Как я стал финикиянофилом или по следам финикийской территориальной экспансии
Неожиданно за последний год очень плотно в мою жизнь вошла тема, связанная с финикийцами или, если хотите, финикиянами — древним народом Средиземноморья.
Началось всё в декабре 2018 года, когда, оказавшись на Мальте, я удивлением узнал, что Мальта не совсем англоязычная страна, а что есть, и это было для меня открытием, собственно мальтийский язык, который фонетически очень близок к семитской группе языков, особенно к магрибскому диалекту арабского языка, распространённому в Северной Африке.
Начал разбираться с этногенезом мальтийского народа. Так вот, оказалось, что основу финикийского этноса заложили как раз финикийцы, прибывшие на эти острова в Средиземном море за восемь веков до рождения Христа.
Тут надо сразу сказать, что все свои территориальные экспансии финикийцы осуществляли вовсе не военным путём, а через развитие взаимовыгодной торговли и вовлечение в оную местного населения.
Вот и высадившись на Мальте, которая, конечно, в момент их высадки именовалась не Мальта, а как-то иначе, финикийцы совершенно не проявляли агрессивности, а ровно наоборот, стали активно взаимодействовать с местным населением, да так активно, что через поколения полностью смешались с ним. Те местные, прибывшие предположительно на мальтийские острова на плотах из Сицилии, были совсем не против смешения с финикийцами, ибо почитали вновь прибывших за представителей некой высшей расы. Да так, собственно говоря, и было, ведь финикийцы принесли с собой на остров не только свой язык, но и письменность, а также особые знания в мореплавании, в коем они были знатные мастера и даже лучшие в античном мире.
С тех пор жители мальтийского архипелага считают себя потомками финикийцев, да и само название «мальта» финикийского происхождения, производное от слова «малет», что означает «укрытие».
С Мальты на несколько дней, в формате туда — обратно, я прокатился на остров Сицилия, что тоже можно считать за путешествие по следам древних финикийцев, ведь и на этом острове они отметились, причём весьма бурно.
Моё участие в экспедиции на Борнео в феврале 2019 года вряд ли я смогу притянуть к финикийской теме, ибо там они похоже не бывали. Хотя как знать.
Финикийцы были искусными мореплавателями, мало того, что они активно бороздили Средиземное море, периодически заглядывая в Черное, так ещё достоверно известно, что через канал, связывавший Нил с Красным морем, они проникали в Индийский океан и добирались до Индии и Цейлона.
И это ещё не всё, есть гипотезы, что финикийские моряки по заданию и на деньги одного египетского фараона, обошли однажды весь африканский континент, и было это, между прочим, за 20 веков до экспедиции Васко да Гамы.
Пересекая морские просторы днём финикийцы умело ориентировались по солнцу, ночью по Малой медведице и Полярной звезде, так что вполне возможно, что их униремы (судна с одним рядом весел) или биремы (корабли с двумя рядами весел), а может даже и квинквиремы (плавающие крепости античности с пятью рядами весел) доплывали и до Борнео.
Но это лишь моя ни на чём не основанная гипотеза, высказанная лишь для того, чтобы доказать, что весь последний год я был там, где свои следы оставили древние финикийцы.
А вот майская поездка по югу Пиренейского полуострова, называемая мною иберийским марш-броском, в финикийскую тему ложится очень даже легко. Ведь финикийский Карфаген, как известно, владел обширными территориями не только в Северной Африке, на Мальтийском архипелаге, на Сардинии и на западной Сицилии, но и в южной Испании.
Знаете ли вы, что «испания» финикийское слово и обозначает, уж не знаю почему, «берег кроликов». Да и само слово «европа» тоже имеет финикийское происхождение и переводится как «заходящее солнце».
Правда, признаюсь, что в своих материалах из поездки по Андалусии и Португалии тему присутствия финикийцев на Пиренеях я не поднимал, увлёкшись значительно более поздним мавританским периодом и последовавшей в противовес ему Реконкистой.
А вот оказавшись в сентябре в Тунисе пройти мимо темы финикийской цивилизации не смог, и окунулся в неё, если и не с головой, то всё равно глубоко, ну, может быть, по горлышко.
А тут ещё и ближневосточный трип нарисовался, с посещением среди прочих и Ливана. Встреча с этой небольшой по территории страной, но с уходящей вглубь веков историей, состоится совсем скоро, чему я очень рад, находясь в предвкушении. К встрече с Ливаном я готовлюсь в информационном плане весьма активно, а посему финикийская тема стала определяющей в моих страноведческих интересах последнего времени.
Финикийцы в Северной Африке
Следов финикийской цивилизации на территории современного Туниса не то чтобы нет, но очень мало. Но это и понятно. Во-первых, давно это было. Но самая главная причина разрушительная деятельность последующих цивилизаций, прежде всего римской, с их ставшим нарицательным лозунгом «Карфаген должен быть разрушен».
Поэтому надо понимать, что когда вы приезжаете смотреть развалины Карфагена, то видите останки не финикийских построек, а исключительно римских.
Но кое-что от финикийцев всё же дошло до наших дней.
