Редкий турист не попадёт на Postplatz, ведь это одна из центральных площадей города. И Почтовой она стала не так давно, всего лишь в 1865 году, а до этого она называлась Wilsdruffer T(h)orplatz, так как здесь находились одни из главных городских ворот. Помните, я в отзыве о Дрезденских Казематах упоминала, что после Наполеоновских кампаний, городские укрепления Дрездена были снесены, за то что Саксония воевала на стороне Наполеона. Ворота находились примерно на пересечении сегодняшних трамвайных путей и столб, к которому «сходятся» конструкции остановок «Postplatz», знаменует их местоположение.
Центр города в феврале 1945 года почти полностью разбомбили и Postplatz в том числе. Восстановили не всё. Из восстановленного: здания Цвингера,
и дворца Ташенберг (Taschenbergpalais), выходящие на площадь.
Да, ещё в центре площади, как охраняемый памятник, остался сервисный павильон Дрезденского общественного транспорта. За форму крыши его прозвали Сырный колокол (Käseglocke). Сейчас в нём разместилось кафе.
Потом возникла пауза и что-то пошло не так: исторический облик, как на площади Neumarkt, решили не восстанавливать. Так решили не восстанавливать Церквь св. Софии (Sophienkirche), построенную здесь ещё в 1351 году, и снесли её руины в 1963 году.
На её месте теперь Живой дом, в народе известный, как Pinsel (кисть).
Здание построили в 1999 году, как офисное и полностью реконструировали в 2015–16 гг. Теперь это самое необычное жилое и коммерческое здание в Дрездене, там всё под одной крышей: небольшие магазины и рестораны на первом этаже, офисы на средних этажах, дизайнерские апартаменты для проживания от одного дня до одного года и пентхаусы для постоянной аренды на верхних этажах. На самом верху ресторан Феликс модное место с изюминкой — террасой на крыше с видом на Цвингер.
Ещё одно здание на месте Церкви св. Софии на Почтовой площади — Вильсдруферский куб. (Wilsdruffer Kubus).
Его построили в 2007 году на месте пункта общественного питания «У Цвингера» (HO-Gaststätte «Am Zwinger»), который в народе звали Fresswürfel (Жрачный кубик). Кубик, построенный к востоку от Wilsdruffer Straße в 1968 году, снесли как наследие социалистической застройки, и построили другой куб. (Что-то из «поменяли…на…«)
O церкви св. Софии напоминает мемориал, расположенный как раз посередине между этими двумя зданиями — часовня Бусманна (Bußmannkapelle).
Город ещё в 1994 году принял решение увековечить память о Софиенкирхе и в творческом конкурсе 1995 года победил проект Дрезденских архитекторов Густава и Лунгвица, который предусматривал пространственное воспроизведение Busmannkapelle в первоначальном месте. Так называемую Часовню Бусманна на южном хоре двухнефного зала между 1398 и 1406 годами возвели по проекту неизвестного строителя. Она служила семье Бусманн, одной из самых важных и чрезвычайно богатых патрицианских семей в Дрездене в XIV и XV веках, и как часовня и как место захоронения.
По проекту Густава и Лунгвица часовня должна быть заключена в стеклянную витрину и ещё по проекту архитекторов, «чтобы прояснить связь между часовней Бусманн и Софиенкирхе, опоры францисканской церкви возводятся как стилизованные стелы». Строительство первых четырех стел началась 13 февраля 2009 года, но прошло 10 лет, а стеклянная конструкция обнесена строительным забором и попасть внутрь, как предполагалось условиями конкурса, не выйдет.
Ещё площадь «украсили» фонтаном. Фонтан «Waterscreen», работы берлинского скульптора Райнера Сплитта (Rainer Splitt).
Его установили перед драматическим театром. Трудно поверить, что тёмно красная рама, размером 4 м на 12 м с падающими струями воды — победитель художественного конкурса. «Водный экран» был призван расширить пространство и побудить прохожих по-другому взглянуть на окружающую среду. Такая упрощённая стилизация сцены и занавеса лично меня удивила и разочаровала. Возможно, если бы на струи воды по вечерам проецировались литературные тексты, как это было задумано автором проекта, — было бы интересно, но произошла какая-то техническая недоработка и эта световая функция отпала, а с ней и оригинальность фонтана стала сомнительной.
Postplatz и сегодня eщё не приобрела законченный вид.
