В Турции мы уже были, тоже с Coral Travel/Odeon Tours, правда довольно давно — лет 8 назад. Поэтому невольно напрашивались сравнения с первой поездкой.
Район Сиде понравился больше района Аланьи, отель тоже был лучше (4* вместо 3* в прошлый приезд), а вот работа туроператора изменилась в худшую сторону.
Туроператор
Билеты на самолет нам выдали такие, что у нас пропал день. Тур был с 24.07 по 5.08. Прилетели-то мы 24.07 поздно вечером, а в отель заселились в 0:30 уже 25.07. Отъезд же назначили на 4:45 5.08. Формально все правильно, а фактически отдыхали мы 11дней/12ночей (да и ночей-то неполных), а не 13дней/12ночей.
Кроме того, в листке информации об отъезде неправильно указали номер рейса и время вылета (билеты электронные, поэтому на руках никаких распечаток нет). Выяснилось это в автобусе, когда трансферный гид напомнила нам номер рейса. Мы паниковать не стали, решили, что посмотрим на информационном табло. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что регистрация идет на ОБА РЕЙСА! Заняли очередь туда, куда сказала трансферный гид, поскольку к ней доверия было больше, чем к отельному гиду (о нем будет ниже). Рейс, который был указан в отеле улетал немного раньше. Я решила все-таки сходить в другую очередь и узнать, нет ли нас в списках. Очереди у стойки регистрации бизнес-класса не было, поэтому я направилась именно туда. Девушка за стойкой русского не знала, а из объяснений на моем плохом английском не могла понять, зачем искать меня в списках на рейс. Но она быстро позвала сотрудника (турка), говорящего по-русски, которому я уже по-русски рассказала наше положение. Он моментально ввел фамилию, назвал не только номер рейса, но и стойку регистрации, куда мне надо пройти и пожелал приятного полета. СПАСИБО ЕМУ ОГРОМНОЕ!!!! Кстати, права оказалась трансферный гид…
Отельным гидом был Григорий. В прошлый раз нам активно навязывали экскурсии. На этот раз слова о том, что «экскурсии пользуются спросом», «мест потом может не оказаться», «местные фирмы предоставляют некачественные услуги» сказаны были. Но рассказ о педлагаемых экскурсиях начался со слов:«Ну вы, наверное, уже знаете, что хотите. Спрашивайте про конкретные экскурсии — зачем мне вам про все подряд рассказывать?». Мы поинтересовались ценами, на что нам ответили, что цены есть у него в компьютере, он может посмотреть. Какую экскурсию брать-то будем? Мы говорим, что сначала надо узнать цены, время выезда и длительность, на что гид нам отвечает, что это все есть у него в компьютере. Мы порадоволись за кладезь информации в компьютере и задали еще один глупый вопрос:«А в отеле Вы как часто бываете?» Ответ был потрясающий: расписание висит, но оно не соблюдается, поскольку отдыхающим все время от него что-то надо, они ему звонят и куда-то дергают; поэтому, если он нужен — звоните. Мы распрощались с полной уверенностью, что звонить будем, если только не появится информация об отлете. Информация появилась, но какая (см. выше)!
Отель Club Hotel Golf
Заселили нас быстро, но, видимо, по причине ночного прилета, на первый этаж. На первый взгляд, номер показался хорошим, но несколько сыроватым. Утром стала понятна причина — перед окном росло огромное дерево, газончики поливали, а свет в комнату не попадал — темно и сыро: (Утром на ресепшине попросили сменить номер — нам сказали, что через день освободятся сразу несколько, можно будет выбрать. Зашли через день в оговоренное время — нам дали ключи от очень хорошего номера на 3-м этаже, попросив быстро перетащить вещи и сдать ключ от номера на первом этаже, поскольку новые постояльцы ждут заселения. Никакой доплаты не потребовалось.
Номер на 3-м этаже был под самой крышей. Потолок шел наклонно, поэтому создавалось ощущение, что много воздуха. Выходим на балкон — на толстой сосновой ветке, почти касающейся балкона, лежит белка и грызет шишку!
