Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 25 февраля 19:57

Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Москва — Россия Апрель 2019
24 28

Все мы немного считаем себя писателями и юмористами, правда, круг наших почитателей ограничен крайне узким кругом друзей. Поэтому есть прямой резон ещё раз обратиться к творчеству Гоголя, простившись со школьными навязанными впечатлениями, поучиться у него владению русским языком и настоящим юмором и вспомнить путешествия и дороги, которые совпали у нас и у самого великого мистификатора русской литературы.

Как вступление к рассказу, чудная гоголевская поэзия в прозе из отрывка, который нас заставляли зубрить в школе и который сегодня воспринимается по-другому: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои; ни зашелохнет, ни прогремит…». «…Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда всё засыпает — и человек, и зверь, и птица; а Бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре…».

И сразу в тему чудная малоизвестная картина художника Антона Иванова под названием «Переправа Н. В. Гоголя через Днепр».

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Здесь несколько совпадений. Автор этой картины талантливый русский художник Антон Иванов, выкупленный из крепостничества, пенсионер Общества поощрения художников, творивший в Риме, где в это же время жили друзья: Гоголь и другой известный русский художник Александр Иванов, автор эпохальной картины «Явление Христа народу». Про Гоголя и Иванова, каждый из которых своими произведениями мечтал изменить мир, о роли Гоголя — «приближенного ко Христу» на картине «Явление Христа народу» и про лучший портрет писателя кисти Александра Иванова чуть ниже. Пока же информация про мероприятия в Москве, посвященные 210-летию великого русского писателя.

В Москве запланировано множество мероприятий, связанных с юбилеем Гоголя: лекции, кинопоказы, выставки, спектакли. Главный центр празднеств — Дом Гоголя на Никитском бульваре д. 7а. Здесь помимо научной библиотеки расположены театральная гостиная, выставочный зал и интереснейший мемориальный музей писателя. На втором этаже в выставочном зале Дома Гоголя открыта небольшая выставка «200+10». На ней представлено 210 самых интересных экспонатов, собранных за 10 лет существования музея. В их числе картины, редкие книги, предметы быта и гардероба, а также семейные реликвии Гоголей-Яновских, переданные музею потомками писателя. Изюминка коллекции — медальон с образом святителя Николая Чудотворца, который, по легенде, принадлежал писателю.

Ещё одна интересная выставка «Гоголь в Москве» до 10 июня открыта в Музее Москвы и посвящена, как понятно из названия, московскому периоду жизни и творчества писателя — московский круг друзей, адреса и события. На выставке представлены уникальные экспонаты из архивов Музея Москвы и других музейных и частных коллекций.

Таким образом, можно отметить, что в Москве про Гоголя в год его юбилея всё-таки вспомнили, также решили подновить два памятника писателю, расположенных в непосредственной близости от Дома Гоголя, и поэтому после майских праздников их закрывают на реставрацию. Объявлено, что памятники будут недоступны для созерцания почти два года. Это также явилось одной из причин, почему мы в апреле запланировали прогулку по окрестностям Дома Гоголя. Было интересно вспомнить московский период жизни Гоголя, попытаться разгадать загадки его жизни и проследить его путешествия, среди которых поездки в Италию всегда были на первом месте («Вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить»), а также понять, почему писатель называл Рим родиной своей души, а Москву любил больше Санкт-Петербурга («После Рима только Москва и может нравиться»).

В чём значение Гоголя для нашего времени? Он уникален тем, что его понимание в разные эпохи менялось как трансформер. Для современников он был реалистом, обличителем пороков общества, для Серебряного века мистиком, видящим сон о России — «Русь, куда ж несёшься ты?». Сегодня Гоголь современен как никогда, ведь он намного опередил свое время и описал вечные русские типы: никуда не делись Хлестаковы, не исчезли проблемы взяток. Что можно было бы изменить в «Ревизоре» исходя из современных реалий? Разве что поменять должности действующих лиц на современные, да добавить немного цинизма характерам героев пьесы. Гоголь сегодня — это ещё и герой модного нынче хоррора, он свою жизнь и смерть превратил в сплошную мистическую историю. Но в то же время он создал тот современный русский язык, на котором мы сегодня разговариваем и пытаемся писать, вернитесь к отрывку Гоголя в начале материала, так напишет мало кто из современных писателей.

