В качестве пролога:
«Мильоны — вас. Нас — тмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!»
Астраханская задиристая в исполнении Александра Блока.
В качестве пролога:
«Мильоны — вас. Нас — тмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!»
Астраханская задиристая в исполнении Александра Блока.
Сидим, значит, на карантине, скучаем, жизнь между тем сама сюжеты для рассказов подкидывает. Недавно вот написал про Астрахань карантинную. С той точки зрения, что вся, или почти вся зараза, акромя нашего родного короновируса, расползалась по многострадальной Родине, в смысле по России именно с наших степей. https://www.tourister.ru/responses/id_30843 Судя по количеству лайков и прочтений, смотрю народу тема понравилась. Но я не о том… плюшки второстепенны.
Недавно наш всеми горячо любимый гарант почти обновлённой конституции выдвинул теорию:
— С Чудой-Юдой короновирусной мы непременно все вместе справимся. Как победили половцев и печенегов.
И тут меня, коренного астраханца осенило:
— А ведь половцы и печенеги тоже типа того… с наших краёв на Русь Матушку набеги устраивали.
Времена, правда, тогда стояли доисторические. Об Астрахани, как городе или даже деревне никто слыхом не слыхивал, территориальная принадлежность, однако, никуда не делась. Это наша степная история. Итак, попробую своими словами описать степные половецкие пляски…
ПЕЧЕНЕГИ. НАПАСТИ НАМБЕР ВАН.
Начнём с них исключительно по старшинству. Жизненный период на рубеже восьмого и десятого веков. И Русь и Дикая Степь тогда только начинали зарождать основы своей государственности. Но если с культурными традициями Киева мы более менее знакомы, то что творилось в стойбищах печенегов ни одному русскому человеку не ясно. И это явный пробел в наших школьных знаниях.
Что нам на уроках по теме Древней Руси втуляли:
— Печенеги — союз кочевых племён, занимавшийся в основном скотоводством.
При этом преподносят в обязательном ключе, дескать тупые и злобные, исключительно варвары и разорители. Цитата от Президента только убеждает весь русский народ в состоятельности такой позиции. Дескать замочили печенегов в сортире, так им и надо…
Но мы же помним, что я коренной астраханец. К тому же всегда говорил, что история наука субъективная. Поэтому попробуем встать на место тогдашнего жителя нижне-волжских степей и понять его точку зрения.
Итак, где-то здесь, на месте нынешней Астрахани стояла столица Хазарского каганата город Итиль. Хазары хоть и не совсем печенеги, но их составляющая часть. Простой обыватель, думаю, полян от древлян тоже не отличит, поэтому в родоплеменных связях точнее копаться не будем.
Почему сказал:
— Где-то здесь?
Да потому что где точно ни знает никто. Кто-то утверждает, что на его месте потом возникла Золотая Орда. Кто-то зуб даёт, что находили останки в районе нынешнего села Самосделка, чуть ниже по течению Волги, примерно на тридцать километров. Самые умные учёные вообще говорят, что город утонул из-за поднятия уровня Каспия. Какая разница? Для нас, туристов и путешественников, год или два по времени или локоть по карте допустимая погрешность. Главное, что где-то тут.
В арабских, византийских, западноевропейских и даже русских источниках, хотя наши предки тогда только читать и писать научились с помощью парочки греческих монахов, печенеги описываются как представители европеоидной расы. С тёмными волосами, что характерно для южан, и узкими лицами. Одевались подобно другим кочевым народам и брили бороды. То есть если бы не этот факт, любой русский человек мог бы запросто среди них затеряться. Морды то похожи.
Население было чрезвычайно пёстрым. Опять же в пример привожу современную Астрахань. Мало что за тысячелетие изменилось. В Итиле мирно уживались иудеи, мусульмане, христиане и язычники. Причём к последней группе относились русы и славяне. То есть наши с вами предки, которыми мы теперь гордимся, а печенеги презрительно тогда называли их варварами.
Что, кстати, нашло выражение даже в судебной системе каганата. Для решения споров в Итиле назначалось семеро судей. По два на иудеев, мусульман и христиан, и только один для язычников.
— Ну не считали тогда русских за людей.
Даже среди печенегов и хазар…
Не зря опасались. Чувствовали откуда беду ждать. Для полноты правдивости своих слов процитирую «Повесть временных лет»:
— И пошёл Святослав на Волгу, и набрёл на вятичей, и спросил вятичей: «Кому дань даёте?» Они же ответили: «Хазарам по щелягу с сохи даём». И пошёл Святослав на хазар…
Дальше летопись можно продолжить своими словами и в древнерусском стиле:
— И подкрался к Итилю маленький северный пушной зверёк.
Как сообщал персидский географ Аль-Бируни:
— Итиль лежал в развалинах.
Теперь вопрос:
— Ну и кто кого тиранил? Печенеги русские земли или наоборот?
Наши, вернее ихние, то есть печенеги всё же в конце концов отмазались. Святослава поймали на Днепре и таки выпили вина из его черепа… Дикие были времена.
