Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — сейчас на сайте
Как интересно изучать собственное Отечество!

Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Санкт-Петербург — Россия Июль 2019
75 41

Легендарный и знаменитый ледокол «Красин» возник перед моим взором как всегда ожидаемо, и неожиданно. Выходила с 23-й линии Васильевского острова на набережную Шмидта, чтобы прогуляться теплым летним вечером, подышать свежестью Невы.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

И вдруг — знакомый силуэт!

3
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

В который раз была готова подумать о том, что надо наконец-то побывать на ледоколе — благо он теперь поставлен на вечную стоянку и стал музеем на воде, хотела поразмышлять и вновь пройти мимо. Однако в этот раз все случилось иначе — наверное, исторический корабль «устал меня ждать», вечно спешащую…

Ударили склянки и голос капитана в рупор пригласил «погулять по палубе» — тех, кто желает.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Не раздумывая, я направилась к трапу и моя история началась. Собственно не моя, а из серии «то, что было не со мной — помню». Но, право, как пленительно оказалось это погружение во времени! Сколько потом, после этого посещения, захотелось (и пришлось), вновь перечитать, пересмотреть! А тот вечер так и вошел в список запомнившихся Событий — с большой буквы.

5
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Уж и не знаю — почему. Наверное «старику-ледоколу» захотелось поговорить с кем-то внимательным, рассказать, так, чтобы без посредников, гидов и сопровождающих. Молча поговорить о сокровенном. Мне кажется, я готова была его слушать, и корабль-ветеран это понял — разве такой разговор забудешь!

Первым делом я пошла на нос корабля. Как выяснилось — проход туда был запрещен, но кто-то до меня, отодвинул табличку.

Сделав несколько кадров, возвратившись и объяснившись со служительницей, которая указала мне на неувиденное мной предупреждение, я услышала от нее примиряющее: «там палуба в таком состоянии — вы же видите! Поэтому и проход запрещен». Палубный пол на носу действительно в некоторых местах явно просил ремонта.

3
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

— Палуба выполнена из розового тика, — сказал мне другой старожил корабля. Эта палуба осталась от первого «Красина», ее не меняли никогда!

2
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Почему-то вспомнилось иное — как однажды, лет десять назад, на речном трехпалубнике, матрос на моих глазах латал палубу, заливая поврежденные места цементом. А здесь уже сто лет дерево розового тика терпит разрушительное влияние времени и живо! Поразительно.

Дело в том, что розовый тик содержит большое количество масла и каучука в своей структуре, что обеспечивает постоянный матовый блеск, гладкость и в то же время обладает водоотталкивающими свойствами, что раньше использовалось в кораблестроении.

5
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

История создания ледокола «Красин»

Ледокол был построен англичанами по заказу императорской России еще в 1916 году и спущен на воду 3 августа.

1 октября 1916 года судно было включено в список судов Военно Морского флота Российской Империи под именем «Святогор». Правда после мартовских испытаний 1917 года, судно было возвращено «на доработку» и только в начале сентября того же года на корабле был, наконец-то, поднят Андреевский флаг, а ледокол вошел в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

(Фото интернета. Ледокол в 1917 году)

Однако судьба самого мощного арктического ледокола (и на тот момент, и еще на несколько десятилетий вперед) оказалась непростой, впрочем, как и судьба России.

2
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Уже в первый год плавания, ледокол начал активно использоваться для проводки английских судов и доставки военных грузов в Архангельск.

Однако в 1918 году был затоплен нашими «стратегами» на мелководье, дабы, как свидетельствуют документы, не дать возможность «союзникам» — англичанам передать Германии наше же вооружение, которое хранилось в Мурманске (видимо совсем не доверяли союзникам).

Англичане к Мурманску не пошли, но воду в мелкой реке Чижовке откачали и ледокол забрали в Англию, как трофей, который России, в то время вроде как «был без надобности».

В ноябре 1919 года о ледоколе вспомнили, так как возникла прямая необходимость в помощи этого судна для освобождения ото льдов другого российского (а теперь уже советского) ледокольного парохода «Соловей Будимирович» и ледореза «Федора Литке», который был отправлен на помощь первому, но не справился с задачей. Арендованный на время «Святогор» с задачей как раз достойно справился, но снова ушел в Англию.