После анализа московских достопримечательностей и предлагаемых маршрутов, связанных с именем Гоголя, составили такой маршрут прогулки, посвященный юбилею писателя.


1) Арбатская площадь, метро «Арбатская», начало улиц Арбат и Новый Арбат. Здесь в начале Гоголевского бульвара находится парадный памятник Гоголю скульптора Николая Томского — второй памятник писателю на этом месте. Здесь же расположено историческое здание ресторана «Прага», где в 1907 году творческой общественностью широко отмечалась закладка первого памятника Гоголю скульптора Николая Андреева.

2) Большой Афанасьевский переулок — один из арбатских переулков рядом с Арбатской площадью. Здесь до революции и в первые годы Советской власти располагалась мастерская скульптора Николая Андреева, создавшего, по мнению многих искусствоведов, лучший из всех художественных памятников Москвы — памятник «грустному» Гоголю. Сначала этот памятник 42 года (по мистическому совпадению ровно столько же, сколько прожил сам Гоголь) стоял на том же месте на Арбатской площади, потом его сослали в Донской монастырь, через семь лет установили в сквере перед домом Гоголя.

3) Большой Арбат. Здесь в начале улицы расположена церковь Симеона Столпника, которая чудом сохранилась в перипетиях 20-го века. Прихожанином этой церкви был Гоголь. Священник церкви отец Алексий Соколов причащал умирающего писателя в феврале 1852 года в расположенном неподалеку от церкви доме Толстых — сегодня Дом Гоголя, где в то время квартировал писатель.

4) Малая Молчановка, д. 2. Малая Молчаловка совсем небольшая улица, параллельная Новому Арбату. Здесь расположен дом-музей М. Ю. Лермонтова — единственный сохранившийся дом в Москве, где жил Лермонтов. Этот дом не связан напрямую с именем питателя, но находится в окрестностях Дома Гоголя и не упомянуть про него нельзя. В Москве Лермонтов и Гоголь несколько раз встречались и долго беседовали, темами их разговоров вероятно были судьбы русской литературы и поэзии.

5) Трубниковский переулок д. 17 стр. 1. Здесь расположен Дом Остроухова, ныне филиал Литературного музея. Он знаменит тем, что здесь бывали многие известные писатели и художники: Репин, Шишкин, Васнецов и т. д. Здесь в 1906 году подводились итоги всероссийского конкурса на создание памятника Гоголю, победителем которого стал скульптор Николай Андреев.

6) Никитский бульвар, д. 7А. Здесь сердце гоголевской Москвы. В сквере этой бывшей дворянской усадьбы нашел пристанище первый памятник Гоголю. Здесь прожил последние годы своей короткой жизни великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. В бывшей усадьбе графа Толстого сегодня расположен прекрасный, с нашей точки зрения, мемориальный музей, посвященный памяти классика русской литературы.

7) И в заключении о путешествиях Гоголя, его дружбе с художником Александром Ивановым и о портретах писателя.

Ниже несколько фотографий, сделанных в ходе прогулки, и чуть более подробные комментарии к московским достопримечательностям в окрестностях Арбата, Гоголевского и Никитского бульваров, связанным с именем Гоголя.

Арбатская площадь. Место памятников Гоголю.

26 апреля 1909 года на Арбатской площади к 100-летию со дня рождения Гоголя состоялось торжественное открытие памятника писателю, созданного скульптором Николаем Андреевым. Увидеть своими глазами памятник, внешний облик которого держался в тайне, пришло, как писали тогдашние газеты, несколько десятков тысяч человек. Вот подумалось, какое культурное событие в современной России может привлечь подобное количество народа? Нет такого события и скорее всего никогда не будет. После молебна, торжественных речей наступило время возложения венков. Из-за огромного стечения народа это оказалось непростым делом, желающим возложить венок к памятнику пришлось стоять в очереди до 5-ти часов. Вот как описывались те события в репортаже, опубликованном в одной из московских газет: «Усталые, измученные, в растерзанных костюмах иностранные гости, высоко держа над головами свои растерзанные венки, с недоумением спрашивали, скоро ли они доберутся и где находится дорожка к памятнику. Почётных гостей поприжали к перилам; озадаченные, они сидели на скамейке». Было возложено почти 200 венков: от властей, от родственников, от многочисленных обществ и т. д. Газеты отметили необыкновенный венок от Украины — это был сноп ржи, украшенный полевыми цветами. Власти опасались повторения Ходынских событий, но обошлось. Празднование длилось ещё несколько дней — с концертами, спектаклями, раздачей и продажей книг и сувениров и народными гуляньями. Когда в 2009 году писателю исполнилось 200 лет, празднование было куда более скромным, спасибо, что хоть открыли музей Гоголя — тот самый, который получил название «Дом Гоголя».

