Венеция…
Каждый незнакомый город воспринимается через твою личность. Для меня, если следовать связке «гений — место» по П. Вайлю, «Венеция — Бродский».
Первые строки эссе «Набережная неисцелимых», сказанные гением слова о том, как он прибыл декабрьской ночью на Стацьоне, понятно — вокзал Санта-Мария-де-Лючия — меня просто завораживали. И означали они по моему ощущению то же, как если бы он сказал, что прибыл на другую планету. Поэтому мне казалось, что реальной связки между мной и этим городом не может быть никогда. И когда мы плыли по Гранд-каналу, и когда бегали по венецианским улочкам-островкам, ощущение нереальности происходящего меня не покидало, потому что Венеция — город-сказка, затерявшийся «В глубине Адриатики дикой…»
То была преамбула с претензией на лирику.
Как и в предыдущих моих рассказах об Италии, немного расскажу, о том, как мы добирались.
Поскольку с итальянскими железными дорогами мы уже были знакомы не понаслышке и хорошо понимали, что все неоднозначно, решили, что в Венецию поедем автобусом BONALLI-BUS. Этот план не смогли осуществить, так как не нашли остановку: после произнесенных прохожим на итальянском слов «дритте, дритте», мы прямо пошли, но ничего не нашли. Разочарованные, отправились на ж.д. вокзал и купили билеты на Регионале с пересадкой все в той же Болонье. Я знала, что можно доехать без пересадок, вся необходимая информация у меня была выписана, как это лучше и менее затратно сделать. Но смущал факт, что прибывает прямой поезд в Местрэ, оттуда все равно пришлось бы на чем-то добираться до островной Венеции. Поэтому мудрить не стали. В сервисном окне взяли информационный листочек с указанием всех маршрутов и стыковочного времени пересадок. Советую, очень пригодился. Билеты стоили около 70 евро на двоих в оба конца. Утром отправление примерно в 6 часов, из Венеции поезд уходит в 18.27, в Римини прибывает в 22 часа.
Самостоятельная экскурсия в Венецию оказалась самой несложной по транспортировке. Доехали без каких-либо неприятных моментов. По дороге познакомились с очень милым человеком, Светой из Украины, живущей в Риме 6 лет. Беседа получилась непринужденной, болтали безумолку и узнали интересные подробности из жизни эмигрантов в Италии. Я люблю случайные встречи с незнакомыми людьми, с которыми есть о чем поговорить. Ты уверен, что видишь человека единственный раз в жизни и можешь быть откровенным безоговорочно, получая ответную открытость. Три часа пролетели…
После Болоньи за окном поезда появился изменившийся пейзаж — никаких холмов — равнина. Чувствуется, приближаемся к лагуне.
Показался Местрэ — промышленно-портовая материковая составляющая Венеции, через которую осуществляется связь островов венецианской лагуны с материком. Железная дорога проложена по мосту около 4 км, соединяющему островную Венецию — это 118 островов — с материковой.
Сердце бьется учащенно, еще немного и состоится долгожданная встреча с городом-сказкой. Венеция возникает стремительно и сразу, не надо пробираться по окраинам, прицепившимся к железной дороге, как в других городах.
Выходим на той же Стацьоне — Санта-Мария-де- Лючия, прощаемся с попутчиками. Венеция во всей красе предстает перед нами. Но не холодной декабрьской ночью, а жарким, еще летним днем 4 сентября, в воскресенье, и отнюдь, не пустынно, а наоборот, многолюдно.
Надо сказать, что присутствует ощущение, что город набит туристами, они всюду. Даже если мы отклонялись, как думалось, в закоулочек, который никому не нужен, через минуту и там нарисовывалось изрядное количество туристической братии.
Наша поездка совпала с проведением Исторической регаты, которая бывает ежегодно в первое воскресенье сентября и собирает много народа. Это событие связано с памятью о тех временах, когда Венеция была принцессой морских республик. В регате участвуют различные лодки и шлюпки, и проходит она в несколько этапов: соревнования молодых; соревнование среди женщин; соревнование на лодках, превосходящих по размерам обычные гондолы; соревнование среди самых стремительных.
