Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 22 июня 21:18
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Тегеран, Шираз, Мейбод, Язд, Исфахан, Кашан — Иран Январь 2020

Такая желанная поездка в Иран на зимних каникулах была под угрозой. Приближался Новый год, а документы, отправленные мне курьерской службой, вот уже одиннадцать дней не могли покинуть Москву. Шансы получить паспорт с оформленной визой до наступления длинных выходных таяли с каждым днем, а внутреннее напряжение росло. Я была готова, как в детстве, вновь поверить в волшебного Деда Мороза, и чудо произошло: 30 декабря желанный пакет с документами был получен.

Поездка стала приобретать реальные очертания, но ситуация на Ближнем Востоке с конца декабря становилась все напряженнее.

-------------------------------------------------------------------------

29 декабря США нанесли авиаудар по объектам движения «Хезболла» в иракском городе Эль-Каим. 31 декабря члены иракского ополчения, поддерживаемые Ираном, атаковали посольство США в Багдаде. В ночь на 3 января в качестве своего ответа США по прямому приказу Дональда Трампа нанесли авиаудар по району вблизи международного аэропорта в Багдаде. В результате обстрела погиб Касем Сулеймани — национальный герой Ирана, генерал элитных войск страны. На следующий день Тегеран пообещал отомстить за убийство своего генерала и дать «сокрушительный ответ» США. Убийство Сулеймани спровоцировало истерику в СМИ. Политики предвещали официальное объявление войны.

4 января я вылетела в Тегеран, чтобы присоединиться к небольшой группе из 10 человек для дальнейшего путешествия.

Иран — одна из немногих стран мира, где государственная власть находится в руках духовенства — мусульман шиитов. Установленные правила предписывают всем женщинам, и туристки не исключение, всегда и везде носить платок. К этому предмету гардероба теперь надо было привыкать. Труднее всего дались первые минуты и часы, платок упрямо пытался соскользнуть с головы, а я неловкими движениями все время его поправляла.

Иран стал одним из первых государств, появившихся на карте мира. Некоторые поселения на его территории были основаны за тысячи лет до нашей эры. Но значительную часть этого времени он был известен как Персия.

Исторически сложилось так, что Иран находился на перекрестке культур. Мировая держава Ахеменидов, завоевание Александром Македонским, арабами, тюрками-сельджуками, монголами — все это вехи из истории Ирана. При Ахеменидах каждый из покоренных народов сохранял свой язык, свою религию, нравы и законы, иногда и своих национальных вождей, при этом подчиняясь общей администрации.

Различные этносы со своими традициями, ремеслами и искусством, населявшие данную территорию, взаимодействовали между собой, подвергались влиянию соседей. Так постепенно складывалась уникальная иранская культура, отличительной чертой которой является необычная восприимчивость к другим культурам. Иран всегда умело воспринимал новое, но при этом не растворялся в нем, а трансформируя, принимал новшества как свои. Сейчас в Иране сосредоточенно переплетение сразу нескольких культур: западной, исламской и персидской. Многие объекты на территории Ирана внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Я сразу обратила внимание на глубокий траур, в который погрузилась страна. На протяжении всего путешествия по Ирану, в больших и маленьких городах, в деревушках, на автомобилях и частных домах, повсюду были видны портреты Касема Сулеймани, обрамленные черными лентами и флагами.

Тревожное Рождество в Иране

На улицах появились траурные палатки, в которых по вечерам раздавали бесплатный поминальный чай. Казалось, глаза иранцев потухли от пошатнувшегося мира, но вот мои глаза — глаза туриста наоборот разгорались от великолепия увиденного.

Тегеран — никогда не спящее сердце Ирана — так местные жители описывают столицу страны, один из крупнейших ближневосточных мегаполисов с 14-миллионным населением. Знакомство с Тегераном началось с посещения дворца шахов Голестан и национальной сокровищницы Ирана. Самое сильное впечатление произвели зеркальные залы дворца. Тысячи маленьких зеркал и элементов из резного хрусталя мерцали и переливались на свету, казалось, еще чуть-чуть и откроется потаённая дверь в волшебную страну Зазеркалья…

Коронационный зал во дворце Голестан
Волшебное Зазеркалье...
Парадный зал во дворце Голестан

Тревожное Рождество в Иране

Да, персидские шахи знали толк в красоте и любили жить в невероятной роскоши!

