Свет в отеле так и не появился. Впрочем, его не было во всём посёлке. Отключение электричества в долине Бумбарат происходит регулярно. Правильнее сказать, что свет дают только вечером и всего на несколько часов. Посёлок Батрик мы посмотрели, точнее, танцы калашей мы увидели.
В туристической программе на калашей отводился целый день. Мы же, встав как можно раньше, по-большому счёту, увидели всё самое-самое. И посему возникал вопрос, как лучше использовать выигранное время?
Теоретически можно было отправиться в местечко Кундурик, дабы увидеть кладбище калашей и их надгробные памятники — гандау. Ещё более лучший вариант, можно было уехать днём далее по маршруту. Выигрыш времени позволил бы заехать: максимум в Пешавар и минимум в долину Сват.
В Пакистане неинтересных мест просто нет. Теоретически можно было посмотреть городок Чарсадда, бывшую столицу государства Гандхара — священный город Пушкалавати.
Однако, слово можно, применимо тогда, когда с изменением программы согласны все. В нашем случае женщины, узнав, что в другой долине будет ещё один праздник, решили отправиться туда.
Если к калашам тяжело попасть, то также тяжело и от них выбраться. Как выяснилось, джип, который доставил нас в долину Бумбарат, из-за своего высокого и усиленного верха не может проехать в долину Румбур.
В итоге, наш гид договорился следующим образом. Водитель джипа довозит нас до моста, возле которого дорога расходится на две стороны, мы выходим и добираемся в Румбур самостоятельно, тогда как джипа отправляется в городок Аюн, где перегружает наши чемоданы в микроавтобус Рафи. На том и порешили.
До развилки добрались нормально.
1
Вышли из машины, стоим и ждём. Хотим кого-то застопить. И тут нам крупно повезло — сработал классический сценарий. Одна из спутниц тормознула джип. Ей разрешили залезть в кузов, а она, мило улыбаясь пакистанцам, позвала нас. Их уже было человек восемь, а тут ещё мы…
1
Набиваемся в кузов. Теснота жуткая. Кто сел, кто стоит, но даже просто за что-то уцепиться рукой и то проблема. Трясёмся, болтаемся на поворотах, но едем. Кое-где стоящим приходилось присаживаться. В нескольких местах на пути встречались нависающие скалы, под которыми машины высотой более 1, 8 метра пройти не могли.
Грузовики с высоким кузовом в Румбур не ездят. При этом сама дорога чрезвычайно узкая и извилистая. Малейшая оплошность водителя и машина упадёт в пропасть, где требуя жертву, ревёт мощный и безжалостный поток.
В какой-то момент мне посчастливилось сесть на чью-то сумку. Вместе со всеми болтаюсь туда-сюда, но тут следует команда выходить. Неужели приехали? Нет. Дорога ныряет к реке, где машины проскакивают по узкому мостку.
1
Штурмуют кусочек реки и далее с разбега взбираются в гору.
Последнее оказалось самым сложным. Разбитая легковушка, шедшая впереди, чудом проскочила первые два препятствия, и лишь с пятого-десятого раза взобралась по крутому склону, имевшему ещё и поворот.
Как и на других участках, здесь дежурила полиция. Ребята разруливали движение, но, подобно Хотабычу, взять и обновить автопарк соотечественников, или волшебным образом вставить, кому новый диск сцепления, а кому шипованную резину, они естественно не могли. Им оставалось только смотреть и подсказывать.
1
Любопытно, что все местные подвязывают к бамперу чёрную ленточку от сглаза. По всей видимости, подобное помогает. Переходим на другую сторону ущелья, где вместе с полицейскими наблюдаем, как машины преодолевают препятствия.
1
Наш новый водитель молодцом проходит все преграды. Набиваемся к нему в кузов и едем дальше.
Сразу за речкой располагалась первая деревня или правильнее, первый хутор калашей. Один из домов выступал, и машины расходились с его крыльцом в 10 — в 20 сантиметрах. Рядом бегали голопузые дети, единственным, но постоянным развлечением коих являлось зрелище — разворотят их дом сейчас, или они поживут в нём ещё.
