«О, не сон ли это? Вдруг дорога круто повернула вправо, и невольно останавливаешь свою лошадь — впечатление поразительное. Вы стоите на склоне горы между высокими погребальными башнями. Ветер в них неистово ревет. Перед вами обширное поле, на нем несколько сот колонн, то тянущихся аллеями в версту длинной, то составляющих рощи; между ними здания, триумфальные арки, портики, стены посреди картины, за городом — развалины храма Солнца — колоссальное квадратное здание. Стены его до сих пор целы и поражают вас своими размерами издалека» (С. С. Амабелек-Лазарев, российский промышленник, археолог — любитель, 19 век)
О Пальмире, которой больше нет
Когда-то древняя Пальмира была прекрасна. Я не имею ввиду древний античный город в период его расцвета времён пальмирского правителя Септимия Одината, получившего право называться императором, равным римскому, и быть командующим всеми римскими легионами в Азии. И даже не времён вдовы Одината, легендарной Зенобии, ставшей в борьбе с Римом одной из самых могущественных женщин античного мира, создавшей свою собственную империю, а потом её потерявшую, включая и Пальмиру. О том сказочном античном городе мы имеем лишь косвенное представление, исключительно по данным археологических раскопок, гипотез историков и фантазий романистов.
Процветающая Пальмира, веками, стоявшая на перекрестке торговых путей, соединяя Рим с Южной Аравией, Ираном и Индией, была разрушена за непокорность римским императором Аврелианом ещё в 272 году. Землетрясение, вторжение войск Тамерлана в 1400 году довершили печальную картину и «жемчужина Востока» навсегда превратилась в селение-призрак, засыпанное песком.
Говоря о прекрасной Пальмире, я представляю ту Пальмиру, которую видели наши современники ещё совсем недавно, до последней войны.
В середине 17-го века Пальмира была вновь открыта миру европейскими путешественниками и искателями приключений. Начались профессиональные, хотя зачастую и хищнические археологические раскопки. Интерес к античному городу в мире возрастал.
Кстати, среди исследователей Пальмиры были и русские. Один из них, удачливый промышленник и не менее удачливый любитель — археолог Семён Амабелек — Лазарев, который сделал самую интересную с исторической точки зрения находку — пятиметровую стелу с Пальмирским пошлинным декретом 137 года.
Древний город раскопали, исследовали и продолжали исследовать, пока туда не пришла война.
Если бы я успел увидеть Пальмиру до 2015 года, я бы построил этот рассказ совсем иным образом. Постарался бы описать храм бога Бела, Большую колоннаду с триумфальной аркой, храм Баалшамина, театр, храм Набу, лагерь Диоклетиана с храмом Аллат, Долину гробниц, подведя под данное описание небольшую историческую подоплёку.
Увы, многое из вышеперечисленного, разрушено практически полностью или исковеркано до неузнаваемости, разграблено, вывезено, в лучшем случае, в дамасские музеи, в худшем на чёрный рынок и в частные коллекции или утеряно навсегда.
В 2015 году в Пальмиру пришли варвары, не те древние германские племена, но современные религиозные фанатики — изуверы, грабители и убийцы.
Трагедия Пальмиры: захват первый
Впервые исламисты захватили Пальмиру в мае 2015 года. В те дни информационные агентства сообщали, что боевики радикальной группировки «Исламское государство» взяли под полный контроль сирийский город Пальмира, где находится один из памятников мирового наследия ЮНЕСКО — руины древней Пальмиры.
Армия и силы народного ополчения Сирии вынуждены были отступить из города, чтобы не допустить боев в его исторической части и не подвергать ее разрушению. Отступление правительственных войск состоялось после эвакуации мирных жителей, они отошли в город Фаркалис и населенные пункты Эс-Саввана и Хнейфиса, продолжая контролировать шоссе на Хомс, Дамаск и Багдад.
Сообщалось, что исламские боевики подступили к Пальмире с северо-востока и что захватить город им помогли военные банды, прибывшие из иракской провинции Анбар. Тогда это был очень серьёзный военных успех ИГ, ибо падение древнего города открывало путь для продвижения вооруженных группировок к ключевым районам, удерживаемыми властями Сирии.
На карте видно, что город Пальмира расположен в центральной сирийской провинции Хомс, в 210 километрах к востоку от столицы страны Дамаска, в пустыне, простирающейся от иракской границы.
Дополнительным бонусом захвата Пальмиры явился доступ к нефтяным и газовым месторождениям, в частности, боевикам удалось взять под свой контроль газовые месторождения Арк и Хэйль и нефтепромысел Джезаль.
После взятия Пальмиры из тюрем города были выпущены десятки преступников, в том числе, граждане Ливана, которые находились под арестом более 35 лет. Что касается культурного наследия, то сразу стало понятно, что ситуация в этом плане критическая. Я помню тогдашние призывы сирийских властей к международному сообществу с просьбой помочь защитить важнейший археологический объект, ибо у стен античной Пальмиры шла битва между цивилизацией и варварством.
На уровне ЮНЕСКО поддерживали эти опасения, ведь к этому моменту современные вандалы-фанатики уже разорили археологический комплекс древнего города Месопотамии Нимруд и разграбили музей Мосула на территории соседнего Ирака.
Помните, что исторический центр Нимруда изуверы сравняли с землей с помощью тяжелой техники? Или те кадры новостных каналов, когда боевики, вооружённые кувалдами и дрелями орудовали в залах с коллекцией статуй и скульптур ассирийской эпохи в музее иракского Мосула? Это было совсем недавно, воспоминания ещё свежи.
Предвидя это, сирийцы успели вывезти часть наиболее ценных статуй и барельефов перед оставлением города. Но как эвакуировать монументальные памятники? Они достались на разграбление современным варварам.
Уже тогда нетрудно было предсказать печальную судьбу исторических объектов Тадмора (арабское название Пальмиры). Ведь у ИГ существовала конкретная цель — уничтожить всё, что связывало государство Сирия с древними цивилизациями, и саму историю этой страны в целом. Были опасения, что Пальмира может вообще исчезнуть с лица земли. Увы, эти опасения во многом подтвердились.
Ущерб нанесён колоссальный.
При этом надо понимать, что утерян объект общечеловеческого наследия. Были времена, когда город Пальмира считался одним из самых богатых городов античности. Первые упоминания о нем относятся к первой половине второго тысячелетия до нашей эры. К концу второго тысячелетия до нашей эры Пальмира была разрушена ассирийцами, но в X веке до нашей эры была восстановлена (или согласно Библии построена заново) царем Соломоном. Позже Пальмира попала под власть Римской империи, достигнув своего наивысшего расцвета в 1–3 веках уже нашей эры.
До 2015 года Пальмира являлась одним из немногих хорошо сохранившихся античных градостроительных комплексов и одним из лучших образцов древнеримской архитектуры. Проводимые археологические раскопки раскрыли часть античного города с регулярной планировкой и улицами, обрамленными масштабными колоннадами.
У города было два центра, культовый на востоке и торговый на западе, которые соединяла Большая колоннада, длиной в 1100 метров и шириной 11 метров, открывающаяся триумфальной трехпролетной аркой, построенной в 3-м веке нашей эры. Той самой триумфальной аркой, что была изображена на обложке советского учебника «История древнего мира» для 5 класса, по которому те из нас, что постарше и я в том числе, учились в школе.
Был найден и поддерживался в достойном состоянии храмовый комплекс, датированный 1-м веком нашей эры, включал двор, обнесенный стеной с колоннадами, ритуальные бассейны, алтарь и собственно роскошный храм. В центре Пальмиры находились театр (2-й век) и богато отделанные термы. Очень хорошо в городе сохранились святилище Бела 1-го века, рыночная площадь, храм Баалшамина 2-го века, часть городской стены 3-го века и лагерь Диоклетиана конца 3- начала 4-го веков с «Храмом знамен».
Нет больше триумфальной арки, взорван и древний храм Бэла, и храм Баалшамина, и статуя «Лев Аллат», и список этот, как вы понимаете, можно продолжать очень долго.
Полностью разграбленным оказался Национальный музей Пальмиры. Все ценные артефакты, которые можно было продать, террористы вывезли, но многое просто взорвали.
К счастью, кое-что всё-таки сохранилось. Древнеримский амфитеатр, например, или некоторые колоннады.
Сохранены и те экспонаты, которые вывезли в Дамаск весной 2015 года.
В марте 2016 года сирийская армия при поддержке ВКС России и российского спецназа освободила Пальмиру. Уже на второй день после освобождения в Пальмиру вылетели российские саперы для разминирования.
А в начале мая симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дал концерт в стенах древнего амфитеатра Пальмиры.
Тот концерт западные СМИ оценили как лучшую демонстрацию российской «мягкой силы».
С конца весны начались восстановительные работы, была разработана единая концепция по восстановлению памятников Пальмиры. Процесс восстановления был в самом разгаре, когда в Пальмиру снова пришла беда.
Трагедия Пальмиры: захват второй
В декабре 2016 года Пальмира вновь оказалась в руках террористов. Атака на Пальмиру началась в четверг, 8 декабря, и уже к воскресенью,11 декабря, боевикам ИГ удалось занять город, а сирийской армии пришлось отступить на окраины Пальмиры. В наступлении принимали участие от 4 до 5 тысяч боевиков ИГ — чуть ли не вдвое больше, чем участвовало в предыдущем захвате Пальмиры весной 2015 года и чем пыталось удержать город весной 2016 года. Силы же правительственной армии составляли примерно одну тысячу солдат.
Боевики ИГ начали захват Пальмиры со своей излюбленной тактики - проникновения в тыл сирийской армии с помощью начиненных взрывчаткой автомобилей. Сначала были слышны взрывы, это были подрывы автомобилей, потом боевики начали атаку на город с использованием огнестрельного оружия, передвижных огневых точек — крупнокалиберных пулеметов, установленных на автомобиль с кузовом пикап.
Исламисты с большими потерями, прорвали оборону и сумели закрепиться на окраинах города, а в последующие дни взяли город полностью под свой контроль.
Наша небольшая делегация оказалась в Пальмире в начале ноября 2019 года. К этому моменту военные действия в провинции Хомс были уже прекращены и продолжались только в соседней провинции Идлиб. Но напряжение недавней войны реально ощущалось, чего не было в абсолютно мирном Дамаске.
Внешними признаками сложной обстановки были многочисленные военные патрули на дорогах, сопровождение нашей группы офицером сирийской армии, практически полное отсутствие мирного населения и вообще признаков обычной мирной жизни. Но с другой стороны, было понятно, что ситуация официальным Дамаском контролируется, а дополнительным фактором спокойствия являются российские военные.
Помню, как по дороге в Пальмиру, мы остановились около придорожной кафешки, если так можно назвать сбитый из щитов навес, оборудованный примитивной печкой и пластмассовой мебелью.
Среди посетителей той кафешки были только сирийские военные и один, говоривший на русском, чвкашник.
Впрочем, перекусывать предлагаемой ресторацией шавермой я не решился, и просто стоял на обочине дороги, наблюдая, за происходящими вокруг действиями.
Компанию мне составлял другой резидент нашего клуба Максим Ершов, который, собственно говоря, и подписал меня на данную несколько авантюристическую поездку, и которому я за это искренне благодарен.
Так вот, в этот момент по дороге проезжала небольшая колонна бронированных автомобилей российской военной полиции с пулемётчиком на изготовке в кузове первой из них. Мы стояли, очевидно, разинув рты, не зная, как реагировать на появление наших военных. Ситуацию разрешил офицер, сидящий в кабине головной машины. Увидев на обочине двух гражданских с фотоаппаратами на шее, и признав в нас своих, он помахал нам рукой, а мы, соответственно, колонне в ответ.
Приятно было осознавать свою условную причастность к происходящим в стране событиям и быть в первых рядах туристов посещающих Пальмиру после войны.
Проиллюстрировать фотографиями данный эпизод не смогу, ибо фотографировать военных, и сирийских, и российских было запрещено, что, конечно, обоснованно и понятно.
Однако, вернусь к событиям декабря 2016 года, когда исламские боевики захватили Пальмиру во второй раз. Почему это стало возможным?
Очевидно, это были просчёты военных, объясняемых сложной ситуацией в стране. Атаку на Пальмиру совершили боевики, пришедшие из района Ракки. Они смогли перегруппироваться по той причине, что международная коалиция во главе с США на тот момент, вряд ли случайно, прекратила в Ракке операцию против террористов.
Боевики нанесли удар там, где было меньше всего войск. Силы сирийской армии в тот момент были стянуты к Алеппо, где шла основная битва. Мы помним, что именно в районе Алеппо, сирийцы пытались добиться с помощью России и Ирана коренного перелома в этой войне и, по понятной причине, другие направления были ослаблены.
Военные эксперты позже поясняли, что не на высоте оказалась и сирийская военная разведка. Ведь первая атака была отбита, но разведка не имела данных о реальной численности боевиков, что в итоге стало решающим преимуществом террористов. С взятием боевиками Пальмиры у сирийских правительственных войск появился второй важный фронт.
Командованию пришлось отвести часть войск из других районов, чтобы отправить их к Пальмире. Однако, несмотря на взятие Пальмиры, положение военных формирований ИГ продолжало ухудшаться на других фронтах. Курды, тогда ещё при поддержке США, продвигались к Ракке, шло наступление на иракский Мосул, сирийские повстанцы при поддержке Турции атаковали Эль-Баб, оплот террористов на севере Сирии.
Что касается освобождения Пальмиры, то операция под руководством российских военных специалистов готовилась около месяца, но была проведена в течение суток. Начавшись 1 марта, уже 2 марта 2017 года Пальмира была окончательна освобождена. Столь стремительное проведение операции позволило сохранить древние памятники от полного уничтожения.
Ассирийская свадьба
В один из дней наших перемещений по Сирии, нам посчастливилось побывать на ассирийской свадьбе. Мы заехали посмотреть монастырь Святого Георгия, что находится по дороге между Хомсом и ливанским Триполи, совсем недалеко от замка Крак де Шевалье. Там-то мы и стали свидетелями торжества.
Мне показалось это событие определённо знаковым для будущего Сирии, как бы сигнализирующим, что война осталась где-то там позади, и пришло время для обычной мирной жизни.
Весёлые нарядно одетые люди, улыбки, цветы, таинство венчания, всё это категорически не соответствовали тем печальным картинкам послевоенной Сирии, виденными нами до и после.
Поэтому я и решил столь неожиданно завершить свой репортаж из Пальмиры, от посещения которой остались только тягостные воспоминания. Пусть это будет своеобразный happy end.
Ассирийцы — это один из древнейших народов Месопотамии. Это прямые потомки населения древней Ассирии, о которой известно не так много. Древняя Ассирия, располагавшаяся в своё время на территории современного Ирака, пала под ударами Вавилонии и Мидии, но жители её не были истреблены, ибо в более поздних исторических текстах встречаются их характерные арамейские имена.
Современные ассирийцы — христиане по вероисповеданию, принадлежат к «Святой Апостольской Ассирийской церкви Востока» и к «Халдейской католической церкви», говорят на северо-восточном новоарамейском языке, продолжателе староарамейского языка, на котором говорил Иисус Христос.
В настоящее время этноним «ассирийцы» применим ко всем арамеоязычным христианам современного Ирака, Ирана, Сирии и Турции. Получается, что этноконсолидирующими факторами для современного ассирийского этноса являются христианская вера и арамейский язык, и что данные этноидентификаторы не позволили ассирийскому народу раствориться в окружавшем их веками мусульманском и зороастрийском населении.
Всего в мире ассирийцев насчитывается до 4-х миллионов человек. Примерно половина из них проживает в традиционном месте обитания — в странах Ближнего Востока, а вторая половина рассеялась по всему миру.
Традиционно много ассирийцев проживает в России, особенно у нас на юге, и в закавказских странах бывшего СССР. Это те ассирийцы, которые попали в Российскую Империю по результатам русско-персидской войны в 20-х годах 19-го века. Многие спасались в России от турецкого геноцида в начале 20-го века, тогда турки решили наказать ассирийцев за помощь русской армии в Первой мировой войне.
Даже припоминаю, что одна девочка на курсе в мои студенческие годы называла себя ассирийкой, и никто толком не понимал, что это за такой народ.
Получается, что к не совсем чужим людям мы попали на свадьбу, в истории россиян и ассирийцев много пересекающихся моментов. Но главное, конечно, совсем не это. Важно то, что рождение новой семьи, в которой будут появляться дети, однозначно радостное событие.
Это как раз тот самый искомый happy end.
Однако с сирийской серией я ещё не прощаюсь, планирую ещё один рассказ, на этот раз из Алеппо. Этот город у всех на слуху, но после войны там бывали считанные единицы туристов, и мы в их числе
Теги:
Культурно-познавательный туризм