С некоторых пор мы с мужем обречены на частые визиты в Санкт-Петербург. Нет, конечно, это не та обреченность, которая вызывает сочувствие. Наша неизлечимая тяга к этому городу замешана на великой радости от предстоящих встреч с детьми, в нем поселившихся, и возможности попутно навестить красивейший город нашей страны, да что там скромничать — всей Европы. Закончились каникулы, отгремели салюты, но в памяти продолжают мелькать кадры рождественской иллюминации и суета густонаселенного Питера, окрашенного в цвета поздней осени, накрытой низким неприветливым небом, которое то хмурилось, проливаясь потоками дождя, то вдруг, ни с того ни с сего, светлело, давая волю солнечным лучам, сводя на нет переливчатые прелести яркой новогодней иллюминации
У солнца нет конкурентов… Хотя, если хорошенько призадуматься, то в наше непростое климатическое время ему можно найти достойного соперника — белого и пушистого
Однажды (чудо в середине зимы!), подморозило и выпал обнадеживающий снег — зимушка наконец-то к нам пожаловала. Радость была недолгой, но яркой, как глоток настоящего шампанского, вскружившего на время голову. Зима-обманщица лишь поманила, а потом решила подарить застрявшей во временном пространстве поздней осени зеленую траву и набухшие почки на тщедушных кустиках рядом с домом. Но природные метаморфозы не смогли повлиять на радость встреч. Словом, замечательная получилась поездка! Не забывали мы и о культурной программе — в первый же день по приезде кинулись выполнять намеченный план
В главном корпусе Эрмитажа я была совсем недавно, во время осенних каникул с внучкой, придя тогда в совершеннейший восторг от пышности интерьеров и богатства коллекции художественных полотен. Хотя когда-то мне частенько доводилось ездить в Ленинград, при этом каждая поездка непременно сопровождалась визитом к картинам, размещенным в Эрмитаже и Русском музее. И я была уверена, что достаточно хорошо знакома с коллекциями этих музеев. Но время изрядно поработало, отдалив то давнее восприятие ленинградских музейных сокровищ от современного осмысления искусства, привнеся множественность впечатлений от художественных коллекций Европы: от Лувра, Прадо, Венского Художественного и др. до уникального Музея ван Гога в Амстердаме. Резюмирую: замечательные у нас в Петербурге музеи — есть чем гордиться и куда сходить. Коль в главном корпусе Эрмитажа я была совсем недавно, то на сей раз моя душа будет заполняться импрессионистской легкостью экспозиции, которая теперь грамотно обособилась, просторно разместившись в корпусе Главного штаба Эрмитажа, гармонично вписанного в облик главной Дворцовой площади
Главный штаб находится в восточном крыле музейного комплекса и охватывает территорию от Мойки до Невского проспекта. Возведение архитектурного шедевра в стиле ампир началось в далеком 1820 году под руководством итальянского мастера Карла Росси. Свой же современный вид здание обрело не так давно — в 2014 году. Архитектурная доминанта внутри Генерального штаба — парадная лестница, встречающая гостей. Любопытно, что интерьер Главного Штаба сам по себе является арт — объектом
Множество переходов между этажами, стеклянных мостиков, по которым приходится переходить из зала в зал, превращают поход в музей в увлекательный квест. Порой смотрители теряются в подсказках на вопрос — «как пройти в библиотеку…" Из окон, выходящих на Дворцовую площадь можно сделать симпатичные снимки
В Главном Штабе есть несколько тематических экспозиций
Но главное, за чем сюда идут — мировое искусство эпохи модерна и постмодерна. Вот уж где мы отводили душу, вглядываясь в детали работ выдающихся импрессионистов Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара и любимых нами постимпрессионистов
Постараюсь сделать альбом с подробными описаниями из того, что оставила себе на память. Если будете в Главном штабе, не пропустите выставку памяти Карла Фаберже. Во время Первой мировой войны мастерские фирмы Карла Фаберже приостановили выпуск известной по всему миру ювелирной продукции и занялись изготовлением изделий, предназначенных для военных нужд. В числе предметов, созданных в военные годы, были медные чайники, самовары, кастрюли, тазы, умывальники. В другом зале, окутанном полумраком, представлены предметы, предназначенные для царской семьи. Они роскошны, как например, пасхальное яйцо-часы „петушок“
или же ветка черники в вазе, будто бы только что сорванная. Отчетливо понимаешь ценность экспоната в буквальном смысле, прочитав из чего сделаны эти красивые вещицы — сплошь драгоценные материалы (золото, лазурит, нефрит, горный хрусталь)