Наконец-то Советская Россия признала родство с «брошенным сыном», заскучала по кораблю и захотела вернуть. Это удалось в 1922 году — ледокол был выкуплен у англичан за огромную сумму (общая контрактная стоимость 375000 фунтов). Таким образом Россия заплатила за ледокол дважды. Поскольку в сделке по возвращению корабля достаточно много участвовал Леонид Красин — на тот момент уже Нарком внешней торговли и полпред СССР в Англии, возвращенный ледокол назвали его именем.

3
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Трудно оценить выгодность этой сделки, если взять во внимание и бездарную потерю судна и вторичное, по сути, его приобретение за колоссальную сумму, но поскольку Леонид Красин в начале своей революционной карьеры был фальшивомонетчиком, а также банковским грабителем (для нужд революции), хочется надеяться, что коммерческая сделка была все же продуманной, так как с деньгами он имел постоянный и самый непосредственный контакт. Диломатом он оказался тоже хорошим — сделка по возвращению «Святогора» была осуществлена.

Если же брать во внимание патриотический аспект — то возвращение ледокола было, несомненно, важным приобретением для советской России, так как открывало новые возможности для исследования Арктики, в космосе которой растворялись границы нашего обширного государства, и которая ждала своих исследователей.

Стоит напомнить, что освоение побережья Северного Ледовитого океана русскими началось еще в XI веке. Это обширная тема великих достижений, географических открытий и настоящего мужества.

2
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Итак, ледокол «Красин» был счастлив вернуться на Родину, служить ей, а также служить тем, кто свою Родину любил всегда и ныне любит по-настоящему.

Это был тот случай, когда не столько историческое лицо было увековечено в имени корабля (детали этой судьбы уже и забылись), но именно славная биография ледокола дала имени «Красин» новое достойное значение и ассоциацию с красотой подвигов, сотворенных людьми с чистыми, истинно красивыми сердцами.

Здесь самое время перейти к разделу о заслугах ледокола, но хочется завершить рассказ о судьбе его реконструкций.

5
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

В 1950–56 году ледокол прошел капитальный ремонт и реконструкцию в ГДР. Теперь его внешний облик значительно изменился и обновленный корабль еще славно потрудился до 1972 года на благо отечества. Насколько был изменен его внешний облик свидетельствует тот факт, что в знаменитом фильме Калатозова «Красная палатка» (фильм 1969 года), о спасении «Красиным» экспедиции Умберто Нобиле, снимался уже не «Красин», а другой — более похожий на старый легендарный, ледокол. Это было судно под названием «Сибиряков», который был построен в Голландии в 1926 году и, который до 1945 года принадлежал Финляндии, называясь «Яакарху», а затем был передан СССР в качестве репараций. Этот ледокол был значительно меньше по своим размерам, но для сьемок фильма это не имело значения.

Конечно же, изменения коснулись не только внешнего вида, но главным образом содержания, но это тема не для туристического сайта, да и не для моей компетенции.

3
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

До 1990 года ледокол работал в Мурманске, потом во Владивостоке. Его статус к тому времени изменился — он стал научно-исследовательским судном.

2
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

90-е годы оказались тяжелым периодом и для всей страны, и для корабля (может быть даже драматическим). Содержать ледокол стало обременительно и «предприимчивые люди» собрались продать его в США по цене… металлолома!

(Тогда Балтийский флот распродавали некоторыми «легкими людьми» с легкостью, так что ныне нам трудно восстановиться. Стараемся…)

3
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Но и тогда нашлись настоящие патриоты, что в источниках называются туманным словом «общественность», которые не дали уничтожить исторический корабль. Сейчас легендарный ледокол — гордость России — филиал Музея Мирового океана.

Полезно вспомнить, что вообще-то ледоколы — это российское изобретение. Идея строительства таких судов принадлежала вице адмиралу С. О. Макарову. Первый в мире ледокол был построен именно в России это был ледокол «Ермак».

