Всем приветики!
Почему-то давно уже мне хотелось посмотреть на питерскую парадную. На настоящую парадную, с историей, с лепниной, с налётом мистики и тайны вековой. Так часто возникают разговоры на тему «у нас не подъезды, а парадные, не путайте». Когда гостим в Питере у родственников, живем в обычной современной многоэтажке. И язык не поворачивается назвать их подъезд … парадной. Никакой парадности и рядом не стояло. Всё как везде. Следовательно, мне обязательно надо было попасть в настоящую стопроцентную парадную, чтобы самой оценить смысл вышеупомянутых споров. Случай подвернулся совершенно неожиданно (если не считать тот момент, что я уже находилась в Питере).
Гуляли мы по Невскому, обсуждая как раз эту тему. Честно скажу, список красивых парадных с адресами, кодами от домофонов и прочими нюансами у меня давно был заготовлен. Но разведку боем мы ещё не успели провести. И тут открывается рядом с нами дверь, выходят люди, а за их спинами вырисовывается что-то похожее на лепнину на потолке. Мы, конечно же, заглядываем. Однозначно, парадная. Именно такая, которую собирались искать, пользуясь списком. И даже нет кодового замка. Вот уж повезло! Мелочь, а приятно!
Смотрим адрес: Невский проспект, 65. Первый этаж не впечатлил, запущенность и грязь. Поднялись выше. Да уж, точно не подъезд! Красивая, хотя и не самая шикарная парадная, сравнивая с фото из моего списка. Наверное, когда-то сюда поднимались дамы в длинных платьях со шляпками на голове. Потом Шариковы пришли....
В-общем, посмотрели с удовольствием, потопали по старинным ступеням, потрогали витые перила. Представилось, что на дворе не 21 век и мы не в джинсах. Окунулись, так сказать, на секундочку в историю. И теперь я знаю, что представляет из себя эта самая пресловутая питерская парадная!
Потом ради интереса глянула историческую справку по этому дому.
Дом А. С. Рюль. В 1833—1834 гг. для владелицы Авдотьи Сергеевны Рюль архитектором Я. Я. Фрейбергом был построен трехэтажный дом с четырехэтажными дворовыми флигелями. А уже позднее по заказу банкира, турецкого подданного Г. Г. Блокка арх. Л. Л. Фуфаевский в 1902—1904 гг. возвел на этом месте 6-этажное здание (с частичным использованием старых стен). И этот самый Блокк в 1906 г. добавил мистическую тему в историю дома: разорившись, он повесился в своем кабинете.
Вышли из парадной, погодка не радует. Дождь, ветер. Хорошо, что с утра утеплились. Как там по-питерски наша водолазка? Бадлон? Странное слово! О чем это я? А! Хорошо, что мы в бадлонах!
И опять питерское… Культурная столица в нюансах.
Сразу решили выполнить ещё один из пунктиков программы, до которого раньше всё руки не доходили. Вернее, ноги. Мы потопали к ближайшей станции метро, чтобы посмотреть на питерскую подземку. Почему такой странный интерес к подземке? Потому что глубокая. Потому что посмотреть на горизонтальные лифты можем только здесь. И потому что мне кажется, красивые (особенно построенные в советские времена) станции — это своего рода музеи архитектуры. Так что пройдёмся, друзья, по залам этого музея.
Станция «Автово». Понравилась нам больше всего! Шикарно, сложно, красиво!
Стеклянные колонны показались сначала металлическими с изящной чеканкой.
«Архитекторы планировали сделать 46 стеклянных колонн, внешне похожих на хрустальные. Однако декорировать стеклом удалось только 16 из них, остальные 30 были оформлены мрамором. Но и такое количество стекла дало возможность людям сразу же назвать станцию „хрустальным дворцом“».
Золоченые ленточки, обвивающие столбы, служат не только в качестве украшений, но и держателей конструкции.
Станция метро «Кировский завод». Станция оформлена на тему развития социалистической индустрии. Грандиозно!!!
На вершине каждой колонны установлен алюминиевый горельефный картуш с изображением индустриальной эмблемы. Потолок зала украшает лепнина с характерным для завода рисунком.
Павильон построен в классическом стиле и напоминает очертаниями древнегреческий храм с дорическими колоннами и широкой гранитной лестницей.
Станция метро «Звенигородская» открыта в 2008 г. Стены покрыты белым мрамором и индийским гранитом красного цвета.
