Одной из основных достопримечательностей острова Бали являются древнейшие храмы. Достоверно время их возведения неизвестно, но считается, что бум строительства святых комплексов на острове начался в X–XIV веках. Исторически так сложилось, что массовый переезд индуистов, вытесняемых мусульманами с соседней Явы, способствовал тому, что на Бали постепенно сложилась современная форма балийского индуизма, впитавшая в себя и местные языческие традиции.
На территории острова насчитывают не менее 20 тысяч храмов, посвященных различным богам и духам.
В каждой деревне обязательно есть храмы, посвященные Триаде богов: творцу Брахме, богу процветания Вишну и богу-разрушителю Шиве. Храмы есть на склонах гор, поскольку горы являются местом обитания богов. В океане живут демоны, которых задабривают храмы, стоящие на берегу. Повсюду обитают духи, с которыми нужно жить в мире и гармонии, поэтому храмы можно увидеть у рисовых полей, вблизи источников, в пещерах, на перекрёстках дорог, на рынках, у мостов, у древних деревьев и камней. Интересно, что балийцы проводят церемонии и делают подношения как добрым духам, так и злым. Благодаря священным ритуалам и религиозным действам каждый житель соприкасается с незримым миром, состоящим из темных и светлых духов. Равновесие мира сохраняется именно благодаря тому, что есть как злая духовная энергетика, так и добрая.
Помимо основных храмов, в каждом доме есть свой «домашний» храм — сангга, в котором семья молится своим предкам, прошедшим обряд очищения (кремации) и достигшим состояния питара (слияния с богами). Чтобы души предков могли иногда посещать землю и навещать своих родственников, для них на территории домашнего храма отводится специальное место.
Храм — главная часть дома любого балийца. Он всегда расположен в том углу двора, который ближе всего к Агунгу. Балийцы ассоциируют свои дома с живым созданием: его голова — это храм, его руки — это все хозяйственные постройки, ноги — кухня и зернохранилище.
Домашний храм может быть как скромным монументом, так и огромным комплексом из нескольких дворов, с замысловатой отделкой. Чем богаче семья, тем больше религиозных построек расположено на территории двора. Всякий раз, когда в жизни семьи происходит какое-либо решающее событие, на территории домашнего храма проводится ритуальная церемония с обязательным жертвоприношением. Так балийцы общаются с предками — просят у них совета и участия в решении трудных ситуаций. В особых случаях на церемонию также приглашается деревенский жрец — сенггуху.
Балийцы верят, что во время его молитв души предков спускаются на землю и находятся рядом с живыми родственниками.
"Маковки" домашнего храма
Балийские храмы интересны и тем, что здания как такового не имеют. Каждый храм представляет собой огороженное пространство, внутри которого три двора, также огороженные друг от друга. Храмы на острове Бали носят название Pura, что в переводе и означает «место, которое окружают стены».
Первый двор — самый большой, он символизирует мир людей. Вход в него лежит через «расколотые ворота». Символизм такой конструкции достаточно типичен для Юго-Восточной Азии: они обозначают гору, состоящую из двух равных частей — добра и зла, которые уравновешивают собой состояние всего Мира.
Традиционные расколотые ворота
Второй двор — «пограничная зона» между мирами богов и людей: именно здесь производится большинство церемоний. Третий двор — самое священное место в храме, представляет собой мир богов. В него могут заходить только священнослужители, поскольку именно сюда спускаются боги во время церемоний.
Храмы Бали украшены резьбой и статуями мифических существ, охраняющих их от злых духов.
На стенах, воротах, жертвенниках так много деталей, что практически вся индуистская система мироздания отражена в их декоре.
Во внутреннем дворе храма возвышаются похожие на пагоды многоярусные башни meru. Они символизируют священную в индуизме гору Меру — место обитания богов, балийским воплощением которой является Агунг. Меру имеют 3, 5, 7, 9 или 11 ярусов в зависимости от того, каким богам они посвящены.
Самый главный храм острова Бали — Бесаких мы не смогли посетить, из-за повышенной активности вулкана Агунг 4,5 километровая зона была закрыта в целях безопасности. Повторюсь, что храмов на острове очень много, поэтому в некоторых нам, конечно, удалось побывать.
Перед посещением храмов на Бали, нужно помнить, что в первую очередь это святыня, а не достопримечательность, поэтому понадобится особая одежда. Традиционно мужчины-балийцы приходят в храм в национальной одежде — рубашке бадю сафари, в юбке камен, специально предназначенной для проведения ритуальных церемоний, а также в уденге — головном уборе из ткани обычно белого цвета.
Женщинам разрешается облачаться в кебаю — традиционную обтягивающую кофту, юбку камен, вместо головного убора достаточно аккуратно убрать волосы.
Туристам гораздо проще, чтобы не оскорбить чувств верующих достаточно облачиться в саронг, ткань, которую повязывают на бедра в виде юбки. В большинстве храмов саронги раздают на время посещения бесплатно или их прокат входит в стоимость билета. Главное, должны быть прикрыты колени.
София в саронге в храме Таман Аюн
В некоторых храмах, например, в Улувату, если у туриста собственная одежда закрытого типа, разрешают повязать только ритуальный пояс без саронга.
Пура Тирта Эмпул — Храм Священной Воды
На Бали множество храмов, связанных с водой. Религия балийцев в древности называлась «Агама Тирта» или «религия священной воды».
Название храма «Тирта Эмпул» переводится, как «Храм Священной Воды». Это один из почитаемых балийских храмов, имеющий на своей территории священный источник и три бассейна для очищающих омовений.
Считается, что вода в храме Tirta Empul особенно свята и обладает магической силой исцеления. Все воды, используемые для кремаций на Бали, взяты именно отсюда.
С Пура Тирта Эмпул связана старинная легенда. Главный демон отравил воду в источнике, из которого пили воины светлых сил, и те умирали. Но бог Индра создал рядом источник с живой водой, которая вернула к жизни погибших и, кроме того, даровала им бессмертие.
Омовения в храме Тирта Эмпул
Святой источник в храме Тирта Эмпул
Местные жители привозят к источникам подношения в виде бамбуковых корзинок «чананг» разнообразных размеров, куда кладут рис, сладости, цветы и деньги.
Пура Танах Лот — Земля в море
Танах Лот защищает западное побережье острова от злых морских духов. Танах Лот не такой древний: он был основан яванским брахманом Нирартхой в 16 в.
Танах Лот во время отлива
По легенде, брахмана привёл к этому месту божественный свет из источника, бьющего из скалистого берега. Местный вождь хотел прогнать чужеземца и тот ушёл… вместе со скалой, на которой стоял. Здесь и был заложен храм, название которого в переводе означает «Земля в море».
Источник также сохранился и по сей день, его вода считается целебной. Подойти к храму можно только во время отлива, а в высокий прилив Танах Лот представляет собой остров. Правда, подняться в сам храм могут только индуисты, туристы же могут любоваться им только снаружи.
Пура Улувату — вершина скалы
В южной части острова Бали на самом краю высокого утёса, о который разбиваются волны Индийского океана, находится один из крупнейших индуистских храмовых комплексов Бали — храм Улувату, основанный в XI веке.
Полное название храма звучит как Pura Luhur Uluwatu (pura — храм, luhur — небесный, uluwatu — вершина скалы). Существует легенда, что храм и скала, на которой он стоит, — это окаменевший корабль, застрявший на вершине каменного трезубца, вонзившегося в океан. Улувату относится к храмам типа Pura segara, призванным защищать остров от морских демонов, поэтому Улувату особенно почитаем среди рыбаков, которые приходят сюда молиться богине моря Деви Лаут.
Индийский океан у подножия скалы
Архитектура храма не считается выдающейся, а вот место его расположения, напротив, очень живописно. Для местных жителей это средоточие духовности, а туристов привлекают потрясающие пейзажи и возможность сделать красивые кадры океана. Особенно живописны эти места на закате. К вечеру здесь собираются сотни туристов, прогуливающихся вдоль утеса по пешеходной дорожке.
Но главная изюминка Улувату, по-моему мнению, всё же не фантастические виды и не вездесущие вредные мартышки, а возможность увидеть яркое представление — костюмированный балийский танец кечак, который ежедневно показывают в часы заката под открытым небом в специально построенном амфитеатре.
Пура Таман Аюн — великолепный сад
Таман Аюн — один из самых важных храмов для балийцев. Индуистский храмовый комплекс расположен в южной части острова. В переводе с индонезийского наречия название храма означает «Великолепный сад». Храм окружен системой искусственных прудов, его территория буквально утопает в зелени.
Великолепные сады Таман Аюна
Отличительной особенностью храма является множество пагод (многоярусных башен), возвышающихся над главным зданием комплекса. Они символизируют священную гору Мухамеру, которая ассоциировалась у людей с осью мира, расположенной по центру Вселенной. Террасы храма выполнены в виде космологических уровней, где обитают боги.
Для того, чтобы попасть в храм, необходимо перейти через мост, перекинутый через глубокий ров. Миновав его, посетителям открывается вид на внутренний двор с фонтаном, каждая из девяти струй которого символизирует одно из балийских божеств. Дорогу через мост охраняют каменные привратники-стражники, наводящие благоговейный страх на путешественников, впервые посещающих храмовый комплекс.
Оригинальная резьба украшает большинство сооружений, расположенных на территории храмового комплекса. Доступ во внутренние дворы предоставляется исключительно для священнослужителей.
Пура Таман Аюн был возведен в 30-х годах 17 столетия. Приказ о строительстве отдал раджа, правивший королевством Менгви. Храм предназначался для членов семейства раджи, которые приходили в него с целью воздать почести богам и усопшим предкам.
Внутренний двор в Таман Аюн
Королевская семья с большим трепетом относилась к храму, поддерживая его внешний вид и внутреннее убранство в надлежащем состоянии. Однако во время военного конфликта конца XIX века, который начал правитель Бадунга, члены семьи раджи вынуждены были спасаться бегством. Поэтому постепенно территория храмового комплекса пришла в запустение, а уже в наши дни была отреставрирована.
Храмы Бали — удивительны! Только ради знакомства с традиционной индонезийской архитектурой и культурой стоит отправляться в такое далекое путешествие.
Теги:
Культурно-познавательный туризм