Путешествуя по городам и весям нашего шарика, мы с упоением рассказываем о мегаполисах, городках, поселках и деревушках, в которых побывали. И совсем забываем о местах, где живём. Лишь жители крупных городов нет-нет, да выложат рассказ или альбом о своём месте проживания. О небольших поселках «аборигены» рассказывают редко. Вроде того, что — а чего у нас смотреть, достопримечательностей нет!
Аэропорт Кольцово знают все, прибывающие в Екатеринбург или уезжающие из него воздушным путём. И мало кто задумывался, а где живут работники аэропорта?
Хоть я и родился в далёкой от Урала солнечной Армении, своей малой Родиной считаю именно Кольцово. И по праву старожила проведу с вами небольшую прогулку-экскурсию по нашему авиагородку и окрестностям.
Начнём с названия. До строительства аэропорта здесь было болото. От ж/д ветки на Каменск-Уральский к месту будущего аэропорта проложили пути. Получилось что-то типа кольца. Навигационных приборов на самолетах тех времён ещё не было, и летчики на него ориентировались при заходе на посадку. «Иду на кольцо!» Так и назвали — сначала ж/д станцию, а потом и аэропорт.
Нашу прогулку мы начнём с Привокзальной площади.
Пустая площадь... Когда уже эта багажная тележка кому-то понадобится?
Строительство аэропорта для военных на Урале началось в 1928 году. В октябре 1941 года было закончено строительство бетонной взлетно — посадочной полосы, и сюда был эвакуирован НИИ ВВС Красной Армии — начались разработки первого советского самолёта с ракетным двигателем. 15 мая 1942 года лётчик — испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи совершил первый полёт на экспериментальном БИ-1. В память о месте рождения советской реактивной авиации, на Привокзальной площади, носящей имя Бахчиванджи, установлен памятник — макет самолёта БИ, взмывающий ввысь.
К бережному хранению памяти о летчике-испытателей в Кольцово я ещё вернусь в своём рассказе.
В 1943 году аэропорт объединился для совместной эксплуатации военной и гражданской авиацией. Существует версия, что в декабре 1943 года, после встречи Большой Тройки в Тегеране, в Кольцово останавливался президент Франклин Рузвельт. То ли на дозаправку, то ли президент лично хотел проинспетировать воздушный мост для лэнд-лизовских поставок. Так это или нет, был факт проживания Рузвельта в одном из домов посёлка или нет — документально не подтверждено. Но откуда-то из воспоминаний детства всплывают какие-то отрывки, что один из домов старики называли то ли «Белый дом», то ли «Дом Рузвельта»…
Если визит Рузвельта остался лишь в местных легендах, то о визите в Свердловск Фиделя Кастро память жива не только в рассказах очевидцев. Авиагородок был соединен с городом автодорогой, идущей через два переезда. Один — у железной дороги на Каменск-Уральский, другой — у Транссибирской магистрали. И вот в 1963 году накануне приезда Фиделя, чтобы высокий гость не застрял у оживлённых ж/д магистралей, была построена новая автодорога, связавшая Свердловск и Кольцово. Качество покрытия у неё было такое, что впервые ремонт был произведен только в нынешнем веке! Участок «Фидельки», как ласково называют дорогу местные жители, от мкрн Компрессорный до Новокольцовского тракта функционирует и сейчас. А эти березы, склонившие ветви над дорогой — немые свидетели приезда Фиделя.
О визите Кастро я дальше расскажу ещё один интересный момент, связанный с Кольцово.
После войны аэропорт стал бурно развиваться. В 1954 году было построено новое здание аэропорта, которое бережно сохранили во время всех реконструкций.
Аллея, знакомая с детства...
Может, кураторы этих перестроек помнили то время, когда здесь располагался ресторан «Под шпилем», работавший круглосуточно, в отличии от городских, и куда после 23–00 стекались любители выпить — посидеть в культурном месте. «Под шпиль» мы не ходили, а вот в кафе при гостинице «Лайнер», построенной в 1963 году, захаживали попить пивка, пропустить стаканчик — другой винишка.