Станция метро «Гражданский проспект» оформлена бежевым мрамором и золотистым анодированным алюминием. Бронзовый герб СССР на торцевой стене подземного зала имеет 3 м в диаметре.
Станция метро «Международная» — одна из новейших станций Петербургского метрополитена (2012 г.)
В оформлении пола и стен использованы серый гранит и латунные листы. Южная часть центрального нефа украшена мозаичным панно, изображающим Атланта, который держит Землю.
Станция метро «Маяковская» — станция закрытого типа («горизонтальный лифт»). Детям нашим это было так непривычно! В Москве же такого не видели!
Барельеф В. В. Маяковского, созданный скульптором М. Т. Литовченко, выполнен не совсем обычным способом — он выколот из меди.
Станция метро «Пушкинская» — одна из самых красивых в метрополитене города на Неве и первый мемориал в метро Советского Союза. Ее оформление полностью посвящено величайшему русскому поэту.
Станция метро «Нарвская» оформлена на тему трудовой доблести советского народа.
Стены подземного зала украшены горельефами с изображением людей различных профессий: деятелей искусств, колхозников, кораблестроителей, селекционеров, метростроевцев, текстильщиц, литейщиков, моряков, врачей, строителей и других.
Станция метро «Площадь Восстания». Её наземный павильон стал одном из символов Петербургского метрополитена.
Круглый зал перекрыт высоким куполом, который опирается на 18 белых мраморных колонн, выделяющихмя на фоне красных стен. Вокруг купола — лепной фриз. Между колоннами — легкие хрустальные люстры.
Это далеко не все станции, на которых мы специально побывали. Но уже и так достаточно, чтобы оценить красоту. Не пожалели ничуть, что потратили какое-то время на осмотр метрополитена. Оччч красиво! Да и время провели весело. На конечных станциях при пустых вагонах надурились вволю, как дети. Так что подземные покатушки удались!
Коль уж заговорила я о подземке, о питерском транспорте, тогда и следующий пункт нашей «непарадной» прогулки — Витебский вокзал.
Как-то у знакомого фотографа я увидела фотографию в стилистике 19 века: изящная дама в красивом платье и шляпке стоит на перроне вокзала. Легкий ветерок теребит локон её волос. Возле ног стоит саквояж, а в руках шляпная коробка и белый ажурный зонтик. Дама ожидает прибытия поезда. На лице легкая грусть. Она не хочет уезжать или расстроена тем, что её некому проводить в дорогу? Её страшит эта дорога или то, что ожидает в конце путешествия? Снималось это в Питере на Витебском вокзале, который является одним из самых красивых и атмосферных вокзалов нашей страны. Он передает особый дух путешествий и странствий, подталкивает к соблазну романтики дорог. Я бы назвала его ретро-вокзалом, недаром сюда и сегодня приходят проводить фотосессии и снимать исторические фильмы.
Вагонных печек горький дым
По дебаркадеру стелился,
И к дальним поездам своим
Люд отъезжающий стремился… С. Дьяков
Это самый первый железнодорожный вокзал нашей страны. Николай I отдал приказ построить железную дорогу в Царское Село, чтобы в комфорте ездить, пить чай из граненого стакана в подстаканнике. Дабы не отставать от промышленной Англии! Строительством занимался инженер Франц фон Герстнер, он же был машинистом первого паровоза.
По легендам современников, маршрут первой железной дороги доверили провести самому царю. А он нарисовал ровную прямую линию и в конце чуть дернул руку, карандаш соскочил и образовал загогулину вокруг его пальца. Построили сугубо по начерченному плану — ровную прямую царскосельской железной дороги с непонятным извивающимся хвостиком.
Первый поезд отправился 30 октября 1837 г. До Царского Села поезд добрался за 35 минут — это был рекорд скорости для тогдашней России! Даже спустя почти 200 лет на это уходит столько же времени.
Вокзал, возведенный любимцем Николая I архитектором Тоном, радовал не только глаз государя, но и местных жителей. Они приходили сюда целыми семействами посмотреть на диво-дивное: на рычащую машину, которая пожирает уголь, коптит воздух и очень грозно рычит. Первый русский паровоз был прекрасен, машина прогресса, ему даже имя придумали — Проворный.
Современный Витебский вокзал, открытый в 1904 г., создал Ст. Бржозовский. За строительством следил уже Николай II. Как же хочется, чтобы время не меняло облик этого места. Чтобы дух и атмосфера ретро-вокзала сохранились ещё как минимум на сотню добрых лет. Чтобы и тогда можно было, стоя на перроне, представлять в мечтах старый паровоз, подходящий к платформе в клубах дыма и пара, и издающий громкий протажный гудок. Чудесная, волшебная, винтажная картинка…
А мы вернулись в метро, доехали до станции «Московские ворота», далее по Московскому проспекту до ул. Заставской, по ней до Цветочной, повернули направо. И минут через 15 прибыли в конечный на сегодня пункт — выставку-музей «Гранд Макет «Россия».
Санкт-Петербург, Цветочная ул., 16. Музей открыт ежедневно с 10:00 до 20:00. Кассы работают до 19:15. Время нахождения в помещении не ограничено, фото- и видео- съемка бесплатна. С мая этого года билеты подорожали: взрослый с 14 лет — 540, детский c 3 до 13 лет — 320.
Гранд Макет Россия — не копия нашей страны, не точная карта в масштабе, это самый большой уникальный макет России площадью 800 кв.м. Разбит на тематические зоны — собирательные образы районов России. Цель его показать наши регионы, города федерального значения с их характерными и ключевыми объектами. Но показать это интересно, с нюансами, с действующими лицами, с персонажами, с текущими событиями, со сценками из жизни. Вся Россия на ладошке. Как бы мультяшный он-лайн. О, классно получилось обозначить! Мультяшный он-лайн — очень подходит!!!!!
С первой же минуты почувствовала себя Гулливером в стране лилипутов! Это такое классное ощущение! Реально, я в мультике! Города, горы, тундра и тайга, Байкал и Урал, моря и реки…. Всё и все перед тобой.
И всё живёт своей обыденной жизнью: население работает и отдыхает, кто-то загорает и ловит рыбу на одном конце страны, а кто-то пасёт оленей на другом, кто-то тушит настоящий пожар, кто-то добывает полезные ископаемые, кто-то женится, а кого-то хоронят. И это не статическое изображение, очень многие фигуры и объекты двигаются, а машины и поезда без конца снуют туда-сюда. В каждом автомобиле есть свой микродвигатель, который вращает задние колеса, а на передней подвеске находится датчик, который видит корд, проложенный под «асфальтом».
На статических участках есть специальные кнопки запуска движения, которые приводят в действие те или иные макеты: начинают крутиться ветряки или мельницы, лошадки бегают на скачках, оживает канатная дорога с кабинками, лесорубы рубят деревья и пр.
Товарные составы, аэропорт и военная база, киносъёмочные павильоны и парки аттракционов, застрявшая на бездорожье машина и велогонка, авария с прибывшими каретами скорой помощии, теплоходы в море и воздушные шары в небе. И даже следы НЛО…
Очень классно и красиво сделаны сочинская и питерская площадки.
Интересен также переход от дня к ночи. Постепенно свет начинает гаснуть от одного края экспозиции до другого, пока не наступает ночь, даже гремит гром. На макете начинает работать освещение: загорается свет в домах, фонари, подсветка, шикарно смотрятся полярная ночь и огни круизного лайнера.
Все действительно миниатюрное, но очень реалистичное. Поражает масштаб работы, проработка мельчайших деталей. При входе на экспозицию в застекленных мастерских сотрудники музея творят чудо. В их руках рождается очередной новый элемент: паровозик, человечек, дерево. Насколько же это кропотливый труд: воссоздать людей в микроскопических костюмах, цветочки величиной со спичечную головку, машинки, фонарики, животных, железную дорогу, здания, парки и много-много всего интересного! А чего стоит воинская часть с сотнями солдатиков. Или стадо оленей с точным количеством — 172 оленя!
Ничего трогать в музее нельзя. А звон сигнализации всё-равно раздаётся. Сам не замечаешь, как протянул руку с фотоаппаратом за стеклянную границу, чтобы снять вооон ту маленькую детальку.
На стенах висят стенды с указанием всех-всех городов России. Я нашла свой маленький родной Юхнов. Так трогательно! Правда, почему-то ему приписали возраст: добавили аж три с половиной сотни лет.
3 часа пролетели не заметно. Очень впечатляет идея и техническая сложность проекта. Полнейшее восхищение!
И пусть в детстве я не мечтала об огромной железной дороге и городе с живыми человечками (я же девочка), но почувствовать себя Гулливером — это так сказочно! Рекомендую посетить макет абсолютно всем, и деткам, и взрослым. И закончу, как в мультике: «Маловато будет!» Питер, тебя всегда мало!
Теги:
Культурно-познавательный туризм