Алеппское оливковое мыло: достопримечательность № 1
Вечером, когда уже стемнело, мы отправились на Сук ас-Сабун покупать алеппское оливковое мыло. Та ещё картинка, если вместо неопределённого местоимения «мы» представить пятерых мужиков, возрастом, перевалившим за пятьдесят, которые в здравом уме и по собственной воле, идут делать шопинг в торговые точки, специализирующиеся на средствах косметики и гигиены. Как раз тот случай, когда говорят «занятие не мальчика, но мужа».
Но не спешите ухмыляться, тут особая история. Дело в том, что оливковое мыло такая же полноправная достопримечательность Алеппо, как цитадель города, 11-ти километровый водопровод, построенный еще древними римлянами или самый длинный крытый базар на Ближнем Востоке.
Алеппо у всех на слуху, но при упоминании этого города, скорее всего, в памяти возникнут картинки разрушенных домов, детских слёз, горя и ужаса в глазах людей.
Таким запечатлелся у большинства из нас город Алеппо усилиями новостных каналов последних лет, а между тем это древнейший из постоянно обитаемых городов мира и этим своим титулом Алеппо соперничает с Дамаском.
Историки полагают, что Алеппо (арабское название города Халеб) был заселен к 6-му тысячелетию до нашей эры. Это, конечно, только предположения, но есть древние тексты, датированные 3-м веком до нашей эры, в которых найдены упоминания об алеппской цитадели.
Находится Алеппо — Халеб в 120 километрах от Средиземного моря, на северо-западе Сирии между реками Оронт и Евфрат.
Он окружён с севера и с запада экологически чистыми сельскохозяйственными угодьями, на которых культивируются оливковые и фисташковые деревья.
Это я к тому, что получаемое на этих угодьях оливковое масло, и является основным сырьевым компонентом для алеппского мыла. Не случайно я решил начать рассказ из Алеппо именно с мыла, ибо оно, произведённое в этих местах, считается одним из первых видов твердого мыла за всю историю человечества.
Века назад, и в наши дни, этот полностью натуральный продукт создается на нескольких потомственных мыловарнях в Алеппо без изменений в рецептуре и исключительно ручным трудом. Опыт мыловарения веками передавался из поколения в поколение, когда отцы брали с собой детей на мыльную фабрику, начиная с 12 лет, чтобы сохранить свои знания и рассказать об особых семейных секретах приготовления мыла.
При этом, классическое алеппское мыло производится только в этом регионе.
Процесс изготовления имеет сезонный характер: варка начинается в конце ноября и продолжается до конца марта. Варят мыло в каменных чанах, смешав предварительно в определённых пропорциях оливковое и лавровое масла. При этом используют оливковое масло самого первого отжима — совсем непрозрачное и насыщенного зеленого цвета, а также масло Лавра благородного, а точнее жирное масло плодов этого растения. На определенных этапах в процессе варки также добавляется сода и вода. После окончания варки, горячую мыльную массу выливают на бумагу, расстеленную в углублении в полу глубиной 6–8 см. Через некоторое время масса насыщенно зеленого цвета затвердевает, и её нарезают особыми серебряными ножами. Далее мыло созревает до 11 месяцев в специальных, сложенных из камня, башнях с человеческий рост, в коих каждый кусочек мыла обдувается воздухом. Созревание необходимо, чтобы мыло приобрело, свои уникальные свойства и превратилось в наиболее физиологичный и полезный продукт для человеческого организма.
Именно алеппское мыло оставило в европейской культуре особый, так сказать, цивилизационный след. Не секрет, что в Средневековой Европе культура чистоты находилась на крайне низком уровне в понимании современного человека. Европейские люди той эпохи просто не мылись месяцами, а чтобы приглушить, постараюсь высказаться интеллигентней, специфический запах, пользовались сильным парфюмом. Когда же крестоносцы после первых крестовых походов завезли в Европу алеппское мыло, это оказало определённое влияние на культуру гигиены, быть чистым постепенно стало модным. В Европе наладилось производство мыла, но повторить рецепт алеппского мыла доподлинно не удалось, хотя оливкового масла в странах Южной Европы было предостаточно.