Даже здесь в горах, где дорог каждый ровный участок земли, было совершенно непонятно, зачем хозяин таким макаром построился.
Стоит сказать, что дорога во второй долине хоть и ужасная, и более короткая, но в тот день была необычайно оживлённой. Любой праздник у калашей это всегда событие, на которое спешат приехать сами пакистанцы. Соответственно, мы периодически попадали в заторы.
1
Несколько раз довелось выйти, и пройтись пешком, после чего водитель, кое-как разъехавшись со встречными машинами, меня и моих попутчиков вновь подбирал. Но в этом была своя польза. Такие прогулки давали возможность неким образом «прочувствовать» местность.
Румбур долина узкая, ровных площадок пригодных для выращивания чего-либо практически нет. А если где-то таковые встречаются, то из-за частых камнепадов они нуждаются в постоянной расчистке. Камни с участков убирают, как правило мужчины, тогда как выращивают что-либо исключительно женщины. Пару раз на пути встречались калашки.
2
Во второй долине уровень жизни калашей мне показался выше.
1
А мусульман здесь меньше, нежели в долине Бумбарат.
1
В какой-то момент, когда мы опять встали в пробку, кто-то из пакистанцев предложил дойти до места пешком. По звучащей музыке мы поняли, что где-то чуть дальше и чуть выше как раз проходит фестиваль.
Поблагодарив парней, за то, что они нас подвезли, мы устремились вверх. Тропа проходила через сады и вскоре вывела на небольшую деревню, откуда на всю окрестность разливалась музыка.
Я бежал впереди всех и в какой-то момент слегка заблудился, упершись в жилые строения. Выручила местная женщина.
Она позволила пройти через её двор, разрешив при этом себя сфотографировать.
1
Далее я увидел нечто трёхэтажное. В тот момент сфотографировав, я побежал дальше, и лишь потом на фотографии я рассмотрел детали. Я не уверен, что можно говорить о какой-то особой архитектуре калашей, но некие особенности строительства у них имеются.
Повторюсь, калаши при возведении любого строения соединяют дерево и камень. Куски сланцевых пород подгоняются друг к другу, и далее на них ложится деревянная балка. После вновь камни и сверху их вновь закрепляет балка. Из потолочного перекрытия выходят наружные балки, которые образуют для нижних крышу террасы, а для верхних двор, подпираемый снизу колоннами.
1
Чаще всего одна семья занимает один этаж, но богатые калаши могут отстроиться сразу на два. Соответственно, бедные скотину держат в соседней комнате, тогда как богатые на нижнем этаже.
Подобных заведений я лично у калашей не видел. Не довелось. Поэтому просто порассуждаем.
Мне приходилось слышать, что на Тибете и в Гималаях в условиях высокогорья горцы строят дома хоть и маленькие, но двухэтажные. На первом держат скотину, на втором живут сами. Туалет же у них на втором этаже. Содержимое падает в хлев, где ежедневно перемешивается с соломой и в последующем служит удобрением, тогда как натурпродукт животных является топливом.
Но это на высоте около 4-х тыс. метров. Ниже, на высоте 2–3 тыс. памирцы и афганцы туалет ставят отдельным домиком, содержимое которого периодически вычищают.
У калашей существует определённый культ чистоты. Как и у других дардских народов, вокруг коз и баранов они создали множество ритуальных правил. Я более чем уверен, что уборные у калашей от хлева должны располагаться отдельно. Однако, увы, личными впечатлениями подтвердить свои доводы не могу. Поэтому, проследуем на фестиваль.
Я поднялся наверх, туда, где играла музыка, и сразу попал в танцевальный круговорот.
Парни выбивали ритм, стуча в барабаны. Динамики хрипели национальной музыкой. Одна часть ярких и красочных женщин просто стояла, либо сидела на ступеньках.
3
Другая, соединяясь в стенки, танцевала и хороводила.
3
Площадка для танцев была оборудована навесом, и располагалась она на высоком утёсе.
