Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 13:04
Моя повесть о древних людях "Наскальные рисунки" опубликована в №7 лит. журнала "Наш современник".

Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Ошогбо — Нигерия Февраль 2020
35 55

В плане достопримечательностей Всемирного наследия ЮНЕСКО Нигерия не самая передовая страна. В её списке на данный момент всего два объекта. И потому мне особенно хотелось посмотреть Священный лес Осун-Ошогбо. Это один из последних массивов первичных влажнотропических лесов на юге Нигерии.

Роща Осун-Осогбо имеет общую площадь около 75 гектаров и расположена на берегах реки Осун, в окрестности города Осогбо, штата Осун Нигерии. Она является священной для народа йоруба и считается местом обитания богини плодородия Осун.

Вплоть до 30-40-х годов XX века каждый город народа йоруба имел священные рощи. Под давлением урбанизации, распространением ислама и изменений в культуре, большинство из них атрофировались или исчезли вообще. Осун-Ошогбо сохранилась в прежнем виде. Впрочем, начнём по-порядку.

5
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Если в настоящем в Нигерии проживает почти четверть всего населения Африки, то и в прежние времена людей здесь тоже хватало. В поисках лучшей жизни они кочевали с места на место. По легенде, первые йоруба пришли сюда XIV веке. Очищая пространство, они принялись рубить лес и услышали голос.

Невидимый собеседник назвал их по именам и спросил, почему они нарушают закон природы? Лесорубы не поверили, подумали, послышалось и решили сходить к шаману. Тот провёл обряд, пообщался с духами и сказал людям, что они рассердили Бога воды.

Вождь йоруба по имени Ларуйе собрал подарки и отправился в лес, дабы задобрить духа. Он бросил пожертвования в реку и к нему вышел Бог воды в виде русалки. Бог сказал:

«Человек, меня зовут Ошун. Я Богиня воды и любви! Я жена Шанго, небесного Бога грома и молнии. Тебе и твоим людям я дам всё нужное для жизни. Я буду охранять вас, но я прошу — не нарушайте законы природы. Берегите лес, не засоряйте реку.»

Ларуйе пообещал Ошун, выполнять заповеди. Поселившись рядом с лесом, Ларуйе и его люди образовали поселение, из которого позже вырос город Ошогбо. Всё шло хорошо, люди обрабатывали землю и получали большие урожаи. В память о заключённом договоре, каждый год в августе месяце они приходили в Священный лес и делали пожертвования Ошун. Богиня воды выходила на берег и забирала подарки.

4
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Прошли столетия. У йоруба сменилось множество королей. Люди забыли о договоре, перестали делать подношения, стали мусорить и рубить лес. В Ошогбо пришли болезни. Йоруба стали умирать раньше времени. Опомнились, понесли в Священный лес подарки, встали на берегу реки, стали звать Богиню воды. Однако, увы, Ошун из реки не вышла. Через год ситуация повторилась, как и через два и через три.

Богиня воды забыла про людей, как и люди про неё. Йоруба выжигали и вырубали леса, расширяя поле деятельности, казалось, что их уже ничто не остановит…

3
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Но случилось невероятное!

В конце 50-х годов прошлого века из Европы в Нигерию, вместе со своим мужем учёным-лингвистом, эмигрировала австрийская художница Сюзанна Венгер. Супруги поселились в Лагосе, где работали преподавателями в университете.

Как-то раз пара приехала в Ошогбо. Женщина захотела посмотреть лес. Когда она пришла к реке, вода вздыбилась, деревья стали махать ветками, поднялся ветер. Из воды вышел дух и вселился в тело художницы. Далее она стала говорить от его имени.

Сюзанна обратилась к местным людям на языке йоруба, которого до сей поры не знала, укоряя, что они не соблюдают договор с Богом воды. Белая женщина напомнила, что именно Бог воды повелел назвать город — Ошогбо.

Люди были в ужасе! Если бы к ним обратился африканец, они бы не поверили. Но Сюзанна настолько точно объясняла детали, что им ничего не оставалось, как пообещать не нарушать более договора.

3
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

В итоге Бог воды из тела художницы вышел, но она стала слышать потусторонние голоса. Заболела туберкулёзом. Голоса сказали, не переживай, мы тебя вылечим. Так оно и произошло.