К сожалению, мне не удалось увидеть руины города Керкуан, основанного финикийцами в 5-м веке до н. э. Римляне полностью его разрушили во время третьей Пунической войны (149–146 годы до н. э.). Однако, говорят, что, найденные археологами фрагменты стен, дают некоторое представление о том, как выглядели дома снаружи и какими были они внутри.
Были обнаружены небольшие мозаичные вкрапления, по которым удалось разглядеть изображения богини Луны Танет, коей поклонялись древние финикийцы. Кстати, название «тунис» тоже финикийское, трансформировавшиеся как раз от слова «танет».
Есть также какие-то остатки оборонительной стены Карфагена, наверное, что-то там ещё. Но не более того. Увы, как говорится, sic transit Gloria mundi.
Не откажу себе в удовольствии, покопаюсь немного в этногенезе уже и финикийского народа. Этнос этот стал формироваться в прибрежных районах на территории нынешних Сирии и Ливана на базе семитского народа, именуемого как ханаане. Народ этот не только древний, но и библейский, в том смысле, что упоминается в Библии в связи с тем, что был вытеснен евреями из Палестины.
Обосновавшись на побережье Средиземного моря, ханаане смешались с местным населением, с пришлыми народами из других мест и в результате получился энергичный, предприимчивый этнос, с ярко выраженными пассионарными качествами.
Финикийцами этот этнос назвали уже древние греки. Греки покупали у них краску для тканей ярко-красного цвета, производимого финикийцами из особого вида моллюсков — мурекс, обитавших у побережья. Так вот от слова «фойникес» — «ярко-красный» финикийцев и прозвали финикийцами.
Централизованного государства Финикия не существовало, а был лишь конгломерат финикийских городов Угарит, Сидон (Сайду), Тир (Сур), Берута (Бейрут) и Гебал (Библ).
Но данная разобщённость не помешала финикийцам активно осваивать средиземноморский регион. И, повторюсь, их территориальная экспансия осуществлялась исключительно мирным способом. Достойным для себя занятием финикийцы считали не войны, а торговлю, и на новых землях они основывали не военные крепости, как это было принято в те и последующие времена, а торговые фактории.
Если же возникали конфликты с другими государствами или народами, то решали их исключительно мирными методами, часто идя на уступки, вовлекая во взаимовыгодную торговлю большое количество участников. Хотя, конечно, бывало всякое, в том числе и внутренние финикийские конфликты.
Для примера приведу известную историю, когда правитель города Тир царь Пигмалион коварно убил мужа и дядю своей сестры царицы Элиссы, вынудив ее бежать из города. Вместе со своими сторонниками царица Элисса погрузилась на корабли и достигла побережья Африки (где ныне расположено государство Тунис), к местам, где уже несколько веков существовали финикийские фактории — Утика, Гиппон и Хадрумет. И вот именно с этого момента и начинается история Карфагена со славным началом и бесславным концом.
Карфаген: рассвет
Каждый гид в Тунисе обязательно расскажет легенду возникновения Карфагена. И я её слышал дважды, от двух разных гидов, перескажу и вам.
Когда царица Элисса появилась на североафриканском берегу, она стала уговаривать одного из местных вождей, чтобы тот позволил ей арендовать землю. Но вождь согласился предоставить финикийцам лишь участок, который мог быть покрыт кожей быка — не больше. Тогда хитроумные финикийцы разрезали кожу на узкие полоски, и их хватило, чтобы окружить холм, названный Бирсой и ставший впоследствии карфагенским акрополем.
В этой незамысловатой легенде показан характер финикийского этноса, рассчитывающего не на свою силу, но на ум. Заложенный финикийской царицей город, названный Карфагеном, стал развиваться достаточно динамично и опять же за счёт развития торговли.
Годом рождения финикийского Карфагена считают 825 год до н. э. Очевидно, финикийцы на самом деле были очень предприимчивыми, потому как достаточно быстро Карфаген превратился в один из самых крупных и богатых городов античности.
Мне попалась невероятная цифра: в период расцвета население города — государства Карфаген достигало миллиона человек. По другим источникам меньше, от 500 до 700 тысяч. Но, в любом случае по меркам античного мира выходило предостаточно.
Историки изображают финикийский Карфаген следующим образом. На вершине холма Бирсы возвышался храм Эшмуна — бога здоровья и врачевания, пирамидальной формы, а у подножия форум — площадь, от которой отходили прямые и широкие улицы, застроенные шести- и семиэтажными домами, в которых жили не очень богатые, но обеспеченные горожане.
Чуть дальше от центра, все в зелёных насаждениях виллы очень богатых людей. Были и районы бедняков, конечно, но в целом горожане жили в достатке и в относительном спокойствии. По периметру Карфагена была возведена трёхрядная оборонительная стена высотой 15 и толщиной 10 метров с мощными башнями, расположенными друг от друга на расстоянии полёта стрелы.
Карфаген располагался на берегу залива, который был перегорожен дамбой, а для прохода судов в дамбе был оставлен широкий проём. Инфраструктура порта включала в себя причалы, верфи, различные сооружения и административные здания. Всё очень серьёзно.
А ещё Карфаген обладал уникальной системой подачи воды с акведуком длиной 132 километра и цистернами, врытыми в землю для обеспечения запаса воды. Кроме торговли, которую карфагеняне вели на огромном рынке от Западной Африки до Ирландии, в Карфагене была развито сельское хозяйство. Выращивали зерно, разводили скот, культивировали виноград, оливки.
Система политического управления Карфагена соответствовала столь развитой экономике. В наличии имелась законодательная власть в виде Совета старейшин, состоявшего из трёхсот пожизненно назначаемых членов и Президиума Совета из 10 членов.
Исполнительная власть находилась в руках магистратов избираемых Советом на определённый срок и подотчётных ему по итогам своей деятельности. Была у города-государства Карфагена и собственная армия, основу которой составляли берберы, жители Сахары, о которых я подробно докладывал в предыдущем рассказе. Кстати, в финикийский период берберы восприняли язык, культуру, религию и обычаи пришедшего на их землю народа и их стали называть ливофиникийцами.
Первые триста лет своего существования Карфаген богател и развивался, удачно пользуясь преимуществами мирной жизни. Удивительно, но почти три века Карфагену удавалось избегать серьёзных военных конфликтов. Однако, начиная с 6 века до н. э. началась череда войн, продолжавшаяся с небольшими перерывами примерно 400 лет и завершившаяся в итоге полным уничтожением Карфагена.
Карфаген: закат
Гибель финикийского Карфагена началась с прекращением существования прародины. В 332 году до н. э. войска Александра Македонского пришли на территорию Финикии и разрушили финикийские города, а жителей убили или обратили в рабство.
Первые попытки вытеснить карфагенян с контролируемых территорий, прежде всего с Сицилии, делали греки. Однако, получили отпор, причём в тот период Карфаген был в союзе Римом.
Однако через непродолжительное время из-за возникших противоречий по поводу всё той же Сицилии началась война на уничтожение двух могущественных государств античности -Римской империи и Карфагена.
И если карфагеняне были изначально абсолютно не воинственными, то римляне ровно наоборот. Само основание Рима, как мы знаем, началось с убийства одного брата другим. Да и вся последующая история римской цивилизации это история военных столкновений на огромном пространстве всего цивилизованного на тот момент мира.
Наверное, все со школы помнят про Пунические войны между Римской империей и Карфагеном за господство в Средиземноморье, которых было три. После первой, которая длилась 24 года (264–241 годы до н. э.), Карфаген потерял Сицилию, но продолжал оставаться великой державой.
Вторая Пуническая война, спровоцированная Карфагеном, началась в 218 году до н. э. и длилась 17 лет. Этот этап военного противостояния был знаменит победами легендарного финикийского полководца Ганнибала Барки. Опять же хрестоматийная и всем известная история перехода через Альпы многотысячного карфагенского войска да ещё и со слонами под руководством Ганнибала. Тогда совсем немного сил не хватило Карфагену, чтобы покорить столицу Римской Империи. Но, увы, военные подвиги Ганнибала только отсрочили поражение Карфагена, и совсем не изменили известный ход истории. По итогам второй Пунической войны карфагеняне потеряли почти все свои владения, кроме тех, что непосредственно прилегали к городу.
Но Карфаген выжил, стал возрождаться и даже процветать. Оборотистость энергичных финикийцев была доказана на деле в очередной раз. Однако, Рим не желал мириться с возрождающимся Карфагеном и именно в это время родился тот знаменитый лозунг, в итоге претворённый в жизнь.
Римская Империя выдвинула своему врагу многие требования в форме ультиматума, на которые, как-то выдать 300 детей в качестве заложников и сдать все оружие Карфаген вынужден был согласиться, но условие оставить город и уйти вглубь материка, было карфагенянами отвергнуто. Это и понятно. Отказаться от торговли и мореплавания означало прекращение существования финикийского этноса, реальный риск раствориться среди берберских племён означал медленную смерть.
Осада Карфагена, начатая в 149 году до н. э. продолжалась три года. Не воинственный по своей природе торговый народ показал чудеса героизма. Большая часть жителей погибла, остальные обращены в рабство.
Покорённый и разрушенный Карфаген горел 17 суток, после чего развалины Карфагена были стёрты с лица земли в прямом смысле этого слова. Место, где стоял город, было распахано, посыпано солью и проклято. Римляне выполнили своё обещание.
На этом я завершаю свои рассказы из Туниса. Всего их получилось три. Начал я с современной политической обстановки в стране, второй рассказ посвятил арабскому периоду в истории Туниса и исконным жителям этой территории — берберам, третий был про финикийцев. Можно было бы пообщаться и про Римский период. Тем более, что свидетельств тех времён на территории страны предостаточно и именно фотографии римских следов, а совсем не финикийских, я использовал для иллюстрации этого материала.
Но нет, думаю, достаточно. Пусть будет этот рассказ неким эпилогом моих состоявшихся путешествий и прологом будущих. Не прощаюсь.
Теги:
Культурно-познавательный туризм