ПОЛОВЦЫ. ДЕШТ-И-КИПЧАК. ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ.
Два века спустя. Место встречи изменить нельзя, под раздачей наши необъятные степные просторы. На юг дальше не углубляемся, там море и болотистая низменность, пятьсот километров на север, тысяча с лишним на запад и тьмы, и тьмы, и тьмы вёрст на восток. Сплошные равнины ковылей, пески и перекати поле. Центр, разумеется, примерно где-то у нас. И всё это пространство зовётся:
— Дешт-и-Кипчак.
То есть половецкая степь. Огромная. Бескрайняя. Неуловимая. Непонятная.
Половцы, как народ, оставили о себе множество загадок. Понятно, что племена были не однородны, но точно говорили на тюркских наречиях. Об этом свидетельствовали русские летописцы. Документально же изнутри это не подтверждено. Хотя бы потому, что письменности не было. Алфавита не знали.
— Половцы! Что с них взять?
С другой стороны, вспомним родственных им турков. До революции Ататюрка писали исключительно на арабском, хоть и говорили на своём. Странно, но нечего на бедных половцев пенять. Они были настоящими кочевниками. Именно поэтому в наших краях не осталось от них ничего материального. Только сказки да легенды. И, разумеется, потомки жителей Великой степи.
Как бы половцы с Русью не враждовали, наши народы смешивались со скоростью света. Причём, я так понимаю, не только на низовом уровне, когда во взаимных набегах друг у дружки девок воровали, но и на ступени государственной. Династические браки завсегда являлись предметом тонкой дипломатии.
Например князь Святополк взял в жёны дочь половецкого хана Тугоркана. Это случай не единичный. Многие половецкие правители выдавали своих дочерей за русских князей. Обратный вариант, правда, был редкостью. Русские женщины в степь шли неохотно. Единственный подтверждённый случай, когда овдовевшая мать Святослава Владимировича по своему желанию вышла за половецкого князя. Но это скорее исключение.
Скорее всего уже в те времена работал принцип.
— Да, половцы признавались влиятельной силой для Руси, но не равной.
Самое интересное, что подобное положение вещей сохранилось до наших дней. У нас в Астрахани народы перемешаны очень плотно. Смешанная семья чуть ли не каждая вторая. Когда с друзьями за границу выезжаешь, часто от англоязычных можно слышать такую фразу:
— Какой интересный брак! Он белый, а она японка.
Не японка, конечно. Казашка или татарка. Но это здесь. А там, за кордоном леди непременно русская.
Кстати, чтобы там не говорили, я иногда бывал на тех же татарских свадьбах. И обязательно найдётся какая-нибудь тётушка со стороны невесты, которая будет причитать:
— Девчонка то какая красивая! Ведь могла бы и за русского замуж выйти…
Традиции за тысячелетия не изменились.
Половцы, как единая общность просуществовали примерно до XIII-го века. Дальше просто растворились на просторах Великой степи, проглотив монголов и дав начало новым народам: татарам, ногайцам, кумыкам, казахам, каракалпакам, башкирам… Ничего, уживаемся же с ними в мире и согласии. Может и прав Президент, и к короновирусу привыкнем.
ПАМЯТНИК АСТРАХАНСКОМУ КАЗАКУ. НУ ПОЧЕМУ?…
История идёт своим чередом, но раз у нас сайт туристический, то и без описания хотя бы одной городской достопримечательности не обойтись. Иначе нужно перебираться на специфические по знаниям ресурсы. Поэтому давайте разбавим прошлое настоящим.
Недавно пройдя по центру города с удивлением заметил нововведение.
— Вернее новообразование.
На углу Братского садика лицом к музею Боевой славы появилась новая модная бронзулетка.
— Памятник Астраханским Казакам.
Нет, к памятнику как к таковому вопросов нет никаких. Бронзовый. Небольшого роста, гигантоманией то есть не страдает. Подойти к нему можно и потрогать, что немаловажно по нынешним запретам всего и вся.
Стоит боец на фоне православного креста и с шашкой в руке, а не в ножнах. По смыслу и по установке ну вообще никаких претензий. Местами даже красиво и по сути правильно:
— Чем больше в нашем городе всяких разных балберок, тем больше туристам можно фотографироваться и восхищаться.
Реклама, так сказать, двигатель прогресса.
Но лично у меня, как у коренного астраханца, возник вопрос по поводу:
— А почему именно казаку?
Я, конечно, как патриот своего города слышу время от времени про нечто вроде Астраханское казачество. И даже иногда по особым православным праздникам вижу ряженных на крестном ходе. С лампасами и фуражками, еле чубы прикрывающими. На этом роль казачества в городе и его окрестностях и заканчивается.
Если вспомнить историю, то самые кровавые события, не считая революции, в городе опять же были связаны с казачеством.
— Степана Разина с его хлопцами казачками помните?