Теперь вы понимаете, почему мы такой дружной толпой в первый и единственный вечер в Алеппо отправились на рынок. Ведь это уникальный гостинец из поездки, максимально аутентичный и который гарантированно будет принят с радостью.
Возглавлял нашу команду юных шопоголиков гид, сириец по имени Номан, который бывал, и не раз, в Алеппо до войны и знал конкретное место на рынке, где продавалось алеппское мыло высшего качества.
Путь был недолог. Выйдя из шикарного отеля под брендом «Sheraton» , мы пересекли проезжую часть, сразу очутившись в лабиринтах знаменитого алеппского рынка.
Вслед за нашим проводником, явно знавшим дорогу, мы уверенно прошлись по его закоулкам, и минут через десять вышли к искомому месту. Вот оно на фото.
Как вы понимаете, в данном торговом заведении нас никто не ждал.
Вот как бывает. Начал было с такой безобидной темы, хотел рассказать, как мы покупали на сувениры из Алеппо несколько кусочков местного мыла, а в итоге закончил войной. Увы, репортажи из современной Сирии без темы войны невозможны, а уж из Алеппо тем более.
Что касается алеппского мыла, то я его всё же купил, но уже в Дамаске, на обратном пути.
Древний рынок в Алеппо приступил к работе
Рынки в Алеппо создавались в 16–17 веках. Каменные портики служили опорами для крыши, своды крытого рынка тянулись на огромное расстояние, по разным оценкам, от 7 до 30 километров. Данное обстоятельство позволяло считать крытый базар в Алеппо самым длинным на Ближнем Востоке.
Разные гильдии ремесленников строили здесь свои мастерские и лавки, а также караван-сараи для прибывающих купцов. Со временем они слились в единый рынок, этакий запутанный клубок торговых и ремесленных рядов, получивший общее название Аль- Мадина. Однако, логическая система в том клубке однозначно была, разбитая на отдельные составляющие. Был там Сук аль-Джурмук (Таможенный рынок) на котором торговали иностранные купцы, Сук ан-Нахасин (Рынок медников), Сук аль-Фараин (Рынок Меха) и прочая и прочая, включая и тот самый Сук аль-Сабун (Рынок мыла), на который мы направлялись в надежде на удачные покупки.
Так было веками. А потом в Алеппо пришла война. Вооруженное противостояние правительственных войск и террористических группировок в Алеппо продолжалось четыре года.
В 2012 году исламские боевики атаковали город, и смогли захватить примерно сорок процентов его территории. Линия фронта пролегла, как раз между Аль-Мадиной, где окопались террористы и другой достопримечательностью старого города — цитаделью Алеппо, которую удерживали правительственные войска.
Именно старейший базар в историческом центре города во время войны превратился в некий оборонительный редут террористов «Джебхат ан-Нусры». Из этого редута во все стороны протянулись созданные террористами подземные туннели, в которых они укрывались от ударов Сирийской арабской армии и планировали ответные операции.
Понятное дело, что за время кровопролитных боев рынок практически полностью потерял свой облик — некоторые участки были уничтожены полностью, в других разрушены крыши и части стен. Большинство торговых рядов было разрушено из-за минометных и артиллерийских обстрелов, и вызванных ими пожаров.
Многие постройки разобрали сами террористы. В результате старый рынок, получил серьёзные увечья, казалось бы, несовместимые с жизнью.
Но мирная жизнь, как известно, неплохой лекарь.
К моменту нашего появления на рынке восстановительные работы шли уже более двух лет. Возводить стены и свод стараются по возможности из оригинальных материалов. Так, камни собирают, нумеруют, пытаясь повторить конструкцию в их изначальном варианте.
Однако, важно не только провести ремонтные работы, но и возродить старинные ремесленные и торговые традиции. Ведь за века, что в Алеппо работает этот рынок, сложились целые рыночные династии. Есть семьи, поколения которой торгуют в одной и той же лавке более сотни лет.
Как я понял, восстановление Аль-Мадины только в самом начале, в настоящее время функционирует не более 10 процентов рынка, но самое главное, что ремонтные работы идут полным ходом, старинное ремесло и торговля возрождается и это не может не радовать.
Цитадель Алеппо
Точное время постройки крепости на аллепском холме не известно.
Есть гипотеза, что это вероятно произошло в 4-1-м веках до нашей эры, при династии Селевкидов, но данных, что они использовали крепость именно как фортификационное сооружение, не имеется.
Есть сведения, что впервые цитадель в Алеппо использовалась в оборонительных целях в 962 году, когда обосновавшийся в Халебе некий арабский правитель Сейф аль-Хамади выдержал штурм византийского императора Фоки.
Стратегическое значение крепости в Алеппо усилилось во времена крестовых походов. Ставший правителем Халеба сын знаменитого арабского военноначальника Салах ад-Дина по имени Малик аль-Захир Гази в 1193 году решил сделать цитадель в Алеппо максимально непреступной.
Именно согласно его распоряжениям вокруг крепости был вырыт ров шириной 30 метров и глубиной 20 метров, который в случае необходимости заполнялся водой.
Сам же холм, высотой 55 метров, был облицован, начиная снизу, на две трети камнем, что укрепило его склоны и затруднило возможность подкопа и штурма.
Тогда же к единственному входу в крепость был оборудован деревянный настил с подъёмным мостом и проложен акведук, подающий воду в крепость.
В нижней части моста, прикрывая вход на него, была возведена башня и ещё одна, уже наверху, непосредственно перед входом в крепость.
Мощное получилось укрепление, но, несмотря на это, в 1260 году цитадель после сорокадневной осады была захвачена и разрушена монгольскими войсками. Через тридцать лет мамлюкский султан аль-Аштраф Халиль восстановил башни и укрепил крепость, но в 1400 году цитадель вновь пала, на этот раз под натиском Тамерлана.
Мы увидели крепость в Алеппо практически такой, какой она стала после существенной реконструкции в начале 16-го века. Цитадель превратилась в мощное фортификационное сооружение. У верхней башни появились входные ворота сложной конструкции, исключавшей возможность тарана. Появились дополнительные бастионы, защищавшие крепость с других сторон.
Попав внутрь крепости, мы увидели вымощенный мозаикой просторный двор с бассейном в центре и многочисленные постройки.
Когда-то там был дворец с тронным залом для приёма подданных, усыпальницы, бани, арсенал и площади для тренировки солдат, резервуары с водой, амбары для хранения зерна.
Особо выделю мечети, они старинные. Одна из них, мечеть Ибрагима (Авраама), датируемая 1167 годом.
Она была возведена на месте византийской, то есть православной мечети, две колонны которой использованы в северной стороне мечети.
Другая мечеть цитадели, именуемая как Большая мечеть, была возведена в 1212–1214 годах. Большая мечеть расположена на самой высокой точке холма и вместе с минаретом имеет высоту чуть больше двадцати метров.
Такие габариты мечети позволяли использовать её не только по прямому назначению, как религиозный объект, но и как своеобразный наблюдательный пункт. Сверху обзор великолепный, проверил на себе лично. Мы, конечно же, не упустили такой великолепный шанс, как рассмотреть Алеппо с высоты.
Взобрались на самую верхотуру мечети и увидели город, таким, каким его оставила последняя война.
Бои за Алеппо
Цитадель Алеппо крепость не бутафорская, как это часто бывает, а самая, что ни на есть боевая. Помнит удары, которые ей наносили монголы и воины Тамерлана, османы и крестоносцы. Но, всё это дела давно минувших дней. Однако, нет покоя старинной крепости и в наши дни.
Джихадисты «Ан-Нусры» очень настойчиво осаждали крепость, подкрепляя свои усилия миномётными и танковыми обстрелами, но находившиеся за глубоким рвом и массивными стенами солдаты сирийской армии сумели отстоять свою твердыню. Вот уж, в буквальном смысле, ни шагу назад.
Только представьте, что оборона крепости длилась целых четыре года, ровно столько, сколько в городе продолжались боевые действия.
В Алеппо во время войны сложилась такая ситуация: с августа 2012 года запад города удерживала сирийская армия, а восток — различные исламистские и повстанческие группировки, из которых самыми активными являлись террористические группировки «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра». За четыре года военного противостояния ни одной из сторон не удалось добиться перевеса в свою сторону.
И только в феврале 2016 ситуация вокруг Алеппо существенно изменилась. Тогда правительственные сирийские войска при поддержке иранских ополченцев и ВКС России смогли перекрыть каналы снабжения террористов, проложенные к городу из Турции.
Операция по освобождению Алеппо, по мнению многих военных экспертов, считается уникальной. Изначально был разработан и осуществлён план окружения и тотального блокирования Восточного Алеппо, лишивший боевиков прямых поставок боеприпасов, оружия и пополнения живой силы.
Параллельно российские ВКС методично уничтожали склады и штабы террористов, атакуя эти цели при помощи высокоточного оружия. Одновременно уничтожались конвои боевиков, направлявшиеся к Алеппо со стороны турецкой границы, а также из контролируемой боевиками, причём до сих пор, провинции Идлиб.
Всё это сломило дух террористов, и они стали массово принимать решения о капитуляции. Иных, после проверки легализовали, то есть вернули к мирной жизни, других, очевидно, самых непримиримых, переместили в Идлиб. При этом особого преимущества в численности у правительственных войск не было.
С обеих сторон в военном противостоянии в Алеппо принимали участие от 15 до 20 тысяч бойцов, что на фоне штурма иракского Мосула силами международной коалиции во главе с США выглядело весьма контрастно. Ведь Мосул окружила 200-тысячная группировка сил коалиции, которой противостоял всего лишь 20-тысячный отряд исламских боевиков.
Экспертами отмечается, что при освобождении Алеппо проводилась достаточно продуманная работа с мирным населением. Мирных граждан старались выводить по заранее спланированным коридорам, снабжали гуманитарной помощью целые городские районы и окрестности.
Конечно, война есть война, и рисовать чересчур благостные картинки, думаю, не стоит. Было всё в несчастном Алеппо, и смерть, и людское горе, и разруха. Важно то, что война в целом закончилась, чему мы были непосредственными свидетелями.
Мы гуляли по вечернему Алеппо, одни, без какой-либо охраны. Вокруг была обычная мирная жизнь.
Не скажу, что чувствовал я себя в полной безопасности, как в том же Дамаске. Витала всё-таки в городе некая напряжённость, да и местное население выглядело больше угрюмо, чем беззаботно и радушно, при этом, не подавая признаков даже малейшей агрессивности.
Неприятных эксцессов ни с кем из нашей команды не случилось. Все вернулись домой живые, здоровые и в бодром настроении духа.
На этом можно было бы, и закончить свой рассказ из Алеппо, но вставлю ещё пару слов об отеле «Sheraton Hotel»
Алеппо город контрастов
Очень было удивительно жить в шикарном отеле, наблюдая из окна номера остовы разрушенных войной зданий. Единственную ночь в Алеппо мы провели в отеле под брендом «Sheraton Hotel».
Наверное, это самый приличный отель города. Сейчас он выглядит просто великолепно, хотя ему досталось от боевиков не меньше, чем и остальным зданиям в округе.
Отель известной сети был построен в 2007 году в старой части города, в непосредственной близости от цитадели и старинного рынка. В 2012 году американская корпорация «Starwood Hotels», в которую входит сеть «Sheraton Hotel» повинуясь решению правительства своего государства, введшего против Сирии санкции, разорвала все связи с отелем.
Во время военного противостояния в Алеппо, отель оставался на территории, контролируемой официальными властями, и сирийская армия использовала его для размещения своих штабных подразделений и проживания военнослужащих. После прекращения активных боевых действий отель достаточно быстро восстановили, честно говоря, не знаю за какие деньги, и открыли для клиентов.
Раскрученный мировой бренд отельного бизнеса в названии гостиницы владельцы сохранили, очевидно, не имея на этого никакого права. Да, кто же достанет истинных хозяев отеля в Алеппо исками о нарушении интеллектуальной собственности. Война вроде, как и закончилась, но и абсолютно мирной жизнь в Алеппо тоже не назовёшь.
На этом я завершаю серию своих рассказов из Сирии, но не из Ближнего Востока. До Сирии у меня было три невероятно насыщенных дня в Ливане. Как вы понимаете, есть что вспомнить и чем поделиться
Теги:
Культурно-познавательный туризм