Хорошо сложилось это лето, удалось посмотреть Русский музей, интересные выставки. Но лето потихонечку уходит, тускнеют воспоминания. Что же останется?
Пожалуй самым ярким открытием этого «сезона» для меня стал художник Петров-Водкин. Я решила изучить его поглубже, потому что этим летом он постоянно доминировал во всех пространствах, где я смотрела картины, и не только там.
В Третьяковке на Крымском валу в разделе современного искусства первое полотно при входе — Петров-Водкин «Купание красного коня». Через несколько дней на небольшой выставке, посвящённой Анне Ахматовой в Русском музее, главный экспонат — портрет Ахматовой руки Петрова-Водкина. На выставке «Ангелы XX века» опять его работа среди первых.
Открываю газету, там заметка с аукциона Christie’s:
WITH RECORD-BREAKING STILL LIFE WITH LILAC BY KUZMA PETROV–VODKIN FETCHING £9,286,250 OVER NINE TIMES ITS PRE-SALE ESTIMATE BECOMING THE MOST EXPENSIVE PAINTING EVER SOLD AT A RUSSIAN ART AUCTION.
(Перевод: Натюрморт Кузьмы Петрова-Водкина продан за £9,286,250. Это самое дорогое полотно, когда-либо проданное на аукционе русского искусства.)
Здесь я прошу не пугаться: проданное полотно — почти точная копия «Натюрморта с черемухой" из Русского музея, но это другая картина.
Приглашаю тех, кому интересно, в Русский музей и в Третьяковку всмотреться в работы Петрова-Водкина.
Русский художник Кузьма Петров-Водкин известен даже тем, кто не знаком с его творчеством: фамилию ему выпало иметь уникальную, такую, что запоминается сразу и на всю жизнь.
(Художник подписывал свои работы «КПВ». Я подумала, что будет как-то неуважительно мне его так называть, поэтому буду использовать его полное имя, несмотря на большие затраты времени и сил на написание).
Я стала читать о жизни Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878–1939), и его образ из художника «советского типа» стал превращаться во все более и более сложный портрет, порой выходя в какие-то мистические измерения.
Я очень кратко, что несколько жестоко по отношению к такой богатой биографии, её пунктиром расскажу. (Дотошные читатели найдут много источников, где его жизнь полно и хорошо описана).
Кузьма Сергеевич родился в городе Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника. Собирался стать железнодорожником, но судьба решила иначе.
С 1895 года Кузьма Петров-Водкин учился в Петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица. Этому времени принадлежит работа «Богоматерь с Младенцем» на стене церковной апсиды Ортопедического института в Александровском парке на Петроградской стороне в Петербурге.
Образ Богоматери Кузьма Сергеевич сделал со своей невесты, чью смерть он предсказал, вызвав большой скандал в семье. Предсказание сбылось, невеста умерла до свадьбы. Это было первым проявлением его пророческих способностей, о которых проскальзывают упоминания.
1897 году он уже студент Валентина Серова, Исаака Левитана и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Какие имена! Рука дрожит их писать.
Петров-Водкин едет во Францию учиться живописи, и там в 1906-м году он знакомится с Марией Жозефиной Йованович, француженкой, дочерью хозяйки пансионата под Парижем, в котором Кузьма Сергеевич жил. Мария не знает русского языка, художник едва-едва связывает слова по-французски. Но сила чувства велика, Кузьма Сергеевич делает предложение, они женятся.
В этот же период художник посещает Италию и Африку. Он, как это всегда бывает с молодыми художниками, испытывает в своём творчестве влияние господствующих тогда стилей, в частности символизма, но одновременно идёт и создание собственного языка.
В 1910 году, спустя два года по возвращении из Франции, создаётся работа «Сон», которая вызвала настоящую бурю.
Две обнаженные женщины пристально смотрят на обнаженного мужчину… Сейчас, по прошествии ста с лишним лет даже трудно понять, почему эту картину так невзлюбил Репин. Общество разделилась на тех кто «за» (Бенуа ценил картину за целостность форм) и «против» (Репин заклеймил картину как подражание «недоучкам» Матиссу и Гогену).
Те, кто пишут о жизни Петрова-Водкина, усматривают в этой картине пророчество, предвидение будущих драматических событий в личной жизни художника.
У Кузьмы Сергеевича и его жены очень долго не было детей, которых им очень хотелось иметь. Судя по воспоминаниям, проблема стала перерастать в трагедию. Кузьма Сергеевич уезжает рисовать в Среднюю Азию, в доме с Марией поселяется подруга-компаньонка.
По возвращении художника все трое живут вместе, похоже, счастливо. Одновременно рождаются две девочки, одна у Марии, другая у подруги.