Уборка в номере была каждый день, но полотенца меняли странным образом: меняли 2 комплекта из 3-х. Ну да ладно:)
Пляжные полотенца выдавали, расписание смены пляжных полотенец было в каждом номере.
Территория отеля очень красивая и ухоженная. Есть даже небольшой бассейн с золотыми рыбками и водными черепахами.
Очень много цветов.
1
Отдыхают в основном русские, и, немного, турки.
Персонал везде русскоговорящий.
Кормежка нормальная. Много вкусных овощей и зелени; фрукты в минимальном количестве (был виноград, арбузы стали сладкими у концу пребывания, в самом начале раз или два застали черешню). Мясо и рыба всегда есть, но готовить не умеют. Вкусными были только кебабы и мясо-гриль (это было пару раз), да один раз повар разделывал тунцов (мы поняли, что тунец — это, скорее, мясо, чем рыба). Очень вкусно готовят рис.
И настоящий рай для сладкоежек: на завтрак стояло сортов 10 разнообразных варений, через день пекли обалденные оладьи, на обед и ужин было около десятка (если не больше) разнообразных десертов (желе, пирожные, пахлава,…). Обилие сладостей компенсировали плаваньем:)
Пляж хороший, зонты и лежаки бесплатно в достаточном количестве, море чистое. Территория для купания огорожена, но места поплавать вполне хватает. Особенно нам нравилось купаться после ужина, когда начинаются сумерки — вода идеально гладкая. А на берегу фотографы делают романтическую фотосессию для молодых пар и молоденьких девушек, играющих в фотомоделей. Снимки, действительно, хорошие получаются, судя по фотовыставке в баре отеля.
На пляже бар с напитками, да еще часов в 11 утра начинают жарить пончики.
Вход в море — мелкая галька, поэтому и вода прозрачная, и заходить удобно.
До пляжа идти минут 10, причем, небольшой отрезок мимо эвкалиптовой рощи — сколько ходили, никак не могла надышаться, воздух вкуснющий!
Отель расположен недалеко от центра поселка — вечером есть где прогуляться. Еще можно пройтись вдоль моря по «променаду».
Поездки
Район Сиде сам по себе достаточно интересный, поэтому решили далеко не ездить.
Отель находится в поселке Тетриенгёль, названном так в честь одноименного озера.
До античного Сиде можно доехать на маршрутке (долмуши) минут за 15 (с нас троих взяли 5 $). Поехали после обеда, часа в 4 дня, когда пик жары пройден. Территория античного Сиде огромная. Ходили, фотографировались, читали информацию на щитах — никакой экскурсовод и не требовался.
1
Второй поездкой была экскурсия в Анталью. Экскурсию купили в местной фирме за смешные деньги (17 $ за троих), поскольку экскурсию финансируют кожаная и ювелирная фабрика, на которые нас завозили. Помимо фабрик в программу входило посещение Аспендоса (хорошо сохранившийся театр), осмотр римского моста, национальный парк Дюден (водопады) и свободное время в Анталье. В рекламке были обещаны еще и водопады Куршунлу, но гид сказал, что туда возят только зимой, поскольку летом там мало воды. Собственно из-за водопадов-то мы на эту экскурсию и клюнули… Ну да ладно…
Еще был обещан русскоговорящий гид. Гид оказался русскообъясняющимся — он честно извинился за не очень хорошее владение русским языком (уже в автобусе) и попробовал узнать, все ли русские (которых было всего 4 человека) понимают английский или немецкий — оказался один дедок из Екатеринбурга, который иностранных языков не понимал, что, впрочем, не помешало ему быстро навести контакты с немцами и стать цетром внимания (когда в конце экскурсии он выходил у своего отеля, автобус провожал его аплодисментами).