Так вот он был единственный, кому удалось наши крепостные стены взять и пограбить. Кстати, примерно тогда Астраханское казачье войско и зародилось…
Астрахань не Тихий Дон, и даже не Кубань. Здесь население многонациональное и так сложилось издревле. Отсюда, собственно, вопрос номер два:
— А где памятник Астраханскому Казаху?
Хотя бы потому что, что их, казахов, в области больше, чем казаков. Это раз. Потом они, казахи, здесь жили всегда, а вот казаки, не путать с казахами, здесь пришлые. Это два. И вообще, какая-то получается несправедливость. Казаки, значит, пробили и пролоббировали памятник самим себе, а казахи мирно пасут в степи своих верблюдов и в ус не дуют.
Посему предлагаю для восстановления статуса кво:
— Рядом с памятником Астраханскому Казаку поставить памятник Астраханскому Казаху.
Тогда уж точно никто не обидится…
Я так шутил, если кто не понял. Но в каждой шутке юмора есть доля юмора, не так ли? Поэтому давайте-ка тему разовьём и посмотрим, как обстояло дело с Астраханским казачьем войском на самом деле. Вот опять без истории никак. Просто преследует сегодня нас эта наука по пятам.
Итак, свободные люди жили по берегам Волги в наших краях задолго до основания современной Астрахани. Рожи, правда, у них были всё больше беглые и разбойничьи. Сбивались в стайка, вернее ватаги и грабили всё, что плохо, то есть без охраны проплывало, пробегало и проезжало мимо.
Думаете с присоединением Астраханского ханства к России что-то изменилось? Ага! Щас… Я уже поминал здесь Степана Тимофеевича. Того, который княжну половецкую по легенде притопил. Что ему жизнь той любавы? Он с бандой своей даже Дербент брал в походе за зипунами. Не завоеваний ради, чисто типа мошну набить.
Так бы всё в наших краях и продолжалось, если б не Пётр. С борзеющими на столицу и от лап отбившимися он не церемонился. По дороге от Астрахани до Москвы повесили двенадцать тысяч стрельцов, а всех астраханских, типа, казаков, собрал в особый 800-тый полк и отправил воевать… правильно:
— На север. В Финляндию.
Для южанина смерти подобно. Почти никто из тех вояк домой не вернулся.
— Зато в Астрахани хоть чуть спокойнее стало.
Правда подняла голову вторая сила. Активировались астраханские казахи. Они хоть по степям кочевали издревле, тоже что плохо лежит пропустить мимо не могли. Пошли набеги, конокрадство и прочие прелести разгульной жизни. И вот тогда-то, по указу Сената в 1737-ом году была образована первая официальная казачья команда. В количестве триста штыков. Или сабель, это уж как посмотреть.
Только понимаете, бригаду решили набирать по методу:
— Клин клином вышибают.
Личный состав первого набора состоял исключительно из калмыков.
— Вот такие вот появились астраханские казаки…
Только в 1750 -ом уже на основе этой команды был утверждён Астраханский казачий полк. До штатной численности в пятьсот человек добрали разночинцев, бывших стрелецких и городовых, а заодно принимали новокрещённых татар и всё тех же калмыков.
— Астрахань! Сплошная дружба народов.
Примерно тогда же вдоль Волги и параллельного ей тракта стали появляться казацкие станицы. Чёрный яр, Красный яр, Енотаевская, Ветлянка, Сероглазка, Копановка, Замьяны. Если сейчас сесть за руль и пролететь быстрым темпом от Астрахани до Волгограда, все эти сёла аккурат попадаются по пути. То есть от казаков толк всё-таки был. Охранная функция путей сообщения.
О пользе и численности Астраханского казачьего войска можно судить и по такому факту из биографии. Отечественная война 1812-го года. В виду малочисленности наших казаков и острой необходимости во внутренней службы на кордонах губернии, полк к боевым действиям было решено не привлекать.
Однако… цитирую именной указ:
— Для усугубления армии нашей лёгкими нерегулярными войсками желательно составить два калмыцких пятисотенных полка из орд, обитающих, а Астраханской и Кавказской губерниях.
В каждый полк было назначено пять урядников и десять казаков астраханского полка, которые должны были:
— Хорошо знать калмыцкий разговор и распределялись по полкам поровну для показа калмыкам порядка казачьей службы, присмотра за ними и других употреблений.
Так что сдаётся мне, шутка про постановку памятника Астраханскому казаху рядом с Астраханским казаком немного надумана. Потому что по родословной это практически одно и то же.
С другой стороны, двести лет прошло, и вот ей-ей, не совру, что вряд ли сейчас найдётся хоть один казак, знающий калмыцкий язык…
Но повод для бравады есть. Астраханский калмыцкий полк входил в Париж в авангарде союзных войск. Под развёрнутыми знамёнами, и улыбаясь непривычными для французов физиономиями.
В качестве эпилога. Александр Блок со словами степными, жизнеутверждающими:
«Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернёмся к вам
Своею азиатской рожей!»