких экскурсий, только перелет из Чианг Майя в Бангкок и переезд автобусом до Паттайи.
Ват Ронг Кхун, или Белый Храм
Наш гид Саша в последний день сделал нам подарок. Ему было очень неудобно, что мы не получили всех экскурсий по программе, поэтому он бесплатно завез нас в удивительно красивый Белый храм Ват Ронг Кхун. Это «новодел», но он так хорош, что ни в чем не уступает более старым своим собратьям.
Белый храм в Тайланде появился в 1997 г. на месте почти развалившегося буддистского святилища, а его возведение продолжается и сегодня. Причины столь долгого возведения и обустройства связаны и с кропотливым трудом создания творческих шедевров.
Своим появлением комплекс обязан художнику Чалермчаю Каситпипату, именно он выступает автором и практически единственным исполнителем искусных задумок и художественных воплощений. Белая основа храмовых построек служит символом чистоты Будды и воплощением нирваны, мириады маленьких зеркал — божественной мудрости, воплощенной на земле. А задумка художника в скульптурных композициях затрагивает извечную тему противостояния добрых и злых сил, как во внешнем мире, так и в человеке. Всего задумано девять храмовых строений. Сам идейный вдохновитель Белого храма в Таиланде утверждает, что возведение распланировано на протяжении 90 лет и будет завершаться учениками и последователями архитектора
Храм действительно белоснежный, и весь-весь ажурно-воздушный. В храм ведет символическая дорога очищения. Слева и справа от тропы грешники из ада тянут свои руки к людям и просят о пощаде, а за ними присматривают огромные грозные демоны. Странные туристы бросают в открытые ладони грешников монеты, словно тоже хотят попасть в ад, впрочем, это не так уж и сложно.
Прошедшие очищение, и не попавшие в ад, мы шли по дороге к храму, охали от восхищения и любовались цветными рыбинами в бассейне.
В самом храме даже фотографировать нельзя. Почему, не понятно. Там практически ничего нет внутри. Только несколько фресок на стене и сидящий Будда. Как всегда, если нельзя, но очень хочется, то можно. Я попросила Сашу прикрыть меня от смотрительницы, и сделала пару кадров «от живота».
Рядом с Белым храмом, не менее красивый ажурный Золотой туалет. Сразу и не догадаешься о предназначении этого теремка.
Не менее странные традиции и этом туалетном храме. Прежде чем зайти, нужно снять обувь. Представляете, мокрый, грязный, липкий пол, а вы босяком там разгуливаете. Бр-р-р…, пусть лучше лопнет моя совесть, чем мой мочевой пузырь! Послав подальше верещащую билетершу, я грубо нарушила туалетные традиции, и просто прошла в обуви. А при выходе наблюдала, как наши брезгливо оттирали ноги салфетками и выкидывали мокрые носки.
Поехали дальше. Дорога петляет по горам, сплошь заросшими вековыми лесами. Мимо мелькают маленькие деревеньки на курьих ножках, затопленные рисовые поля. «Стоп!», закричали мы, когда увидели работающих на рисовом поле крестьян. Надо же и с простым народом пообщаться.
Выскочили из автобуса, и по узким тропинкам побежали к труженикам села. Володя из Ульяновска вдруг вообразил себя Михаилом Кожуховым из передачи «Вокруг света» и стал сажать рис и теплую грязь. Правда, запал у него быстро прошел, остались только по локоть грязные руки.
Тайцы очень нас смущались, отворачивались от фотоаппаратов и потихонечку посмеивались над глупыми фарангами. Тайцы, ленивые по своей природе (а зачем работать, если оно само всё вокруг растет), и на полях не перерабатывают. Пару часов в день повозятся и идут домой отдыхать от праведных трудов.
После обеда Саша решил нас провести по разным фабрикам, на которых мы могли бы купить сувениры и другие «жизненно необходимые вещи» И, конечно же, первым пунктом нашего шопинга была ювелирная фабрика. О ювелирной фабрике я уже рассказывала, все остальные фабрики организованы по схожему принципу, ассортимент везде повторяется. Так что я на ювелирную фабрику даже не стала заходить.
Затем была фабрика по изготовлению изделий из кожи. Приехав в Таиланд, я мечтала купить сумочку из крокодила и еще одну из змеиной кожи. Ха, размечталась. Хорошая сумка за крокодила стоит около 50 000 рублей, чуть дешевле из змеи. Мое желание потихонечку угасло, так как денег мне хватало или на ремень, или на кошелек. Ни того, ни другого мне не надо. Ладно, вычеркиваем, подумала я. На такие деньги я смогу еще раз съездить куда-нибудь в отпуск.