Погружаясь в атмосферу Тегерана, я не могла не думать о том, что с этим городом связана трагическая гибель выдающегося русского дипломата, поэта, драматурга, пианиста и композитора, дворянина — Александра Сергеевича Грибоедова. 11 февраля 1829 года исламские фанатики напали на дипломатическую миссию Российской империи в Тегеране, жестоко убив всех сотрудников и конвой, всего 56 человек. Среди погибших оказался посол Александр Грибоедов, который отстреливался до последнего. Ему было всего 34 года. Согласно распространённой версии император Николай I простил власти Персии разгром русского посольства и убийство Александра Грибоедова в обмен на знаменитый алмаз «Шах». Бессмертие Грибоедову принесли комедия «Горе от ума» и нескольких фортепианных пьес, среди которых наиболее известны два вальса для фортепиано.

Фото из открытых источников Интернета

-------------------------------------------------------------------------

А тем временем, президент Трамп заявил Тегерану о готовности нанести удары по 52 целям в Иране, в том числе культурным объектам, если в ответ на убийство Сулеймани будут атакованы американцы. По его словам, 52 цели соответствуют числу американских заложников, захваченных Ираном во время исламской революции. И добавил, что намерен направить «часть своего совершенно нового прекрасного вооружения, и без колебаний!»

Путешествие продолжилось коротким перелетом в южный город Шираз. «Дом знаний», «город роз», «город любви» и «город садов» — всё это о Ширазе, столице провинции Фарс, городе с двухтысячелетней историей. Шираз подарил миру великих поэтов Хафиза и Саади. На протяжении 30 лет в середине XVIII века Шираз был столицей всей Персии, и на память о тех славных временах здесь осталось множество великолепных мечетей, религиозных школ, дворцов и изысканных садов.

Дворец в саду Эрам. Шираз
Мечеть в Ширазе

Запомнилось посещение самой известной мечети Шираза Насир-ол-Мольк с огромными витражными окнами. Свет, проникающий через витражи, окрашивает интерьер в нежный розовый цвет. Поэтому её называют Розовой мечетью.

Розовая мечеть

Как же было здорово, в разгар зимы увидеть цветущие розы, спелые апельсины и гранаты на ветвях деревьев.

Тревожное Рождество в Иране

А еще окунуться в суету настоящего восточного базара.

Восточный базар

В день Рождества Христова мы отправились в Персеполис — древнеперсидский город, столицу огромной империи Ахеменидов. Когда-то именно отсюда правили великие цари царей Дарий и Ксеркс. Захваченный Александром Македонским в 330 до н. э., Персеполис был сожжён и заброшен.

В школьном курсе истории упоминался Персеполис, тогда я представить не могла, что увижу древний город своими глазами. Чудесный подарок на Рождество!

Тревожное Рождество в Иране

Постоянно вспоминались слова Дональда Трампа о культурных объектах — мишенях. Неужели Персеполис может постигнуть трагическая судьба сирийской Пальмиры, неужели величественные руины древнего города могут быть окончательно стерты с лица земли?!

К вечеру мы добрались в один из самых красивых городов Ирана — город в пустыне Йезд. Приближался день похорон генерала Сулеймани. И даже огромный двухэтажный нахль, который мусульмане-шииты используют в дни Ашуры, выглядел особенно мрачно и печально.

Гигантский нахль
Тревожное Рождество в Иране

08 января на нас обрушилась новая порция тревожных новостей.

-------------------------------------------------------------------------

После похорон генерала Сулеймани с территории Ирана по авиабазе Эйн-аль-Асад на западе Ирака и базе в Эрбиле, где размещены военнослужащие США, было выпущено 15 баллистических ракет. Иран назвал эту операцию «Мученик Сулеймани». Ответственность за удары взял на себя иранский Корпус стражей исламской революции. Мир замер в ожидании глобальной войны.

8 января после взлёта ранним утром украинский пассажирский самолет, совершавший рейс Тегеран-Киев, разбился близ аэропорта Тегерана. Никто из 176 человек на борту лайнера не уцелел.

Премьер Дмитрий Медведев дал задание посчитать российских туристов и оценить риски их нахождения в Иране. Иранская принимающая сторона стала рассматривать варианты доставки нас наземным транспортом до границы с Азербайджаном, если авиасообщение все же будет закрыто. В воздухе повис вопрос о реальности экстренной депортации…

-------------------------------------------------------------------------

В старом городе Йезда сотни узких и извилистых аллей и улочек, здесь можно легко заблудиться среди домов, построенных из коричневой и белой глины.

Йезд

Йезд — древнейший центр зороастризма, каждый третий горожанин верит в величие огня и соблюдает мистические ритуалы. В черте города сохранились две зороастрийские башни молчания, немые свидетели древних погребальных ритуалов.

Свободный вечер в Йзде посвятили знакомству с Пахлавани — комплексом физических упражнений, боевых искусств, гимнастики, силовых упражнений и традиционной музыки.

Пахлавани

Персидские воины стали заниматься Пахлавани ещё со времён Ахеменидской империи. Спортсмены тренируются в особом помещении — зурхане. Традиционная иранская борьба включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Также ЮНЕСКО признало Пахлавани самым древним видом спорта в мире.

Побывав в южных городах, мы продолжили путь на север. После непродолжительного осмотра глиняной крепости в Мейбоде и старинной мечети в Наине, мы приехали в Исфахан — колоритный город Ирана, крупный промышленный и туристический центр.

В Исфахане мы в полной мере ощутили изменчивость погоды, ночные температуры опускались до -5С, а днем термометры еле-еле показывали +5С.

Исфахан запомнился как город самых великолепных мечетей — ярчайших шедевров персидской архитектуры.

Искусность иранских мастеров, обилие пронзительно голубых мозаик, невероятно сложные узоры, игра света потрясли до глубины души.

Тревожное Рождество в Иране

А еще Исфахан — город мостов.

Это не музей и не дворец, а всего лишь ресторан в Исфахане

Конечно, Иран не самая подходящая страна для путешествия на Рождество, здесь точно не приходится рассчитывать на новогоднюю иллюминацию и рождественские ярмарки. Но все же островок Рождества удалось отыскать именно в Исфахане. На территории главного армянского храма в Иране мы увидели первые новогодние ёлки за все путешествие и ощутили дух праздника.

Ванкский собор находится в армянском квартале Нор-Джуга. Храм лаконичен снаружи, но обладает богатым внутренним убранством.

-------------------------------------------------------------------------

На третий день после авиакатастрофы Иран признал, что находясь на пике боевой готовности и ожидая ответного ракетного удара со стороны США, сбили украинский пассажирский самолет, принятый за крылатую ракету. К всеобщему облегчению Трамп лишь анонсировал строжайший набор экономических санкций. Истерия вокруг возможной ядерной войны после выступления Трампа постепенно пошла на спад, но холодная война на Ближнем Востоке, безусловно, продолжится, да и условия для разрядки конфликта в ближайшей перспективе не предвидятся.

Погода решила усугубить тревожную обстановку. Обрушившийся снегопад отрезал сообщение со многими населенными пунктами Ирана, особенно с теми, которые находятся в горах. Пришлось распрощаться с мечтой — увидеть этническую деревню Абьяне. На трассу выехали десятки грейдеров, пусть медленно, но мы продолжали ехать по главной автомобильной артерии в сторону Тегерана.

По пути в столицу, успели осмотреть основные достопримечательности Кашана. Когда-то здесь проходил важнейший караванный путь. Кашан был центром персидского гончарного производства, славился изготовлением лучших шерстяных и шелковых ковров на всем Ближнем Востоке.

Кашан
Медресе в Кашане

Иранцы начали ткать ковры более 2,5 тысяч лет назад, их изделия до сих пор считаются лучшими в мире. Персидская пословица гласит: «Персидский ковер совершенен в своем несовершенстве, и точен в своей неточности». Хороший персидский ковер почти всегда имеет умышленные неточности. Они призваны символизировать тот факт, что лишь Бог может создать совершенство.

Тревожное Рождество в Иране

Ночной вылет из Тегерана «Аэрофлот» отложил до утра. Но самое главное воздушное пространство было открыто, и мы благополучно смогли вернуться на Родину.

Туристов в Иране привлекают роскошные дворцы шахов, просторные городские площади, великолепные мечети с минаретами, уходящими под небеса. И хотя изначально Персия не была исламской страной, сегодня сложно представить ее без традиционных мозаик, сложных декоративных орнаментов и голубых куполов мечетей. Этим шедеврам архитектуры нет равных и подобных нигде в мире. С Ирана можно начинать открывать для себя Восток таинственный и непонятный, но в тоже время такой мудрый и гостеприимный.

Иранские красавицы в Исфахане

Сегодня Иран занимает важное стратегическое положение между странами Ближнего Востока: Ираком, Азербайджаном, Арменией, Турцией, Туркменистаном, Афганистаном и Пакистаном. Его роль по-прежнему заметна на политической арене всего мира. Тревожные события, произошедшие как раз во время моего пребывания в Иране, в очередной раз подтвердили это.

Благодарю всех, кто беспокоился обо мне, искренне признательна за многочисленные письма и сообщения!

Отчетливо понимаю, что не только открыла для себя новую страну, но и стала свидетелем исторических событий.

Тревожное Рождество в Иране завершилось.

Я счастлива, что оно было в моей жизни!