3
Среди гостей фестиваля присутствовали иностранцы, но таковых было не много.
2
Могу совершенно точно сказать, что девчонки Румбура на фотоаппарат реагируют куда хуже, нежели их единоверки из Бумбарата.
2
Во второй половине дня праздник проходит именно здесь.
2
Сюда приезжает масса народа. Ребята мусульмане едва ли не впервые в жизни имеют возможность лицезреть не прячущих лицо женщин… Одним словом, понять калашек можно.
Смысл танцев состоит в следующем. Парни и девушки, образовав стенки, движутся навстречу друг другу, соприкоснувшись, отступают назад.
1
Они знакомятся и присматриваются.
2
У калашей женщина, в отличие от мусульман, в правах не ограничена.
Изначально жениха выбирает именно она.
Понравившемуся парню девушка накидывает на шею что-то из своих украшений: либо бусы, либо цветастую ленту.
Если симпатия взаимная — он должен её похитить.
У красавчика может оказаться на шее не один, а сразу несколько предметов. В этом случае выбирает уже он.
Юноша уводит свою избранницу в лес. Родители смотрят — у меня нет сына, у тебя дочери — значит дети поженились.
Свадьба у калашей не играется, никакой шаман никаких обрядов не проводит. Как говорил Андрей Миронов:
" Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь жду.»
Медовый месяц в лесу может продлиться до 3-х дней. После этого в свой родной дом девушка должна зайти только с козой. Никаких калымов жених отдавать не обязан — ритуально-символической платой за невесту является коза.
По одной версии, за девушку наоборот дают приданное, по другой, дело так и ограничивается козой.
2
Дочь отчитывается перед матерью, после чего жених забирает её к себе в дом. Чаще всего молодые так и живут бок о бок с его родителями.
1
Ну и как следствие отсутствия калыма и религиозных обязательств, у калашей случаются разводы. Возможно это современные веяния, и тем не менее если жена мужу разонравилась, она должна остаться в доме его родителей. Он приводит красивую и молодую, но живут они с бывшей под одной крышей. Кто-то считает это многожёнством, но так это или нет, я лично не скажу.
А вот если вторая половинка сама находит другого, она уходит к нему. В этом случае никаких скандалов и истерик опять-таки не бывает.
По одной версии бывший муж отдаёт вместе с женой её былое приданное, да ещё и с процентами. По другой, всё проще: с глаз долой — из сердца вон.
На фестивале мне запомнился ещё один на первый взгляд незначительный эпизод. Рядом с танцплощадкой располагался домик, куда периодически заныривали дети, выскакивая обратно с печеньем, либо с конфетами.
1
— Эка невидаль, подумаешь, детей кто-то сладостями угощал, — подумает читатель. Так то оно так, но тут есть один интересный момент.
У калашей существует градация по рангам. В прежние времена положение достигалось отличием в войнах и в походах, либо другими действиями полезными для рода и для всего общества. В настоящем, самый верный способ поднятия своего престижа, это устроение праздника с раздачей угощений.
Чем щедрее человек потчует единоверцев, тем выше его ранг среди односельчан. Конечно конфетки для детей это пустячок. Если претендент хочет устроить настоящее пиршество, на которое явятся боги, в этом случае режется скот. И тем не менее, конфетки сами по себе тоже не появляются.
1
Почётные люди, а это как правило мужчины, наделяются более высокими ритуальными и социальными правами. Человеку проявившему себя перед обществом, после смерти калаши обязательно вырежут и установят надгробную статую гандау.
1
Жаль, но подобные традиции отступают под натиском внешнего мира. Нельзя сказать, что правительство ничего для калашей не делает, и всю помощь они получают исключительно из Европы.
Это совершенно не так. Например, калаши периодически получают угрозы от талибов. Пакистанское правительство об этом знает, и потому калашей, как и все их мероприятия, усиленно охраняет полиция.
Любопытно, что своей письменности народ не имел вплоть до начала 80-х прошлого века.
