Ода организованному туризму
Тунис страна готовых туристических решений. Абсолютное большинство наших и европейских туристов приезжают в это североафриканское государство в формате пакетного тура, потому как это удобно и выгодно в экономическом плане.
И даже я, при каждом удобном случае изображающий из себя доморощенного Тура Хейердала, попал в сети известного российского туроператора и на время превратился в самого заурядного «пакетника». В этом прегрешении я прилюдно покаялся в своём предыдущем рассказе из Туниса, заслужив тем самым отпущение грехов. Но это ещё не всё. И по самой стране я передвигался исключительно в составе туристических групп, организованных всё тем же туроператором.
При подготовке к поездке в Тунис я имел намерение совершить очередной туристический подвиг, давая сам себе обещание, что уж там, на месте, я буду жить по своей индивидуальной программе, ни в коем случае не двигаясь в толпе по утоптанной туристической колее. Да уж куда там!
Хотя, частично я исполнил данное себе обещание, посмотрев в Суссе, в городе, в котором был мой отель, наверное, всё самое заслуживающее внимание.
В медине Сусса нанял за небольшие деньги местного помогайку, который минут сорок водил меня по запутанным улочкам старого города, поясняя на языке, похожем на английский, почему в Тунисе минареты квадратной формы, а не круглые, как в том же Стамбуле, и что обозначают изображения рыбы при входе в дом.
А ещё в Суссе я посетил пять музеев и главную городскую мечеть, совершил в компании местных подростков, отмечавших bday одного из них, морскую прогулку, организовав данные мероприятия по своему вкусу и на своё усмотрение.
Однако, далее полностью отдался на милость привезшего меня в страну туроператора, купив у отельного гида все имеющиеся у него познавательные экскурсии.
В результате в моём активе три четверти исследованной территории страны, а могло бы быть и больше, если бы набралась группа в Бизерту, на самый север страны. Увы, последнего не случилось, но прочие экскурсии, двухдневная поездка на юг страны именуемая как «Экскурсия по Сахаре» и однодневная в столицу страны город Тунис с посещение Карфагена и милого местечка Сиди-Бу-Саид, в сопровождении профессиональных гидов были замечательными и мной категорически рекомендуемыми.
Не думаю, что самостоятельно в данном случае можно увидеть всё то, что предусмотрено организованной экскурсионной программой. Тунис не Европа, и даже не Юго-Восточная Азия. Система общественного транспорта в этой стране совершенно не развита, при этом вышеобъявленные экскурсии обкатаны невероятное количество раз, поэтому протекают легко и абсолютно без сбоя.
Вот уж никогда не думал, что стану петь панегирики услугам массового туризма, но именно в Тунисе воспользоваться ими более чем оправдано. Так что, спрячьте подальше своего внутреннего Хейердала, купите экскурсионный билет и, превратившись на время в туристического «чайника», катайтесь толпой по Тунису, исследуя таким незамысловатым образом историю, культуру и природу этой замечательной страны.
Кайруан
Я не буду досконально описывать программы и уж тем более цены купленных мной экскурсий. Данная информация абсолютно не уникальна, и её можно легко получить, набрав в поисковой системе, например, «экскурсии по Тунису».
Мне хочется, прежде всего, для самого себя, немного разобраться с историей, религиозными и этническими особенностями этой страны, на основе увиденного и услышанного, а также найденной по случаю информации. Кстати, насчёт информации. При подготовке материалов, я никогда не использую данные Википедии, и не потому, что имею что-либо против этого ресурса. Просто, данная информация легкодоступна, а мне же хочется найти, что-то более эксклюзивное, ну, например, статейку какого-то узкого специалиста, мнение эксперта, научного работника и оттуда почерпнуть ценное и важное.
Первой остановкой в поездках по Тунису, прошу считать древний город Кайруан, основанный в своё время арабами.