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Так выглядела Арбатская площадь в начале 20-го века

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Так выглядит Арбатская площадь сегодня

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Так выглядело место установки старого памятника Гоголю

Но сегодня вместо андреевского Гоголя стоит другой Гоголь. По легенде, «грустный» Гоголь не нравился И. Сталину, часто проезжавшему мимо Арбатской площади на кунцевскую дачу. Памятник убрали, заменив жизнеутверждающим Гоголем работы Николая Томского. Москвичи сначала плохо восприняли новый памятник, но потом привыкли. Старый памятник немного попутешествовал, мог быть переплавлен на скульптурном кладбище в Донском монастыре, где он был в ссылке 7 лет, и в конце концов занял своё место в сквере Дома Гоголя. Но скорее всего, лучшего расположения для памятников писателю, чем сейчас, сложно придумать: парадный Гоголь — на парадной Арбатской площади и в начале одноименного бульвара, а Гоголь задумчивый, болезненный — в дворике дома, где прошли последние четыре года его жизни, где был сожжен второй том «Мертвых душ» и где писателя не стало.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Так выглядит новый памятник Гоголю на старом месте

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Как видно на фотографиях, постамент, решетки, фонари со львами остались от андреевского памятника.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Старый памятник Гоголю после странствий нашел своё место в сквере Дома Гоголя

В самом Доме Гоголя есть ещё одно третье скульптурное изображение Гоголя работы того же скульптора Томского, снятое в 2012 году с могилы писателя в Новодевичьем монастыре. Этот бюст притулился на подвальной лестнице, рядом с гардеробом и не все посетители музея его замечают.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Сам Гоголь не один раз говорил друзьям, что он не хотел бы, чтобы ему ставили памятники и Лев Толстой поддерживал его в этом вопросе. А русский философ Василий Розанов в своей статье на эту же тему пришёл к выводу, что Гоголь в принципе невоплотим в камне или металле, и единственно возможный материальный памятник ему — простая чёрная плита «Голгофа», которая и была установлена на его могиле в Даниловом монастыре и которая позже перешла по наследству Михаилу Булгакову, но об этом чуть ниже.

Приведем понравившееся стихотворение барда Александра Городницкого под названием «Два Гоголя», которое говорит о том, что памятники Гоголю и их переезды занимали немало места в умах москвичей.

Два Гоголя соседствуют в Москве.
Один — над облаками дымной гари
Стоит победоносно на бульваре
И план романов новых в голове.

Другой — неподалеку, за углом,
Набросив шаль старушечью на плечи,
Ссутулился, душою искалечен,
Больною птицей прячась под крылом.

Переселен он с площади за дом,
Где в тяжких муках уходил от мира.
И гость столицы, пробегая мимо,
Его заметит, видимо, с трудом.

Два Гоголя соседствуют в Москве.
Похожи и как будто не похожи.
От одного мороз дерет по коже,
Другой сияет бронзой в синеве.

Толпой народ выходит из кино,
А эти две несхожие скульптуры —
Два облика одной литературы,
Которым вместе слиться не дано.

Ресторан Прага

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

2
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

В конце 1907 года на Арбатской площади состоялась торжественная закладка памятника Гоголю. Это событие московская творческая общественность решила отметить в рядом находящемся ресторане «Прага». Ресторан в то время принадлежал купцу Тарарыкину, который выиграл его в бильярд у бывшего хозяина. В оформлении здания ресторана отметились многие известные архитекторы, включая Льва Кекушева. «Прага» помнит множество других интересных событий, относящихся к московской культурной жизни. В 1898 году в «Праге» А. П. Чехов праздновал с мхатовцами премьеру своей «Чайки». В 1913 году художник Репин давал банкет по случаю восстановления своей картины «Иван Грозный и сын его Иван», которую изрезал ножом старообрядец-иконописец Абрам Балашов. Лев Толстой устраивал здесь публичные чтения романа «Воскресение». Здесь же проходили заседания Общества истории и древностей во главе с Василием Ключевским. На банкете в честь закладки памятника Гоголю подавала блюда сплошь из описанных в его произведениях: загадочная рыба лабардан, грибки, пирожки, шанишки, лепешки со всякими припёками и невесть что «со стола Коробочки», вареники от Пацюка, всякие солености и иные возбуждающие благодати; колбасы и окорока, искусно приготовленные Гапкой из бурой свиньи, съевшей прошение Ивана Никифоровича, бараний бок от Собакевича; осетр — произведение природы; горилка Тараса Бульбы, чистая, пенная; бутылки-толстобрюшки от купца Абдулина, бурдашка из погреба штабс-ротмистра Поцелуева; водки: на персиковых листьях, на черемуховом цвете, на вишневых косточках — из хозяйства Пульхерии Ивановны и прочие припасы из закромов и погребов бессмертных гоголевских героев. Всем было известно, что Гоголь знал толк в кулинарии. Он с большим удовольствием угощал своих друзей макаронами по-итальянски, которые любил готовить сам, когда жил в Риме.

Мастерская Андреева

Мастерская скульптора Николая Андреева находилась рядом с Арбатской площадью в Большом Афанасьевском переулке дом 37 стр. 4. К сожалению, никакой памятной доски и даже самой мастерской мы не обнаружили, в настоящее время здание бывшей мастерской оказалось на территории школы и вокруг неё возведен непрозрачный забор ядовитого желтого цвета. Вполне возможно бывшая мастерская используется для хозяйственных нужд школы, если вообще сохранилась. Приведем фотографию мастерской, сделанную в 90-е годы и фото современного положения дел.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Фото мастерской скульптора Николая Андреева, 90-е годы.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Фото современного положения дел с примерно того же ракурса. Можно было хотя бы цвет забора выбрать не такой ядовитый.

Николай Андреевич Андреев был достаточно известным скульптором, закончил Строгановку, состоял в Товариществе передвижников, в своем творчестве отдал дань как реализму, так и символизму и импрессионизму. После революции стал активным участников плана монументальной пропаганды, был автором большого количества портретов Ленина, вошедших в его знаменитую «лениниану». За это, наверное, новая российская демократическая власть и посчитала, что Андреев не достоин даже мало—мальского музея. Но его памятник-то Гоголю гениальный — просто «мagnum opus». Критики даже находят, что он исполнен в импрессионистской манере. По воспоминаниям современников идея памятника полностью завладела Андреевым. Он ездил на родину Гоголя — на Полтавщину, жил среди крестьян, зарисовывал яркие типажи местного населения, они станут позже основой барельефов, успел записать воспоминания о последних годах жизни Гоголя младшей сестры писателя, Ольги Васильевны. По воспоминаниям жены Андреева, Марии Гортынской, в период работы над памятником скульптор перечитал все произведения Гоголя, наизусть цитировал большие куски его произведений. Под воздействием всего прочитанного, увиденного, услышанного постепенно сложился окончательный замысел скульптора: «весёлый» Гоголь уступил место «грустному», задумчивому. Андреев абсолютно верно понял, как тяжела доля писателя на Руси.

Когда возвращались по Большому Афанасьевскому переулку на Новый Арбат, попалось большое граффити на торце здания № 33, посвященное Булгакову. Как специально, в тему материала. Портрет Булгакова высотой в 6 этажей появился здесь в сентябре 2014 года и выполнен арт-группой ZukClub. Выше портрета нарисован черный кот, это не кто иной, как известный булгаковский персонаж — кот Бегемот. Булгаков в арбатских переулках — это понятно и естественно: Арбат — один из самых «булгаковских» районов Москвы. Именно здесь, в Афанасьевских переулках, Большом и Малом, происходили основные события знаменитого романа «Мастер и Маргарита».