На фабрику мебели Саша завез нас уже по нашей просьбе. Вот, где интересно, как в музее. Огромные залы заставлены искусно сделанной мебелью, вырезанными из дерева картинами, деревянными статуэтками. Глаза разбегаются от такого изобилия.
Тут мы застряли надолго. Хотелось мне привезти резную деревянную картину, но приценившись и взвесив на руках некоторые приглянувшиеся мне, я отмела и эту мысль. Слишком тяжело! А картины среднего размера еще и слишком дорогие, это и понятно, ведь, ручная кропотливая работа. Каждая картина изготавливается не один месяц. С мебельной фабрики нас пришлось, чуть ли не силой выгонять, иначе мы могли опоздать на экскурсию в храм.
Храм Ват Пратхат Дой Сутхеп
В стародавние времена король королевства Ланна по имени Ку На решил поместить святые мощи Будды в подобающий храм. Но где построить этот храм? Место должно быть особенным. Тогда ларец с мощами водрузили на спину белого слона и отправили слона в дорогу. Слон поднялся на вершину горы Дой Сутхеп, сделал там три круга и лег отдыхать. На этом месте и был построен монастырь Ват Дой Сутхеп, что в переводе означает «Храм на горе, устремленный к ангелам»
И по сей день ват Дой Сутхеп гордо возвышается над городом Чианг Май на высоте 1600 метров. В священное место на горе стремятся попасть тысячи паломников со всей Юго-Восточной Азии, а так же иностранные туристы, но последних совсем мало. Не каждый отдыхающий готов оставить на несколько дней теплое ласковое море и поехать вглубь страны. И только вездесущие китайцы и любопытные японцы, то ли по велению сердца, то ли по приказу начальства, умудряются проникать везде.
В ват можно попасть двумя способами. Подниматься пешком в гору по лестнице с 300 ступенями, или прокатиться в кабине фуникулера по канатной дороге. Что бы сберечь силы, вверх удобнее подниматься на фуникулере, а спускаться интереснее по лестнице. Экскурсии в храме не планировалось, просто самостоятельный осмотр, и все наши одногруппники, поднявшись в храм, тут же растворились в толпе. Люди идут в Ват Дой Сутхеп с самого утра, приходят с цветами, свечами, ароматными палочками и кусочками тонкой золотой фольги.
Впрочем, всё это можно взять и внутри вата, только не забывайте оставлять пожертвование храму. Самое большое столпотворение вокруг большой золотой ступы, в основании которой хранятся останки Будды.
Люди обходят ступу по периметру три раза. Первый раз в честь Будды, второй — в честь его учеников, третий — в честь монахов. Мы с подругой старались не отходить друг от друга, потому что стоило нам потеряться в толпе, вероятно, встретились бы мы уже только в автобусе. Разузнав, что и как следует делать, пошли по часовой стрелке вокруг золотой ступы. Идем, и про себя вспоминаем все наши грехи, каемся, обещаем впредь не грешить. Прошла я три круга, и как-то вроде полегчало мне. Летать захотелось, второе дыхание открылось. Оглядываюсь, моей подруги нет рядом! А она еще на один круг пошла, за три круга не обо всех грехах успела Будде рассказать. Идет, ручки перед лицом лодочкой сложила, что-то тихо бормочет.
Ват Дой Сутхеп по праву считают самым красивым храмом на севере Таиланда. Стены, крыши, изображения Будд, всё покрыто настоящим золотом. Около изображений Будды люди возлагают цветы лотоса, втыкают в песок ароматические палочки, наклеивают на Будду золотые листочки. Хочешь принять мудрое решение, приклей листочек на голову статуи, попроси ума. Хочешь, что бы люди любили тебя и доверяли, приклей золото на сердце. И будет у тебя «золотое» сердце. Ну, и так далее с остальными частями тела.
Монахи наставляют на жизнь по заветам Будды и благословляют всех желающих. . Семь Будды в разных позах символизируют семь дней недели. Нужно вспомнить в какой день недели вы родились, и принести подношение «своему» Будде. Я помню, что родилась в среду, но так и не смогла выяснить у тайцев, с какого дня недели расположены Будды на алтаре. Пришлось бросить монетки во все горшочки. А мне и не жалко, пусть все порадуются.
