Второе свидание с Баутценом началось на Почтовой площади, просто потому, что там бюро моей «короновирусной» командировки.
Второе свидание с Баутценом началось на Почтовой площади, просто потому, что там бюро моей «короновирусной» командировки.
По улице Карла Маркса, 300 метров и мы уже у главного входа в торговый центр Korn-Markt-Center.
C названиями особенно не заморачивались: тут и улица Kornmarkt, и собственно площадь Kornmarkt, на которой находится и музей, и Имперская башня, а раньше это было место, где торговали зерном.
Там, где Karl-Marx-Straße упирается в Kornmarkt (Kornmarkt 20), стоит бронзовая скульптура мэру Баутцена д-ру Кёблеру (Oberbürgermeister Dr. Konrad Johannes Kaeubler).
Работу Матиаса Якиша (Matthias Jackisch (geb. 1958)) в 2015 году городу подарило общественная организация Lions Förderverein Bautzen e. V. Кёблер был мэром города Баутцена с 1890 по 1918 год. В течение этого периода были построены многочисленные здания, которые до сих пор формируют городские пейзажи. Именно при нём построили Городской музей и мост Наследного принца через Шпрее (сейчас это мост Свободы) . А ещё, благодаря Кёблеру, из Дрездена в Баутцен перевезли фронтон Ритчеля (Rietschelgiebel), но о нём на отдельное свидании.
Конечно, скульптура — не бог весть что, но городской ландшафт оживляет и как «дань благодарных потомков» — вполне себе, да ещё и на фоне Музея Баутцена.
Музей пока — табу, я оставила его на когда-нибудь.
Главная «звезда» Корнмаркта — Имперская башня (Reichenturm). Её ещё называют «Кривой башней».
Уже в 15 веке башня была частью укреплений Баутцена с восточной стороны.
В 1490—1492 гг., как и все другие башни в Баутцене, она была построена в основном из дерева, только нижняя часть была сделана из камня. В 1620 году, во время осады Баутцена саксонцами, Имперские ворота и башню сожгли. С 1627 по 1628 их вновь отстроили, но в 1639 году их вновь разрушили уже шведы. Восстановление затянулось до 1663 года. Потом бушевали пожары 1686 и 1709 годов. Последняя реконструкция состоялась в 1718 году, при правлении Августа Сильного по проекту архитектора И. Х. фон Нойманна (Johann Christoph von Naumann). В ходе этого был закончен каменный капюшон в стиле барокко с небольшой квартирой для смотрителя башни.
Когда в середине 19-го века Имперские ворота снесли, башня начала наклоняться. Сегодня уклон составляет 1,41 метра. Так что Баутценская Имперская башня — самая кривая башня к северу от Альп. Во время Второй мировой войны башня пострадала и была угроза обрушения. В 1946, а затем в 1953/54 годах провели работы по укреплению фундамента, в 1991/93 годах прошла реставрация, в 2016 году провели основательный ремонт. Несмотря на уклон, 56-метровую башню с апреля по октябрь все еще используют в качестве смотровой площадки, правда не во время карантина.
Говорят, что уклон лучше всего заметен со стороны Имперской улицы (Reichenstraße), на неё я и вышла.
На этой улице, в преддверии 1000-летия города, в 2000 году установили настоящий туристический магнит — Баутценскую «Башенную звезду» («Türme-Stern») — своеобразный указатель к девяти самым важным башням в городе, с указанием расстояния до них.
По Имперской улице я вышла на площадь Главного рынка (см. Свидание 1-е).
Мини-3д-план старого города, из-за соблюдения социальной дистанции, получилось снять
только так.
Я ещё успевала дойти до берега Шпрее и пошла по улице Heringstraße.
Шла, шла и вышла на Церковный двор вендов (Wendischer Kirchhof) к церкви св. Михаила.
Церковь св. Михаила (Michaeliskirche) была построена после 1450 года у городской стены над старым бродом через Шпрее.
Согласно легенде, горожане построили церковь в благодарность Архангелу Михаилу за помощь во время нападения гуситов в 1429 году. Якобы, в этом месте натиск врага был такой яростный, что защитники уже потеряли надежду, но тут с небес спустился Архангел Михаил и своим мечом помог отразить все атаки. Говорят, своды церкви до сих пор украшают оригинальные росписи, которые были завершены к 1498 году. С 1619 года прихожанами церкви были крестьяне окрестных деревень, выкупленных городским советом Баутцена. Церковь часто страдала в различных войнах, но никогда не разрушалась.