Подвиги во льдах

Именно так назывался информационный листок, который выпускался в 1928 году, дабы информировать о начавшемся походе ледокола для спасения экспедиции Нобиле. Так называлась и документальная лента (потрясающий фильм!) братьев Васильевых, которые воспользовавшись документальными материалами операторов не только отечественных, но со всего мира, создали свою цельную, уникальную ленту — великолепный дебют в неигровом кино о спасении экспедиции Умберто Нобиле (обязательно посмотрите! Могу дать ссылку для интересующихся).

Кроме того, так называется и выставка, которая в данный момент, развернута на палубе ледокола «Красин» и с которой я, конечно же, познакомилась. Правда информационный листок и фильм повествуют о подвиге в единственном числе — спасении экспедиции Нобиле, а вот выставка на корабле посвящена и многим другим достойным и героическим походам «Красина», ведь их было немало, но обо всем по-порядку.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

В начале 20 века человечество обрело новые технические возможности и для своего глобального (по всему Земному шару) передвижения и для визуальной фиксации новых земель, то есть появилась возможность снимать хронику. Арктика всегда привлекала исследователей. Немного истории…

Так еще в 1912 году Руаль Амудсен водрузил норвежский флаг на Южном полюсе.

Соперники норвежцев — англичане, руководимые Робертом Скоттом, отправились к Южному полюсу всего спустя несколько дней, после достижения цели Амудсеном — они не знали, что Южный полюс уже покорен (тогда еще не было таких средств информации). О возможном трагическом исходе экспедиции стало ясно едва ли ни в первые дни продвижения (экспедиция оказалась плохо экипированной), поэтому многие участники вернулись назад и только Скотт и еще четыре человека упрямо продолжали путь, одержимые благой целью — водрузить флаг Великобритании и дойти первыми. Они все же дошли, но норвежский флаг там уже развевался…

Огорченные неудачей (не то слово), обмороженные, голодные, они не смогли вернуться, погибнув в белом безмолвии. Однако остался дневник, который Роберт Скотт вел до самой своей гибели — свидетельство силы духа, настоящего мужества во имя науки и прославления своего отечества.

Спустя время новая экспедиция на дирижабле «Норвегия» устремилась уже к Северному полюсу, так как жажда покорения Арктики не оставляла ни Амудсена, ни Нобиле (проектировщика и строителя дирижабля). Эти два великих исследователя были и союзниками и конкурентами. Амудсен был уверен, что покорение Севера может быть успешным именно с помощью дирижаблей, а не самолетов. Он заинтересовался дирижаблем, который сконструировал Умберто Нобиле, но они долго не могли найти компромисс в переговорах. Сегодня, когда так легко произносится фраза, что «все покупается и все продается» с уважением вспоминаешь те факты переговоров…

Когда дело дошло до суммы, за которую Амудсен покупал дирижабль у Нобиле — договорились моментально, а вот вначале был спор. Нобиле был готов предоставить Амудсену дирижабль даже бесплатно (!) но экспедиция в этом случае должна была осуществляться под итальянским флагом. Амудсен был категорически против, он писал: «У меня не было ни малейшего желания осуществлять мечту семнадцати долгих лет моей жизни под иным флагом, чем флаг моей родины. Я отдал свою жизнь на изучение полярных областей, я пронес норвежский флаг через Северо-Западный проход и водрузил его на Южном полюсе. Ничто не могло меня заставить совершить первый полет через Северный Ледовитый океан под каким-либо другим флагом».

Мы знаем, что экспедиция «Норвегии» выполнила задачу. 12 мая 1926 года экспедиция достигла Северного полюса, и на землю был сброшен норвежский флаг.

Мне кажется знаменательно и другое событие, которое произошло уже на родине Амудсена. 12 Июля, в Бергене, а затем и в Осло ему был устроен восторженный прием.

