Сказочным утром, когда мы проснулись на берегу озера Букку, в лагерь пришли две местные красотки. В надежде что-то продать, они разложили принесённые с собой сувениры.
Сказочным утром, когда мы проснулись на берегу озера Букку, в лагерь пришли две местные красотки. В надежде что-то продать, они разложили принесённые с собой сувениры.
Мои товарищи товар посмотрели, но с шопингом как-то не срослось. Ну, а я, разглядев, что одна из девиц особо хороша, упросил-таки её сфотографироваться. Девчонка согласилась нехотя. Далее, что меня особенно поразило, барышня достала из складок одежды навороченный телефон и сфотографировала меня. Принято считать, что подобное поведение для женщин Востока является чем-то не характерным…
Листая фотографии, я долго всматривался в её утончённые черты лица, ломая голову над вопросом — девчонка из пустыни должна выглядеть по-другому?… Здесь же присутствовала и ухоженность и материальный достаток.
Хочется отметить, во всём мире ислам достаточно разный. Учение Пророка, попадая на ту или иную почву, видоизменялось. Одной из таких особенностей стало поведение женщин и их место в обществе.
Жизнь кочевников Сахары отличалась от людей оседлых. У туарегов женщины могли сами выбирать себе мужчин. Верность не являлась обязательным придатком брака.
В соседнем Нигере у народа Водабе проводится фестиваль Геревол, во время которого замужние женщины имеют полное право найти мужчину.
Тубу так или иначе с соседями контактировали.
Что происходит в их обществе?
Какие разыгрываются страсти?
Сразу не скажешь. Приведу интересный моментик. Чуть позже мы посетили близлежащий городок Унианга-Кебир. Дабы не стоять на солнцепёке, я и Павел купили по банке холодного Пепси и сели рядом с торговцем.
Мужик куда-то отошёл. Тут к нам подруливает довольно симпатичная девица, протягивает ухоженную ладошку и здоровается с каждым за руку! Улыбается, что-то спрашивает, крутит на пальце ключами. Мы естественно не понимаем. Единственное, что я сообразил, так это решил её сфотографировать.
Очень жаль, но именно в этот момент появился хозяин лавки. Накинув на себя лёгкую ткань, женщина оставалась всё той же изящной статуэткой, и лишь глаза выдавали игривое настроение.
Снявшись лагерем, мы отправились по маршруту. Всей колонной зарулили на гору, которая в буквальном смысле парила над землёй.
Взор притягивали два чудесных озера. Одно большое, другое поменьше.
У подножия застыла в средневековье убогая деревушка, в которой как раз и проживала утренняя красавица.
В прежние времена здешние оазисы являлись местом отдыха караванов. Спешу напомнить: караванщики перевозили через Сахару не только соль и пряности, но и рабов. Местным шейхам, дабы спокойно пройти через их земли, караванщики платили дань. С отменой рабства, и особенно с появлением автомобиля, оазисы Унианги пришли в запустение.
На горе то тут, то там мы видели ржавые банки из-под консервов. Высота имела стратегическое значение. Во время чадо-ливийской войны её занимали солдаты Джамахирии.
Что кроме соли можно добывать в этих местах, однозначно не отвечу. Полезных ископаемых на севере страны предостаточно, но с разработкой всё очень сложно.
Обеспеченные люди стремятся поставить дом каменный. Соответственно, строительный материал востребован. На гору местные приходят и приезжают, дабы заготавливать камни. Мы видели сложенные для продажи кучки, высокие настилы из жердей и причудливые домики для хранения продуктов.
Повторюсь, название народа Тубу в переводе обозначает «скальные люди». Наполненный скалами и останцами север Чада для Тубу является исторической родиной.
Человек сумел освоиться и приспособиться жить в абсолютно разных уголках планеты, при этом бедность и богатство понятия относительные.
Порой смотришь, вроде как хибара обычная, внутри же настоящий дворец. Вот так примерно и здесь. Нет, во дворцах побывать не довелось, но на ухоженных территориях, которые можно считать парком, был.
Когда проезжаешь мимо озёр, возникает вопрос, почему народ не селятся на берегу водоёмов? Тут всё просто. Жители пустыни в озёрах не купаются (солёными озёрами они пользуются, но это другой вопрос), тогда как подземные источники в этих местах залегают не глубоко. С пресной водой проблем нет. Её наличие даёт возможность заниматься земледелием.