В большом почтении Будда, сделанный из зеленого халцедона. Это точная копия Изумрудного Будды, из Бангкока. В XV веке Изумрудный Будда жил именно в этом храме, затем, после многочисленных переездов и приключений, окончательно обосновался в храме Ват Пра Кео при Королевском дворце.
В храме постоянный гул многочисленных голосов, люди молятся, монахи поют, посетители звонят в колокольчики, бьют в священные гонги и барабаны. Прямо на земле расположились народные артисты и играют печальную красивую тайскую музыку
В таких местах время течет по иным законам. Нам казалось, что мы провели в храме не более 20 минут, однако, за стенами храма прошло более двух часов. И солнце уже совсем низко склонилось над горизонтом.
Спускаться с горы решили по знаменитой лестнице Нагов. У широкой лестницы из 300 ступеней вместо перил с обеих сторон извиваются огромные чешуйчатые тела двух священных змеев. Наги сползают с горы, поднимают свои многочисленные головы с широко раскрытыми зубастыми пастями и пугают злых духов, а заодно и незваных гостей, пришедших с дурными мыслями.
Загляделась я на диковинного змея, подошла поближе, пощупала, прицелилась фотоаппаратом. И вдруг вижу, как одна из голов поворачивается ко мне, высовывает язык и подмигивает. Я машинально подмигнула в ответ… Пока ждали опаздывающих на автобус, я фотографировала забавного малыша. Он самостоятельно ползал по ступеням и позировал мне.
Чианг Май
Когда все были в сборе и сидели на своих местах в автобусе, мы двинулись к месту нашей последней ночевки.
Чианг Май переводится, как «Новый город». Он был основан в 1296 году и до 1558 года служил столицей, культурным и религиозным центром независимого королевства Ланна.
Город Чианг Май был заметно больше городов виденных нами за время путешествия. Он, конечно, намного меньше Бангкока, и в нем имеются и небоскребы, и толпы народа на улицах, и дорожные развязки.
В Чианг Майе нас заселили в самом шикарном отеле, если сравнивать с другими отелями нашего путешествия.
Отель Centara Duangtawan Hotel Chiang Mai 4*
Отель 4*, но этот отель тянет на 5*. Ресепшен на двух этажах, между этажами эскалаторы, несколько ресторанов, бассейн. Несколько скоростных лифтов. Всё это очень солидно смотрится.
Мы жили на 20 этаже. А какой большой номер с панорамным окном. Ванная комната с душем, в котором поместится четыре человека и большой ванной. И разумеется в наличии халаты, тапочки, чайник и сейф.
Перед прощальным ужином пошли прогуляться по ночному рынку, который видели из окна отеля. Бесконечный торговый ряд с сувенирами и всякой ерундой вливается в крытый рынок. От обилия товаров разбегаются глаза. Цены очень низкие, на севере Таиланда самые низкие цены по стране.
Нагулявшись, зашли посидеть в ресторанчик. Играла живая музыка, посетителей почти не было, а вскоре мы остались одни в ресторане, но музыканты продолжали нас развлекать, и пели исключительно для нас.
Заказанная мной рыба была выше всяких похвал. А креветки, они и у нас креветки, но в Тае они крупнее, свежее и вкуснее.
Жаль, что так быстро закончилось наше путешествие. Неделя пролетела как одно мгновение. Не хотелось расставаться с новыми друзьями. Да, что это я расплакалась раньше времени. Мне предстоял еще отдых в Паттайе и путешествие в Камбоджу. Ничего еще не кончено, всё только начинается.
10 февраля 2008 г.
После завтрака и сдачи номеров, нас повезли в аэропорт Чианг Майя. Теперь вся та дорога, которую мы проделали за неделю, должна уложиться в несколько часов.
В аэропорту очень лояльно относятся к пассажирам, не обращают внимания на перевес багажа и на провоз жидкости в ручной клади. Не понимаю, по какому принципу нам выдавали билеты, но наша группа оказалась раскидана по всему салону самолета. Впрочем, я спала весь перелет, и мне было без разницы, кто сидел рядом.
По прилету в Бангкок мы расстались с половиной нашей группы. Многие после Бангкока летели отдыхать на остров Пхукет. Мы же вместе с Сашей загрузились в автобус, и через пару часов были уже в Паттайе.
Но о Паттайе будет другой отдельный рассказ.