«Случайно, — писал впоследствии сподвижник исследователя — Рисер-Ларсен, — у него оказался наш национальный флаг, который развевался на воздушном корабле в течение всего нашего полета. И вот Амундсен сказал: Многие мне задавали вопрос, что именно так влекло меня всегда к этим путешествиям. Он вынул флаг, развернул его и поднял высоко над толпой:

— Вот что! Вот что увлекало меня всегда!

Руал! Ты был взволнован, произнося эти слова. Но ты вызвал и слезы на наших глазах. Мы, твои товарищи, мы знали, что слова твои продиктованные прекраснейшим из всех чувств, любовью к родине, в твоих устах не были лишь пустой фразой. Не были одеждой, которую человек надевает на себя по случаю праздника… Для тебя это чувство было основным в течение всей твоей жизни… Северо-Западный проход-Южный полюс-Северо-Восточный проход-Шпицберген-Северный полюс-Аляска…»

Я привожу эти воспоминания о ранних экспедициях, предпринятых во славу Отечества норвежцами, англичанами, итальянцами, для того, чтобы спустившись по трапу с «Красина», мы с особым чувством уважения постояли рядом со скульптурным памятником Амудсену, который Норвегия подарила России. Этот подарок совсем не случаен…

3
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

А еще я хотела, чтобы музейный экспонат в виде итальянского флага, который экспедиция Нобиле уже в 1928 году все-таки сбросила на Северном полюсе, достигнув его (хотя дирижабль и не приземлился — как планировалось), стал бы не случайным «музейным антуражем», скромно «притулившимся» в углу палубы современного музея-ледокола, но важным знаком — за честь флага боролись и умирали.

2
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Экспедиция Нобиле

Умберто Нобиле был честолюбив и мечта водрузить на Северном полюсе итальянский флаг его не покидала. Его новый дирижабль был совершеннее прежнего и теперь носил имя «Италия».

Новая, готовящаяся экспедиция должна была стать по-настоящему научным прорывом. Предполагалось не просто пролететь над Северным полюсом, но и высадить там людей, в задачу которых входило провести ряд важных экспериментов, при помощи приборов для измерения земного магнетизма.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Экспедиция началась 15 апреля 1928 года — участники вылетели из Милана.

Папа Римский Пий XI вручил Нобиле дубовый крест, который предстояло водрузить на Северном полюсе.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Однако экспедиция сразу же не задалась. Дважды отправлялись в путь из порта назначения (бухта Кингсбей на архипелаге Шпицберген), но вынуждены были возвращаться из-за погодных условий. Третья попытка увенчалась успехом — итальянцы вылетели, преодолели необходимые расстояния, достигли Северного полюса, сбросили крест с флагом Италии, но вновь вынуждены были вернуться, так и не приземлившись, опять же, из-за погодных условий. На обратном пути дирижабль «Италия» потерпел катастрофу. Это случилось 25 мая. Тогда в 10.30 дирижабль так обледенел, что стал стремительно терять высоту, и через три минуты ударился о землю. Вместе с Нобиле на земле, среди обломков, оказались еще 9 членов экипажа, те, которые в момент крушения были в пассажирской гондоле (десятый человек- моторист, погиб от удара). После этого облегченный дирижабль снова стал набирать высоту, унося в неизвестном направлении оставшихся шестерых членов экипажа, которые в момент крушения были в боковых моторных гондолах. Их судьба так и осталась неизвестной.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Впоследствии Мальмгрен видел в бинокль дальний дым — возможно, это догорал упавший дирижабль, возможно выжившие просили помощи, — об этом так и не узнали.

А экипаж экспедиции Нобиле начал борьбу за выживание в экстремальных арктических условиях.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

К счастью во время крушения, вместе с людьми, на землю выпали и несколько мешков, в которых была четырехместная палатка, спальники, достаточно много провианта, но главное — неповрежденная рация и кольт с патронами, с помощью которого Мальмгрен вскоре убил белого медведя и этим значительно увеличил запасы продовольствия. Палатку выкрасили красной краской, что также выпала из дирижабля, дабы палатка была более видима для спасателей. В том, что экспедицию вскоре спасут, сомнений не было. Достаточно было передать на итальянский корабль «Читта ди Милано», который должен был обеспечивать сопровождение экспедиции, координаты местонахождения группы. Радист экспедиции Бьяджи начал посылать сигналы бедствия, но тщетно. Однажды эти сигналы все-таки были приняты на корабле сопровождения, но радист не придал им значения (!) Нелепостей было немало…

