В плане достопримечательностей Всемирного наследия ЮНЕСКО Нигерия не самая передовая страна. В её списке на данный момент всего два объекта. И потому мне особенно хотелось посмотреть Священный лес Осун-Ошогбо. Это один из последних массивов первичных влажнотропических лесов на юге Нигерии.
Роща Осун-Осогбо имеет общую площадь около 75 гектаров и расположена на берегах реки Осун, в окрестности города Осогбо, штата Осун Нигерии. Она является священной для народа йоруба и считается местом обитания богини плодородия Осун.
Вплоть до 30-40-х годов XX века каждый город народа йоруба имел священные рощи. Под давлением урбанизации, распространением ислама и изменений в культуре, большинство из них атрофировались или исчезли вообще. Осун-Ошогбо сохранилась в прежнем виде. Впрочем, начнём по-порядку.
5
Если в настоящем в Нигерии проживает почти четверть всего населения Африки, то и в прежние времена людей здесь тоже хватало. В поисках лучшей жизни они кочевали с места на место. По легенде, первые йоруба пришли сюда XIV веке. Очищая пространство, они принялись рубить лес и услышали голос.
Невидимый собеседник назвал их по именам и спросил, почему они нарушают закон природы? Лесорубы не поверили, подумали, послышалось и решили сходить к шаману. Тот провёл обряд, пообщался с духами и сказал людям, что они рассердили Бога воды.
Вождь йоруба по имени Ларуйе собрал подарки и отправился в лес, дабы задобрить духа. Он бросил пожертвования в реку и к нему вышел Бог воды в виде русалки. Бог сказал:
«Человек, меня зовут Ошун. Я Богиня воды и любви! Я жена Шанго, небесного Бога грома и молнии. Тебе и твоим людям я дам всё нужное для жизни. Я буду охранять вас, но я прошу — не нарушайте законы природы. Берегите лес, не засоряйте реку.»
Ларуйе пообещал Ошун, выполнять заповеди. Поселившись рядом с лесом, Ларуйе и его люди образовали поселение, из которого позже вырос город Ошогбо. Всё шло хорошо, люди обрабатывали землю и получали большие урожаи. В память о заключённом договоре, каждый год в августе месяце они приходили в Священный лес и делали пожертвования Ошун. Богиня воды выходила на берег и забирала подарки.
4
Прошли столетия. У йоруба сменилось множество королей. Люди забыли о договоре, перестали делать подношения, стали мусорить и рубить лес. В Ошогбо пришли болезни. Йоруба стали умирать раньше времени. Опомнились, понесли в Священный лес подарки, встали на берегу реки, стали звать Богиню воды. Однако, увы, Ошун из реки не вышла. Через год ситуация повторилась, как и через два и через три.
Богиня воды забыла про людей, как и люди про неё. Йоруба выжигали и вырубали леса, расширяя поле деятельности, казалось, что их уже ничто не остановит…
3
Но случилось невероятное!
В конце 50-х годов прошлого века из Европы в Нигерию, вместе со своим мужем учёным-лингвистом, эмигрировала австрийская художница Сюзанна Венгер. Супруги поселились в Лагосе, где работали преподавателями в университете.
Как-то раз пара приехала в Ошогбо. Женщина захотела посмотреть лес. Когда она пришла к реке, вода вздыбилась, деревья стали махать ветками, поднялся ветер. Из воды вышел дух и вселился в тело художницы. Далее она стала говорить от его имени.
Сюзанна обратилась к местным людям на языке йоруба, которого до сей поры не знала, укоряя, что они не соблюдают договор с Богом воды. Белая женщина напомнила, что именно Бог воды повелел назвать город — Ошогбо.
Люди были в ужасе! Если бы к ним обратился африканец, они бы не поверили. Но Сюзанна настолько точно объясняла детали, что им ничего не оставалось, как пообещать не нарушать более договора.
3
В итоге Бог воды из тела художницы вышел, но она стала слышать потусторонние голоса. Заболела туберкулёзом. Голоса сказали, не переживай, мы тебя вылечим. Так оно и произошло.
Сюзанна прониклась местной религией, развелась с мужем и осталась в Ошогбо. Прошла инициацию, вышла замуж за местного жреца и сделалась шаманкой.
Водитель плавно снижает скорость. Справа и слева начинает мелькать украшенный сказочными существами забор.
5
Одни персонажи из бетона еле-еле проступают, другие видны хорошо.
3
Что это такое? Кто придумал украсить лес подобным образом?
3
Девид объясняет, здесь и далее мы будем видеть скульптурные работы Сюзанны Венгер. Вторую половину жизни художница посвятила священной роще Осун-Ошогбо.
В прежние времена в лесу стояли деревянные фигурки. Сюзанна, с благословения жрецов, заменила их стационарными, более объёмными, из цемента и железа, что должно было отпугивать грабителей и защитить от дальнейшего уничтожения Священную рощу.
Скульптуры изготавливались согласно мифологии йоруба, через консультации с богами, которые проводились по установленным традициям. Каждое изваяние в ритуальном плане что-то обозначает. В роще есть как святилища, так и просто изображения богов.
Благодаря Сюзанне Венгер Священный лес Осун-Осогбо был полностью восстановлен и стал символом самоидентификации народа йоруба, визитной карточкой города Ошогбо.
Покупаем в кассе билеты, и сразу оплачиваем фотосъемку 3000 наиров (1 дол — 355 наиров; в нигерийских музеях вообще нельзя фотографировать). Появляется местный гид и начинает рассказывать.
Первым делом он предлагает обратить внимание на ворота. Сюзанна изобразила на обоих створках церемонию жертвоприношения.
1 из 4
3
Бьют палками по барабанам музыканты, и даже отдельные боги пришли почтить Ошун. Её задабривают особой курильницей из 16 чаш, в которых жгут ладан. Ошун изображена в виде русалки. Подношения несут девственницы, используя живых черепах. Подарки привязывают к панцирю и отпускают тартилу в реку.
3
Через ворота должны пройти женщины, кто не может родить. Я и мои товарищи предпочти калитку. Пока я записывал про ворота, слегка отвлёкся и далее, зайдя на территорию, отправился изучать необычный домик. Последний оказался женской вагиной и символизировал начало жизни.
1 из 2
6
Широкая дорожка, с обоих сторон обрамлённая ограждением, приглашала в лес. По задумке художницы, стена с обеих сторон отшлифована водным потоком и перекрыта магической аркой.
4
— Сюзанне голоса подсказывали и она делала всё по советам и эскизам, — объясняет гид.
Пройдя под аркой, изучаем скульптуры, где Сюзанна отобразила элементы местных культов и обрядов. Человечки представлены в виде богов-масок. Круглая Камалулу используется во время дарения богам. Далее маска Опели и два барабана — Батата.
1 из 3
4
Два змея соседствуют с беременной. За ними маска Игуапарати — самая крутая и самая сильная. Танцевать с ней может только главный шаман.
1 из 3
2
Следующая композиция, где охотник скачет на слоне, рассказывает, как в эти места пришли первые йоруба.
3
Ритуальный барабан игби соседствует со змеёй, за ними идут маска Пииджиепиуэльубиай, музыкант, король йоруба, Змеи, Лебедь и Птица.
1 из 4
1
Шаманка и Бог воды. Маска Аджиалаки с тремя головами на голове изображает тройню. Замыкает композицию девственница с подношением.
1 из 3
2
Я уж было подумал, ну всё, фигурки закончены, как вдруг увидел нечто новое. Рядом с тропой Сюзанна поставила забавных человечков. Они изображали процессию людей, идущих к реке, дабы совершить подношение Богу воды. Впереди собака, затем верховный жрец — сама Сюзанна, её муж, ещё один жрец и музыкант.
1 из 2
4
Тропа выводит на поляну,
2
где ещё и ещё фигурки.
4
Ловлю себя на мысли о комичности происходящего.
4
Подобных человечков, птичек и других животинок, выполненных в стиле сумасбродного примитивизма, я видел в музее Наивного искусства, где собраны работы душевно больных. Здесь же подобное творчество называется женщина Оломуёё — символ деторождения.
4
От мыслей отвлекает местный гид. Он объясняет, что по параллельной тропе проходит какая-то там процессия, ступать на неё могут только посвящённые, ну, а Сюзанна оформила вход с тропки на полянку.
1 из 4
1
Нам предлагается пройти под аркой, естественно священной.
5
За аркой низинка, где поместились святилище, храм и открытый амфитеатр. Каждую вторую пятницу августа, здесь проводится фестиваль. Зрители рассаживаются по длинным лавкам и на открытой сцене происходит действие.
2
Что касается храма, то он оказался действующим. Его крышу со всех четырёх сторон держали боги атланты, образовывая портик.
3
На углу возвышалась Богиня воды Ошун, в честь коей как раз и был создан храм.
2
Сюзанна Венгер вывела её не грозной, а скорее забавной, и даже соседствующее дерево оказалось обыграно возле корней в подобном стиле.
2
Предложив разуться, нам позволили войти в святилище, строго предупредив — не фотографировать!
3
Внутренний двор со всех сторон оказался оформлен собратьями атлантами, что и с внешней стороны. Единственным отличием стала небольшая часовенка, расположенная по центру.
Мы сделали лёгкий реверанс в сторону служительницы. Она кивнула в ответ и далее, когда все собрались возле неё, начала нараспев читать молитву. Мелодичный голос звучал разными тонами. Слов мы естественно не понимали, но, когда зазвенел колокольчик, поблагодарили женщину денежкой.
В данном культе колокольчик играет особо важную роль. Нам же, людям другой веры, когда он звучит, желательно положить денежку. Почему, зачем и как — точно не скажу, это всё со слов Девида.
Религиозная система Ифа Орише насчитывает в пантеоне 400 богов, плюс живое божество Король всех йоруба. Если последнего ни с кем не перепутаешь, то запомнить других человеку со стороны достаточно сложно.
1 из 3
2
В памяти остался Бог железа. Напротив храма возвышался камень-алтарь, на котором происходили жертвоприношения. За ним, ожидая кормёжки, выглядывал замотанный в красную материю Бог железа.
1
Не понимая своего предназначения, рядом с алтарём искали жучков и червячков глупые цыплята. По словам Девида, если пожертвовать Богу железа монетку, он пришлёт гораздо больше. Увы, монеты в Нигерии из обращения выведены, ну, а Бога купюр нигерийцы пока не придумали.
Спрашивается, какая Богиня воды без реки? Коричневая Осун, несущая в своих водах всю палитру африканской земли, протекает неподалёку. Раскинув руки по сторонам на манер бразильского Христа, Ошун приветствует пришедших. Европейцы в её объятия не спешат. Европейцев приезжает немного.
1 из 2
2
Неподалёку от Богини воды пристроился Дух гор.
2
Мы можем только представлять, как в августе сюда приходят самые разные маски и как девушки опускают в реку большие тазы с подношениями. Узкий берег заполняется народом, облачённым в самые яркие, самые пёстрые одежды. Ритмичные барабаны наполняют пространство зажигательной музыкой. Когда они замолкают, настаёт черёд жрецов их молитв и их колокольчиков.
1 из 2
2
Фестиваль проводится с 1370 года. Он символизирует единство предков и их потомков. На праздник приезжают со всех концов света, в том числе из США и из Бразилии.
Вода стихия грозная, и йоруба богов себе выбрали не просто так. В сезон дождей статуя Ошун полностью уходит под воду. Сметающий всё и всех поток, пытается вырвать деревья. Последние, вцепившись в камень, стараются удержаться на месте. Упал, значит погиб.
Не позавидуешь и Сюзанниным божкам. Одного из таковых последним разливом раскололо и люди ещё не успели его починить.
2
Познакомившись с ритуальной деревней, отправляемся дальше в сопровождении обезьян.
3
На тропинке появляется новая композиция в виде арки — две скульптуры священных грифов. Птицы передают послание от священника Богу. Под грифами нужно пройти двигаясь назад с поднятыми вверх руками.
Подобное кажется забавным, и тем не менее адепты Ифе Орише стремятся сюда, дабы провести обряд инициации, и грифы в этом случае выполняют особую роль.
3
Тропинка выводит на берег реки Осун. Её длина 267 км, площадь водосборного бассейна — 9014 км². Осун река гордая и до моря добирается самостоятельно, впадая в лагуну Лагос Гвинейского залива Атлантического океана.
1 из 3
2
В 30-х годах прошлого столетия британцы несколько раза перекрывали Осун мостом.
4
Три раза своенравная река в сезон дождей сносила опоры. Поставить мост удалось с четвёртой попытки. Жрецы объяснили англичанам — нельзя в священную землю вбивать сваи, Богиня воды сердится. Те послушались и нашли другое решение.
1 из 3
2
Направляясь обратно, мы ушли с широкой дороги на узкую тропинку, дабы ощутить все прелести леса.
2
Под ногами, словно пытаясь о чём-то рассказать, зашуршали листья. Услышав шум, невидимый птичий хор умолк. Вместо нескольких заголосила одна единственная птаха. Обеспокоившись забегали по веткам обезьяны.
3
И лишь цикады не испугались вторжения, продолжив трещать.
Гигантские деревья, соблюдая дистанцию, расположились отдельно друг от друга, этим они походили на королей, у каждого из которых имелось своё войско из кустарника и подлеска.
4
Тропический лес — царство полутьмы и полутонов. Солнечные лучи сквозь мощную крону пробиваются с трудом. Здесь красиво и таинственно, ты можешь слушать, приглядываться и присматриваться, но при этом не должен останавливаться. Встал, сел или не дай Бог лёг — мелкие жители нижнего мира быстро покажут инородному телу, кто здесь хозяин!
Кроме культурного и исторического, Священная роща Осун-Осогбо имеет также научное и образовательное значение. Благодаря своему богатому животному и растительному миру, она стала местом проведения различных исследований и наблюдений.
Её густые лесные насаждения являются одними из последних уцелевших высоких лесов на юге Нигерии, растительный мир которых насчитывает более 400 различных видов, из которых около двухсот используются с лечебной целью.
2
Лес поделён дорогой на две половинки. Гид вывел нас чуть в сторону от главного входа, где показал новые работы художницы. Возле дороги возвышалось очередное нагромождение, через которое нужно было пройти.
1 из 3
3
Судя по всему, на этом участке леса импрессионистка воплотила в жизнь свои самые сокровенные фантазии и в этом её никто не ограничивал. Я в буквальном смысле открыл рот, когда мы подошли к Ямипу. Данный символ увидел в трансе один из жрецов и рассказал о нём белой женщине.
Воительница создала ангела с тремя парами рук. Так у Ямипу больше возможностей помочь людям. А направила его к ним Богиня воды. Ямипу научил людей добывать пальмовое масло.
Девид объясняет: первая пара рук обозначает просьбу, вторая дарение, третья, где кулак на кулаке — благословение. Божество имеет птичью голову, которая крутится на 360 градусов. Трудно поверить, но Сюзанна возводила монумент едва ли не в одиночку.
1 из 3
2
Чуть дальше возвышался ещё один дух. Он как бы повис в воздухе. Являясь ярко выраженным мужчиной, выполняет посредническую роль между Богом и людьми. Возле духа молятся, но подношений не делают. По словам Девида, большой фаллос способствует тому, что Бог тебя быстрей услышит и у всех местных именно такие…
1 из 3
2
Разгром сознания завершала композиция Шакмана, напоминающая переплетённие извилин. Она посвящалась Богу победителю кожной болезни. Что за болезнь, я так и не понял, но у местных часто выскакивают непонятные пятна, и их излечить способен только Шакмана.
2
Можно не принимать всерьёз все эти мифы, статуи и фигуры, а между тем, когда во время гражданской войны рядом всё полыхало, Священную рощу и город Ошогбо боевые действия не затронули.
2
В 2005 г. Осун-Ошогбо включили в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, конечно не за скульптурки Сюзанны Венгер. Её эпатажное творчество помогло сохранить лес!
1 из 3
2
Венгер до последних дней жила в Нигерии, и умерла в 2009 в возрасте 93 лет.
Да всё так, художница сделала благое дело, и тем не менее, зайдя в сувенирный магазин, никто из нас покупать человечков подобающего стиля не захотел.