У финиша победителей ждет награждение под рев зрителей. По зрелищности регата не уступает Карнавалу. Историческая регата — самая известная венецианская регата. И в дни ее проведения всегда бывает небывалый наплыв туристов. Набережная Большого канала не в состоянии вместить всех желающих насладиться зрелищем. Чтобы все увидеть, надо занимать место рано утром. Поэтому мы смогли оказаться лишь в роли пассивных наблюдателей. Специально не старались, но кое-что, связанное с регатой, смогли увидеть.
В приподнятом настроении устремляемся к набережной Гранд-канала. В кассу за билетами на вапоретто № 1 стоит огромная толпа, из-за чего немного портится настроение. Послушно встаем в плотную очередь минут на 20. Ничего не остается делать, как разглядывать людей: японцев, их везде много, немцев, французов, украинцев. Покупаем билетики по 6,5 евро, заходим на палубу вапоретто (по-венециански — городской автобус). Венеция — единственный город в мире, где нет наземного транспорта. Как пишет об этом П. Вайль: «в Венеции гондолы- лимузины, такси-катера, автобусы-вапоретто». Словно в городском автобусе любого из туристических городов мира, здесь много народа, а хочется смотреть по сторонам. Протискиваюсь к бортику суденышка, чтобы ничего не пропустить.
Мы плывем по Большому каналу до площади Сан-Марко. Трудно придумать более приятное и ни с чем не сравнимое ощущение абсолютного восторга. Понимаешь, что Венеция — другой мир, ее воспринимаешь вне исторического контекста, как некую поэтическую субстанцию. Мы просто смотрели по сторонам, и не было ни малейшего желания охватить все. Мы просто гуляли и влюблялись в город-сказку. Кажется, что понять Рим и Флоренцию значительно легче, Венеция не постижима.
Плывешь и видишь, как о стены домов, вырастающих из дна лагуны, бьется вода. Набережной у канала практически нет, вместо нее — фасады дворцов, домов, встроенных в водную гладь. Венецианцы называют главную водную артерию «Каналом дворцов». Нарядные фасады домов венецианской знати, веками смотрящие на Гранд-канал, не забудешь. Прелесть увядания некогда изысканно роскошного и ухоженного города очевидна. И очень грустно сознавать, что такая красота погружается ежегодно на сколько-то сантиметров в воду. Петр Вайль, с присущей ему поэтичностью, пишет об этом: «Можно сидеть где-нибудь на Славянской набережной за стаканом вина,,,, глядя, как погружается в воду лучший в мире город». Но пока хочется думать, что Венеция будет жить вечно.
Плыть по каналу-фантастическое удовольствие!
Плывет вапоретто медленно, минут 30–40 по каналу длиной 3800 метров. Большой канал — не искусственное сооружение, а естественная протока, начинающаяся у лагуны с расположившимся там вокзалом Санта-Мария-де-Лючия до канала Сан-Марко.
При написании постаралась идентифицировать некоторые дворцы, сфотографированные во время передвижения на вапоретто. Я не могла отровать взгляд от красоты, боясь что-то пропустить. Поэтому позволила своему спутнику пользоваться фотоаппаратом безраздельно.
ДВОРЕЦ ФОНДАКО ДЕИ ТУРКИ
Этот дворец — бывшее турецкое подворье. Построен в византийском стиле, является прототипом многих венецианских дворцов. Ему почти 800 лет! Одно из самых старых зданий Венеции. В наше время здесь расположился музей естественной истории.
ЦЕРКОВЬ САН-СТАЕ с очень красивым фасадом, украшенным колоннами и скульптурными изображениями.
КА ПЕЗАРО — дворец в районе Санта-Кроче. Пезаро-аристократическая семья венецианских знаменитостей. Построен Бальдассаром Лонгеной в 1710 году, признан шедевром барокко. После наполеоновских нашествий из-за отсутствия наследников семья перестала существовать. Дворец был приобретен некой герцогиней, завещавшей его городу для выставок молодых художников.
КАМПО ДЕЛЛА ПЕСКАРИЯ
Знаменитый рыбный рынок, поражающий изобилием свежевыловленной рыбы и морепродуктов.
Красиво!
ВОСХИТИТЕЛЬНО! Дворцы, дворцы. На поворе — дворец Балби с башенками. Панорама, от которой захватывает дух.
МОСТ РИАЛТО — вечный символ Венеции — элегантно изогнутая мраморная дуга.
Виден ДВОРЕЦ ФОНДАКО ДЕИ ТЕДЕСКИ — бывшее немецкое подворье. Существует с 16 века.
