Мьянма (Бирма)
Переправившись из Лаоса в Таиланд, мы сразу загрузились в автобус и двинули в направлении пограничного перехода. В отличие от Лаоса, для посещения Мьянмы виза требуется. На границе мы сдали свои паспорта, сфотографировались и стали ждать, когда нас пропустят на ту сторону.
Пока ждали разрешения пройти, к нам подошел продавец жареных каштанов. Никогда до этого не пробовала каштаны, но была наслышана. Каштаны были еще горячие. И, скажу я вам, абсолютно никакие на вкус, похожи на вареную картошку. И чего их нахваливают. Съев по одному каштану, остальные отдали пробегавшему мимо ребятенку.
Наши паспорта остались на границе, а мы по мосту через речку Руак перешли в Бирму и оказались в приграничном городке Тачилек.
Тут нас уже ждала целая бригада тук-тукеров. Саша рассадил всех по местам и дал команду трогаться.
Что тут началось. Дурные бирманские водители устроили настоящие гонки по улочкам Тачилека. С ревом, треском и грохотом мы выскочили за город и помчались в сторону гор к небольшой деревеньке.
Деревня находится в небольшом лесочке. За кронами деревьев и кустов практически ничего не было видно. Мы шли по центральной тропинке, а вдоль нее стояли жительницы в нарядных костюмах, и каждая продавала что-нибудь из сувениров, сделанных своими руками. Они с удовольствием фотографировались со всеми желающими. Странно, что в одной деревне проживают представители разных народностей, вернее представительницы, ни одного мужчины мы так и не увидели за всё время. Ну, настоящая «потемкинская деревня», скорее всего в ней никто и не живет, а просто ходят на работу покрасоваться перед туристами.
«Падаунг — общепринятое название племени, данное ему соседями, народностью шан. „Ян па даунг“ переводится с шанского как „народ, обернутый в медь“.
Давным-давно жила в море женщина-дракон. Она очень хотела узнать, как выглядит человек. Как-то раз женщина вышла из вод и спросила у лягушки, где его найти. Та указала на пещеру в лесу. Зайдя в нее и увидев смятую постель и грязную посуду, женщина-дракон приняла обличье прекрасной девушки и начала убираться. К вечеру в пещеру вернулся человек и был поражен порядком и красотой девушки. Они полюбили друг друга и стали жить вместе. Но однажды мужчина увидел тень возлюбленной и ужаснулся: это была не человеческая тень. Мужчина бросил женщину-дракона, которая уже ждала ребенка. Убитая горем, та ушла из пещеры, отложила два яйца в песке и скрылась в море. Из этих яиц появились люди.
С тех пор женщины носят на шее латунные кольца в память о праматери-драконе. Украшения женщин сверкают, как чешуя. На самом деле это не кольца, а спираль из латунной проволоки толщиной в один сантиметр.
Нужно обладать большим мастерством и опытом, чтобы накрутить такую спираль на шею девушке, а тем более ребенку. Занимаются этим всегда старые, уважаемые женщины деревни. Проводить ритуал можно только в подходящее время, которое определяет шаман при помощи гадания на куриной кости.
Кольца на шее женщин племени Падаунг нельзя надеть в любой удобный момент как обычный аксессуар. Решение носить кольца на шее нужно принять в возрасте 4–8 лет, когда кости еще гибкие и податливые. Жители племени утверждают, что это — строго добровольно. Некоторым девочкам кольца не нравятся, а некоторые хотят походить на своих матерей и тоже носить такое украшение. Девочке надевают столько колец, в зависимости от того, сколько ей сейчас лет, и каждый год добавляют одно новое. Ярусы такого украшения нельзя наращивать бесконечно, поэтому в возрасте 15–16 лет девушке перестают надевать кольца. Как раз в этом возрасте она обычно выходит замуж.
Если надеть больше колец, это будет причинять дискомфорт девушке и угрожать ее здоровью. На самом деле шея женщин растягивается совсем незначительно. Это обман зрения, вызванный другими анатомическими изменениями. Металлические прутья очень тяжелые, даже маленькие девочки, начинающие носить кольца, постоянно носят на себе минимум 2–3 кг веса. Под постоянным давлением плечи и ключицы сильно опускаются вниз, ребра сжимаются, из-за чего кажется, что у женщины неестественно длинная шея. Со временем первые 4–5 колец, надетые на девочку, опускаются на плечи под тяжестью других витков и приобретают больший диаметр, как бы „сплющиваются“. Эти кольца могут быть отсоединены от основной спирали, обвивающей шею, и закреплены на застежке отдельно так, чтобы женщина могла свободно поднимать этот первый „слой“, мыться и поддерживать гигиену.
Кольца на шее женщин снимать долго и тяжело, поэтому такая процедура проводится только при наличии уважительных причин. К ним относятся: роды; посещение врача; жалобы на недомогание или неудобства, причиняемые кольцами; супружеская измена (как способ наказать и опозорить женщину). Снятие колец доверяют тому человеку, который их надевал. В деревне может быть несколько людей, умеющих снимать кольца. Обычно это шаман, матриарх племени или некоторые старейшины. Металлическое ожерелье может весить до 10 кг и достигать 7 м в длину, процесс снятия занимает до 2 ч. Может показаться, что кольца сильно ослабляют мышцы, но это не так. Обручи никак не сжимают шею, препятствуя развитию организма и дыханию»
По материалам, взятым из интернета.