Мистика тоже присутствовала. Вот один из примеров:

Дирижабль «Италия» отправляли с Родины с большими почестями.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Была выпущена открытка с 16 членами экипажа, которая оказалась пророческой. Восемь человек экипажа, чьи фотографии находились слева — остались в живых, а восемь справа — погибли…

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Итак, аккумулятор радиостанции у терпящих бедствие, садился, надежды тоже таяли. Собственно «Читта ди Милано» все же вышла на поиски, но, не имея координат (которые радист корабля не опознал, а потому так и не доложил о них командованию), эти поиски были равны поиску иголки в стоге сена.

Согласно рассказам выживших, вскоре между членами экспедиции возникли разногласия и трое участников А.Мариано, Ф. Цаппи и главное — опытный путешественник, шведский метеоролог Ф. Мальмгрен, к мнению которого Нобиле прислушивался, 30 мая покинули лагерь, дабы дойти до станции на берегу бухты Конгсфьорд на Шпицбергене и там сообщить координаты терпящих бедствие. Говорили, что идея идти к Архипелагу, принадлежала Цаппи — человеку экзальтированному и неуравновешенному. Нобиле, якобы, был против. Понимая, что эти двое все равно уйдут, Мальмгрен вызвался тоже идти, так как был намного опытнее этих двух штурманов и не хотел бросать их в трудный момент. Только тогда Нобиле, доверяя Мальмгрену согласился, хотя все были уверены, что к вечеру, эти три человека возвратятся, поняв бесплодность таких нечеловеческих усилий. Но они не вернулись. Через две недели пути, Мальмгрен истощенный, со сломанным, во время падения дирижабля, плечом и обмороженными ногами почувствовал, что является обузой для товарищей, так как передвигается с трудом. Он снял с себя одежду — отдал спутникам и попросил вырубить ему могилу во льду, куда лег еще живой.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

(Фото интернета)

Только 12 июля наш летчик Чухновский, который прибыл в Арктику вместе с тяжелым трехмоторным самолетом на борту «Красина» для поиска пропавшей экспедиции, во время очередного полета обнаружил итальянцев и передал сведения о них спасателям. Впрочем, он передал по рации, что видел трех человек (один лежал)…

Тайна смерти великого человека — Мальмгрена до сих пор окончательно не разгадана. О его последних часах мы знаем только из рассказа Мариано и Цаппи, однако достоверность рассказа Цаппи нередко подвергалась сомнениям, на что были основания.

Спасательная операция продолжалась два месяца. В ней приняли участие шесть стран, 18 кораблей, 21 самолет и полторы тысячи человек, но роль России (тогда СССР) была особенная и решающая.

В экспедиции и в ее спасении люди проявились по-разному…

Руаль Амудсен, когда понял, что с дирижаблем «Италия» случилась беда, одним из первых бросился на помощь. Несмотря на разногласия с Нобиле и даже конфликт с этим очень непохожему на него человеком, Амудсен не задумываясь вылетел на поиск экспедиции, однако пропал без вести. Ему было 56 лет, в тот самый момент он собирался жениться на американке Бэсс Магитс, которая в это время плыла к нему через океан, чтобы отпраздновать свадьбу. Он ждал ее. Их роман в письмах длился долго, но свадьба не состоялась.

Из музея-ледокола сегодня можно послать открытку… Туристическая услуга. Такая вот — странная ассоциация возникла.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Когда-то Амудсен сказал журналисту, который брал у него интервью: «О, если бы вы знали. Как чудесно там, в высоких широтах! Там я желал бы умереть, только пусть смерть придет ко мне по-рыцарски. Настигнет меня при выполнении великой миссии, быстро и без мучений!».

Похоже, что желание этого мужественного человека, полярника, ученого, было исполнено…

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Кроме восьми погибших членов экипажа, погибли девять спасателей и среди них Руаль Амудсен.

Когда «Красин» проплывал у берегов Норвегии, люди бежали по берегу и со слезами кричали нашим морякам: «Спасите Амудсена».

Наши долго искали. Даже когда экспедиция — то, что от нее осталось, уже была спасена, и тогда, когда из Рима пришла команда всем участникам поисков — не искать тех, других шестерых, пропавших без вести, ведь Папа Римский уже служит по ним заупокойную мессу…

Наши искали.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Ледокол «Красин» и «красинцы»

3 июня простой радиолюбитель Николай Шмид 22-х лет, из далекой деревни «Вознесенье-Вохма» (Северо-Двинская губерния) поймал на свой самодельный радиоприемник сигнал SOS от Бьяджи. Аппарат на тот момент еще даже не был собран — был разложен на столе — детали были прикреплены проводами. Об экспедиции Нобиле в деревне, куда почта и газеты шли неделями, никто не знал. Однако в отличие от самодовольного, сытого и безответственного радиста «Читта ди Милано», Шмид придал значение полученному сигналу: «Italie Nobile Fran Uosof Sos Sos Sos Sos Tirri teno EhH»

Он отправил телеграмму в общество «Друзей радио» в Москве, так что уже 4 июня информация была передана итальянскому правительству.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

7 июня сообщение о терпящих бедствие людях было опубликовано в мировой прессе, но только 8 июня на «Читта ди Милано» — базе экспедиции (!) с подачи нашего радиолюбителя все же придали значение сигналу бедствия. Бьяджи наконец-то услышали на корабле сопровождения, но потребовали сообщить номер его удостоверения личности, чтобы убедиться, что «он — это он», и лишь после этого записали координаты местонахождения экспедиции.

Просто нет слов…

А льдина таяла и ломалась, она дрейфовала, а значит, менялись координаты местонахождения. Нужно было спешить.

В Москве при Осоавиахиме еще 29 мая, после прекращения связи с дирижаблем был создан комитет помощи «Италии». Теперь его деятельность стала целенаправленной.

В распоряжение Комитета были выделены ледокольные пароходы «Малыгин», «Г. Седов», экспедиционное судно «Персей».

Однако мировое сообщество главные надежды возлагало на могучий для того времени «Красин».

Ледокол «собрался» в какие-то немыслимо-рекордные сроки: 4 дня 7 часов и 47 минут. «Так могут собираться большевики и сумасшедшие» — писали в западных газетах.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Летчик Чухновский лежал на больничной койке — его готовили к операции. Получив приказ, он, несмотря на протесты врачей, попросту сбежал из больницы и прибыл на «Красин».

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Экспедиция «Красина» началась 16 июня в 7ч. 13 мин. Ледоколом командовал опытный капитан — один из лучших на Балтике — эстонец Карл Эгги, начальником экспедиции был назначен известный полярный исследователь Рудольф Самойлович.

Это были несгибаемые люди, которые были готовы принимать решения «по обстановке», не оглядываясь на «ответственность перед Центром».

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Возможно, благодаря такой смелости, обусловленной высоким профессионализмом и опытом, а также самоотверженности всех участников экспедиции, поход «Красина» стал триумфальным.

Возможно, к несчастью, именно потому, что Рудольф Лазаревич имел сильный, независимый характер, а значит был готов принимать решения и брать ответственность на себя, он стал «неугоден» в годы репрессий, а потому арестован, а мае 1938 года и расстрелян через год — одним из первых среди «красинцев».

В 1942 году был расстрелян и Николай Шмидт, благодаря которому мир узнал координаты терпящих бедствие людей. Во время войны, все радиопередатчики и радиоприемники надлежало сдать, но радиоинженер, для которого эта аппаратура была смыслом жизни, проигнорировал распоряжение, а потому был обвинен в шпионаже.

Документы говорят о том, что из 136 человек экипажа «красинцев» впоследствии был расстрелян каждый седьмой.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Здесь хочется помолчать в великой печали, и только вспомнить слова Андрея Вознесенского «О, Родина. Была ты близорука, когда казнила лучших сыновей, себе готовя худшую из казней»… Вечная им память!

2
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

На ледоколе вновь «пробили склянки».

Склянки — это морской термин, который пошел от песочных часов с получасовым периодом — хранение земного времени, ведь в океане так легко «потеряться во времени». Вот и я, изучая материалы экспедиции «Красина» постоянно «терялась во времени», переплывая годы и десятилетия.

Июнь 1928 года. 30 июня «Красин» обогнул один из островов архипелага Шпицберген, но далее еще семь островов обогнуть не удалось — тяжелые льды. «Красин» начал пробивать их корпусом, но потерял лопасть одного из винтов, поэтому был вынужден отойти на ремонт.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

В это же время, поскольку координаты итальянцев уже знали, к ним долетел итальянский самолет и сбросил провизию — приземлиться не было возможности. 24 июня другой летчик швед Лундборг все же смог приземлиться, но, он был готов взять на борт только генерала Нобиле и никого другого. Нобиле улетел вместе с любимой собачкой и, хотя решение принималось всеми участниками экспедиции, то, что Нобиле согласился лететь один, оставив товарищей, ему впоследствии многие не простили. Лундборг обещал вернуться и вернулся, но повредил самолет и потому тоже стал вместе с экспедиционерами, на неопределенное время, пленником «белого безмолвия». Лишь 6 июля он был вывезен другим шведским летчиком на большую землю.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

10 июля Чухновский обнаружил «группу Мальмгрена» — сообщил координаты на «Красин», но при возвращении был вынужден совершить жесткую посадку и также оказался пленником во льдах. Самойлович телеграфировал приказ — срочно сообщить координаты местонахождения Чухновского, желая во что бы то ни стало спасти товарища и отважного летчика. Однако тот по рации ответил, что группа Мальмгрена более нуждается, поэтому готов сообщить свои координаты только после спасения Мальмгрена. Аккумуляторы рации «садились» и Чухновский знал — чем рискует.

Да, в таких ситуациях люди проверяются на «чистую пробу».

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

«Красин» стал пробиваться сквозь льды к островам Карла XII и 12 июня снял с куска обломившейся льдины двух итальянских офицеров — Мальмгрена с ними не было, по словам итальянцев, он погиб еще месяц назад.

Передав спасенных итальянцев на «Читта ди Милано», «Красин» взял курс на Юг. В это время была получена телеграмма капитана германского океанского парохода «Монте-Сервантес», в которой сообщалось о бедствии: пароход получил пробоины и полторы тысячи пассажиров взывали о помощи.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

«Красин» подошел к «Монте-Сервантес», моряки помогли заделать две пробоины, которые возникли от удара о лед и сопроводил пароход до Гаммерфеста, после чего сам пошел на ремонт в Берген.

26 августа «Красин» вновь вышел на поиски тех шестерых членов экспедиции, которых все уже отчаялись найти и потому прекратили поиски. 23 сентября ледокол подошел к Земле Франца Иосифа, поднял здесь советский флаг. Оставил провизию на случай, если те шестеро живы, в начале октября «Красин» вернулся в Ленинград, где был встречен с триумфом.

Во время Второй Мировой войны, которую мы всегда называли и называем Великой Отечественной, ледокол и его экипаж продолжал свою героическую жизнь. Здесь, в сущности, каждый день был подвигом.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

О героических проводках «Красиным» северных арктических конвоев написано и рассказано не так много, как о спасении экспедиции Нобиле, однако это было славное время будничного труда, в котором ковалась победа над фашистами.

В своем донесении капитан ледокола Михаил Гаврилович Марков — настоящий герой, который командовал ледоколом всю войну и о котором, к сожалению, мало что можно прочитать в интернете, дал следующее описание некоторых событий трудного 1942 года: «3 мая в 1.35 на горизонте справа кроме беспрерывно курсирующих двух немецких разведчиков появились пять тяжелых самолетов низко над горизонтом. Самолеты заходили строгим строем в голову конвоя и, зайдя на 45, начали атаку. Головные эсминцы начали стрельбу, с опозданием открыл огонь конвой. Стрелять пришлось через суда, так как торпедоносцы шли на очень низкой высоте (около 50 м).
В 1.38 торпедированы три парохода — все головные, в том числе флагман и впереди нас идущий. В это же время вспыхнул в воздухе торпедоносец и упал в воду рядом с торпедированным им пароходом Cape Korso. Через несколько секунд пароход Cape Korso, с которого еще продолжалась стрельба по горевшему на воде самолету, взорвался и, встав вертикально носом вверх, погрузился в море. Ледокол „Красин“, идя следом за пароходом Jutland, который, будучи торпедирован, преградил нам путь, отклонился вправо, в сторону только что взорвавшегося парохода Cape Korso и, пройдя между ними, последовал дальше… По нашим данным, из пяти торпедоносцев сбито три… Флагман Batavon, получивший легкое повреждение и продолжавший держаться на плаву с небольшим дифферентом (наклон корабля в продольной плоскости) на нос, после снятия с него экипажа расстрелян тральщиками нашего эскорта.
Караван, выровняв строй, следует дальше. Ледокол „Красин“ идет головным четвертой колонны. Немецкие самолеты-разведчики периодически показываются на горизонте, корректируя наше продвижение. Снежные заряды. Состав каравана — 22 парохода. Состав эскорта — 14 единиц. 4 мая в 1.00 снова атака противника. Из-за плохой видимости невозможно было установить число неприятельских самолетов. Стреляли все суда эскорта из конвоя не по видимым самолетам, а в направлениях, из которых доносился шум моторов. Это была последняя и неудачная атака противника».

За два дня до прихода в Мурманск суда конвоя обнаружили немецкую подводную лодку и вступили в бой, потопив субмарину. Наконец, 6 мая 20 транспортов и два ледокола прибыли в Мурманск. Тогда для «Красина» завершился сложнейший поход через два океана продолжительностью 15 309 миль.

Известно, что Гитлер обещал наградить железным крестом того, кто уничтожит «Красин».

Экспозиция, повествующая об арктических конвоях, развернута на причале, у которого пришвартован «Красин». Фотографии и детали машины с потопленного американского транспорта, который подняли не слишком давно, наши водолазы, пока «находятся под навесом». Вряд ли зимой эта выставка останется здесь.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

О легендарном ледоколе мне хочется рассказывать еще и еще — рассказывать обо всем, что я услышала от него самого — старики любят, когда их внимательно слушают… а тут такая судьба!

Вновь ударили склянки, и я поняла, что нужно покидать корабль.

1
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

На набережной Шмидта, прощаясь с кораблем, я оглянулась и неожиданно увидела потрясающую картину! Молчаливый диалог двух кораблей. Прекрасный белоснежный круизный лайнер «Silver Spirit» и столетний ветеран, утративший былую удаль, но свято хранящий память, в упор, смотрели друг на друга. Ледокол смотрел испытующе — так старики смотрят на молодую смену, а круизный красавец… Он был вполне самодостаточен, здесь и сейчас, чтобы думать о прошлом.

6
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Он приглядывался к старому ледоколу с легким любопытством — не более того, но вполне учтиво светил в его сторону восхитительной иллюминацией, успевая при этом мимолетно ощутить свою силу и молодость, на которую в тот вечер на набережную пришло полюбоваться так много петербуржцев. «Красин» в своем отдалении, не тяготился одиночеством и некоторым равнодушием нового времени. Он слишком много знал о людях, чтобы судить их. За свою великую и славную, полную драматических коллизий жизнь, он научился прощать.

6
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

На Петербург спускалась ночь.

Этот клип на замечательную музыку Зацепина из художественного фильма «Красная палатка» поможет озвучить настроение светлой печали и искреннего восхищения подвигами легендарного корабля.

https://www.youtube.com/watch?v=Iyir0sj9TF4&feature=youtu.be

5
Один вечер на легендарном ледоколе «Красин»

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Санкт-Петербург: полезная информация
Бронирование отелей
в Санкт-Петербурге
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии