Этим летом в Москве и в Петербурге развёрнуты выставки, посвящённые русским коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову. В советское время их имена, как и их коллекции, слились вместе. Устраивались выставки из фондов Щукина-Морозова, но никогда их коллекции не показывались отдельно. Сейчас зрителю представлена эта редкая возможность.
«Мы обменялись коллекциями (с Эрмитажем), и у нашего зрителя появится фантастическая возможность увидеть у себя, в своем отечестве, то, что является нашей гордостью, является славой французской культуры и русской одновременно. Поэтому сначала к нам, потом на поезд — и в Санкт-Петербург. Я думаю, это будет незабываемое лето» — говорит Марина Лошак, директор музея изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ).
Вот так я и сделала. Побывала в Петербурге и в Москве и посмотрела обе выставки, и это было действительно незабываемо!
Сергей Щукин и Иван Морозов жили в конце XIX-начале XX века в России. Оба из семей староверов, Щукины из боровских лавочников, Морозовы из выкупившихся крепостных, оба учились за границей, знали языки, продолжали предпринимательскую деятельность своих отцов. Почти одновременно начали собирать искусство непризнанное, не имеющее репутации, и посетителям российских музеев мало знакомое. Они ездили за картинами Сезанна и Моне, Матисса и Пикассо в Париж, потому что в России не было ни галерей, ни дилеров представляющих новых художников. Не будет большим преувеличением утверждение, что никто кроме них в России современное западное искусство в то время не покупал.
Морозов коллекционировал ещё и современную русскую живопись. Щукин же русскую живопись хоть и не собирал, но художников в свой особняк приглашал, и считается, что его просветительство оказало большое влияние на искусство русского авангарда. Достаточно посмотреть на «неквадратные» картины Малевича, чтобы это почувствовать.
И Сергею Щукину, и Ивану Морозову удалось собрать уникальные по размеру и качеству коллекции.
После революции 1918 года, владельцы коллекций покинули Россию, а их собрания, перейдя в руки государства, были слиты в одно и переданы в музей Нового Западного Искусства (ГМНЗИ). Точнее, на основе этих коллекций ГМНЗИ и был создан.
В 1948 году музей ликвидируют как «рассадник формалистических взглядов и низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой эпохи империализма, нанесший большой вред развитию русского и советского искусства». Сталин, как известно, был академиком и вкусы у него были академические…
Комитет по делам искусств в десятидневный срок приказывает «наиболее ценные произведения» распределить между ГМИИ и Эрмитажем, остальное «распылить» по провинции, а наиболее «рискованные вещи» и вовсе уничтожить. К счастью, ни «распыления», ни уничтожения не состоялось, а то пришлось бы эту бриллиантовую пыль искать по бескрайним Российским просторам.
Все фонды перевезли в Пушкинский музей и начали делить между Москвой и Петербургом. Люди из Комитета рекомендовали не оставлять в Москве те работы, которые нельзя было выставить.
Делили музей директор Эрмитажа востоковед Иосиф Абгарович Орбели и скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров, в ту пору директор ГМИИ, по принципу «мне-тебе».
Орбели брал все, от чего отказывались москвичи: огромные Матиссовские панно, кубистического Пикассо, ансамбль Мориса Дени. В Ленинград отправились самые смелые полотна Пикассо и Матисса, а в Москве остались более безопасные работы импрессионистов. Так что морали москвичей и гостей столицы ничего больше не угрожало.
Вот в таком разделённом состоянии музей пребывает и по сей день. В ГМИИ считают, что Эрмитажную часть нужно вернуть в Москву, в Петербурге, естественно, с этим не согласны. Конфликтное состояние мешает нормальному сотрудничеству между музеями, и выставки, подобные нынешней, в прошлые годы были невозможны.
Удалось, правда, показать Щукинскую коллекцию в 2016 году, но то было в Париже. Выставка в Париже стала самой кассовой выставкой Франции за последние 50 лет — ее посетило более 1,2 миллиона человек. Так что наши музейные работники ознакомили французов с их художественным наследием.
Может быть огромный интерес в Париже помог организации нынешних выставок, которые также обещают быть очень успешными.
Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры
Выставка разместилась в Эрмитаже в здании Главного штаба. На ней представлены 109 картин из Эрмитажа и 31 картина из музея изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ). Это первая всеохватывающая экспозиция, посвященная великим русским коллекционерам Морозовым.
Выставка в Главном штабе несколько обескураживает простотой убранства. По мнению кураторов залы с белыми стенами, выходящие на Дворцовую площадь, являются лучшим оформлением Морозовской коллекции. Никто не спорит, вид на Дворцовую площадь грандиозный, но над выставкой, на мой взгляд, можно было бы и побольше поработать.
Морозов собирал очень размеренно и стратегически. Он знал, чего хотел, он искал и ждал нужную картину.
Сергей Маковский вспоминал, что на стене коллекции Морозова долгое время было пустое место, и на вопрос, а почему вы его держите так, Морозов говорил, что «я вижу здесь голубого Сезанна». И он заполнил впоследствии пустоту выдающимся полотном Сезанна -«Голубой пейзаж».
Морозов всегда выбирал то, что нужно было ему, а не то, что в данный момент считалось важным иметь. Он имел возможность, например, приобрести величайшее полотно Эдуарда Мане «Бар в Фоли — Бержер», но не сделал этого — его интересовали другие работы Мане.
Морозов собрал богатую коллекцию русской живописи. Он собирал очень широкий спектр художников: Врубеля, Серова, Гончарову. Был одним из первых, кто купил Шагала.
Он покупал картины на большие суммы и был известен как «русский, который никогда не торгуется».
Морозов собирал вещи характерные, вещи с биографией, те, что выставлялись на первых выставках импрессионистов. Он избегал, в отличие от Щукина, радикальных полотен.
Приводят такой показательный пример. Сезан очень любил писать гору Святой Виктории. И у Морозова, и у Щукина были пейзажи с горой. На полотне, принадлежащим Морозову, мы видим гору, на картине из коллекции Щукина — это набор мазков, из которых зритель должен сконструировать гору.
Морозов был человеком тихим, уравновешенным, и богатейшая коллекция, собранная им, уравновешенная и классически спокойная.
Давайте пройдёмся по залам.
Выставка открывается портретами Ивана Абрамовича Морозова и его брата Михаила, который первым из братьев начал коллекционировать искусство, но довольно быстро «сошёл со сцены» дожив лишь до 33 лет.
(Надо сказать, что и Иван Абрамович скончался довольно молодым в возрасте 49 лет: он очень любил свою коллекцию и не смог пережить ее потерю.)
Оба портрета кисти Серова, с которым Иван Абрамович был близок.
Валентин Александрович Серов "Портрет Ивана Абрамовича Морозова"
Валентин Александрович Серов "Портрет Михаила Абрамовича Морозова"
Морозов высоко ценил Сезанна. Его подборка Сезанна — одна из лучших в мире.
Поль Сезанн "Натюрморт с драпировкой"
Поль Сезанн "Равнина у горы Святой Виктории"
Картину Клода Моне «Бульвар Капуцинок», прогремевшую на первой выставке импрессионистов 1874 году, привез в Москву Иван Морозов.
Клод Моне "Бульвар Капуцинок в Париже"
Михаил Морозов открыл для России Поля Гогена и Ван Гога.
Поль Гоген "Таитянские пасторали"
Поль Гоген "Женщина, держащая плод"
Винсент Ван Гог "Море в Сент-Мари"
Имя Матисса связывают с Щукиным, но Морозов его тоже ценил.Не случайно В. А. Серов поместил изображение своего друга Морозова, на фоне «Фруктов и бронзы» Матисса.
У Морозова Пикассо совсем мало, картины три-четыре, но зато какие! Шедевры.
Пабло Пикассо "Девочка на шаре"
Пабло Пикассо "Арлекин и его подружка"
Коллекционеры Морозов и Щукин собирали разные вещи одних и тех же художников. Когда хотят упрощенно показать разницу в их коллекциях, говорят: «Щукин — это Матисс, Морозов — это Боннар и Дени».
Иван Абрамович Морозов заказал Морису Дени «Историю Психеи» для украшения музыкального зала его особняка на Пречистенке.
Именно братья Морозовы наряду с Щукиным привлекли внимание русского общества к новейшему явлению мировой культуры — французскому импрессионизму.
«Щукин. Биография коллекции»
В ГМИИ открылась выставка «Щукин. Биография коллекции», включающая в себя 150 картин и скульптур, принадлежавших Щукину, — почти половину его собрания.
Щукин собирал очень многое, собирал разнообразную западную живопись, но с момента приобретения импрессионистов он постепенно сосредоточился именно на них.
