Турист Катерина Андреева (Geofox)
Катерина Андреева — была 16 мая 17:00
Get lost in my rock and roll!

Индия, Дели: от тук-тука до буренки

Дели — Индия Апрель 2017
8 17

Многие, наверное, видели знаменитые фотографии переполненных индийских поездов.

— Социальная дистанция?

— Не, не слышали.

Stringer India/Reuters:

2
Индия, Дели: от тук-тука до буренки

«Сумасшедший дом на выезде» — именно так хочется описать движение на дорогах в Индии, и в частности в Дели.

Проезжую часть делят все, кто ни попадя, и для этого вовсе не обязательно иметь колеса. Городские автобусы, лимузины, велорикши и тук-туки — это еще полбеды. Но вмести с ними в потоке бредут коровы. Впрягшись вместо них, замученные на вид мужичонки тащат возы с непомерным грузом. Тут же на обочине кто-то развалился поспать. Вон мужик чинит кувалдой телевизор. А что такова? Имеет право!

Индия, Дели: от тук-тука до буренки

Пешеходам, рискнувшим пересечь этот поток, надо сразу давать орден на противоположном тротуаре. За отвагу. Впрочем, тротуара нет, просто узенькая полоса вдоль домов, свободная от трафика.

1
Индия, Дели: от тук-тука до буренки

Случись такое, что машина на кого-то наехала, то водителю ничего не будет, если в этот момент он сигналил. Поэтому сигналят все и всегда. В общем, неудивительно, что смертность в результате дорожно-транспортных происшествий в Индии в двадцать раз выше, чем в Америке.

1
Индия, Дели: от тук-тука до буренки

Зато если от работы тебе вдруг положена машина с водителем, пусть даже какая-нибудь Тойота или Судзуки — тебе неимоверно повезло. Ты почти что кшатрий, или бегума. Перед такой машиной весь трафик расступается. Машина, как ледокол, прокладывает путь в хаотическом потоке, ее никто не подрезает, перед ней никто не пробегает. По прибытии на место не изволь шевельнуть рученькой — дверь откроют, на кнопку лифта нажмут, да еще и поклонятся.

Индия, Дели: от тук-тука до буренки

Важная часть системы общественного транспорта в Дели — это желто-зеленые «гробики» на колесах, aka моторикша, больше известные здесь под словом «auto», а по всей Азии — тук-тук. Говорят, что их так называют за звук двухтактного двигателя «тук-тук-тук-тук».

Индия, Дели: от тук-тука до буренки

Транспорт не самодельный-доморощенный, а вполне себе официальный, у каждого тук-тука есть номер. Тем не менее, тук-туки считаются дешевым транспортным средством даже среди местных. При их производстве экономят на всём, включая комфорт и безопасность. Четырехместный вагончик, в котором едет десяток человек? Да легко!

1
Индия, Дели: от тук-тука до буренки

Водители моторикш очень бедны. Обычно это провинциалы, подавшиеся на заработок в большой город. Конечно, они не могут себе позволить иметь в собственности тук-тук, поэтому большинство из них арендуют свои транспортные средства у тех, кто побогаче. Это стоит им около 300 рупий в день, т. е. $4 или 280 рублей. Топливо — за свой счет; в Индии тук-туки работают на CNG — сжатом природном газе.

Индия, Дели: от тук-тука до буренки

Чтобы отбить стоимость и хоть что-то заработать, водителям моторикш приходится работать 12-часовыми сменами. О цене поездки лучше договариваться заранее, а не полагаться на показания счётчика, который, как водится, будет скорее всего сломан. Средняя цена — 25 рупий за первые два км, а потом по десять за каждый следующий километр.

В 2018 году Google maps добавили авторикши в качестве варианта общественного транспорта. В приложении можно просматривать предлагаемые маршруты, а также ориентировочные тарифы на авторикшу, что упрощает планирование поездок.

Как пользоваться >>

Индия, Дели: от тук-тука до буренки

Более ретроградный вариант моторикши — велорикша. Здесь «водителя» становится реально жалко. Видно, как он упирается, как с трудом трогается с места, весь в поту и мыле. Для экзотики проехаться можно, да и то недалеко.

Индия, Дели: от тук-тука до буренки

Кстати, в СССР действовал неофициальный запрет для моряков торгового флота на использование рикш (в том числе велорикш) в качестве транспорта во время поездок в страны Юго-Восточной Азии, что неоднократно упоминается в советской литературе:

— Просто не верится, что где-то люди ещё ездят на людях. Один двуногий везет на себе другого. И не инвалида, а какого-нибудь паршивого колонизатора…

— Бечак называется такой велосипед, — сказал капитан, и лицо его нахмурилось.

Возможно, вспомнились ему чужие портовые города, стоянки рикш, где эти худые запыленные люди на трехколесных своих велосипедах зорко высматривают пассажиров, с криком бросаются на каждого, за полы хватают…

— На вид такой невинный велосипед с коляской. Но наш советский моряк никогда не сядет в ту коляску.

(Олесь Гончар, «Тронка»).

Очередной экзотический участник дорожного движения в Дели — корова. Или все это движение — участник реальности Коровьей Вселенной. Она идет, бредет, иногда ложится прямо посреди проезжей части, не обращая внимания ни на машины, ни на гарь, ни на шум. Этакое буддийское мировоззрение.

Индия, Дели: от тук-тука до буренки

Корова как будто знает, что ее не тронут, не обзовут и не ударят. Упаси Всевышний! В Индии корову называют «гомата» («го» — корова, «мата» — мать).

За убийство или ранение коровы можно попасть в тюрьму. Употребление говядины и даже забой коров в индуизме является табу.

«Атхарва-Веда» (священный текст индуизма) осуждает убийство коровы как «самое гнусное из преступлений»». Все, кто убивает, ест или допускает избиение коров, долгие годы гниет в аду, «как волосы на теле убитой коровы». В Индии существует суеверие, которое предписывает привести к постели умирающего корову, чтобы он мог умереть, держась за ее хвост. А раз корова везет в рай — то как она может быть не священна?

Индия, Дели: от тук-тука до буренки

Даже не вдаваясь в религиозные дебри, во всем этом можно найти практический смысл. Индия — страна жаркая. Мясо на жаре уже за несколько часов превращается в отраву, так что основание для запретов строится не на пустом месте.

Кроме того, коровы в Дели невольно помогают «чистить» улицы, поедая корки и кожуру фруктов и овощей, остатки приготовленной еды и даже бумагу. Но по сути эти городские животные — бомжи, их выгнали из дома из-за того, что не прокормить, или просто «отправили на пенсию». Не убили, нет, просто выгнали «священное» животное.

Индия, Дели: от тук-тука до буренки

Однако, на фоне всей этой транспортной вакханалии есть светлое пятно. Это метро Дели. Казалось бы — те же поезда, только подземные, а какая разница! Никто на них не висит гроздьями, не курит, не елозит грязными пятками перед носом.

Индия, Дели: от тук-тука до буренки

Первая Красная линия метрополитена Дели, полностью надземная, была открыта в 2002 году. Проектирование и строительство разделено на фазы, аналогично очередям в Московском метрополитене. Линии и станции постоянно достраиваются, есть прямой маршрут в аэропорт.

Photo by Craigdietrich:

Индия, Дели: от тук-тука до буренки

На каждой станции есть схемы метро с обозначениями стоимости проезда с данной станции до любой, куда необходимо доехать. Вагоны метро оснащены системой кондиционирования. Цена жетонов разная, в зависимости от длины маршрута, от 10 до 60 рупий ($0.13–0.80 или 9–56 рублей). В целом, все очень цивилизованно и приятно. Главное, в час пик не попасть.

Индия, Дели: от тук-тука до буренки

В Дели 16 миллионов человек, как-никак, и всем куда-то надо, хоть на тук-туке, хоть на буренке.

Индия, Дели: от тук-тука до буренки

Место съемки: Нью-Дели, Индия.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Дели
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии