Уже несколько часов, практически с самого утра, бродим по старому городу. Святую Варвару всю общупали. Я сейчас про собор городской говорю, дабы Вы никаких вольностей не подумали. Итальянский дворик осмотрели. И даже выяснили, что серебра былого там теперь днём с огнём не сыскать. Хлебнули пивка чешского (интересно, а какое здесь ещё бывает?) с устатку. Если кто хочет более подробнее, читайте здесь https://www.tourister.ru/responses/id_29024 Мы тем временем отправляемся на кладбище. На общем собрании решили:
— Пора.
Надеюсь, в этот раз не навсегда…
Собственно именно кладбище в этом маленьком городке и является местом туристического притяжения. Потому что оно кардинальным образом отличается от обычного образа места упокоения трудящихся Чешской республики. Чем оно так выделилось? Вот как раз сейчас и расскажу.
Началась эта история давным давно. Во времена дикие. Средневековые. Жил да был в процветающей в те благословенные годы за счёт серебряных рудников Кутна Горе один священник. Занимался, как ему и положено, обычным делом. Лечил словом души живых. Провожал в последний путь души умерших. Но в один прекрасный момент подвернулась ему горящая путёвочка в святой город Иерусалим.
Израиля, как государства, строго охраняющее свои границы тогда ещё не существовало, поэтому на контрольно-пропускном пункте нашего попа никто сильно не задерживал, глупых вопросов о цели путешествия не задавал. Пропустили с миром.
Смекнул батюшка:
— Ежели пограничников нет, то и вывести со Святой Земли можно всё, что хочешь.
И прихватил в обратный путь самое ценное, самое значимое для любого христианина.
— Саму Святую Землю.
Сколько именно, ни в одной сопроводительной документации указано не было. Потому как шло перемещение ценностей по серой таможенной схеме. То ли горсточку, завёрнутую в нагрудный платок, то ли возок и маленькую тележку. Смысл действия от этого не меняется.
Брал благодетель землю не для себя. Не на продажу. Не ради обогащения. Для народа старался. Для прихожан Кутна Горских. Поэтому каждую крупинку, каждую привезённую песчинку высыпал на кладбище. Чтобы жители города, оправившись в мир иной, покоились с миром, находясь в Святой Земле.
— Мечта каждого истинно верующего.
Отсюда и есть пошла особенность деревенского погоста. Ибо слухом земля чешская полнится, да каждый безвинноушедший хочет лежать в лучшем месте с приобщением к системе VIP «всё включено». Я сейчас про Святую Землю, которой на всех не хватает.
Короче, суд да дело, кладбище быстро заполнилось. А желающих всё несли да несли. Кутна Гора городишко горняцкий. Техники безопасности в шахтах никакой. Каждый второй погибал на работе. Плюсом добавляем сто пятьдесят лет Гуситских воин.
— Представляете какое поле для деятельности похоронного бюро?
Дело закончилось тем, что от переполненности объёма человеческие останки стали сами собой вылезать наружу. Где шейные позвонки сквозь глину просочатся, где берцовая кость из песка появится, а где череп, вместилище мозга, на белый свет пустыми глазницами зырить начнёт.
За кладбищем в то время следил другой сердобольный монах. Закапывать страшные находки сил у мужика уже не было. Да и некуда? Копни вглубь, другие кости полезут. Поэтому он не нашёл никакого более достойного решения, как складывать человеческие останки кучками и горстками.
— Отдельно руки. Отдельно ноги. Отдельно головы.
В сторонке, но исключительно за кладбищенской оградой и в подвалах покосившейся часовенки. В пределах, так сказать, своей епархии.
Тем временем всю деревню, вместе с потрохами прикупил новый владелец. Некто князь Шварценберг. Старого дворянского рода и с кошельком достойным Рокфеллера.
Само собой в один и дней он решил устроить осмотр приобретённых владений, дабы вести учёт и контроль каждого квадратного метра территорий. И вот, значит, проходя мимо кладбища решил свернуть за забор. Вы, дорогие, читатели, думаю можете себе представить картину, которую сиятельный князь там увидел!
1
Вначале аристократ ох… обалдел. Потом вставил всем ответственным за бардак пи… то есть дал по десятку плетей. И только потом стал думать, что со всем этим делать.
— Кладбище и церковь при нём однозначно нужно было реконструировать.
Вызывает князь умного архитектора и говорит ему много слов. Не берусь в точности передать тонкости и интонацию беседы, но смысл сводится к конкретному приказу:
— Сделай, чтобы было красиво.
Вот тогда то и возникла Костница.
В строительном плане, с инженерной точки зрения вопрос решили просто и со вкусом. Под церквушкой вырыли котлован ниже уровня поверхности. Забетонировали, получив прочный каркас фундамент. Пространство, именуемое подвалом, приспособили с исключительно практичной функциональностью.
— Человеческие кости сложили горкой.
Однако не всё так просто. Во-первых, хозяин сказал: «Чтоб глаз радовался!» Во-вторых, художник, он на то и художник, чтобы сказку сделать былью. Поэтому каждую косточку, каждый черепок вначале отбелили с помощью доступного на тот момент химического реактива.
— Хлорки.
Кстати, это опять же в тему, потому что приличная доля поставщиков человеческих костей приняли смерть от чумной заразы. Затем в ход пошли материалы дизайна.
— Кисточки, лак и клей.
Короче, из неприглядных останков сообразили произведение искусства.
Не просто горы костей — пирамиды черепов с ровными гранями. Не просто сложенные в углу останки — творческая работа в виде люстры, свисающая с потолка и гремящая костяшками пальцев. Даже феодальный герб самого князя Шварценберга и то аппликацией выложили и повесили в самом видном месте. Получился вполне себе музей, куда не стыдно даже массового туриста запустить.
Мы кто? Мы и есть туристы. Поэтому крестимся перед входом троекратным знамением и с благоговением и мелкими шажками спускаемся в подвал. То что увидели, я практически уже описал. Осталось только добавить собственных впечатлений.
Выразить их трудно. Давайте попробуем по музейному:
— Руками трогать можно. Но не хочется…
Настолько, что многие экспонаты подёрнулись паутиной.
Да что там трогать! Мне, здоровому мужику, без всяких ложных комплексов вины, всеядного, как дородный поросёнок, с толстой шкурой, как у астраханского арбуза, тяжело на это смотреть. Настолько, что хочется побыстрее из склепа выбраться.
— Потому что тошно.
1
Я, конечно, понимаю, что смерть есть продолжение жизни. Что все там будем. Что сохранение и круговорот материи в природе неизбежен, как теория относительности. Но я не хотел бы видеть то, что с моими костями сотворят после. Да и религия наша даёт однозначные наставления:
— Христианин после смерти должен лежать в земле.
Святой земле или нет, то вопрос второго уровня. Но явно не должен светить мощами на всеобщем обозрении.
Единственно, что меня удержало в костнице определённое время, чисто типа туристический интерес. Хобби перебивает мрачные мысли и ощущения. Даже заставляет сделать пару снимков на фотоаппарат. Чтоб было потом о чём писать. Такова уж наша натура…
1
Выскочили из подвала резким темпом. Бросили общий взор по самому кладбищу. Участок в пределах ограды маленький. Очень маленький. Метров по сто вправо и влево, там за забором уже место для живых. Поэтому нет ничего удивительного, что старые косточки из землицы полезли. Ты их хоть в десяток ярусов складывай, а объём по закону Архимеда всё равно выпирать будет.
Те могилы, которые видим сейчас вполне ухоженные. И, кстати, не такие то и старые. Есть двадцать лет назад обустроенные. Есть и совсем новенькие. То есть, остаётся открытым вопрос. Самых древних в подвале сложили. Это факт. Самые молодые под холмиками и плитами мраморными лежат. Обозначенные и цветочками одаренные.
— А куда дели столетних?
Так же хочется отметить, что на кладбище полным ходом идёт реконструкция. Выкопаны шурфы. Обложены досками и строительными лесами. У часовни явно ремонтируют и укрепляют фундамент, рассыпающийся от времени. Ведь не нечистая же сила его изнутри погрызла, согласитесь?
Опять же интересно:
— Сколько тем строителям платят?
Не хотел бы я ни за какие деньги в этой земле с лопатой возиться…
1
Выходим, вернее даже выбегаем с кладбищенской территории. За забор, чтобы стряхнуть груз ненужных впечатлений. Но за оградой сплошная деревня. Выбор действий совсем небольшой. Или слоняемся без дела, или направляем стопы к отелю, стоящему с кладбищем стык в стык. Он называется U Ruze.
— У Розы, — то есть.
При нём, как и при каждой порядочной гостинице есть ресторан. В него и садимся. Потому что после такого вида на психике тошнотно и нужно принять толику успокоительных капель. По поллитре, например, чешского пенного.
Места есть за столиками внутри помещения. Есть во внутреннем саду. Под открытым воздухом. Беда одна.
— Не мы одни такие умные.
Привезли туристов автобусов штук пять. Человек по шестьдесят в каждом. Вся эта масса слоняется от кладбища до ресторана и обратно в тоже надежде заняться чем-нибудь полезным. Короче, совет оголодавшему путнику:
— Хочешь кушать? Не зевай.
Забивать места за столиком нужно быстро. Чуть замешкаешься, останешься с носом.
Тоже самое относится к быстроте заказа блюд. На всю толпу всего две девчонки официантки. И даже если они будут бегать со скоростью электровеника, всё равно скорость обслуживания экстраполируется в бесконечность. Отсюда опять же вытекает выбор правильных блюд из меню.
Рассуждаем так:
— Нам что-нибудь по-быстрому. Например, по супу и пиву.
Сказано, сделано. В работу на кухню суп-гуляш. С пивом, надеюсь, бармен не оплошает.
— Главное требовать отстоя пены.
Цены, если сравнивать с пражскими, чуточку пониже. Но только самую чуточку, на многое не рассчитывайте. Привожу пример, чтобы могли сравнить:
— Пиво 32 кроны.
— Суп-гуляш 110 крон.
— Горячее второе выйдет примерно в 150 крон.
Дальше. Что у нас с подачей и вкусом?
Суп принесли в национальном стиле. В котелке с крышкой, сделанным из круглой буханки хлеба. То есть берут подовую булку. Судя по цвету муки второй сорт не брак. Срезают макушку. Ей потом закрывать горшочек будут. Выковыривают хлебный мякиш. В сосуд из корочки наливают густой мясной суп. Наваристая похлёбка. Плотная, больше похожая на жаркое. Однозначно вкусно. И главное:
— Тарелкой можно закусывать.
А что? Граф Калиостро жевал приборы из сервиза? Жевал. Мы то чем хуже… Короче, обед с видом на кладбище всё равно накладывает свой отпечаток.
2
Экскурсионная программа в городе Кутна Гора закончена. Расселись по своим местам в автобусе. И только было с устатку да после кружечки пива засыпать, как гид объявляет:
— Сейчас направляемся домой. Но по дороге заскочим ещё в одно прелестное местечко. В замок на горе.
Ну, заскочим, так заскочим. Когда же мы от лишних приключений отказывались.
Впереди Чешский Штернберг. Реально большая скала. И подниматься нужно пешем порядком. Слава Богу, дорожка пологая. Старые да пьяные хоть и медленно, но таки взойдут в ту горку. Пятнадцать минут позора, и мы на обзорной площадке. Вид, нужно сказать, приятный. Деревенька радужно отсвечивает красной черепицей на фоне ядовито зелёных полей и, как это ни странно, пустых вешалов виноградников. Хотя да, здесь же не Италия. Месяц июнь на дворе. Виноград еще даже не проснулся. Поэтому кто бы и что бы ни говорил, вино из местного сырья не айс.
Внизу, под замком речка бежит. И, о Боже, это даже не Влтава. А я то с дури считал, что на всю Чехию только ей молятся. Это Сазава. Хотя, кажется, я таки прав. Приток той Влтавы это. А значит, практически одно и то же.
Но вид, как я уже сказал, на окружающую действительность отменный. Настолько, что вспоминается сказка про Кота в сапогах и хочется воскликнуть:
— А чьи это угодья?
И чтобы хор прелестных пастушек подхватил:
— Маркиза Карабаса!!!
1
Однако здесь другая история. Замок поставили в настолько древнем году, что уж почти забыли когда. Для сноски, на Руси в это время Александр Невский тевтонов на Чудском озере лупил и топил. Чувствуете, как давно это было. И хоть построил его вполне себе славянский князь Здеслав, западное влияние всегда было в моде.
— Как замок новый назовём?
— Давай традиционно, «Звезда на горе». Но по-модному, по-немецки…
Так и получился Штернберг.
Если Вы думаете, что один гламурный Здеслав так рассуждал, глухо ошибаетесь. Одномоментно по прилегающим территориям появилось штук несколько Штернбергов. Поэтому чтобы хоть как-то географически их отличать, стали давать приставки. Наш замок стал Чешским Штернбергом.
Ну, а чтобы уж совсем соответствовать веяниям западных традиций, то и фамилия варварская для князя не комильфо. Так род Дивишей перекрасился в Штернбергов. И замок стал их родовым, так сказать, гнездом.
— Привидения в замке водятся?
— Нет. Зато там живёт его законный хозяин.
1
Оказывается, род ещё жив. И гордится тем, что за всё время существования никогда своё недвижимое имущество «на горе» не продавали и не закладывали. По своему желанию и доброй воле, разумеется. Ибо были времена, когда замок просто тупо отбирали. Силой. Когда с грабежом. Когда без.
Это только издалека, да с низу из-под скалы крепость кажется неприступной. Строили то его, когда самым грозным оружием была пика рыцаря, да меч-кладинец. А когда Гуситские войны грянули, да пару пушечек к стенам подтащили, да пальнули разок для острастки, даже сопротивляться никто не стал. Сдали стены просто так. С другой стороны, какой нафиг героизм? По ушам, конечно, от победителей получили, зато живы остались. Политика, однако. Блин, имел же неосторожность тогдашний Штернберг занять неправильную сторону в споре…
Второй раз замок отобрали у хозяев почитай почти что недавно. После войны. Национализация буржуйской собственности в пользу социализма. Одно радует, в отличие от королевских войск средневековья, Чехословацкая республика грабить графское достояние не стала. Провела инвентаризацию. Составила опись по принципу:
— Корова рыжая одна… — да и открыла в том замке музей. Дело полезное.
Но времена меняются. Коммунизм так и не свершился. Социализм внезапно кончился. А по правилам общества западного и правового, отбирать чужое имущество грех. Поэтому закон о реституции пришлось принять. Добавили в него, правда, кучу сносок и оговорок. На всякий случай. Чтоб ежели чего, юристы всегда могли подсказать причину для отказа.
И вот, значит, в начале девяностых появляется некто Зденек Штернберг и говорит:
— Домик-то верните.
— На каком основании?
— Потомственный наследник.
— Чем докажешь?
— Вот вся генеалогия, начиная от Здеслава Чешского с его гербовой печатью.
— Где разрешение на строительство и кадастровая запись о выделении земли образца 1241 года?
— Пожалуйста. Подпись самого Вацлава Великого в присутствии свидетелей.
— А вот закон о денационализации гласит, что возврат собственности возможен, если бывшие владельцы не сотрудничали с немецко-фашистскими захватчиками? Где вы были 15 марта 1939 года?
— О! Это вообще просто. Сидели в своём замке. Вот видео, где записано, как батя спускает с лестницы офицера гестапо. Вот фотографии из партизанского отряда, под берёзой и с берданкой за номером триста пятьдесят четыре бис. Вот справка об освобождении из Советского СИЗО…
1
Редкий случай, но отец нынешнего владельца реально оказывал сопротивление оккупационным властям. Что для Чехии было большой редкостью. Поэтому случай хоть и уникальный, но замок Чешский Штернберг в натуре пришлось вернуть хозяевам.
— А музей? — Спросите Вы.
Музей остался. Во-первых, потому что это музей. Не ломать же сложившиеся устои, в самом-то деле. Во-вторых, потому что он приносит доход. В Чехии ныне всё так поставлено. Туристов много и они за всё платят. Вход в замок 200 крон. Хочешь сфотографировать? Дополнительные сборы. Наклеивают тебе на грудь липучую индульгенцию, и щёлкай тогда затвором, сколько хочешь.
За соблюдением этих приличий строго следят. Следом за группой ходит местная представительница. Бдит воочию. Чтоб зайцев не было. Ни, ни. А заодно закрывает и открывает за группой двери. На всякий случай. Чтоб ни кто, наверное, не остался. Или не пробрался к князю на аудиенцию.
5
Хозяин, кстати, живёт тут же в замке. Нам показывают только один этаж. А в остальных князь и обитает. Аки то привидение. Все говорят, что есть, что существует, но никто его не видит. На глаза туристам стремится не попадаться. Да оно и понятно. Возраст уже преклонный. Не до баловства.
Хотя гид наша утверждала, что пару раз за всё время работы видела его жену. Та, когда совсем уж делать нечего, берёт тряпку, ведро и ходит по залам. Пылюку с картин вытирает. Полезное, однако, дело делает.
А так-то интерьеры замка, как интерьеры замка. Круговая планировка комнат. Все проходные. Раньше, видать, совсем не мечтали об отдельных изолированных хоромах. Традиционный набор комнат.
Рыцарский зал. Где по стенам развешано холодное оружие и прочие металлические побрякушки. Исключительно мужским делом было железяки перебирать.
Потом охотничья комната. Здесь на тебя глядят всякие чучела, головы трофейные, да рога. Чувствуешь себя мышом из мульта про кота Леопольда:
— Рога! Не бодайте меня.
Гостиная, понятное дело нужная комната. Обеденный стол и всё такое прочее.
1
Отдельное помещение, хоть и маленькое, выделено для посадки того самого родового дерева. И растёт оно, нарисованное на стене, почему то вверх ногами. Непривычный коленкор.
1
А ещё ходит легенда, что в дамском салоне на стене висит старое престарое зеркало. Отлитое древними мастерами и имеющее удивительное свойство. Если какая дама будет в него долго и часто смотреться, то помолодеет лет на десять. Не меньше. Правда, есть дополнительное условие. Поскольку помолодев, она поглупеет при этом тоже примерно раз в десять. Вот я и думаю:
— Кто сказал, что миф про блондинок появился только в веке двадцатом?