А вот и мои долгожданные женщины-жирафы из племени падаунг. Сидит она, моя милая, и что-то там себе плетет. Шея длинная-предлинная, и на ней множество латунных колец. Разное говорят о традиции надевать девочкам кольца. Но самая распространенная версия, что таким образом мужчины пытались защитить своих жен от нападения хищных животных. А еще рассказывают, что если женщина сильно обижала мужа, изменяла, например, то мужчина снимал с ее шеи все кольца, слабые мышцы не выдерживали веса головы, и шея ломалась.
И это была единственная настоящая представительница племени падаунг на всю деревню. Остальные девчушки просто играли свои роли. Кто-то из наших мужчин даже видел по приезду, как они побежали надевать свои кольца на шею, завидев туристов. Ну, хоть одна женщина-жираф была, и то ладно.
Я понимаю, что вблизи городка не могут жить настоящие племена, что на их поиски надо уходить на несколько дней в горы, в леса. А так всё не серьезно, давайте деньги, они вам под заказ и инопланетянина покажут в его родной деревне.
По тропинке мы пришли к сцене. Там под фонограмму нам устроили концерт. Сначала танцевали девушки из племени акха, вяло, так передвигаясь, позвякивая бубенчиками на шапках.
Затем вышли девушки- падаунг. Кольца на шеях и коленях мешали плясать, поэтому передвигались они как парализованные.
И только маленькая девчушка весело припевала и пританцовывала, смогла вызвать бурные аплодисменты и одобрительные улыбки.
Вот, такую лажу нам показали! Можно было и не ездить.
Все знают про знаменитый бирманский Шведагон. Это большая золотая ступа в городе Янгоне. В Тачилеке есть свой «маленький Шведагон» Хоть он меньшего размера, но тоже очень красив, жаль только, что во время нашего посещения ступа находилась на реставрации, и была частично закрыта строительными лесами.
Храм находится на холме, и от нее открывается замечательный вид на город.
И уже на обратной дороге посетили небольшой уютных храмик Ват Праёк. У входа в храм висел колокол, и все желающие могли в него ударить и попросить чего-нибудь хорошего для себя и людей. Отметились все. Били «от души», что бы звон колокола дошел до небес и разбудил Исполнителя желаний.
Внутри храма на алтаре сидят Будды разных мастей, и уже привычный и узнаваемый нами тайский Будда, и его собрат — бирманский Будда. Странно, но в этом храме совсем не было молящихся, мы были единственными посетителями.
На обратной дороге внутри нашего металлического друга тук-тука что заскрипело, захрустело, застонало. Он испустил последний хрип и умер. Водитель как-то пытался его реанимировать, но у него так ничего и не вышло. Пришлось добираться самостоятельно.
У самой границы между Мьянмой и Таиландом раскинулся большой рынок. Он начинается сразу около моста через реку Руак, далее петляет по грязной узкой улочке между обветшалых двухэтажных домов, и уходит в бирманские трущобы, куда ни один здравомыслящий турист не сунет своего любопытного носа, а если и сунет, то тут же его и лишиться вместе с кошельком. Там царство проституток и наркоманов. И хотя наркотики официально запрещены в стране, но к вам прямо на улице может подойти парнишка и предложить косячок. Не поддавайтесь на провокацию, рядом с ним может стоять переодетый полицейский, и вы тут же загремите в тюрьму за хранение наркотиков, если не отдадите стражу закона кругленькую сумму в баксах.
Но зато на местном рынке самые низкие цены. У нас оставалось немного времени, и Саша нас организованно вывел на прогулку по рынку. Что можно купить на этом рынке? Да, всё, что захотите. Начиная от фруктов, сувениров, одежды, заканчивая сложной аппаратурой.
Несколько человек из нашей группы купили огромные смартфоны «Nokia» последней модели, с кучей функций, телевизором, гарантией и всего за 5 тысяч в переводе на наши рубли. Напомню, что это был 2008 год.
Очень забавно смотрятся бирманские мужчины в национальных юбках саронгах. В них ходят все настоящие мужики, а так же полицейские, и торговцы сигарет на рынке.
Перешли мы границу обратно, получили свои паспорта. Забавно, что визы нам так и не поставили, наверное просто поделили деньги за визы между собой. Ну, и ладно.
Чианг Рай
У региона богатая история. Маленькие королевства существовали здесь в до тайский период, а сам город Чианг Рай был основан в 1262 году. Чианг Рай был столицей королевства Ланна, до тех пор, пока его не сменил в этой роли Чианг Май.
В самом городе достопримечательностей не очень много. Самой значимой и посещаемой является «Белый храм», ради которого многие туристы приезжают в город, хотя на самом деле храм находится не в городе, а в 15 километрах от него. Но об этом в следующей части моего рассказа.
Отель «Wangcome hotel» 3*
Вскоре мы уже были в Чианг Райе и заселялись в отель Отельчик в Чианг Райе, был ничем не хуже остальных отелей по маршруту. Но главное его достоинство, что он находился в центре города. И приняв душ, мы отправились на знакомство с новым городом.
Честно? Да, все они похожи, эти маленькие, провинциальные городки северного Таиланда. Неширокие улицы, вдоль улиц одно-двухэтажные дома. Множество сувенирных лавок, массажных салонов и уличных кафе.
В одно из этих кафе мы и завалились нашей многочисленной компанией. Затем, как бы по традиции, прогулка по местному рынку и в отель отдыхать.