Вода это не только источник жизни, но ещё и бизнес — путникам воду продают. Нет, попить дадут просто так, но если нужно заправить канистры — придётся заплатить. Крайне любопытно видеть разливные стационары, напоминающие бензоколонки.
Пока ребята в одном таком месте заправлялись, я спросил хозяина, можно ли пройти, посмотреть сад. Получив добро, открыл калитку. Нет, я прекрасно видел, что за забором возвышались деревья, и всё равно ухоженная территория поразила.
На участке имелся обложенный камнем колодец. От него во все стороны расходились канавки для воды. Ни мусора, ни художественного беспорядка, который обычно присутствует в Африке, не наблюдалось. Хозяин на земле трудился с душой и она отвечала хорошими урожаями.
Хасан объяснил, здесь почти у каждого имеется свой земельный надел.
Это помогает людям обеспечивать продуктами не только себя, но и продавать излишки. В районе озёр Унианга народ живёт богаче, нежели соседи, обитающие в голой пустыне.
Нет, нищеты конечно хватает, но кто хочет себя кормить, тот работает. Дабы показать, что представляет собой здешнее сельское хозяйство, гиды завезли нас на образцово-показательный хуторок. Убогий забор говорил, не стоит сюда идти, за моим периметром нет ничего интересного. Увы, это было не так…
В разработку участок попал недавно. Хозяин прорыв колодец, ещё не успел его как следует огородить.
Зато нам были хорошо видны канавки, по которым распределялась живительная влага.
Сын хозяина провёл нас по территории,
показав, что и как выращивается.
Запомнился кустарник с красными плодами-коробочками, которое Хасан с Ивом называли каркаде.
Теоретически это не так. Каркаде это чайный напиток… Ну да ладно, не будем придираться. Одни и те же растения у нас и у них могут называться по-разному.
Высохшие семена здешнего каркаде используют не только для чая, но и в медицинских целях.
Запомнилось мыльное дерево. Его плоды походили на финики, листочки напоминали акацию.
Никто из моих товарищей проверять не стал, тогда как Ив долго распинался о том, сколь хороши кругляши мыльного дерева при расстройстве желудка.
Из кустарников и деревьев на участке имелось много всего занятного и необычного.
Я узнал только помидоры, огурцы и арбузы.
Увы, время поджимало, двойной перевод оставлял желать лучшего и потому сделать в Рго полноценный доклад по теме «Сельское хозяйство Сахары в районе озёр Унианга», не смогу.
Зато я понял, что представляет собой здешняя столица — маленький городок под названием Унианга-Кебир.
Между африканским городом и деревней очень большая разница. Живя на земле, африканцы, не побоюсь этого слова, гармонируют с природой.
Пищевые отходы они используют, мусорить не мусорят, ибо у них попросту не бывает ни обёртки, ни пакетов. Домики строят из имеющихся под рукой материалов. Часть тубу, как и их деды и прадеды, предпочитает жить в похожих на лукошко плетёных хижинах, обтянутых циновкой.
А вот когда они попадают в города, ситуация меняется. В этом плане Унианга-Кебир довольно показателен. Городок расположен в непосредственной близости от озера Йоа.
Заехать туда довелось дважды. В первый раз мы отмечались в полиции, что приехали. На следующий день нужно было уведомить власти об убытии.
Подобные меры предосторожности отнюдь не лишние. В паре десятков километров бултыхается в котле гражданской войны многострадальная Ливия.
За исключением мечети смотреть в Унианга-Кебир нечего.
Правильнее сказать, других капитальных зданий и строений попросту нет.
Пока водители латали проколотое колесо, я немного прогулялся по здешним улицам.
Таковых две, но кардинально они друг от друга не отличаются.
Центральная площадь, как это обычно бывает, представляла собой базар. Торговцы от полуденного солнца попрятались в тень. Покупателей было не видно. Ассортимент товара на впечатлял.
Не буду утомлять читателя подробными описаниями Унианга-Кебира, но отмечу два момента. Во второй половине дня, ближе к вечеру, из окрестных огородов начинает звучать какой-то гул. Это включаются насосы.
За время путешествия у нас скопилось пару мешков технического мусора. В пустыне наши ребята его не оставляли. Дождавшись Унианга-Кебира, всё это дело выгрузили в контейнер. А вот что с этими пакетами и бутылками будет дальше, к сожалению понятно. Перерабатывающих предприятий здесь попросту нет. Возле Унианга-Кебир, который ранее был маленьким оазисом, растёт свалка.