Её слегка уменьшили, вклинив здание отеля «Motel Dresden am Zwinger»,
и все другие здания теперь строят в современном стиле, без претензии на исторический новодел.
Но одно здание всё-таки заслуживает внимания, это — «Резиденция на Почтовой площади» («Residenz am Postplatz»).
Собственно из-за него я и завела вас на Почтовую площадь. Это совсем новый, но всё-таки исторический объект.
Когда-то, точнее начиная с 1876 года здесь по заказу Имперской Почты (Kaiserliche Reichspost) начали строить здание Главной почтовой дирекции Дрездена (Oberpostdirektion Dresden). Земельный участок на углу улиц Annenstraße/Marienstraße Имперская почта выкупила в 1871 году для строительства служебно-административного корпуса в связи с реорганизацией почтовой службы и растущими к ней требованиями, В здании должны были разместиться не только Дирекция, но и Главная почтовая касса, и таможня. Сначала архитекторы Карл Шватло (Carl Schwatlo) и Адольф Канцлер (Adolph Canzler) планировали построить двухэтажное здание с простым фасадом. Проектные работы затянулись на несколько лет, возникли проблемы из-за грунта, так как здесь долгое время было озеро, сохранившееся ещё со времён, когда в Дрездене были крепостные стены и ров с водой. За пять лет концепция поменялась и в период с 1876 по 1881 годы возвели монументальный трёхэтажный корпус с двумя флигелями. В стиле итальянского ренессанса, как и большинство административных зданий того времени. Но старое здание оказалось маловато. В 1887 году Имперская почта приобрела ещё несколько сопредельных участков и объединившись с Управлением телеграфов решили расширить комплекс. К проекту был привлечён архитектор Карл Христиан Цопфф(Carl Christian Zopff). Переделка и пристройки проблемы не решали, поэтому большую часть снесли с 1901 по 1906 годы построили новое здание, сохранив преемственность стиля с оставвшимися частями и соединив их помпезным угловым строением, увенчанным куполом. С 1906 года комплекс зданий назывался Почтамтом и выходил сразу на три улицы: Annenstraße, Marienstraße и Am See. Почтамт стал по праву визитной карточкой площади Postplatz.
В 1929 году проводилась Ежегодная Дрезденская выставка Немецкого Труда посвященная Путешествиям (8. Jahresschau Deutscher Arbeit Dresden «Reisen und Wandern»). По этому случаю в здании Дирекции отвели место для культурно-исторического Музея саксонской почты (Museum Sächsische Poststube). Коллекцию в начале войны эвакуировали и складировали в замке Ширитц (Schloss Schieritz). К сожалению часть коллекции была разграблена, а другая уничтожена.
В ходе февральских бомбардировок 1945 года здание Почтамта было большей частью разрушено, два этажа флигеля, выходившего на улицу Am See приспособили под служебные помещения,
а остатки фундамента, массивных стен цокольного этажа и лестниц, выходивших на Annen- и Marienstraße надолго законсервировали, не решаясь совсем их снести.
И вот, с 2016 по 2019 года строительная компания CG Gruppe бережно интегрировала руины Главной почтовой дирекции 1876 года в современный жилой комплекс «Residenz am Postplatz», на нулевых этажах которого предусмотрены помещения под бюро и имеется подземный гараж. Более 240 различных квартир — от полуторок до пятикомнатных, с встроенными кухнями. Квартирная плата составляет от 12 — 15 € за кв.м в месяц.
Вот такой пример сохранения исторических фрагментов в современной архитектуре. Об одном из таких примеров я вам рассказывала в рассказе «Прогулки по Дрездену: Респектабельные районы Дрездена — Белый олень (Weiser Hirsch) и Лошвиц».
Перед комплексом, в районе Postplatz/Marienstraße установили памятник событиям 17.06.1953 года, созданный в 2008 году Хайдемарией Дресель (Heidemarie Dreßel).
Памятная доска о народных выступлениях против коммунистического режима, которая сейчас лежит перед памятником, была установлена в 1993 году на цоколе Почтамта, а во время строительства хранившаяся в Лапидариуме Дрездена.
P. S. : И вот ещё — площадь большая и, договариваясь о встрече, уточняйте место, чтобы не разминуться. Мы с подругой встретились в кондитерской сети Dreißig, на остановке «Postplatz», в одном из новых домов.