Cело Болшево к 1573 году благодаря деревянной церкови Кузьмы и Дамиана, упоминалось в летописях как владение Василия Щелкалова, думного дьяка и видного государственного деятеля при Иване IV. До него селом владел Микита Щелепин. В 1591 году под Болшево был разбит отряд хана Кызы-Гирея. Тогда, а, может быть, во время Литовского нашествия, церковь была разрушена, и Болшево, приобретенное впоследствии Ф. Шереметевым, значилось деревней. В 1651 году во владение вступили Одоевские, и при них была снова воздвигнута вышеупомянутая церковь. Комитетский лес — один из микрорайонов нынешнего города, прежде был учрежден Одоевскими как попечительный комитет на убежище и содержание для бедных. Болшево снова стало именоваться селом. В 1786 году чуть выше по берегу построили одноименную кирпичную белокаменную церковь, а деревянную разобрали и поставили столб — часовню. Архитектор Б. Шнауберт в 1900 году пристроил к церкви приделы и изменил верх колокольни. В 1835 году при богадельне Императорского Человеколюбивого общества на усадебной земле Одоевских построили теплую Преображенскую церковь в стиле ампир. В наше время, в измененном до неузнаваемости храме, располагается администрация. В XIX веке Болшево приобрел помещик Чириков, в 1890 году оно перешло к купцу Ю. Шульцу. Деревянные дома с верандами, каменными лестницами — прямо к Клязьме, купальнями и пристанью для лодок, — увы, не сохранились…
Болшево — древняя часть современного Королева — городище славянских племен вятичей. Через Болшево проходил древний торговый путь от Московского княжества во Владимиро-Суздальское, начинаясь от Яузы — Пристанища. Там грузили лодки товаром и шли до Мытищ, а затем, восьмикилометровым волоком — на Клязьму. В 1159 году князь Андрей Боголюбский следовал со своей дружиной из Киева во Владимир.
В XVIII веке помещик Пастухов построил полотняную фабрику — первое промышленное предприятие будущего города. В XIX веке крупным предприятием стала бумагокрасильная фабрика Ребенека — нынешний машиностроительный завод. Накануне Февральской революции английское акционерное общество «Бекос» приступило к строительству завода военных самоходов. В годы гражданской войны болшевские фабрики не работали: не было сырья и топлива. Но зато жители собственными силами создали небольшую электростанцию, приспособив под нее машину, взятую с водокачки помещичьего имения. В домах помещиков открыли детские дома и колонии для беспризорных. В 1920 году в Подлипках оборудовали клуб. В 1920 году в имении Крафта в Костине(превращенном потом в музей им. Ленина) жил В. И. Ленин, написавший за полтора месяца более 190 документов по вопросам партийного и государственного строительства. Затем ткацкая фабрика переоборудуется в электростанцию, питающую Мытищинский вагоностроительный завод и водоподъемную станцию, подающую воду в Москву. Но в 1925 году снова запускается как прядильная фабрика им. 1 Мая. В 1925 году в Костине создана трудовая коммуна, построены спортивно-обувная фабрика и спортивно-механический завод. Стадион, на котором проходили международные футбольные встречи, воспитал заслуженных мастеров спорта В. Трофимова и. Конова.