Сюзанна прониклась местной религией, развелась с мужем и осталась в Ошогбо. Прошла инициацию, вышла замуж за местного жреца и сделалась шаманкой.

Водитель плавно снижает скорость. Справа и слева начинает мелькать украшенный сказочными существами забор.

5
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Одни персонажи из бетона еле-еле проступают, другие видны хорошо.

3
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Что это такое? Кто придумал украсить лес подобным образом?

3
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Девид объясняет, здесь и далее мы будем видеть скульптурные работы Сюзанны Венгер. Вторую половину жизни художница посвятила священной роще Осун-Ошогбо.

В прежние времена в лесу стояли деревянные фигурки. Сюзанна, с благословения жрецов, заменила их стационарными, более объёмными, из цемента и железа, что должно было отпугивать грабителей и защитить от дальнейшего уничтожения Священную рощу.

Скульптуры изготавливались согласно мифологии йоруба, через консультации с богами, которые проводились по установленным традициям. Каждое изваяние в ритуальном плане что-то обозначает. В роще есть как святилища, так и просто изображения богов.

Благодаря Сюзанне Венгер Священный лес Осун-Осогбо был полностью восстановлен и стал символом самоидентификации народа йоруба, визитной карточкой города Ошогбо.

Покупаем в кассе билеты, и сразу оплачиваем фотосъемку 3000 наиров (1 дол — 355 наиров; в нигерийских музеях вообще нельзя фотографировать). Появляется местный гид и начинает рассказывать.

Первым делом он предлагает обратить внимание на ворота. Сюзанна изобразила на обоих створках церемонию жертвоприношения.

1 из 4

Бьют палками по барабанам музыканты, и даже отдельные боги пришли почтить Ошун. Её задабривают особой курильницей из 16 чаш, в которых жгут ладан. Ошун изображена в виде русалки. Подношения несут девственницы, используя живых черепах. Подарки привязывают к панцирю и отпускают тартилу в реку.

3
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Через ворота должны пройти женщины, кто не может родить. Я и мои товарищи предпочти калитку. Пока я записывал про ворота, слегка отвлёкся и далее, зайдя на территорию, отправился изучать необычный домик. Последний оказался женской вагиной и символизировал начало жизни.

1 из 2

Широкая дорожка, с обоих сторон обрамлённая ограждением, приглашала в лес. По задумке художницы, стена с обеих сторон отшлифована водным потоком и перекрыта магической аркой.

4
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

— Сюзанне голоса подсказывали и она делала всё по советам и эскизам, — объясняет гид.

Пройдя под аркой, изучаем скульптуры, где Сюзанна отобразила элементы местных культов и обрядов. Человечки представлены в виде богов-масок. Круглая Камалулу используется во время дарения богам. Далее маска Опели и два барабана — Батата.

1 из 3

Два змея соседствуют с беременной. За ними маска Игуапарати — самая крутая и самая сильная. Танцевать с ней может только главный шаман.

1 из 3

Следующая композиция, где охотник скачет на слоне, рассказывает, как в эти места пришли первые йоруба.

3
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Ритуальный барабан игби соседствует со змеёй, за ними идут маска Пииджиепиуэльубиай, музыкант, король йоруба, Змеи, Лебедь и Птица.

1 из 4

Шаманка и Бог воды. Маска Аджиалаки с тремя головами на голове изображает тройню. Замыкает композицию девственница с подношением.

1 из 3

Я уж было подумал, ну всё, фигурки закончены, как вдруг увидел нечто новое. Рядом с тропой Сюзанна поставила забавных человечков. Они изображали процессию людей, идущих к реке, дабы совершить подношение Богу воды. Впереди собака, затем верховный жрец — сама Сюзанна, её муж, ещё один жрец и музыкант.

1 из 2

Тропа выводит на поляну,

2
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

где ещё и ещё фигурки.

4
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Ловлю себя на мысли о комичности происходящего.

4
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Подобных человечков, птичек и других животинок, выполненных в стиле сумасбродного примитивизма, я видел в музее Наивного искусства, где собраны работы душевно больных. Здесь же подобное творчество называется женщина Оломуёё — символ деторождения.