А раз уж случилось оказаться в этом месте, то пусть это будет повод поговорить об арабском периоде в истории Туниса. Историки датируют арабский период с 670 по 1574 год, хотя не очень понятно наличие самой даты окончания, ведь в итоге арабы с этой земли не ушли и в настоящее время составляют большую часть населения. Очевидно, 1574 год выбран потому, что тогда земли нынешнего Туниса вошли в состав Османской империи.
Территорию Туниса арабы покоряли с невероятной жестокостью, например, в византийском Карфагене до их прихода проживало 300 тысяч человек, а после взятия города не осталось абсолютно никого. Все жители или погибли или были увезены в рабство, а всего по стране убыль местного населения оценивают до трёх миллионов человек.
В арабском завоевании Туниса выделяют три этапа. Первый раз, в 647 году, арабская армия, придя из Египта, легко разбила армию византийского наместника, разграбила тогдашнюю столицу город Суфетулу, но получив выкуп, вернулась обратно в Египет. Тот поход был своеобразной разведкой боем, да и очень удачным коммерческим предприятием.
Но очевидно полноценное завоевание территории в тот период в арабские планы не входило. А вот в 670 году, после окончания внутренних арабских конфликтов, завершившихся приходом к власти династии Омейядов, арабская армия вновь пришла на территорию Туниса. На этот раз с более серьёзными намерениями. Армия византийского наместника и в этот поход была разбита.
Именно в 647 году арабы основали город Кайруан, в который обязательно завезут во время двухдневной экскурсии по югу страны.
Ободрённые быстрой победой, арабы отправились дальше, в Алжир и Марокко. Этим воспользовались византийцы, прислали дополнительные силы из Константинополя. В результате ослабленную арабскую армию разбили в битве при Бискре. Вторая попытка арабов покорения Туниса закончилась неудачей.
Наступил 698 год и срок третьего похода арабов на Тунис. К этому времени Омейяды уничтожили всех своих основных внутренних врагов, восстановили порядок в халифате и решили всё-таки завоевать Северную Африку. На этот раз против арабов выступил почти весь христианский мир, не только воины из Константинополя, но и из Испании, Сицилии, а также исконные местные жители -берберы. Но арабы уверенно брали сначала крупные города, тот же Карфаген, позже и селения поменьше, и в 705 году полностью взяли под контроль всю территорию нынешнего Туниса, как впрочем, и всего Магриба.
Результаты арабского завоевания ужасали, они изменили страну до неузнаваемости. Все богатые прибрежные города, в которых проживали греки и римляне, были разрушены до основания. Их жители в лучшем случае иммигрировали, но в большей своей части были убиты или попали в рабство.
Арабы же построили свои города. Кайруан один из них, а также мой родной Сусс, Монастир или Хаммамет.
Берберы как народность, проживающая на территории Магриба, сохранилась. Они ушли вглубь пустыни и периодически вели против арабов военные действия, правда, без особого успеха.
Постепенно, на территории Туниса сформировалась местная элита мусульманского арабского общества, плохо контролируемая халифатом ещё при династии Омейядов и в особенной степени при пришедшей ей на смену династии Аббасидов. В итоге в Тунисе, вернее в Ифрикии, как тогда называлось это арабское государство, в которое входили земли нынешнего Туниса, а также частично Ливии и Алжира, сформировалась собственная правящая династия Аглабидов. Аглабиды правили с 800 по 909 годы, и это время считается периодом расцвета страны, а город Кайруан был в те времена политическим и культурным центром не только Туниса, но и всего Магриба.
Шли года. Одни правящие династии сменялись другими, земли Туниса попали под контроль османов, позже французов, но, несмотря на это, пришедшие в 7-м веке в Тунис арабы сохранили своё доминирование в стране с тех далёких времён и по сей день.
Берберы
Двухдневная поездка в Сахару очень насыщена, но главной составляющей этой замечательной экскурсионной программы, безусловно, является посещение районов с берберской этнокультурной спецификой.
Берберы это баски Северной Африки. В том смысле, что, если баски исконные жители Европы, жившие на территории европейского континента ещё до прихода индоевропейских народов, всех этих французов, немцев, итальянцев и прочих, и не исчезнувшие подобно этрускам в круговороте времён, то и берберы исконные жители, но уже североафриканского региона.
Ранняя берберская культура сложилась примерно 5000 лет до нашей эры. Берберы занимались земледелием, выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, разводили овец, коз и крупный рогатый скот.
До наших дней дошла их керамика — большие блюда, кубки и чаши, изготовленные без использования гончарного круга, его привезли в те края намного позже финикийцы. Берберскую керамику считают примитивной, но, тем не менее, это было начало формирования гончарного искусства региона.
В результате археологических раскопок получены свидетельства наличия у берберов сложной культуры погребения и зачатков религии. Документальных источников религиозных предпочтений берберов, понятное дело, не существует, но имеются гипотезы, что поклонялись они силам природы, обожествляли водоемы, камни, скалы. В раскопках часто встречаются многочисленные фаллические символы, предположительно, защищающие от сглаза, и культовые символы женского начала в виде морских раковин.
Кстати, именно от берберов пошла традиция изображения рыб на мозаиках и рисунках. Считалось, что изображение рыбы, при входе в дом, приносит удачу обитателям этого дома, и эта предание сохранилось до наших дней.
В одном из магазинчиков медины Сусса я купил две мозаики ручной работы, на одной из которых изображена рука Фатимы, как известно от сглаза, на другой как раз рыба. Эти две мозаики теперь висят в холле нашего дома.
Есть в мире немало народов, когда-то живших на одной территории, позже разделённой границами современных государств. На память приходят многострадальные курды, в Европе каталонцы или те же баски. Берберы тоже в этом плане несчастный народ, разделенный политическими границами стран Магриба.
До прихода арабов они беспрепятственно перемещались по пустынным просторам Северной Африки, а сейчас в странах региона — в Тунисе, Алжире, Марокко, Ливии, Египте и Мавритании, имеют статус национального меньшинства. При этом, в Марокко, например, доля берберов 60% в населении страны. В Тунисе по официальным данным доля берберов не превышает 5%, но многие эксперты считают, что правительство страны очень сильно занижает этот процент, а на само деле их не менее 45%. Логика вранья правительства понятна, нет народа, нет и связанных с ним проблем.
При этом арабы веками проводят в отношении берберов дискриминационную политику. Мало того, что они оттеснили коренных жителей в пустынные и горные районы малопригодные для жизни, насильно исламизировали, так ещё и не прекращают попытки ассимиляции берберов. Подобно курдам, берберы пытаются отстаивать свои права, правда, в отличие от первых, исключительно мирными методами.
Тут надо сказать, что вопреки распространенному образу о воинственности берберов, они достаточно миролюбивы, и даже безобидны. Берберы, может быть, и хотели более решительно отстаивать свои права, но не очень понимают, как это надо делать. Существует международное берберское движение Амазиг, ставящее перед собой достижение некоторых гуманитарных целей, таких как, повышение статуса берберского языка. Это серьёзная проблема. В Тунисе существует запрет на использование берберского языка в школах и официальных учреждениях, нет печатных изданий на этом языке и уж тем более фильмов.
Удалось ли арабам уничтожить берберский этнос и его культуру? Некоторые эксперты считают что да. Что единого берберского этноса уже не существует, а есть некоторые разрозненные между собой племена. Другие учёные настроены более оптимистично, утверждая, что, несмотря на дискриминацию, берберам удалось сохранить свою культуру, образ жизни, язык, а также отчасти и религию.
С одной стороны, берберы соблюдают все мусульманские обряды, связанные с посещение мечетей и соблюдением постов, но, с другой стороны, не отказались и от доисламских верований. Соблюдают они, и, возможно, с большей рьяностью, обряды поклонения силам природы.
Тунисские берберы живут достаточно компактно, в нескольких районах страны. Во время двухдневной экскурсии по Сахаре организаторы пытаются показать основные ареалы их проживания.
Я понимаю, что экскурсия, рассчитанная на массового, и не всегда заинтересованного слушателя, не претендует на роль серьёзной этнографической экспедиции. А ведь очень бы хотелось побывать если и в не таковой, то хоть в более элитарной поездке по авторскому маршруту. Но всё же и таким немудрёным способом, всё равно существует возможность получить некую информацию об укладе жизни берберского этноса.
Туристам в обязательном порядке показывают финиковые пальмы в оазисе Шенини, что неподалёку от города Габес.
В Дузе демонстрируется настоящая берберская экзотика, когда туристов завозят в настоящую Сахару, катают народ по барханам на внедорожниках и верблюдах.
Завозят даже в район, где снимались эпизоды из «Звёздных войн», те, что происходят на планете Татуин.
Всё это очень интересно, местами познавательно и максимально экзотично. Но, понятное дело, особого отношения к реальной жизни берберов не имеет.
А вот, когда на второй день экскурсии, встретив рассвет в пустыне Сахара, туристов везут через пересохшее соленое озеро — солончак Эль-Джерид в берберский район Туниса, называемый Тамарза, можно увидеть настоящий быт берберов.
Поражает ландшафт этого региона Туниса, точно не земной, может быть лунный.
Такая выжженная солнцем межгорная полупустыня. По дороге встречаются небольшие городки и селения, жилища в которых лишены элементарных благ цивилизации.
Сопровождавший нашу группу гид рассказывал, что в некоторых селениях появилось в последнее время электричество и водопровод, но это больше заслуга не правительства, а выходцев из этого селения, которые обосновались в больших городах, а некоторые даже за границей. Кстати, во Франции имеется достаточно большая берберская диаспора. Однако, это больше исключение, чем правило.
В заключение сообщения о берберском этносе упомяну и о знаменитых «пещерах троглодитов». Это дома берберов обязательный объект туристического показа.
Дома-пещеры представляют собой искусственные глубокие ямы, в стенах которых оборудованы жилые комнаты и хозяйственные помещения.
Считается, что именно такая форма организации жилища помогает спастись от жары и палящего солнца. Нашу группу завезли в одну такую пещеру — дом. Вырытая в земле яма была глубиной, наверное, метра 3, а шириной, может быть метров 10. Яма являлась своеобразным центральным двором дома, а в стенах вокруг него вырыты пещеры — комнаты.
Обустройство дома, в общем-то, нехитрое, но выглядело всё достаточно продумано и даже по-своему комфортно.
Из-за своих жилищ берберов называют троглодитами.
Уж не знаю, почему в русском языке это слово некое, не очень обидное, но всё же ругательство, которым обзывают всеядного обжору или неотёсанного невежду. На самом деле всё очень безобидно, троглодиты, это люди, живущие в пещерах, а сам термин происходит от греческих корней «трогл» — пещера и «диен» — входить, нырять.
Сейчас, конечно, не так часто встретишь берберов, живущих традиционным для своего этноса образом. Мне показалось, что и то жилище, которое мы посетили, больше туристический объект, чем реальный дом. Есть рестораны и отели, стилизованные под дома троглодитов, что, без сомнения, нормально, ибо во всём мире коммерциализируют интерес ко всему этническому. А интерес к укладу жизни и культуре берберов огромный, как-никак, самый древний и самый яркий этнос Северной Африки.
На этом завершаю свой второй рассказ из Туниса. Наверное, будет ещё рассказ. Хотелось бы разобраться с финикийским и римским периодами в истории этой страны. Про финикийцев мне особенно будет интересно, ведь в прошлом декабре была Мальта, исконные жители которой как раз далёкие предки финикийцев. А через две недели будет Ливан, с территории которого века назад финикийцы начали свою территориальную экспансию региона.
Теги:
Культурно-познавательный туризм