В 1968 году к зданию со шпилем был пристроен новый терминал, который безжалостно снесли в начале 2000-х и в июне 2009 года, к саммиту ШОС, пассажирские терминалы аэропорта Кольцово приняли современный вид.
Тогда же было открыто и движение аэроэкспрессов. Была построена остановочная площадка, с которой пассажиры могут уехать на электричке до ж/д вокзала.
А в помощь задыхающейся от нагрузок гостинице «Лайнер» построили огромный отель «Анжело».
По мере развития и расширения аэропортового хозяйства, эволюционировал и посёлок авиаторов.
От аэропорта мы пойдём по улице Бахчиванджи. О названиях улиц. Их немного, но все так или иначе связаны с небом, с авиацией. Переулки Утренний и Вечерний, улицы Атмосферная, Стартовая, Спутников, Ракетная, Авиаторов. Центральная, транзитная улица названа в честь Героя Советского Союза Г. Я. Бахчиванджи.
Начинается посёлок с небольшого, заросшего березового парка — в 50-60-е место отдыха молодёжи.
Прекрасно помню начало 70-х годов. Посередине парка — огромная площадь, от которой расходились лучи-аллеи. Фонари, лавочки и огромный круглый деревянный помост, огражденный сеткой — танцплощадка с металлической будкой «Касса» на входе. Все было почти цело, хоть и не проводились здесь уже танцы. Увы, все это кануло в небытие… Танцплощадки, лавочек и фонарей давно нет, да и аллеи заросли, остались лишь едва заметные тропинки…
Задумывая этот рассказ, я не учел одного — посёлок у нас очень зелёный, и в июне месяце большинство домов загораживает буйная листва.
Переходим через дорогу и оказываемся в месте, откуда и начался авиа городок в конце 20-х годов. Старый посёлок. Почти 100 лет… А единственный сохранившийся дом все ещё стоит!
Рядом с ним — каменный трехэтажный дом.
Пацанами мы были уверены, что его «пленные немцы строили». Уж больно «не советскими» были и высоченные потолки в квартирах, и просторнейшие коридоры, и широченные лестничные марши.
Лишь недавно, порывшись в Сети, узнал, что этот дом в стиле конструктивизма был построен в начале 30-х годов для командования аэропорта. Рядом, среди высеченных старых берез и сосен, двухэтажные домики «посвежей».
Шлакозасыпные стены держатся, наверное, только за счёт внутренних труб отопления, проведённых после ликвидации печей. В одном из таких домов, давно снесенном, прошёл какой-то период моего детства… Между соснами, древними уже 50 лет назад, около этих домов были понатыканы сараюшки для ненужной рухляди. Особо трудолюбивые разбивали грядки под лучок-укропчик. Со временем благосостояние росло, сарайчики переделывались в металлические гаражи, в которых обосновались Запорожцы и Москвичи, а то и ВАЗовские «копейки» с " трешками». Кое-где эти гаражики сохранились, а вот от огородов следа не осталось.
За Старым поселком начиналась территория воинского гарнизона. На «границе» стояли клуб и кинотеатр «Авиатор». И если клуб снесли в середине 70-х годов после открытия нового ДК, то у кинотеатра судьба была более печальной. После перестройки, когда людей больше беспокоили заботы о пище насущной, а не духовной, его закрыли. Так он, может быть, и простоял бы до лучших времён, но… Облюбовавшие заброшку бомжи устроили пожар, и добрый десяток лет во всех навигаторах на этом месте было указано — Руины. А ведь перед кинотеатром была большая площадь, и каждый год 9 Мая перед памятником Г. Я. Бахчиванджи, установленному на ней, возлагались цветы, проходили митинги Памяти. Сейчас на этом месте жилой дом с магазином. Только памятник лётчику — герою немного затерялся среди припаркованных машин покупателей.
Через дорогу от памятника стоит солидное добротное здание из красного кирпича. Это бывший профилакторий летного состава.
Экипажи из других городов здесь отдыхали перед обратным рейсом, а местные летчики проводили время, находясь в резерве на случай непредвиденной замены экипажа. Любители активного отдыха занимались спортом на площадке во дворе и в небольшом зале внутри. Для любителей культурного отдыха — кинотеатр через дорогу.
В 50-60-е годы Гражданский Воздушный Флот активно развивался. Увеличивался парк самолётов, расширялись наземные службы, росло число обслуживающего персонала. Посёлок стал застраиваться. Вначале это были типовые двухэтажки, коих было немало по всему Союзу,
В этом дворе я тоже жил...
позже начали строить хрущевки.
Тогда же было построено новое здание школы вместо деревянного.
Проучились в ней до 1978 года, когда стало совсем тесно, и построили новое здание. А в этом здании «поселился» штаб сначала авиаотряда, а затем управление аэропорта. Рядом со школой было «приусадебном хозяйство», где юные натуралисты с упоением отдавали всех себя на изучение огородной флоры. В мою бытность старшеклассником здесь уже царило царство зарослей акации и сорняков. Школяры, если и посещали сей огород, то или покурить на перемене, или выяснять отношения один на один после уроков. В 2006 году силами благотворителей — Уральских авиалиний и Аэропорта Кольцово, на месте заросшего закутка была построена деревянная церковь с голубыми куполами — Касперовской иконы Божией Матери.
Перезвон её колоколов слышен во всех уголках посёлка.
В советском Кольцово цепочка становления ребёнка как личность ясли — сад — школа была очень компактной. Ясли-сад, 4(!) детсада граничили между собой и школой заборами. С переходом на другой цикл менялось только число шагов, но не направление.
Новое здание школы в 1978 году построили в продолжение этой цепочки, с другой стороны детсадов от старой школы.
Максимум 4-этажными посёлок находился до 1968 года. Было построено первое пятиэтажное здание с Гастрономом на весь первый этаж. А в конце 70-х ещё одна новинка в архитектуре посёлка. Началось строительство первой 9-этажки. «Китайская стена» — так в народе зовут это сооружение из трёх домов, разделенных только арками.
Потом до 90-х было построено ещё несколько «высоток». С придомовыми парковками, детскими площадками.
В 1976 или 77 году (точно не помню, но в 77-м школьный выпускной у нас был здесь) построили шикарный, по тем временам, Дворец Культуры Авиаработников. Где-то на отшибе, как тогда казалось, почти у самого аэропорта.
Долгое время пустыри вдоль дороги, идущей к ДК, пустовали. После строительства нового здания школы на поселковом стадионе, один пустырь облагородили, превратив его в стадион с футбольным полем и хоккейным кортом.
Потихоньку обрасла зданиями и территория напротив. Одно общежитие, другое. После преобразования авиаотряда в а/к Уральские авиалинии здесь появилось новое офисное здание.
А совсем недавно и Аэронавигация отметилась новосельем.
С началом 2010-х критерии по многоэтажной застройке в районе аэропортов, что ли, поменялись. Но в Кольцово 12-16-этажки стали расти, как грибы после дождя.
Самым симпатичным, все же стал ЖК Дельтаплан. Вот только бумажные самолётики, парящие по торцу одного из домов, видны только со двора…
Кстати, граффити сейчас есть и в самом аэропорту — в подземном переходе у остановочной платформы электропоездов.
В 2005 году муниципальное образование посёлок Кольцово вошло в состав Екатеринбурга, став частью Октябрьского района. Но весь посёлок — это не только авиагородок. Это и т.н. Промкомбинат — территория, где раньше располагались части стройбата со своими заводами ЖБИ и механическим. Здесь же Кольцовское кладбище.
К поселку Кольцово относится и бывшее село Малый Исток, основанное в 18-м веке. Центральная улица М. Истока, Реактивная — часть старого Сибирского тракта.
Продолжаем нашу прогулку. Миновав ж/д переезд, попадаем на ул. Испытателей. Дорога, соединяющая Кольцово со старым Сибирским трактом, своим названием напоминает о событиях, происходивших здесь почти 80 лет назад — испытании новейшей техники. По правую сторону в конце улицы, на пригорке, находится Кольццовское кладбище. Зайдем сюда ненадолго — расскажу вам о трёх мемориалах.
16 ноября 1967 года на взлете из аэропорта по так и неустановленной причине разбился самолёт Ил-18. На его борту находились 99 пассажиров и 8 членов экипажа Свердловского авиаотряда. Возле самого входа на кладбище мемориал, где захоронены пилоты и бортпроводницы разбившегося борта.
Пройдем немного дальше. Среди каменных плит и металлических пирамидок на могилах, издалека видим большой памятник — пирамиду с ВВС-ской эмблемой — птичкой и надписью «Слава героям».
Здесь похоронены летчики — испытатели, погибшие при испытании реактивной техники. Герой Советского Союза капитан Г. Я. Бахчиванджи, майор Т. К. Чигарев, подполковник К. А. Груздев. Ежегодно, в День Победы, учащиеся кольцовских школ и летчики кольцовского гарнизона возлагают венки к этому мемориалу.
Совсем рядом еще одно захоронение. 7 января 1950 года, при заходе на посадку в сложнейших метеоусловиях, потерпел крушение самолёт Ли-2. На его борту находилась гордость и надежда советского хоккея — команда ВВС.
В этом списке могла быть ещё одна фамилия…
Знаменитый впоследствии футболист, хоккеист, тренер Всеволод Бобров тоже был в команде лейтенантов. Самая распространенная версия, почему он не полетел — засиделся Всеволод Михайлович допоздна с куратором команды генералом Василием Сталиным и проспал на вылет…
А мы продолжаем нашу прогулку, и, пройдя переезд через Транссибирскую магистраль, оказываемся в Малом Истоке. Было это ничем не примечательное село. Жители кто в аэропорту работал, кто на полях за околицей, распахиваемыми и засевавшимися для селекции НИИ сельского хозяйства. А вот озеро на окраине села, помимо местных жителей, давно облюбовали партийные бонзы — на дальнем берегу за глухим забором стояли «обкомовские дачи». В конце 90-х — начале 2000-х этот тихий уголок выбрал для дачи бывший тогда губернатором Э. Э. Россель. Ну и, народ потянулся… Мы же не будем на коттеджи смотреть? Нам надо в лесопарк. У озёра раскинулся сосновый бор. Тенистыми аллеями уходим вглубь.
Может, из-за карантина, но народа по берегу совсем нет.
С десяток рыбаков, то тут, то там сидящих в ожидании «вооот такооого» леща или карпа, да парочка загорающих на небольшом песчаном пляже.
Даже новая купалка на бывших обкомовских дачах пуста.
С этими дачами связана история, произошедшая с Фиделем Кастро во время его визита. Вечером первого дня его отвезли сюда на отдых. Время ехать на приём — Фиделя нигде нет. Комитетчики, личная охрана на ушах — проворонили. Начались поиски. Оказывается, Фидель поспал и пошёл гулять. Встретил местного с удочками и присоединился к процессу ловли. Вот так — рыбалка не требует знания языков.
А сейчас и возле плотины нет мальчишек, любящих понырять с ограждения в самом глубоком месте озёра.
Аллея, ведущая к детскому дому, тоже пуста…
До середины прошлого века на этом месте стояла усадьба промышленника Рязанова. Жил себе потихоньку, искал и добывал золотишко в окрестностях. Кстати, шурфов в местных лесах набито немало. Только кто сейчас знает — золото там искали или самоцветы?.. В годы войны в национализированной после революции усадьбе разместили детей из блокадного Ленинграда. А в 1949 году снесли и построили это здание — с колоннами, башенками и шпилем.
Здесь наша прогулка заканчивается. Можно, конечно, от лесопарка проехать одну остановку на автобусе и зайти в Музей ретро автомобилей, с недавнего времени нашедшего здесь постоянную прописку. Но о таком музее вкратце не расскажешь. Кому интересно — здесь Аня Кудрявцева размещала свои впечатления о нем.
Такой вот он — посёлок Кольцово, воздушная гавань Екатеринбурга. Хотя сейчас, в карантин, аэропорт стал гаванью не только для Уральских авиалиний. Самолёты Аэрофлота тоже «на якоре» здесь.
Ничего, вирус уйдёт, разлетятся эти птички по земному шару, развозя нас с вами в неизведанные дали. И с узнаванием новых мест мы снова будем не часто вспоминать о тех местах, где родились и прожили жизнь…
Теги:
Культурно-познавательный туризм