4
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

От мыслей отвлекает местный гид. Он объясняет, что по параллельной тропе проходит какая-то там процессия, ступать на неё могут только посвящённые, ну, а Сюзанна оформила вход с тропки на полянку.

1 из 4

Нам предлагается пройти под аркой, естественно священной.

5
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

За аркой низинка, где поместились святилище, храм и открытый амфитеатр. Каждую вторую пятницу августа, здесь проводится фестиваль. Зрители рассаживаются по длинным лавкам и на открытой сцене происходит действие.

2
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Что касается храма, то он оказался действующим. Его крышу со всех четырёх сторон держали боги атланты, образовывая портик.

3
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

На углу возвышалась Богиня воды Ошун, в честь коей как раз и был создан храм.

2
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Сюзанна Венгер вывела её не грозной, а скорее забавной, и даже соседствующее дерево оказалось обыграно возле корней в подобном стиле.

2
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Предложив разуться, нам позволили войти в святилище, строго предупредив — не фотографировать!

3
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Внутренний двор со всех сторон оказался оформлен собратьями атлантами, что и с внешней стороны. Единственным отличием стала небольшая часовенка, расположенная по центру.

Мы сделали лёгкий реверанс в сторону служительницы. Она кивнула в ответ и далее, когда все собрались возле неё, начала нараспев читать молитву. Мелодичный голос звучал разными тонами. Слов мы естественно не понимали, но, когда зазвенел колокольчик, поблагодарили женщину денежкой.

В данном культе колокольчик играет особо важную роль. Нам же, людям другой веры, когда он звучит, желательно положить денежку. Почему, зачем и как — точно не скажу, это всё со слов Девида.

Религиозная система Ифа Орише насчитывает в пантеоне 400 богов, плюс живое божество Король всех йоруба. Если последнего ни с кем не перепутаешь, то запомнить других человеку со стороны достаточно сложно.

1 из 3

В памяти остался Бог железа. Напротив храма возвышался камень-алтарь, на котором происходили жертвоприношения. За ним, ожидая кормёжки, выглядывал замотанный в красную материю Бог железа.

1
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Не понимая своего предназначения, рядом с алтарём искали жучков и червячков глупые цыплята. По словам Девида, если пожертвовать Богу железа монетку, он пришлёт гораздо больше. Увы, монеты в Нигерии из обращения выведены, ну, а Бога купюр нигерийцы пока не придумали.

Спрашивается, какая Богиня воды без реки? Коричневая Осун, несущая в своих водах всю палитру африканской земли, протекает неподалёку. Раскинув руки по сторонам на манер бразильского Христа, Ошун приветствует пришедших. Европейцы в её объятия не спешат. Европейцев приезжает немного.

1 из 2

Неподалёку от Богини воды пристроился Дух гор.

2
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Мы можем только представлять, как в августе сюда приходят самые разные маски и как девушки опускают в реку большие тазы с подношениями. Узкий берег заполняется народом, облачённым в самые яркие, самые пёстрые одежды. Ритмичные барабаны наполняют пространство зажигательной музыкой. Когда они замолкают, настаёт черёд жрецов их молитв и их колокольчиков.

1 из 2

Фестиваль проводится с 1370 года. Он символизирует единство предков и их потомков. На праздник приезжают со всех концов света, в том числе из США и из Бразилии.

Вода стихия грозная, и йоруба богов себе выбрали не просто так. В сезон дождей статуя Ошун полностью уходит под воду. Сметающий всё и всех поток, пытается вырвать деревья. Последние, вцепившись в камень, стараются удержаться на месте. Упал, значит погиб.

Не позавидуешь и Сюзанниным божкам. Одного из таковых последним разливом раскололо и люди ещё не успели его починить.

2
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Познакомившись с ритуальной деревней, отправляемся дальше в сопровождении обезьян.

3
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

На тропинке появляется новая композиция в виде арки — две скульптуры священных грифов. Птицы передают послание от священника Богу. Под грифами нужно пройти двигаясь назад с поднятыми вверх руками.

Подобное кажется забавным, и тем не менее адепты Ифе Орише стремятся сюда, дабы провести обряд инициации, и грифы в этом случае выполняют особую роль.

3
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Тропинка выводит на берег реки Осун. Её длина 267 км, площадь водосборного бассейна — 9014 км². Осун река гордая и до моря добирается самостоятельно, впадая в лагуну Лагос Гвинейского залива Атлантического океана.

1 из 3

В 30-х годах прошлого столетия британцы несколько раза перекрывали Осун мостом.

4
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Три раза своенравная река в сезон дождей сносила опоры. Поставить мост удалось с четвёртой попытки. Жрецы объяснили англичанам — нельзя в священную землю вбивать сваи, Богиня воды сердится. Те послушались и нашли другое решение.

1 из 3

Направляясь обратно, мы ушли с широкой дороги на узкую тропинку, дабы ощутить все прелести леса.

2
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Под ногами, словно пытаясь о чём-то рассказать, зашуршали листья. Услышав шум, невидимый птичий хор умолк. Вместо нескольких заголосила одна единственная птаха. Обеспокоившись забегали по веткам обезьяны.

3
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

И лишь цикады не испугались вторжения, продолжив трещать.

Гигантские деревья, соблюдая дистанцию, расположились отдельно друг от друга, этим они походили на королей, у каждого из которых имелось своё войско из кустарника и подлеска.

4
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Тропический лес — царство полутьмы и полутонов. Солнечные лучи сквозь мощную крону пробиваются с трудом. Здесь красиво и таинственно, ты можешь слушать, приглядываться и присматриваться, но при этом не должен останавливаться. Встал, сел или не дай Бог лёг — мелкие жители нижнего мира быстро покажут инородному телу, кто здесь хозяин!

Кроме культурного и исторического, Священная роща Осун-Осогбо имеет также научное и образовательное значение. Благодаря своему богатому животному и растительному миру, она стала местом проведения различных исследований и наблюдений.

Её густые лесные насаждения являются одними из последних уцелевших высоких лесов на юге Нигерии, растительный мир которых насчитывает более 400 различных видов, из которых около двухсот используются с лечебной целью.

2
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Лес поделён дорогой на две половинки. Гид вывел нас чуть в сторону от главного входа, где показал новые работы художницы. Возле дороги возвышалось очередное нагромождение, через которое нужно было пройти.

1 из 3

Судя по всему, на этом участке леса импрессионистка воплотила в жизнь свои самые сокровенные фантазии и в этом её никто не ограничивал. Я в буквальном смысле открыл рот, когда мы подошли к Ямипу. Данный символ увидел в трансе один из жрецов и рассказал о нём белой женщине.

Воительница создала ангела с тремя парами рук. Так у Ямипу больше возможностей помочь людям. А направила его к ним Богиня воды. Ямипу научил людей добывать пальмовое масло.

Девид объясняет: первая пара рук обозначает просьбу, вторая дарение, третья, где кулак на кулаке — благословение. Божество имеет птичью голову, которая крутится на 360 градусов. Трудно поверить, но Сюзанна возводила монумент едва ли не в одиночку.

1 из 3

Чуть дальше возвышался ещё один дух. Он как бы повис в воздухе. Являясь ярко выраженным мужчиной, выполняет посредническую роль между Богом и людьми. Возле духа молятся, но подношений не делают. По словам Девида, большой фаллос способствует тому, что Бог тебя быстрей услышит и у всех местных именно такие…

1 из 3

Разгром сознания завершала композиция Шакмана, напоминающая переплетённие извилин. Она посвящалась Богу победителю кожной болезни. Что за болезнь, я так и не понял, но у местных часто выскакивают непонятные пятна, и их излечить способен только Шакмана.

2
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Можно не принимать всерьёз все эти мифы, статуи и фигуры, а между тем, когда во время гражданской войны рядом всё полыхало, Священную рощу и город Ошогбо боевые действия не затронули.

2
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

В 2005 г. Осун-Ошогбо включили в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, конечно не за скульптурки Сюзанны Венгер. Её эпатажное творчество помогло сохранить лес!

1 из 3

Венгер до последних дней жила в Нигерии, и умерла в 2009 в возрасте 93 лет.

Да всё так, художница сделала благое дело, и тем не менее, зайдя в сувенирный магазин, никто из нас покупать человечков подобающего стиля не захотел.

2
Нигерия. Ч - 8. Священная роща Осун-Ошогбо

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии