На высоком берегу Северского Донца, на границе Донецкой и Харьковской области, в местности издревле известной как Святые горы, расположена Свято-Успенская Святогорская Лавра.
Святые горы — это меловые горы, реликтовые сосны и лиственный лес, живописные ущелья и крутые обрывы над рекой. Это удивительное по красоте и атмосфере место признано Национальным природным парком и включает в себя 30 памятников истории и культуры.
1
Святогорская Лавра является доминантой в этом сонме православия и культуры. Очень интересна ее история. Существуют разные предположения даты возникновения обители. В летописных источниках 16-го века находятся упоминания о Святых горах. Также святитель Филарет Гумилевский. знаменитый историк и исследователь пишет: «Спрашивается: с чего горы, лежащие на Донце, называли в 1547 г. и следующих годах Святыми горами? Понятно бы было название их Донецкими горами… Почему же Донецкие горы названы Святыми? Как ни рассуждайте, — это название объясняется лишь тем, что с 1540-го года уже слишком известна была святыня Донецкой скалы — образ Святителя Николая, обретенный иноками. С какого времени стали здесь жить иноки, — на это нет пока письменных свидетельств. Несомненно только то, что столь общая известность, в какой представляется святыня Донецкой скалы с 1547 г., ясно говорит, что ей давно предшествовали тайные подвиги пустынников, живших в пещерах скалы. Потому со всею вкроятностью можем положить что в 14-м веке уже существовала Святогорская обитель».
Однако монахи считают, что основателями монастыря являются выходцы из Киево-Печерской Лавры, бежавшие от нашествия монголо-татар в середине 13-го века. Есть также мнение что обитель основали монахи со святой горы Афон. В любом случае ясно, что было это в средние века и монастырь древний.
Первоначально монахи жили в пещерах меловых скал, прорывая ходы в разные стороны, создавая пещерные храмы.
Но уже в 1679 году была построена первая деревянная церковь у подножия утеса на берегу Донца- церковь Петра и Павла. С этого времени начинается переселение монахов в наземные церкви, а подземные сооружения остаются для затворников. При посещении Лавры мы побывали на экскурсии по подземному храмовому комплексу.
Вход в храмовый комплекс находится рядом с Успенским храмом. Преобретя на входе свечи, мы их зажгли и стайкой за экскурсоводом двинулись вглубь по узкому темному коридору.
Фото из интернета, фотографировать там очень сложно, сквозняк задувает свечи, нужно за ними следить, прикрывать рукой и смотреть под ноги, чтобы не оступиться. На пути появился первый храм, небольшое расширение с несколькими иконками и подсвечниками. Под углом 90 градусов поворачиваем в другой ход, который нас вывел к более крупному храму, который умещает человек 20 и имеет иконостас.
Здесь мы послушали экскурсовода, поставили свечи, помолились и двинулись дальше. Проходя по узким сырым коридорам мы видели ответвления ходов, закрытые дверями, усыпальницы мощей.
Когда начался подъем где-то градусов в 45, стало идти тяжелее и через время мы вошли в вырезанный в меловой стене храм. Посреди храма находился меловой столб, который в свое время стал местом проявления Святого лика и потому обрел ту же святость. Столб восстановлен монахами. но, как говорят, не потерял своей святости. К нему можно прикасаться, а затем наносить мел на больные части тела. Дальше мы вышли из пещер и перешли в верхний храмовый комплекс.
Я продолжу историю Святогорской обители. Монастырь становится не только популярной обителью, но и важным стратегическим пунктом приграничья.
Трудно поверить, но всего лишь триста с небольшим лет назад Донецкий край, густо населенный сейчас, назывался Диким полем. Тогда это была пограничная территория Московского царства. И монахи ее защищали от набегов крымских татар и других разбойничих шаек. Монастырь креп, развивался. Русские государи проявляли заботу о нем. Жалованные царские грамоты, дошедшие до нашего времени относятся к 1620, 1628, 1630 годам.
В середине 17 века святое место стало прибежищем для тысяч украинских переселенцев из-за Днепра, гонимых католиками, Униею. Благодаря новым переселенцам, в малонаселенной местности выросли новые села, хутора, распространившиеся до самого Дона.
Первая половина 18-го века характерна расцветом обители, но неожиданно разразилась беда: в 1787 году, указом Екатерины второй монастырь упраздняется, а земли Святогорья Екатерина дарит своему фавориту Потемкину. Но монастырь остается невероятно популярным среди паломников, которые в престольные праздники десятками тысяч наполняли полуразрушннные храмы бывшей обители.
В 1844 г. Николай 1-й дал разрешение на восстановление монастыря и храмов. Вплоть до революционных событий обитель процветала. Кроме духовного окормления она вела образцовое хозяйство. Была открыта больница, приют для сирот, ремеслннная школа для окрестных детей. Во время ВМВ был открыт госпиталь.
События 1917 г.трагично отозвались на судьбе монастыря. Сначала здесь была образована детская колония. В 1922 г.в храмах обители разместили Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Соборный храм был перестроен под кинотеатр, в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница, причем грязевая ванна стояла в алтаре, на месте Престола — самого святого места в храме. Остальные храмы были разорены, часть уничтожена.