Готический ПАЛАЦЦО-КА БЕРНАРО. Построен в 15 веке.
На правом берегу канала дворец — КА ФОСКАРИ. Считается самым красивым фасадом Венеции. Построен в готическом стиле. Видим, как украшается плавучая платформа близ-Ка Фоскари. Здесь будет определен победитель в Регате, которому достанется красное знамя. Здесь же будет находиться жюри и произойдет церемония награждения чуть позже.
КА РЕЦЦОНИКО — дворец в районе Дореодуро. Спроектирован все тем же Бальдассаром Лонгеной. Считается одним из самых богатых дворцов Венеции. Потолочные фрески Тьеполо — одни из лучших в городе. Сейчас здесь музей 18 века.
ДВОРЕЦ-КА Д ОРО — один из красивейших дворцов, называемый «золотым домом». У него утонченный и очень красивый фасад. Дворец имеет еще одно название — ПАЛАЦЦО САНТА-СОФИЯ. Интересный факт — в 19 веке принадлежал нашему соотечественнику — князю Трубецкому. А в наши дни дворцы Венеции покупаются русскими олигархами для девиц типа Ноэми Кэмбэл.
ПАЛАЦЦО БАРБАРИГО. Построен в 16 веке в стиле, вошедшем в моду после эпохи Возрождения. Фасад отделан мозаикой из муранского стекла. Во дворце есть магазин фабрики стекла компании Сальвиати.
Венецианский залив.
Церковь САНТА МАРИЯ ДЕЛЛА САЛЮТЕ встречает всех приплывающих в венецианский залив СВЯТОГО МАРКА. Возведена по проекту того же Лонгены Бальдассаре. Интересный факт: возможно в дно лагуны при строительстве вбито около одного миллиона бревен. Расписана Тицианом и Тинторетто. «Салюте» на итальянском одновременно «здоровье» и «спасение» — построена в честь Девы Марии, избавившей город от чумы.
Вид на остров и одноименный собор САН-ДЖОРДЖО-МАДЖОРЕ. Высокая колокольня напоминает колокольню Святого Марка. Интересный факт: собор был закрыт Наполеоном с превращением его зданий в казармы.
Наше путешествие на вапоретто подошло к концу, выходим на остановке Сан Марко. Бесчисленные толпы туристов стекаются сюда, чтобы увидеть Собор Святого Марка, Дворец Дожей, Кампанилу, Оролонджо и саму знаменитую площадь.
ДВОРЕЦ ДОЖЕЙ….
В юности мне безумно нравилась открытка из набора «картины музея Изобразительных искусств им. Пушкина», которая называлась «Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем» Антонио Каналетто, казавшаяся почти фотографией. Эта картинка волновала меня на столько, что хотелось стать участником этого традиционного венецианского праздника. Так пленительны были очертания Дворца с византийскими мотивами, обращенного к набережной Большого канала, и это веселое столпотворение на воде. Неужели то самое, казавшееся волшебным, место — реально осязаемо.
Не была разочарована, увидев подлинную набережную с Дворцом, Собором, Кампанилой. Все почти так и выглядит, как на известной картине, перешагнув через столетия.
Восприятию немного мешают огромные щиты, закрывающие ремонтно-реставрационные работы на фасадах исторических зданий, либо банальная реклама.
Очень красив Собор Св. Марка — белый и розовый мрамор, много золота (поэтому и называют «золотой собор»). Это сочетание цветов удивительно гармонирует с голубым небом. Просто сказка…- экзотический, причудливый! Восхитительны 5 его куполов с позолоченными крестами и легкими кружевами.
Геральдический символ Венеции — крылатый золотой лев.
Наше пребывание в Венеции совпало с проведением там же кинофестиваля «Золотой лев». Красивейший город, величественный герб и, как следствие, великолепный фестиваль, где интеллектуальное кино еще востребовано.
БАШНЯ ОРОЛОНДЖО. Главная ее часть — часы, показывающие время, знаки зодиака, фазы луны. Сверху установлены бронзовые фигуры, потемневшие от времени. получившие название — мавры. Более четырех веков знаменитые мавры ударяют по колоколу ежечасно.
ПЛОЩАДЬ САН — МАРКО — единственная в городе пьяцца, а не кампо. Император Наполеон, некогда завоевавший Венецию, называл ее «самой элегантной гостиной Европы» (модный салон Европы).
Сан — Марко — самое низкое место в городе, и время от времени сюда приходит «аква альта», та самая «высокая вода венецианцев» (вспоминаем Дину Рубину), когда люди вынуждены передвигаться по деревянным настилам и пить кофе в модных кафе в резиновых сапогах. Обычно это бывает достаточно регулярно зимой и по весне. 24 августа 2011 вода покрывала площадь в течение какого-то времени. Произошло это за 10 дней до нашего приезда.
Праздник! Безоблачный воскресный день! Кругом красота! Знаменитые венецианские голуби!
Ленивые, прикормленные, многочисленные!
Звуки вальса Е. Дога из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» звучат над площадью! Это играет оркестр на открытом воздухе у кафе «Флориан». Вальс сменяется другими произведениями — привычными на той или иной родине — на потребу многонациональной публики.
Кафе «Флориан»- один из символов Венеции, существует с 1720 года. Его соперник — кафе «Квадри». Это самые элегантные кафе Европы, расположенные на первом этаже Старых и Новых Прокураций. Посетителями кафе были все знаменитости, посетившие Венецию, например, Байрон, Хеменгуэй, и конечно, Иосиф Бродский!
Слушая оркестр на площади, можно вкусить шоколад, кофе, чай (понятно, удовольствие в столь популярном месте, из дешевых). Арочные галереи Новых Прокураций еще оставались в тени, поэтому народ заседает у «Флориана». Со смещением солнечного диска многолюдно будет, можно предположить, у «Квадри». А пока здесь никого нет, все залито солнцем.
СТАРЫЕ ПРОКУРАЦИИ
Здесь расположено кафе «Квадри».
Впечатлений — изобилие! Этот перебор восторгов необходимо чем-то погасить: решили просто отойти от Сан-Марко и найти что-нибудь подходящее для венецианского обеда.
Встретилось заведение типа «селф севис» с меню на русском и приемлемыми ценами, но там пришлось бы вкушать стоя. Не захотели: быть в таком неповторимом городе и не поесть как нормальные люди… Готовы были тратить деньги.
После любезно произнесенных слов: «Прего, сеньора, прего», — решили остаться в кафе, предлагающем обслуживание на открытом воздухе или по желанию — в зале. В теплый нарядный день кто же не захочет остаться на улице? Выбрали столик, прочитали меню на русском языке с нехилыми ценами, решили не скупиться. Заказали рыбу, салат, еще что-то. Изумление было велико, когда вместо заявленной рыбы принесли на красивой тарелке по чуть-чуть (не больше 2-х столовых ложек) рыбной пасты. Заплатив по счету 60 евро, ушли голодные. Все объяснимо: Венецию ежегодно посещают 20 млн. человек, что не может не влиять на цены.
Эти пташки сидели рядом и пили воду из фонтанчика, подкормившись хлебными крошками.
Неадекватный ценам обед не омрачил нашего абсоютно позитивного настроения, вызванного общением с Венецией. Идем на встречу новым впечатлениям. Зашла в несколько магазинчиков, чтобы купить что-нибудь на память. Покупками довольна и сейчас, ношу, вспоминая Венецию. Вышли на набережную и не спеша направляемся вдоль Большого канала к вокзалу.
Город, как лабиринт. Петляешь по закоулкам и не знаешь, куда попадешь. Поэтому все туристы жмутся ближе к Большому каналу, опасаясь заблудиться в бесконечных лабиринтах улиц с домами, на которых вместо названия улиц, написаны номера, причем по непонятной системе.
Не могли не посетить кафе, чтобы съесть мороженое и выпить кофе. Остались довольны.
А далее все, на что обращали внимание:
Так проходила регата
Дошли до моста Риалто, он так плотно забит народом, наблюдающим регату, что к нему не пробиться. В очередях и толпе быть не любим, поэтому уходим
А это мост Скальци — мост Босоногих, соединяющий районы Каннареджо и Санта-Кроче. Мост получил название в честь церкви босоногих монахов — кармелитов, находящейся рядом:
У моста босоногих, оправдывая его название, люди сидят на мостках, опустив ноги в воду:
Вид с моста Босоногих:
Венецианский кот — хорош!
К музыке не равнодушны. Услышали прекрасное исполнение джазовой музыки с платформы, плывущей по каналу. Праздник!
Прощай, Венеция!