Здесь трудно описать, кто какие чувства испытывал.
У Марии было плохое здоровье и перед родами надо было решать, кого оставлять в живых: мать или дитя. Мария оставила распоряжение, чтобы спасали ребёнка. По этому распоряжению можно понять, как ей хотелось, чтобы исполнилось желание Кузьмы Сергеевича иметь дочь.
Вот к этим событиям и «привязывают» пророчество картины «Сон».
Успех к художнику приходит с полотном «Купание красного коня» (1912 год), которое так же хорошо всем известно, как и фамилия Петров-Водкин. Полотно стало символом своего времени, своей эпохи. Опережая вопрос «Что же этот конь символизирует?» скажу, что тут нет ответа, символ он на то и символ.
Но, впрочем, здесь есть множество мнений.
Кто-то говорит, что юноша - это Георгий Победоносец- символ победы добра над злом.
Кто-то видит в утонченном наезднике петербургскую богему, разумеется, далекую от народа.
Некоторые считают коня символом величия жизни, другие, наоборот, символом жертвы, при этом все опираются на красный цвет для подтверждения своей позиции.
Неукротимость коня (а этот тонкий юноша коня точно не укротит) иногда трактуется как образ непостижимого русского духа («птица-тройка», «степная кобылица»).
Вот по поводу розового берега многие сходятся: это образ райского сада.
Сам Петров-Водкин никакой трактовки картине не давал, но, правда, догадывался, какие могут быть прочтения и потому опасался, что картину вообще не выставят.
Говорят, что когда началась Первая мировая война, художник произнёс: «Так вот почему я написал «Купание красного коня!»
Многие разделяют утверждение, что «художник — это тот, для кого мир прозрачен, кто роковым образом, даже независимо от себя, по самой природе своей видит не один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним… Художник — это тот, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя» (Блок).
Может быть, может быть…были упоминания о пророческих способностях Кузьмы Сергеевича.
Интересно, что столь значительное полотно, уехав на выставку в Шведцию перед Первой мировой войной, смогло вернуться на родину только в 1950 году стараниями Марии Фёдоровны Петровой-Водкиной, а в музей попало в 1961 году.
Мне «Купание Красного Коня» нравится своей графичностью, чистыми яркими цветами, сферической перспективой — этим странным взглядом на объект сверху и сбоку одновременно. Томный тонкий юноша меня завораживает, а конь, его глаз вообще «крышу сносит». Я думаю, это самая лучшая, самая радостная картина Кузьмы Сергеевича.
Мне также очень понравился портрет Анны Ахматовой (1922 год).
Кто-то сказал, что это портрет поэзии. (Синяя женщина справа от Ахматовой — это муза). Портрет живой, в нем видна судьба. Хотя это и не такая знаменитая работа, как картина Натана Альтмана, её сделали центром на выставке «Анна Ахматова. К 130-летию со дня рождения», а кураторы Русского музея не ошибаются в выборе:)
Кузьма Сергеевич оставил значительное наследие. Он был писателем, педагогом, теоретиком искусства, но прежде всего, выдающимся рисовальщиком. Сохранились рисунки к картинам и самостоятельные работы — станковые графические произведения, показывающие, насколько художник был талантлив.
Он замечательно писал лица.
И натюрморты.
Мне было интересно узнать выдающегося русского художника, может быть вам тоже.
Вот напутствие от сотрудника Русского музея Ольги Мусаковой:
«Это искусство для зрителя внимательного и думающего».
А это от самого Кузьмы Сергеевича:
«За мою долгую жизнь, я понял одно: создавая искусство, необходимо доводить его до такой степени, чтобы оно дорабатывалось зрителем, нужно дать зрителю возможность соучаствовать с вами в работе. (…) Если вы ввели зрителя в картину, то он должен доделывать, додумывать, досоздавать, быть соучастником в работе».
P. S.
На YouTube’e есть документальный фильм «Больше чем любовь/Кузьма Петров-Водкин и Мария Жозефина Йованович», где рассказывает Елена Кузьминична Петрова-Водкина, дочь художника. Фильм не очень удачный, но кадры с Еленой Кузьминичной заслуживают внимания.
Использовались фотографии, снятые на постоянной экспозиции Русского музея и Третьяковской галереи, а также на выставках:
Ангелы XХ века.
Где: Корпус Бенуа. Русский музей.
Когда: 13 июня-19 августа 2019 года
Анна Ахматова. К 130-летию со дня рождения.
Где: В Садовом вестибюле Михайловского дворца. Русский музей.
Когда: 19 июня-26 августа 2019 года