Около 1904 года он практически полностью переключается на пост-импрессионистов. Затем он влюбляется в Матисса: первого Матисса покупает в 1906 году, а затем Пикассо.
Щукин все время двигается вперёд, не возвращался к тому, что уже пережил.
Отвлекаясь немного от главной линии рассказа, скажу, что Щукин был человеком исключительно одаренным, живущим «с энтузиазмом». Он жил, как живут (или хотят жить), современные люди — без границ. Он знал языки, за картинами ездил в Париж, отдыхал в Италии, путешествовал в Индию, Китай, Африку. Обладал каким-то чутьём и в искусстве, и в жизни. Сила его характера проявилась и в том, что он смог пережить смерть двоих своих детей, любимой жены и брата. В отличие от Морозова он и потерю коллекции пережил. Очень сильный был человек.
Он доверял своему вкусу. Из воспоминаний о Щукине известно, что он никогда не покупал картины сразу, приносил их домой, несколько дней привыкал и только потом принимал решение о покупке. Приходя в галерею, он просматривал все картины сам, в то время как Морозов просил дилера показать ему «лучших Сезаннов» и только из них делал выбор.
Сергей Иванович Щукин отдавал предпочтение вещам радикальным.
Он покупал лаконичные и вызывающе-примитивные вещи Матисса: «Танец» и «Музыка».
То же самое можно сказать и о Пикассо. Щукин приобрел десятки вещей Пикассо.
Коллекция Щукина была проблемой для русского зрителя. Искусство, которое было представлено там, было крайне непривычным, оно нарушало условности, оно разрушало представления о гармонии. Но Щукин шел против общепринятых вкусов (Щукин о своей покупке Гогена шутил: «сумасшедший писал, сумасшедший купил»). А результатом — коллекция, без которой невозможно представить искусство XX века.
Вернемся на выставку.
Уже на подходе к музею зритель заинтригован изменившимся фасадом — портик во всю высоту завешан полотнищами цветных тканей.
Наиболее смышленые догадываются — это намёк на деятельность промышленников Щукиных — производителей тканей.
Текстиль стал одним из символов выставки. Специально к этому проекту были воссозданы рисунки тканей, которые производились на фабрике Сергея Щукина. Эти ткани использованы также на основной лестнице и в залах.
Мотив дизайна выставки исключительно удачный: ткань. Ткань создала богатство семьи, ткань помогла формированию художественного чутья собирателя, чувства фактуры и цвета.
Центральной фигурой выставки, конечно, является Сергей Щукин, но «у нас была идея показать, что Сергей Щукин появился не на пустом месте, а из очень мощной семьи коллекционеров», — объясняют кураторы московской выставки. Коллекционирование было страстью братьев Щукиных.
Старший брат Пётр собирал древности, Дмитрий-старое искусство, младший брат Иван собирал и новое, и старое искусство.
На выставке каждому из братьев посвящен отдельный зал, с этих залов и начинается осмотр.
В первом, интересно оформленном зале, где артефакты разместили вокруг неполностью закрытых греческих скульптур, предметы из собрания Петра Ивановича Щукина.
Карелин Портрет П.И. Щукина
Собирательские интересы Петра были очень разнообразны: он покупал китайскую бронзу и фарфор, персидские ковры и турецкие ткани.
Фрагмент ткани. Османская империя. Начало XVII века.
Были там и японские шкатулки.
Тансу (кабинет) Япония, XIXвек.
Покупка французской живописи была недолгим увлечением. «Обнаженную» Ренуара приобрел его брат Сергей.
Американская художница Мэри Кассат, писавшая в стиле импрессионизма, тоже в его коллекции.
Мэри Кассат "Мать и дитя"
В 1905 году Петр Иванович подарил свою выдающуюся восточную коллекцию, коллекцию русских и иностранных вещей, библиотеку и архив Российскому Историческому Музею.
Следующий зал Дмитрия Ивановича Щукина.
Там художники голландской школы
Круг Герхарда Терборха «Урок музыки»
Итальянская живопись 18 века
Помпео Батони "Святое семейство"
Представитель немецкого классицизма
Генрих Фюгер. Портрет Разумовской.
Фламандский ренессансный портретист
Адриан Томас Кей. Мужской и Женский портрет.
В зале также мейсоновский и севрский фарфор
Фарфор Сервский и Мейсенский.
Третий зал с работами, которые собирал Иван Щукин. Именно Иван, младший из братьев, в 1898 году познакомил Сергея с новым французским искусством.