Буквально в нескольких метрах от церкви св. Михаила находиться водонапорная башня «Alte Wasserkunst».
«Kunst» переводится, как «искусство». В те давние времена, в XV веке, искусством считалось не только так называемое изобразительное искусство, но и искусство мастеров. А снабжение города водой считались особенно уважаемым в народе водным искусством. А «старой» её называют потому, что спустя 60 лет в Баутцене построили «новую» башню, но о ней в другом рассказе.
Со старой башней связана ещё одна городская легенда о лягушке:
В 1495 году один монах заключил договор о постройке водонапорной башни. Через год, вечером Дня Всех Святых (1 ноября) 1496 года, вода должна была течь перед домом Бартеля Шнайдеррайсера на мясном рынке. За эту работу ему полагался один год бесплатной еды и питья и 220 венгерских гульденов в качестве вознаграждения. Но если вода не потечёт, то монах отвечал своей головой. Весь год монах упорно трудился, но при пробном запуске вода не потекла. Монах отчаялся и бежал. В изнеможении прилёг отдохнуть у деревушки Эбендёрфель (Ebendörfel) на горе Дромберге (в народе гора грез). Ему приснилось, что какое-то животное препятствует подаче воды. Монах прокрался назад, снова проверил все трубы и обнаружил лягушку, сидящую там. Когда он удалил её, желанная вода наконец потекла на мясной рынок.
По ирония судьбы, башня подающая воду для тушения пожаров, сама сгорела, так как была деревянной. В середине 16-го века на месте сгоревшей башни возвели башню из камня.
Каменная башня «Alte Wasserkunst» имела две функции: подача воды в город и защита южной окраины города. Так как она подвергалась обстрелу противником при нападении её возвели в виде массивной конструкции с зубчатыми стенами в нижней трети башни, которые сохранились до наших дней, и стены верхней части, которые намного толще за пределами города. Это создает видимый эффект смещенного шпиля.
Башня «Alte Wasserkunst», можно сказать, является пионером в производстве альтернативной энергии. Вскоре после того, как она перестала подавать воду в город, столетняя трансмиссия была восстановлена и теперь используется для собственного энергоснабжения башни! Посетить башню мне не удалось. «Коронавирус», сэр!
Ну и ладно. Пошла дальше, через Мельничные ворота (Mühltor).
Даже по названию видно, что это всё-таки ворота, но баутценцы ласково называют их самой маленькой башней города. Здесь есть квартира привратника. Должность существовала до 1835 года.
Башня была построена в ходе оживленного строительства на Вендском церковном дворе в 1500 году.
Она имела важное стратегическое значение ещё и потому, что примерно в 1535 году Городской совет Баутцена построил зерновую мельницу под бастионом, который и по сей день называется Мельничным (Mühlbastei) и через мельничные ворота на ослах в город поднимали муку. В народе до сих пор эту тропу называют «ослиной тропой»,
гору — «ослиной горой»,
ворота — «ослиными воротами».
Мельничный бастион, виднеющийся с «ослиной тропы» служил исключительно оборонительной башней в юго-западной части городской стены.
Однако со временем первоначальное назначение башни устарело. В 19-м веке он использовался как гимназия, позже как склад тканей и, наконец, для хранения исторических находок и письменных принадлежностей. Разрушения бастиона во Второй мировой войне были значительными, поэтому многочисленные исторические находки и записи были потеряны! После падения Берлинской стены руины Мельничного бастиона были проданы в частные руки и теперь там жилые квартиры и гостиница.
Чуть дальше виднелись стены замка Ортэнбург (Ortenburg) и Замковой водонапорной башни (Burgwasserturm).
Но время бежало очень быстро́, поэтому я двинулась к месту работы вдоль берега Шпрее.
Вид на мост Мира оттуда открывался красивый, только солнышко создавало проблемы для моего смартфона.
Последней «изюминкой» к моему свиданию стал Ведьмин домик (нем. Hexenhäusel, сорб. Wjerina chěžka) — один из старейших жилых домов Баутцена.
Эту рыбацкий домик построили в 1604 году и он каким-то чудом не погиб в большом пожаре 1634 года. Легенда утверждает, что тут не обошлось без ведьмы-цыганки. Но мне хотелось увидеть одновременно все четыре угла домика, как рассказывали в каком-то рекламном туристическом фильме. Для этого нужно встать за его тыльной стороной.
Видите?
Ну всё…. Бегом на работу.