Сегодняшний день туриста еще не закрыт и не исчерпан — вечером нас ждет музыкальное удовольствие в Петрикирхе (лютеранская церковь святых Петра и Павла) на Невском
Концерт закончился, но вальсы Штрауса продолжают звучать во всех уголках восторженной души, которая не может успокоиться, требуя продолжения банкета
Сказочно преобразившийся Невский проспект загадочно подмигивая миллионами огоньков, приведет нас в Салтыковский сквер у Эрмитажа. Его невозможно не заметить — плотная ночная тьма отступает перед сиреневым сиянием светового фонтана (официально именуемого " динамичным»)
Волшебно, красиво, изысканно, и мало людей — почти интимное зрелище. Ветер с Невы студит пальцы, сжимающие камеру, холод пробирает до костей, но разве уйдешь от сверкающей загадочности пейзажа? Нева — угрюмая, своенравная, полноводная, по-зимнему суровая — сводит на «нет» легкомысленность новогодней иллюминации
Подсвеченные детали моста и исторических зданий скорей напоминают величественные декорации к театральному спектаклю, а не игриво-безалаберную китчевую новогоднюю композицию
Пусть мне будет плохо от стужи, а муж негодует из-за того, что никак не могу успокоиться со своими восторгами — мост пройден, фотографии сделаны. Стрелка Васильевского острова с Дворцовой набережной
Основательно продрогшие, мы торопимся на метро Адмиралтейская, чтобы наконец-то добраться до дома. Спасибо ночи, что попутно показала нам очередное новогоднее чудо — еще один световой динамичный фонтан в Александровском саду
При свете дня на эту красоту просто не обратишь внимание. Зимний Петербург оказался щедр на душевное тепло и подарил нам встречу с моими дорогими сестрами. Домашние посиделки, состоявшиеся накануне, не могут быть объектом туристического отзыва, даже если это был самый лучший момент путешествия — упускаем. Чем старше становишься, тем сложней бывает собраться всем вместе по радостному поводу или без — просто собраться. А если место сбора — Санкт-Петербург? Конечно, грех упустить возможность вместе погулять по великолепному городу, имея собственного экскурсовода — Таню, которая здесь живет. Сегодня мы встречаемся у Казанского собора, величественно предвещающего светлый праздник Рождества Христова
К экскурсии дополнительным бонусом должно было стать посещение какого-нибудь доступного музыкального мероприятия по приемлемым ценам. Попытка купить билеты в Малый зал академической филармонии оказалась неудачной из-за отсутствия билетов. Перед поездкой я тщательно утюжила музыкальную афишу, отложив в памяти в качестве очень привлекательного варианта выступление концертного хора Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова в музее — памятнике Спас — на — Крови, анонсированного как Рождественский концерт. Обсудив тему, загорелись желанием: пели в хоре и сами когда-то, и вообще хоровое пение «а капелла» способно вознести душу до невероятных высот, и душа совсем не против. На том и порешили — идем за билетами, попутно набирая впечатления от зимнего города
Инженерный (Михайловский) замок — одно из самых загадочных зданий Петербурга, с которым связана зловещая и трагическая тайна русской истории: убийство императора Павла I группой офицеров-заговорщиков в собственной опочивальне спустя 40 дней после заселения Его Величества в обновленный дворец
Согласно городской легенде призрак убитого царя до сих пор обитает в этих стенах. Замок был построен на месте обветшавшего Летнего дворца по указу Павла I, и назван в честь архангела Михаила, которого император считал своим покровителем. Его бледно-красные стены удивительно пленительны и символичны. По одной из версий, цвет был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной). По другой — это традиционный цвет мальтийского ордена
Любопытный памятник Петра I установлен у главного входа в замок. Читаем надпись, вспоминаем обрывки исторических знаний, попутно слушаем рассказы петербуржцев, упоительно вещающих своим чадам занимательные истории, связанные с монументом. Оказывается, это государь Павел I распорядился установить памятник своему великому прадеду — Петру I. Надпись «Прадеду — правнук», очевидно, сделана в противовес посвящению на «Медном всаднике»: «Петру Первому Екатерина Вторая». Монумент имеет весьма интересную особенность. Одна из ног коня, на котором сидит бронзовый Петр I, вовсе не лошадиная, а человеческая, вернее, женская. Как говорят экскурсоводы, якобы скульптор посадил Петра на аллегорическую фигуру коня по имени Лизетта (конь, верно служивший царю долгие годы). Большие бронзовые барельефы, помещенные на боковых гранях пьедестала, изображают важнейшие эпизоды Северной войны — битвы при Гангуте и под Полтавой