Зал задрапирован черными тканями (может быть это намёк на трагически оборвавшуюся жизнь Ивана), там висит работа Эль Греко, привезенная из Будапешта.
Эль Греко "Кающаяся Мария Магдалина"
Неумеренные траты и любовь к роскоши привели Ивана к банкротству. Он распродал свою коллекцию, но не в силах расплатиться с долгами, покончил жизнь самоубийством.
Коллекция Сергея Щукина стоимостью 10 миллиардов долларов занимает все следующие залы.
Кристиан Корнелиус
Портрет С.И.Щукина
В первом зале импрессионисты — ранние увлечения Щукина:
Камиль Писсаро «Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро»
Моне Руанский собор вечером, Луга в Живерни, Здание Парламента
Эдгар Дега "Голубые Танцовщицы"
Иконостас Гогена. Работы Гогена висят так же, как когда-то в особняке Щукина.
Олицетворение выставки: Девушка с картины Матисса смотрит на Сезанна.
Поль Сезанн "Автопортрет"
Матисс это особенный художник для Щукина. То, что Щукин пережил по отношению к его творчеству, похоже на страсть.
Он приобрел 37 картин художника.
Анри Матисс "Испанка с бубном" ,"Статуэтка и вазы на восточном ковре"
Анри Матисс "Красные рыбы"
"Букет цветов в белой вазе"
Анри Матисс "Красная комната"
Пикассо -также большое увлечение Щукина.
Пабло Пикассо "Дама с веером"
Пабло Пикассо "Женщина с веером"
В противоположность тихому Ивану Морозову, Сергей Щукин был человеком экспансивным, страстным. Вот как Бенуа сказал о Щукине (я слегка сократила цитату):
«Что должен был вынести этот человек за свои „причуды“? Годами на него смотрели как на безумного, как на маньяка, который швыряет деньги в окно и дает себя „облапошивать“ парижским жуликам. Но Сергей Иванович Щукин не обращал на эти вопли и смехи никакого внимания и шел с полной чистосердечностью по раз избранному пути. <…> Щукин именно не просто швырял деньгами, не просто покупал то, что рекомендовалось в передовых лавочках. Каждая его покупка была своего рода подвигом, связанным с мучительным колебанием по существу… <…> Щукин не брал то, что ему нравилось, а брал то, что, ему казалось, должно нравиться. Щукин с какой-то аскетической методой, совсем как в свое время Павел Михайлович Третьяков, воспитывал себя на приобретениях и как-то силой проламывал преграды, которые возникали между ним и миропониманием заинтересовавших его мастеров. <…> Быть может, в иных случаях он ошибался, но в общих чертах ныне выходит победителем. Он окружил себя вещами, которые медленным и постоянным на него воздействием осветили ему настоящее положение современных художественных дел, которые научили его радоваться тому, что создало наше время истинно радующего».
Без малого сорок лет я жила в Москве и часто заходила в Пушкинский намеренно, «за искусством», или просто по пути куда-то. Зимой-осенью там можно было погреться, от дождя укрыться, съесть в буфете бутерброд с сухим сыром. Хорошее было место для встреч — всегда малолюдно, как и сейчас про музей зрители вспоминали в основном во время вернисажей. В семидесятые- восьмидесятые годы на музейных этикетках не принято было обозначать имена оригинальных владельцев, то, что называется провенанс. Имена Щукина и Морозова замалчивались. Конечно их знали, но никогда на них акцент не делали.
В те годы не было заграницы, в Ленинград мы ездили очень редко, и коллекция Пушкинского музея (читай Щукин-Морозов) практически и была единственным современным искусством, доступным нам «живьём».
Организовав эти две выставки, наши замечательные музеи расставили, наконец, все по местам. Лучше поздно, чем никогда, быть благодарными Ивану Морозову и Сергею Щукину, без которых не было бы у нас ни Матисса, ни Сезанна.
«Щукин. Биография коллекции»
Где: Музей изобразительных искусств имени Пушкина, главное здание, Волхонка 12. Москва.
Когда: 19 июня- 15 сентября 2019 года.
Сколько: 600 руб (300 льготный)
«Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры»
Где: Эрмитаж. Галерея памяти С. Щукина и братьев Морозовых в Главном штабе.
Когда: 21 июня — 6 октября 2019 года.
Сколько: 400 рублей. Пенсионеры бесплатно.
Теги:
Культурно-познавательный туризм