В 1980-х годах началась разработка письменности для калашского языка в двух вариантах — на основе латинской и персидской графики. Персидский вариант оказался предпочтительнее и в 1994 впервые вышел иллюстрированный алфавит и книга для чтения на калашском языке на основе персидской графики. В 2000-х годах начался активный переход на латинский шрифт.
Очень символичный момент, ибо калаши, как мне показалось, так и застряли где-то между Востоком и Западом. А может это именно тот народ который своей культурой призван объединить Запад и Восток?!
О чём я очень жалею, так это о том, что не увидел в Румбуре каменный алтарь Саджигора — бога войны и дождя. Желая сфотографировать танцплощадку сверху, я стал подниматься по ступенькам, ведущим куда-то на гору.
Тут меня окликнул парень и попросил туда не ходить.
Подоспевший Паша объяснил, что на горе располагается святилище. В обычные дни иноверцам можно смотреть алтарь, но в праздники действует запрет. Мне оставалось лишь сфотографировать святилище снизу.
1
Теоретически я мог дойти туда обходными тропами. Однако, по опыту знаю — чужих богов лучше не злить!
Меж тем, пляски и веселье на спад идти даже и не думали. Действие наоборот всё набирало и набирало оборот. Нам же необходимо было начать отсюда выбираться. Главной проблемой стало, найти попутчиков. Когда все собрались, мы начали спускаться с утёса вниз на дорогу.
1
Посёлок, в котором нам довелось побывать, в долине Румбур является главным. На другую сторону реки можно попасть по мосту, однако машины туда уже не ездят.
Перед деревней находилась стоянка, где мы оказались одновременно с ребятами, с теми самыми, которые подвезли нас сюда. Теперь же улыбки с их лица спали. Нашему Паше они объяснили, что нас обратно уже не возьмут, так как не хотят толкаться. Ну и ладно. В любом случае, ребятам спасибо!
Стоит пояснить, что никакой общественный транспорт ни в Бумбарат, ни в Румбур не ходит. Но если кто-то едет и у него есть свободное место, то попутчиков водитель берёт и денег за это не просит. Так то оно так, но обратная дорога растянулась на долго.
Вначале удалось отправить женщин, которым предписывалось, ждать нас у моста. Далее наши бывшие попутчики сжалились и взяли с собой Максима. Мне с гидом и с товарищем по имени Игорь пришлось ждать своего счастья около часа.
Нас подобрала легковушка с необычайно низким клиренсом. Я думал, мы на ней вообще никуда не доедем. Однако, нет, мы вполне достойно прошли все препятствия и оказались на месте сбора у моста.
Дежурившие полицейские помогли рассесться по машинам, направлявшимся в Аюн. Сели, едем довольные, но на другой стороне почти сразу попадаем в довольно основательную пробку.
1
Машин собралось великое множество и было совершенно непонятно, как мы со встречным потоком на столь узком карнизе сумеем разминуться.
1
В этой ситуации повезло уже мне. Я вылез из кузова джипа, желая оценить всё это стояние на Калаше. Меня увидел полицейский на мотоцикле, и любезно предложил сесть к нему. Думаю, мотоцикл на подобной дороге самый безопасный вид транспорта.
Почти сразу после этого пошло движение. Я же, вспомнив молодость, с удовольствием прокатился на мотоцикле. Мой английский очень плох, и тем не менее мы с полицейским поговорили.
Простой пакистанский парень имеет вполне адекватное представление о современном мире. Позже, когда неосведомлённые люди удивлялись моей поездке в Пакистан, начиная меня уверять, что там одни террористы, я дал себе наказ, в подробностях рассказать о Пакистане, о людях и о самой поездке.
В Румбуре эпизодически проявлял себя ветер. Теперь же природа начала выказывать плохое настроение мелким дождём. Небо раздумывало, обрушиваться на горы и на долину или нет. Бог войны и дождя Саджигор проверял алтарь. Увидев, что я не нарушал запрета и не подходил к его святилищу, Саджигор выпустил нас со своей территории.
Интересно, что в Аюне дождь прекратился и небо посветлело. По всей видимости боги тоже имеют свои зоны влияния, выходить за которые они не могут.