Обычно новые города проектируются и все детали жизни продумываются. В Африке они возникают в большей мере стихийно. Одним словом, этнография и природные красоты Чёрного континента мне нравятся больше, нежели города и их хаотичная архитектура.
Ладно, не стоит о грустном. Расскажу лучше про человека, жизненный путь которого не укладывается в стандартные рамки понимания. Я до сих пор перевариваю в мозгах: как, зачем, почему?
На одном из переездов между озёрами, водители остановились возле непонятного забора. Правильнее сказать, такового ещё не было. Один единственный человек выкладывал уходящий за линию горизонта фундамент. Увидев машины, он прервал своё занятие.
Мы подошли, поздоровались. Хасан представил нас, объяснив, что мы из России, приехали посмотреть Чад. Нашим визави оказался мужчина нормального телосложения. На вид ему было примерно 65 лет и звали его — Сиди.
Сиди повёл нас по территории, начав рассказывать, что он и где будет сажать и как планирует облагородить участок.
Слушая, мне невольно вспомнился Маяковский:
Я знаю город будет! Я знаю саду цвесть! Когда такие люди на севере Чада есть!
Повторюсь, история Сиди сверх необычна! Прожив 40 лет в Германии, он заработал немецкую пенсию, но стать бюргером не захотел. Пару лет назад вернулся в свою деревню, но и здесь тоже не стал просто сидеть и проедать деньги. Сиди решил, облагородить родную пустыню парком.
По словам гидов, Сиди, не смотря на своё имя, ни единой минуты не сидит без дела. Пару месяцев назад на участке появился колодец, из которого старик поливает высаженные пальмы.
Немецкому пенсионеру помогает родной брат. Впрочем тут всё немного условно. Брат старше Сиди и потому сам нуждается в присмотре.
Перед поездкой я читал, что здешняя вода слегка солоноватая на вкус?… Нет, я этого не почувствовал. Вода у Сиди превосходная!
В остальном не всё так просто. Старики ютятся в двух рядом стоящих хижинах.
Мы заходили внутрь. Сиди показал, где спит он, где отдыхает брат, как и на чём они готовят. В жилище не было ни газовой горелки, ни телевизора, ни радио. Старенький автомобильный аккумулятор заряжался от солнечных батарей. Для чего он служил, я так и не понял.
Моё сознание в буквальном смысле разрывалось между: уважаю и не понимаю?! Как?… Как можно уехать из обустроенной Германии и начать жить подобным образом?
Пожар эгоизма в мозгу каждый раз тушился, когда энтузиаст рассказывал о своих планах. В этот момент старик преображался, начиная светиться изнутри. Он и гостиницу планирует построить, и бассейн с горками для детворы, и огород, и парк с птицами…
И всё это не для себя! Своей семьи Сиди не создал. Его нерастраченные отцовско-дедовские чувства, после стольких лет обитания на чужбине, нежданно-негаданно дождём обрушились на пустыню и на земляков.
В разговоре он постоянно употреблял словосочетания: будут приезжать, будет работа, люди, чадцы, понравится…
Перед входом в жилище стояла пластиковая банка, в которую Сиди складывал пойманных жуков скарабеев. Зачем? Этого я так и не выяснил. К слову скарабей в Северной Африке чаще всего добавляют — священный. Возможно Сиди собирает их для удачи…
Изучая спартанский быт братьев, один из моих спутников, по имени Дмитрий, заметил два достойных кинжала. Дмитрий собирает холодное оружие из поездок и потому стал просить, продать ему ножик. Подняв цену до 50 евро, он вновь получил отказ, после чего успокоился.
Я самодельный кинжал тоже рассматривал и мне он тоже понравился. Когда мои спутники ушли, я предложил 70 евро. Увы, брат Сиди оказался непреклонен.
Вот уж и правда, деньги для этих людей вторичны. Они живут по каким-то своим законам и правилам.
На прощанье Сиди показал, как работает его новый насос, попросив Ива привезти в следующий раз какой-то клапан.
На меня и на моих товарищей встреча с трудягой-отшельником произвела довольно сильное впечатление. Никто не шутил, как обычно, никто не смеялся. Уезжали молча, каждый обдумывал что-то своё.
Коран и Библия имеют много общего. Мне вспомнилась цитата:
Полагающийся на свое богатство падет, а праведные будут зеленеть, как листва!
Следующая часть — Чад. Ч — 18. Разгром