Экскурсию пришлось вести на 3-х языках: сначала шел длинный рассказ на английском, потом, покороче, на немецком, и совсем коротко по-русски. Нас это вполне устраивало, поскольку рассказ на одном языке дополнялся рассказом на другом. Дедок тоже претензий не имел, поскольку в Турции он чувсвовал себя как рыба в воде, да и вообще ко всему относился с юмором. Гид тоже был веселый, так что смеялись достаточно.
Кроме русских в автобусе были еще немцы и шведы. Поразила пунктуальность европейцев — они приходили к автобусу в точно назначенное время, ну, может, на пару минут раньше, но ни минутой позднее!
На водопад Дюден времени было явно мало, всего 40 минут, поэтому к автобусу мы почти бежали интернациональной компанией; на сувениры даже не смотрели (впрочем, они везде одинаковые).
Обед был за отдельную плату. Мы взяли его урезанный вариант: холодное и дессерт (за полцены). Холодное — это шведский стол, ломящийся от салатов и закусок, дессерт — это сладкий шведский стол. Можно было вообще не обедать или обедать в другом месте — лишь бы придти к автобусу в оговоренное время.
Вообще экскурсия была «опционная»: дополнительная плата за осмотр достопримечательностей и обед осуществлялась «на месте», т. е. платишь, если пользуешься. Например, за вход в театр в Аспендосе надо было заплатить по 8 евро с человека. Мы (и не только) сочли, что это дорого. К тому же, в античных театрах мы уже раньше были, заглянуть внутрь через окна можно бесплатно, ходить вокруг тоже :-) А от водопадов никто не отказывался, поскольку они уникальны.
7
Водопад Верхний Дюден
Водопады высокие, «распределенные». т. е. вода течет несколькими потоками. Очень удачно проложены пешеходные дорожки. Посмотреть стоит обязательно!
Третьей поездкой была поездка в Манавгат. Поехали после обеда. Водителю долмуши сказали магические слова: «Манавгат шелале», что значит «водопад Манавгат». У рынка в Манавгате он сказал, что нам выходить на этой остановке (ехали минут 15). Сначала, пока жарко, немного походили по рынку. Рынок крытый, в палатках кондиционеры, цены зависят от того, как будешь торговаться, торговцы говорят по-русски.
Заодно узнали, как доехать до водопада — остановка долмуши оказалась как раз напротив входа на рынок. Сели на другую маршрутку и, минут через 5, были уже перед входом в парк.
Водопад невысокий, но широкий и мощный. Часть русла реки огорожена, и можно подойти прямо к самому водопаду, стоя по щиколотку в воде. Я, правда, долгого стояния в холодной воде не выдержала и залезла на ограждение. Прямо перед тобой — бурлящий поток! Зрелище того стоит! Парк небольшой, тенистый, много ресторанчиков с видом на водопад. В отель возвращались на такси (16 $).
4
Водопад Манавгат
4
Водопад Манавгат
2
Общие впечатления от Турции
Очень доброжелательный народ.
По сравнению с прошлым приездом стало гораздо больше женщин, одетых по мусульманским канонам. Но нигде не встречала осуждения за свой «европейский вид».
Прекрасные дороги. Мы перемещались на долмушах, такси и экскурсионном автобусе местной фирмы «Паша»- все водители ездили очень аккуратно! Почему-то у нас туроператоры любят пугать небезопасностью поездок со сторонними фирмами, а бьются автобусы Pegas’а (во всяком случае несколько последних громких аварий заставили нас задуматься, стоит ли вообще ездить на экскурсии).
Теперь все туристы, прибывшие на отдых, должны регистрироваться в жандармерии. Делает это отельный гид на встрече в отеле через Интернет, так что нам эта процедура неудобств не доставила. Но копию туристического ваучера посоветовали носить с собой за территорией отеля. Так в Турции борются с нелегальной эмиграцией (значит кризис их не слишком ударил, иначе бы к ним не бежали). Ваучер мы с собой носили, но у нас его ни разу не спрашивали.
В целом отдых удался. Некоторый негатив был, но если на нем не зацикливаться, он отдых не портит. Все компенсируется солнцем, морем и окружающей доброжелательностью. А еще разнообразием природы — Турция красивая.