Народ (мы не исключение) обходит постамент, приглядываясь к барельефу, изображающему баталии
Видите отполированную до блеска пятку одного из моряков? Это множественность надежд об исполнении мечты — каждый, кто здесь побывал, считает своим долгом хотя бы прикоснуться, загадав желание. По Кленовой улице от памятника мы направляемся на главную новогоднюю ярмарку Северной столицы, занимающую довольно большое пространство в самом центре города: часть Кленовой улицы, Малой Садовой и Манежную площадь. На Кленовой улице есть каток и шатры с едой — отсюда начинается праздничная ярмарка. На Малой Садовой попросторней, но желающих сфотографироваться на фоне мышиной компании, очень много
На Манежной площади ну очень многолюдно: всюду очереди к шатрам, где продают еду, сладости, разные сувениры
Была мысль погреться глинтвейном, но увидев с изнаночной стороны ярмарки груду пустых пластиковых контейнеров совершенно непрезентабельного типа из — под напитка, насторожились — «бодяжат» и не стали рисковать
Манежная площадь полностью отдана в «распоряжение мышей», которые выступают в непривычной для себя роли: их любят, ими любуются, их не боятся и не пытаются от них избавиться — куда денешься целый год придется терпеть этот символ
В один из дней мы еще разок заскочим на Манежную площадь уже в другой компании и застанем выступление со сцены и мастер-класс прославленной фигуристки-тренера Тамары Москвиной и ее воспитанницы Юко Кавагути. Развлекают питерцев и гостей, не жалея сил и времени, создавая праздничное настроение
А мы идем дальше — к Александринскому театру, который поманил нас своим величественным видом со стороны Невского проспекта
Старательно фотографируя памятник, посвященный Екатерине II в. Екатерининском сквере перед театром, который иногда называют «Катькин садик», я услышала обращение к себе — «вы знаете, кто этот человек, с согнутым коленом, устремивший взгляд в сторону Публичной библиотеки?» Читаю — И. И. Бецкой
«Да, знаю, президент императорской академии искусств». Видимо этого ответа оказалось не достаточно, и немолодая петербурженка, самого что ни на есть интеллигентно-благородного образца, решила заняться нашим просвещением. С великим убеждением она поведала версию, по которой отцом Екатерины Великой является никто иной, как Иван Иванович Бецкой. Не буду пересказывать подробности того рассказа, но основная мысль такая — в 1728 году во время пребывания в Париже у Бецкого случился роман с Иоганной Елизаветой Ангальт-Цербской, матерью нашей прославленной царицы (её муж в это время находился в Штеттине), в результате которого 2 мая 1729 г. родилась Екатерина II. Сторонники этой версии находят большое портретное сходство Екатерины и Бецкого. Из устного реферата мы узнали много интересного о взаимоотношениях этих двух исторических фигур, например, о том, что Екатерина II, входя в комнату к Ивану Ивановичу Бецкому, всегда целовала ему руку — что говорит об особом ее отношении к этому человеку. В завершение наша собеседница произнесла совершенно разумную фразу — версию происхождения Екатерины нельзя считать ни совсем бездоказательной, ни полностью доказанной. Вопрос могла бы решить генетическая экспертиза останков Екатерины II и её официальных и предполагаемых родителей, но увы и ах… На том и разошлись, поблагодарив ее за интересный рассказ. Напоследок она спросила: откуда мы приехали? Услышав ответ — из Ярославля — сказала: «это хорошо — не люблю москвичей». Москвичи насторожились… Но это же собирательный образ и совершенно не относится к моим любимым москвичам-туристерам. Но из песни слова не выкинешь
А теперь мы едем к Тане на Васильевский остров есть солянку и разные изыски — всех бы так встречали в Санкт-Петербурге. В этот день нам еще предстоит побывать на вечернем концерте в музее-памятнике Спаса-на-Крови. Покупая днем билеты, мы видели почти километровую очередь на вход в музей-заповедник. Рядом с основной кассой есть окошечко, где можно заказать экскурсию или купить билеты на концерт. Там нет ни одного человечка, поэтому билеты по 1200 руб. нам достались без проблем. Хитренькие мы оказались — совместили концерт с посещением музея, минуя очередь, по единому билету. Придя на концерт сильно заранее, удачно заняли места во втором ряду и без помех с восторгом рассмотрели интерьеры
Русская мозаика покрывает сплошь все стены, пилоны, купола и своды
Лучшие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик занимались украшением собора
Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций выделяются работы, выполненные по оригиналам художников Васнецова, Нестерова, Рябушкина. Умопомрачительно красиво
Мозаичная коллекция архитектурной жемчужины является одной из крупнейших в Европе. Иконостас выполнен из генуэзского мрамора, и наши места расположены совсем близко к нему, поэтому смотрю во все глаза и впитываю красоту
Концерт начался. Вы можете представать себе восторг, вызванный прекрасным хоровым пением в подсвеченном огнями сказочно красивом интерьере собора накануне светлого праздника Рождества Христова! Репертуар был подобран виртуозно, не без остроумной, обезоруживающей улыбки: от известно «Щедрика» (украинская народная песня) до исполненного впервые сочинения Владимира Рылова «Моя Родина милая» (автор присутствовал). Резюмирую — концерт просто уникальный. Советую при случае, послушать выступление хора, который раньше носил название Камерного хора Смольного собора и имеет мировую известность
Ночное освещение девятикупольного красавца-храма во имя Воскресения Христова, построенного в редком для северной столицы стиле русского зодчества. «Спас на Крови» — это народное название мемориального храма, возведенного в память о трагической кончине императора Александра II. Собор стоит над местом смертельного ранения Государя-освободителя. Тема, связанная с историей собора, совершенно не проходная и требует к себе глубоко исторического подхода. В рамках новогоднего рассказа я решила намеренно уйти от многословия и ограничилась лишь штрихами. В воде канала Грибоедова отражается новогодняя подсветка, создавая редкостную атмосферу тихой предрождественской ночи, словно и нет рядом шумного огромного города
Культурная программа не исчерпана — у нас еще художественная выставка запланирована. Мне пришлось выбирать между масштабной выставками работ Ильи Репина, представленных в корпусе Бенуа Русского музея и Александра Дейнеки — Александра Самохвалова в Манеже. Привлекательны обе. Но Дейнека и Самохвалов перевесили, и мы идем смотреть их работы. Без преувеличения — масштабный проект выставки, организованный совместно с Третьяковской галереей, Русским музеем и Курской картинной галереей, представляет более 300 работ художников из различных музеев и частных собраний: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и фотографии. Дейнека и Самохвалов — участники близких по духу и идеологии художественных объединений ОСТ и «Круг художников», они работали над схожими темами, создавали работы, героями которых были красноармейцы и физкультурницы, шахтеры и ударники труда. При этом один был связан с Москвой, а другой с Санкт-Петербургом. Картины, верней репродукции картин этих художников мне знакомы давно. Еще в студенческие годы мне удалось купить альбомчик, посвещенный работам Дейнеки и Самохвалова. Я любила их рассматривать. Выставка навеяла воспоминания, вернув в социалистическое прошлое. Разумеется, про то, как организована экспозиция, про грамотный, продуманный подход создателей мероприятия, можно рассказывать долго и обстоятельно, но не в рамках обзорного рассказа. Мне выставка очень понравилась. Авторам проекта удалось показать, как художник (собирательный образ) постепенно изживает себя, заняв позицию пропагандиста от искусства. А пока — несколько фотографий. Кто же из нас не знает знаменитую «Девушку в футболке» Самохвалова
или же «Мать» Дейнеки, которая не нуждается в комментариях — теплая. гармоничная, совершенная, выразительная картина
Качество съемки не очень хорошее, так как подсветка в залах не удачная, на мой взгляд. «Парижанка» Александра Дейнеки 1935 год
Девушки начала 30-х годов у этих художников милы и красивы, до той поры пока не занялись тяжелым мужским трудом и не стали спортсменками с накаченным телом (на полотнах), лишенные меланхолии и чувственности — «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Выйдя из Манежа, увидели огромную очередь на вход. Я подумала, что немного завидую этим людям, стоящим на холодном ветру — у них еще впереди светлые минуты счастья от прикосновения к позитивному творчеству советских художников. И у меня на душе радостно и безмятежно, словно встетила старых знакомых из безоблачного прошлого. Идем гулять по Питеру, по набережной — при свете дня мы еще не гуляли
Спасибо elenarossi за полезный рассказ Страшно, аж жуть!. Мы сходили в этот новый музей с внучкой, Лера осталась довольна
Вот и закончилось наше питерское путешествие в новый год, который за две недели уже успел чуть-чуть состариться, а мы готовимся к новым открытиям — совсем скоро полетим в тепло…