В Москве погода совсем «расклеилась»: температура и непрекращающейся дождь — совсем не летние, а скорее из поздней осени. Поэтому у меня были подозрения, что поездку я затеял зря. Но вот я уже в аэропорту жду своего рейса. Отступать некуда, впереди столица российской Прибалтики, старинный город Калининград-Кенигсберг.
Калининград — весьма необычная часть нашей страны. Город России, из которого до любой другой области страны надо добираться, пересекая границы других государств. Но именно эта особенность делает Калининград таким желанным и интересным для туристов.
И тут произошло чудо. Самолёт перенёс нас из осени обратно в лето, да не формальное, а самое что ни на есть: с солнечной погодой и настоящей летней жарой. Настроение резко улучшилось.
Да и город преподнёс сюрприз. Вместо замухрышки Золушки, каким Калининград остался в моей памяти, я оказался в современном красивом городе, где есть что посмотреть, что выпить, куда сходить. Город шелестел зеленью парков, блестел живыми глазами молодых девушек на улицах, радовал весёлой беготнёй детворы, светлыми храмами и недавно отреставрированными домами своих улиц и проспектов.
Конечно, к прошлогоднему Чемпионату Мира по футболу денег в город было вложено немало. И это ощущалось во всём: в автомобильных дорогах, улицах и домах городов, парках, скверах, памятниках.
Субботним утром мы посетили калининградский Музей Янтаря, находящийся в «Башне Дона». Башня, в которой находится музей янтаря, была построена в 1853 году и входила в комплекс городских оборонительных сооружений. Назвали её в честь прусского генерал-фельдмаршала Фридриха Карла Дона, который воевал ещё с самим Наполеоном. Также башня Дона играла большую роль во время Второй мировой войны. Когда же отзвучали салюты Победы, башню Дона на несколько десятилетий постигло забвение и прозябание в качестве складского помещения. А сегодня это настоящий кладезь знаний о янтаре.
Решение об образовании музея было принято в СССР в 1969 г. Однако от задумки до ее воплощения прошли долгие семь лет. Не такое это, оказывается, простое дело — основать музей одного минерала. Весь первый год ушел на разработку проекта по восстановлению башни Дона, которая к тому времени уже действительно была в плачевном состоянии. Еще четыре года проводились реставрационные работы, благоустраивалась прилегающая территория и проходило оформление экспозиции. Днем рождения Музея янтаря можно считать 29 декабря 1979 года, когда он гостеприимно распахнул свои двери для первых посетителей.
Башня Дона - музей янтаря
Калининград и янтарь — несомненные синонимы, если можно так выразиться. Этот яркий и солнечный камень ассоциируется с Калининградской областью не меньше, чем Балтийское море.
Янтарь — символ края и любимый сувенир приезжающих сюда туристов. Совсем неудивительно, что Калининградский музей янтаря, наряду с другими достопримечательностями, был и остается одним из излюбленных мест у туристов.
Музей встречает посетителей залом, где представлены натуральные, не тронутые рукой человека образцы самоцвета — иногда даже с включениями останков произведших его деревьев или зазевавшихся насекомых, неосторожно пробегавших или пролетавших мимо. Как видно по представленным образцам, янтарь имеет несколько видов формы: это или капля, или сосулька, или натек на стволе. Все камни имеют разный вес и объем, но гордость коллекции — второй по величине в мире янтарь (целых 4 килограмма и 280 грамм!).
Дальше можно проследить взаимодействие самоцвета и человечества. Оказывается, человечество знакомо с солнечным камнем еще с древнейших времен неолита.
Конечно, пальма первенства здесь принадлежит племенам Прибалтийских земель, после которых эстафету подхватили античная Греция и Древний Рим. До основной части территории Европы и Руси знания о минерале добрались сравнительно недавно — только к Средневековью, однако и здесь большую популярность обрели женские украшения и предметы оформления из янтаря.
Но история не стоит не месте, ремесла и искусства развиваются, а что получается в результате, можно увидеть в зале «Янтарь в искусстве XVII–XVIII веков». К этому времени степень искусности мастеров по обработке «солнечного камня» сравнима, пожалуй, лишь с мастерами по работе со слоновой костью и перламутром. В этом разделе экспозиции представлены лучшие изделия из янтаря, в том числе переданные в дар Музею Оружейной палатой Московского Кремля.
Интересно посмотреть на элементы воссозданной янтарной комнаты, родиной которой были эти земли.
Фрагменты Янтарной комнаты
Со временем ручная обработка янтаря становится редкостью, а на смену ей приходит промышленное производство. Об этой вехе истории повествует зал «Кёнигсбергская государственная янтарная мануфактура». Основанная в 1926 году, мануфактура вскоре с успехом стала продавать свои первоклассные изделия в лучших ювелирных магазинах Парижа, Брюсселя, Вены, Лондона и Нью-Йорка. Помимо ювелирных украшений, мануфактура знаменита своими курительными принадлежностями, письменными приборами и шкатулками, представленными в коллекции музея.
Но время идёт, границы государств меняются, и вот уже во главе добычи и обработки янтаря стоит российский «Калининградский янтарный комбинат». В зале, посвященном комбинату, представлена диорама карьера, в котором и добывают солнечный камень. Но интереснее всего — продукция 1950-х — 1960-х годов, впечатляющая размахом и масштабностью. Это и модель ледокола «Ленин», и монументальная метровая ваза «Изобилие», а особенно — часы «Эпоха», декорированные скульптурами «Рабочего» и «Колхозницы», а также моделям корабля, ракеты и комбайна.
Ну и куда же без современности! В зале «Янтарь в творчестве современных художников» можно познакомиться с ювелирными украшениями, гравюрами и мозаиками лучших мастеров Калининграда, Санкт-Петербурга, Латвии и США, а в находящейся тут же «Мастерской художника-янтарщика» своими глазами посмотреть, как в руках умельца бесформенный кусок минерала чудесным образом превращается в произведение искусства.
Из современных изделий, представленных в этом зале, мне особенно запомнилась композиция «Оркестр насекомых», представляющая собой оркестр из фигурок янтарных не то муравьишек, не то тараканчиков, составляющих настоящий оркестр, играющий на разных инструментах!
Во внутреннем дворе музея тоже приятно находиться и в жару и вообще при любой погоде. Красивое обыгрывание старинных кирпичных стен бывшего оборонительного сооружения зелеными растениями, фонтан, интересные и неожиданные скульптуры…
А совсем недавно в бойнице стены башни музея появилась трогательная фигурка бабушки-хомлина.
Фигура размером с ладонь расположена справа от входа в музей и блестит она так, что не заметить сложно.
Сама бабушка-хомлин забавная: ее уши, выглядывающие из-под чепчика, похожи на мышиные, платье в заплатках, а рядом стоит мешок. Говорят, в нем спрятан янтарь. И это не случайно. По задумке авторов, именно хомлины создают уникальные изделия из янтаря. Они — совершенно добрые существа, похожие на домовых, живут тысячелетиями благодаря силе янтаря.
Распрощавшись с музеем янтаря, мы отправились на знакомство со знаменитой Куршской косой.
Европейская архитектура и природа, вписанные в российскую действительность, — еще одна характерная черта города. Среди прочих достопримечательностей важное место, на мой взгляд, занимает парк Куршская коса. Этот природный заповедник, выступающий связующим звеном между Россией и Литвой, стараются включить в свой маршрут большинство туристов.
Въехать на территорию Куршской косы невозможно без проезда через городок Зеленогорск. Это красивый современный город, где в настоящее время идёт большое жилищное строительство. Быстро растут красивые многоэтажки.
Парк занимает узкую полоску суши (в самом широком месте — 3,8 километра, в самом узком — 400 метров), которая соединяет российский город Зеленогорск и литовскую Клайпеду. С двух сторон коса омывается водами Балтийского моря и Куршского залива. Прямо посередине косы расположена государственная граница.
К слову, название национального парка не имеет никакого отношения к городу Курск, как некоторые ошибочно думают. Оно связано с племенами куршей, которые проживали на этой территории начиная с II века нашей эры.
Первое, что мы увидели, въехав на территорию Куршской косы, были продавцы сувениров. Мне кажется, вполне достойная продукция для покупки в подарок и на память.
А дальше мы попали на орнитологическую станцию «Фрингилла», где учёные Зоологического института Российской академии наук ведут наблюдение за перелётными птицами. Свое название стационар получил в честь птицы зяблика (на латыни «фрингилла»), располагаясь на пути сезонных миграций различных пернатых. Здешние ловушки действуют круглосуточно на протяжении 7 месяцев в году и рассчитаны в первую очередь на отлов мелких певчих птиц. Наиболее многочисленные из них: зяблики, чижи, корольки, пеночки, славки, синицы, скворцы, дрозды. Попадаются также ястребы, дятлы, кукушки, совы (ночью).
Благодаря программе, разработанной на Биостанции, отлов и кольцевание птиц стали сопровождаться их детальным прижизненным обследованием, позволяющим очень быстро, за считанные секунды, регистрировать их размеры, массу тела, величину жировых резервов, состояние линьки и стадию полового цикла.
Сотрудник станции рассказал нам о работе биологов, как и для чего они отлавливают здесь птиц, рассказал и о самом процессе работы с пойманными птицами и о кольцевании.
«Покончив» с птичками, мы быстро переместились на лесной участок, известный под названием «Танцующий лес».
Услышав от экскурсоводов и местных, какой уникальный лес растет на Куршской косе, вы не поверите своим ушам. Вам расскажут, что лес танцующий… Но это действительно так!
Ученые до сих пор не могут определиться с основной версией причины, по которой деревья приняли такую причудливую форму. И это при том, что лес засадили относительно недавно — в 60-х годах прошлого столетия. Есть предположения об особой магнитной аномалии, специфических насекомых и даже инопланетном воздействии.
Но факт остается фактом. Деревья в Танцующем лесу подобны немыслимым фигурам, они совсем не похожи на привычные нам сосны. В этом месте тебя не покидает ощущение, что ты находишься в невероятном сказочном мире. Здесь обязательно стоит побывать!
Очень интересно посмотреть на уникальные дюны Куршской косы. На 42-м километре Куршской косы находится одно из самых популярных туристических мест — Высота Эфа (или, как еще принято говорить, Дюна Эфа). Эти пустынные пески, разделяющие лесные массивы и море с заливом, — визитная карточка Калининградской области. Название «Высота Эфа» — дань памяти Францу Вильгельму Эфу, который, будучи местным лесоводом, основательно занимался изучению дюн, а также поиском и внедрением способов защиты этого уникального природного явления от естественного разрушения. Высота дюны над уровнем моря составляет 64 метра. Взойдя на смотровую площадку Эфы, попадаешь в настоящую пустыню, откуда открывается потрясающий вид на Куршский залив и песчаные дюны.
Дюны Куршской косы (муравейник)
Вот это внезапное превращение как будто обычного соснового леса в песчаную пустыню, лежащую на берегу залива, очень вречатляют и, мне кажется, остаются в твоей памяти навсегда. Это очень здорово!
А, буквально, перейдя дорогу на другую сторону косы, оказываешься на белопесчаном пляже, уходящем за горизонт. Нам повезло, погода была солнечная, морская вода манила к себе, а вид практически безлюдных пляжей завораживал. Поэтому, чему тут удивляться: не осталось буквально ни одного человека, кто бы не поддался магии волн — все испробовали балтийскую водичку! И это было здорово!
Прочёл недавно о балтийской воде:
«Если вы привыкли плавать в летнем Средиземном или Черном море, Балтика вам покажется слишком суровой. Но местные жители считают море не только местом силы, куда можно приехать в любую погоду, чтобы успокоиться и зарядиться энергией, но и подходящим местом для купания. Летом температура воды часто бывает выше 20 градусов: не парное молоко, но купаться можно. А если подойдет теплое течение — так вообще раздолье. Так что запасайтесь купальными костюмами и приезжайте!»
Вот на такой высокой ноте закончился наш первый день в Калининграде, чтобы новый день преподнёс нам новые открытия Калининградской области!
Окончание смотрите здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_29528
Теги:
Культурно-познавательный туризм