Но все в этом мире преходяще. Когда в 1992 г.постройки бывшего монастыря были переданы Церкви, начинается возрождение обители. И люди, которые за время советской власти потеряли веру в Бога, память о прошлом, о своих корнях, освоих святынях, потянулись к обители. Стали помогать кто чем мог: кто-то разбирал завалы, кто-то жертвовал необходимое для храма, нашлись и жертвователи на восстановление обители. И постепенно засияла духовная жемчужина не только Донбаса, но и всего нашего православия.
В 2004 г. монастырь получил статус Лавры, возродив славу Святых гор.
В Русской Православной Церкви этим титулом были удостоены 4 монастыря: Киево-Печерский в 1688 г.,Троице-Сергиев в 1744 г.,Александра-Невский в1797 г. и Почаевский в 1833 г. Лаврами называли монастыри особенно многочисленные по числу проживающих в них монахов и имеющие наиболее важное общественное и государственное значение.
В честь этого события у входа на территорию в обитель была установлена мраморная скульптура Богородицы.
На территории архитектурно-музейного заповедника Святогорская Лавра находится несколько интересных храмов. Особенно их красота поражает издали, когда на горизонте появляется цепочка белокаменных храмов, окруженных зеленью лесов, меловыми горами и гладью реки.
Самое монументальное здание Святогорской Лавры — Успенский собор. Построенный академиком А.Горностаевым в русско-византийском стиле, собор поблескивает на десятки километров настоящим сусальным золотом свои пяти глав.
Перед храмом находится фонтан в виде креста.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы — классическое сооружение воздвигнутое знаменитым архитектором К.Тоном. Строгие архитектурные формы гармонируют с традиционно русским тяжелым луковичным куполом. В барабане колокольни устроены куранты, сделанные мастером-самоучкой монахом Антонином. С расположенной над зданием церкви колокольни раздается звон на десятки километров.
К церкви примыкает Дом настоятеля. Сохранено стилевое единство с соседним храмом.
Визитной карточкой Святогорской Лавры является Николаевская церковь. Храм расположен на самой вершине меловой скалы, визуально завершает очертания грубого утеса. Создается впечатление, что церковь выросла из горы. Церковь трехкупольная, однонефная, имеет высеченный в меловой части скалы алтарь.
Вот мы и оказались в верхней части храмового комплекса после экскурсии по пещерной его части. Рядом с Никольским храмом находится часовня Святого Андрея Первозванного, построенная в середине 19-го века. Без алтаря, предназначенна для молебна. Имеет видовую площадку, с которой открывается лучшая панорама в округе. Хаотичная кладка четырех массивных столбов часовни навевает ассоциации с древней крепостью.
От видовой площадки до монастырского подворья мы прошли по наружному спуску. На территория подворья кроме храмов имеются административные и хозяйственные постройки: гостиница для поломников, трапезная, церковная лавка и другие. Очень много цветов.
Мы ночевали в их гостинице. Предлагаются разные комнаты: есть человек на 8–10, есть 4-х местные, 2-х местные. Цена не большая, но бывает нет мест. Но если вы паломники все равно разместят, бывает даже в коридоре.
Самой главной святыней в Лавре является Святогорский образ Бож
ьей матери, который находится в Успенском храме. В праздники и выходные очередь к святыне опоясывает храм.
По преданию ее написал афонский старец и пожертвовал в дар обители в 1844 г. Образ Божьей Матери долго находился в пещерной церкви. В советское время был сохранен благочестивыми людьми. В 1992 г. эту икону торжественным крестным ходом перенесли из г. Славянска в Святогорский монастырь в Успенский собор. В настоящее время икона украшена множеством ювелирных изделий, принесенных в дар от благодарных людей за исцеления и другую помощь.
Фото из интернета. В храме съемка запрещена, а как там красиво. Медовый запах свечей, пение монахов во время службы, поблескивание позолоченных окладов на образах — все создает неповторимую атмосферу для присутствующих.
Еще одной святыней монастыря являются святые мощи преподобного Иоанна Затворника. Этот святой провел 17 лет в затворе, внутри Святогорской скалы и прославил себя чудесами. К нему так-же стоит огромная толпа для преклонения.
Фото из интернета.
Еще на подворье монастыря имеется небольшой зоопарк.
Помимо основного подворья монастыря, есть еще и скиты, в которых монахи живут в затворе. Один из скитов мы посетили -это Всехсвятский скит. Это территория, удаленная на несколько километров от основного подворья. Здесь монахи живут, молятся, занимаются хозяйством.
В 1912 г.на монастырском кладбище был освящен храм Во имя Всех Святых. В советское время, после закрытия монастыря некоторые монахи жили при этой церкви. В 1931 г. храм был закрыт, а в 1941 г.- взорван. В 2000 г. неподалеку от фундамента взорванного храма был построен новый деревянный скит с церковью в честь Всех святых. Постройки из бревен в традициях древнерусского зодчества.
Вообще Святогорск — это известный курорт на Донбасе. Этот город как будто отгородился меловыми горами от внешнего мира. Большую территорию занимают леса. как хвойные, так и лиственные. Очень красивый Северский Донец.
На правом, гористом берегу находится Лавра, на левом, равнинном — курортная зона.
1
До «известных» событий на Украине мы посещали этот город не раз. Всегда это приносило радость, духовное просветление от посещения Лавры и удовольствие от общения с уникальной природой. После военных действий в Украине не ездили, а хотелось бы.