3
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Большой Афанасьевский переулок. Граффити на доме № 33, появященное Михаилу Булгакову.

Булгаков и Гоголь не были знакомы, но эти имена стоят рядом, поскольку автор «Мастера и Маргариты» не раз называл себя учеником Гоголя и считал своего великого земляка духовным наставником. И говорил: «Укрой меня своей чугунной шинелью» — здесь надо вспомнить знаменитую фразу «Все мы вышли из гоголевской шинели», приписываемую Достоевскому. Так и получилось, произошла практически мистическая история с черной надгробной плитой с могилы Гоголя в Даниловом монастыре. После смерти Гоголя отпели в храме мученицы Татианы при Московском университете и похоронили на кладбище Данилова монастыря. В качестве надгробия на могиле писателя поставили черный камень («голгофу»), а на нем — бронзовый крест. На надгробной плите была высечена цитата из книги пророка Иеремии, которая как нельзя лучше характеризовала великого Гоголя: «Горьким словом моим посмеюсь я». В 1952 году писателя из-за сноса Данилова монастыря перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Поставили новый памятник с бюстом писателя работы Н.Томского, а «голгофу» сдали в каменотесную мастерскую монастыря. В год 200-летнего юбилея опять потревожили писателя — его могиле вернули прежний вид, но с новой надгробной плитой. Бюст Гоголя перебазировался в Дом Гоголя под лестницу. Старая бесхозная «голгофа» случайно попалась на глаза жене писателя М.Булгакова, она выкупила её и установила на могиле мужа, тем самым сделав пророческими слова Булгакова, обращенные к Гоголю: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».

Перезахоронение Гоголя сопровождалось леденящими душу историями, что Гоголя похоронили живым, что в могиле не было черепа, что советские писатели, входившие в комиссию по перезахоронению, растащили одежду классика на сувениры, а Гоголь потом являлся им во сне и требовал своё обратно. Несмотря на то, что все эти истории неоднократно опровергались, они оказались живучими, видимо потому, что имя автора одного из первых ужасников под названием «Вий» предполагает наличие таких историй в его жизни.

Церковь Симеона Столпника

Памятниками Гоголю являются не только скульптуры, память о писателе хранят здания, в которых он бывал — особняки, здания, храмы. До нашего времени удивительным образом сохранилась приходская церковь Симеона Столпника, прихожанином которой был Гоголь. После революции церковь была закрыта и в 1930 г. фактически отдана на слом. Каким-то чудом уцелев, полуразрушенная, она дожила до строительства Калининского проспекта (Нового Арбата), и ей уже не оставалось никаких шансов, поскольку она вносила диссонанс в перспективу нового современного проспекта с его высотными зданиями. Но церковь удалось отстоять и, возможно, в этом помогло имя Гоголя. В 1960-е здание отреставрировали и отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, крыс, попугайчиков, канареек и т. д. В 1992 году здание передали церкви и заново расписали, в храм вернулась едва ли не самая дорогая реликвия — храмовая икона преподобного Симеона Столпника, она сохранилась у прихожан.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Церковь Симеона Столпника была популярна среди москвичей всех поколений как место венчания. Здесь тайно венчались граф Николай Петрович Шереметев и крепостная актриса Прасковья Ивановна Жемчугова, позже под венец пошли близкий друг Гоголя писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина. В 2005 года в церкви венчались Николай Караченцов и Людмила Поргина.

Дом-музей М. Ю. Лермонтова

Недалеко от церкви Симеона Столпника на улице Малая Молчановка дом 2 находится единственный сохранившийся дом в Москве, где жил Михаил Лермонтов. Деревянный одноэтажный дом с мезонином в стиле ампир был построен после пожара 1812 года купцом П. М. Черновым. В 1829 г. Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка Лермонтова, заключила договор об аренде дома у вдовы купца Чернова. В 1981 году, после реставрации в этом доме открылся музей поэта.

Гоголь и Лермонтов несколько раз встречались в Москве. Познакомились они 9 мая 1840 года, на первом именинном обеде Гоголя. Этот обед проходил в усадьбе друга Гоголя — Михаила Петровича Погодина недалеко от Новодевичьего монастыря. На обеде было много друзей Гоголя, посетил обед и Лермонтов. Гоголь только что прочитал его повести «Бэла» и «Фаталист» и был от них в восторге. По просьбе Гоголя Лермонтов читал гостям отрывок из только что написанной поэмы «Мцыри».

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Если упомянуто имя Лермонтова, то рядом непременно должно быть что-нибудь связанное с Пушкиным. И точно, в начале улицы Большая Молчановка, недалеко от церкви Симеона Столпника, во дворе дома № 10 за забором находится скульптура «Отдыхающий Пушкин». Как она здесь оказалась — загадка, практически нет никаких сведений о скульптуре даже в сети. По неподтвержденным данным, в этом доме расположена мастерская скульптора Александра Рукавишникова. Несколько лет назад Пушкин находился здесь в компании с памятниками героям романа «Мастер и Маргарита» (опять Булгаковская тема). Здесь находился памятники Мастеру с Маргаритой, Фаготу (Коровьеву) с котом Бегемотом, а также семиметровый автомобиль с водителем-грачом, на котором, по сюжету, Маргарита вернулась после шабаша в Москву. Позже герои романа Булгакова разбрелись по Москве, а Пушкин остался в гордом одиночестве. Памятник поэту вполне симпатичный и явно здесь ему не место.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Памятник «Отдыхающий Пушкин» во дворе мастерской скульптора А.Рукавишникова, расположенной по адресу Большая Молчановка, д.10

Дом Остроухова

Дом в Трубниковском переулке № 17 стр. 1 неофициально называется «Домом И. С. Остроухова в Трубниках» и является филиалом Литературного музея. Трубниковский переулок начинается сразу за кинотеатром «Октябрь», расположенным на Новом Арбате.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Дом И. С. Остроухова в Трубниках

В начале 20-го века здесь жил Илья Семенович Остроухов — художник и общественный деятель. У него в гостях неоднократно бывали Репин и Шишкин, Гиляровский и Васнецов, Третьяков и Шаляпин, Коровин и Серов, Кончаловский и Шехтель, заглядывал сюда даже Анри Матисс.

Дом Остроухова имеет прямое отношение к имени Гоголя. Здесь, в саду особняка, в апреле 1906 г. Николай Андреев представил свой проект памятника Гоголю, и тендерный комитет единогласно его одобрил и принял на себя обязательство выплатить скульптору вознаграждение в размере 30 тысяч рублей. Приведем живое описание событий, происходивших в этом доме в апреле 1906 года, из письма И. С. Остроухова к дочери Третьякова: «Больше двух месяцев Андреев работал, я критиковал, как мог, и, наконец, в один прекрасный день остановил его творческую руку. По-моему, вышло превосходное, значительное, глубоко обдуманное создание. Третьего дня водрузили проект с пьедесталом на горке нашего сада, и вчера собралась у нас комиссия. Тут были и Серов, страшно не доверявший Андрееву и злившийся на меня за такой прием (тридцать лет комиссия работала „другим“ приемом, сколько денег ухлопали на премии, на конкурсы!), был Пушкин, сын Александра Сергеевича, Ленский, Южин, архитекторы, профессора Университета, члены Общества любителей российской словесности, одним словом, целая компания. С 4 до 7, потом кое-кто остался обедать. Когда комиссия вышла в сад, я остался один в столовой и, признаться, трусил немного. Спустя 15 минут подошел к горке — и, о радость! — общее одобрение, даже восторг. Спрашиваю Серова, „как ты?“. „Очень, очень хорошо, не ожидал!“. Сейчас же по телефону вызвал Андреева, ввел его в гостиную, где уже подписывался протокол, и его все встретили громом аплодисментов и поздравлениями».
Проект памятника, который был представлен Николаем Андреевым комиссии в 1906 году в доме Остроухова, в настоящее время находится в Третьяковской галерее.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
2
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
3
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
2
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Памятник Гоголю в сквере Дома Гоголя

Если специалисты из комиссии памятник Гоголя приняли безоговорочно, то московские обыватели поначалу встретили его в штыки. Слишком неожиданным для всех оказался такой Гоголь, газеты соревновались в остроумии, наперебой навешивая ярлыки — как только его не называли: и мокрой вороной, и больным галчонком, и летучей мышью, и кикиморой, и «носом да шинелью»… Мнения представителей творческих профессий разделились. «Талантлив, но никуда не годен по идее» (М. Нестеров). «Смелая по правде идея» (И. Репин); «Барельефы совершенно не соответствуют памятнику» — «Барельефы — единственное, что удалось в памятнике»; «Гоголь г-на Андреева — лицо субъективное и мало говорящее сердцу русского человека… Это не Гоголь, которого мы знаем и любим…" и т. д. и т. п. Добрые слова про памятник нашлись у Станиславского: «Пушкин, Гоголь, Мольер и прочие великие поэты уже давно одеты, однажды и навсегда, в заношенные мундиры всевозможных традиций, через которые не доберешься до их живой природы». Андреев смог прорваться через этот мундир традиции, но его Гоголь многих раздражал. Так что первый памятник Гоголю не нравился не только Советской власти, причина его неприятия скорее всего глубже.

Дом Гоголя

В самом центре Москвы, на Никитском бульваре, рядом с Арбатской площадью расположена старинная городская усадьба, связанная с именем Гоголя. Писатель поселился в доме на Никитском бульваре в 1848 году по приглашению графа Александра Петровича Толстого, видного государственного деятеля, генерал-адъютанта, члена Государственного совета, обер-прокурора Святейшего Синода. Толстой и его супруга были одними из немногих духовно близких Гоголю друзей. В настоящее время здесь находится единственный в России музей Гоголя. Чугунные ворота ведут во двор, где, наконец, нашел свое место самый известный памятник Н. В. Гоголю, созданный скульптором Н. А. Андреевым к 100-летию со дня рождения писателя. Справа от памятника расположен ампирный дом с аркадами. Здесь на первом этаже в трёх комнатах на первом этаже Гоголь провел четыре последних года жизни, здесь же умер 21 февраля (по старому стилю) 1852 года. Слева от памятника расположен «каретный сарай», бывшие хозяйственные помещения дворянской усадьбы.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
2
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Современные фотографии усадьбы Талызина-Толстого

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Фотография усадьбы Талызина-Толстого начала 20-го века

Мемориальный музей Н. В. Гоголя

Экспозиция музея размещается в анфиладе комнат первого этажа главного дома усадьбы. По плану музейщиков в каждом из музейных помещений внимание посетителей должен привлекать доминирующий предмет. В прихожей — это «сундук странствий», в гостиной — камин, в котором был сожжен второй том «Мертвых душ», в кабинете — конторка, за которой стоя любил писать Гоголь, в зале «Ревизор» — кресло, в комнате памяти — посмертная маска Гоголя. В музее собраны подлинные исторические предметы и произведения искусства, а также вещи, принадлежавшие Гоголю. Экскурсии с музейным гидом очень популярны и записываться на них надо за месяц. Есть интересные пешеходные экскурсии, а также модные нынче велосипедные и самокатные. В музее доступен неплохой аудиогид.

В трёх отведенных ему комнатах первого этажа Гоголь работал над вторым томом «Мертвых душ». По словам самого Гоголя, в произведении должна была отразиться вся Русь, где бы «предстал весь русский человек со всем разнообразием богатств и даров, доставшихся ему на долю… и со всем множеством тех недостатков, которые находятся в нем». Именно второй том «Мертвых душ», по мнению автора, должен был направить на путь истинный весь русский народ. В одной из комнат музея есть карта Сибири, она здесь оказалась неслучайно. Гоголь во время работы над вторым томом «Мертвых душ» весьма интересовался картами и атласами земли сибирской, из чего современники писателя сделали вывод, что Гоголь определит Чичикова за проделки в Сибирь в ссылку. И там Чичиков должен был исправиться и прийти к богу, как сам писатель в конце жизни. Но видимо Гоголю показалось, что этот сюжет недостаточно правдоподобен, он посчитал, что не справился с поставленной сверхзадачей по исправлению общества и в итоге сжег рукопись второго тома «Мертвых душ». Но всё это из области предположений, тайну второго тома «Мертвых душ» Гоголь унёс с собой.

По воспоминаниям современников, вхожих в дом Толстых, за Гоголем в этом доме ухаживали, как за ребенком, предоставив ему полную свободу во всем. Он совершенно не заботился о бытовых мелочах. Тем не менее, эти стены, в которых писатель был окружен такой заботой, были свидетелями глубокого духовного кризиса Гоголя, с которым он так и не смог совладать. Накопилось слишком много проблем. Писатель переживал неприятие современниками вышедшей в 1847 году книги «Выбранные места из переписки с друзьями», неудачное сватовство к дочери высокопоставленного придворного — Анне Виельгорской в 1849-м и кончину своей доброй знакомой Екатерины Хомяковой в январе 1852-го. Именно здесь, посчитав законченную рукопись второго тома «Мертвых душ» неудачной, Гоголь сжег её в ночь на 12 февраля 1852 года. Вслед за символической литературной смертью 10 дней спустя в этом доме писатель встретил смерть физическую.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Картина Репина «Самосожжение Н. В. Гоголем второго тома «Мертвых душ»

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Сени Дома Гоголя. Направо расположены три комнатки, где жил Гоголь — прихожая, гостиная и кабинет. Налево — зал «Ревизор», зал памяти с посмертной маской Гоголя и зал современных инсталяций на темы гоголевских произведений. Прямо вверх по лестнице — музыкальная гостинная и выставочный зал, где в настоящее время размещена совсем небольшая выставка «200+10», посвященная юбилею писателя.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

В прихожей той части дома, где жил Гоголь, выставлены дорожный сундук, шинель с цилиндром, а также фотокопия редкого посмертного портрета Гоголя 1852 года работы Николая Андреева.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

В гостиной собрана мебель из красного дерева первой половины 19-го века, включая диван, перевезенный из имения Погодина на Девичьем поле, где останавливался Гоголь. На столе — книги и предметы из личной коллекции потомков сестры писателя. Второй том «Мертвых душ» обратился в пепел именно в этой комнате. Вопрос о том, что именно Гоголь предал огню перед смертью, так и остался не выясненным. После смерти писателя Шевырев, его душеприказчик, нашел в бумагах Гоголя разрозненные черновики. По ним с трудом удалось восстановить текст пяти глав второго тома, которые были изданы в 1855 году. Это издание можно увидеть в книжном шкафу соседнего с гостиной кабинета.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Кабинет дает представление о привычках писателя. Немногие знают, что Гоголь имел привычку работать, стоя за конторкой. А ещё он любил спать в кресле. На журнальном столике экспонируется титульный лист второго издания «Мертвых душ» 1842 года, или, как его тогда называли, виньетка. Ее исполнил сам автор поэмы. Гоголь владел каллиграфией, неплохо рисовал пером и карандашом, и после смерти ему приписывалось немалое количество иллюстраций к его произведениям. Во множестве сохранились его наброски людей и зарисовки архитектуры, которые он делал во время путешествий. В кабинете находилась личная библиотека писателя, которая к моменту его кончины насчитывала, согласно полицейской описи, 234 книги: 150 на русском языке и 84 на иностранных. Книги посчитали не представляющими никакой ценности и продали по копейке штука. Единственным дорогим предметом среди вещей писателя оказались золотые карманные часы, ранее принадлежавшие Жуковскому и остановленные им в момент смерти Пушкина. Все имущество Гоголя оценили в 43 рубля 88 копеек, он умер по сути нищим. Все накопленные деньги, чуть более двух с половиной тысяч рублей, он накануне смерти передал Шевыреву «на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством».

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Экспозиция зала «Ревизор» посвящена бессмертной комедии Гоголя «Ревизор». Именно в этой комнате Гоголь читал пьесу «Ревизор» своим друзьям в ноябре 1851 года. Момент этого действа запечатлён на офорте с картины художника Маковского «Гоголь читает „Ревизора“ 5 ноября 1851 года». Иван Сергеевич Тургенев, присутствовавший на чтении, так вспоминал об этом вечере: «Читал Гоголь превосходно… Я сидел, погруженный в радостное умиление: это был для меня настоящий пир и праздник».

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя
1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Премьера комедии состоялась 19 апреля 1836 года в Александринском театре Петербурга. На спектакль неожиданно приехал Николай I. Он «хохотал от всей души», а после сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!». Московская премьера «Ревизора» прошла в Малом театре 25 мая того же года.

2
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Подарок Дулёвского фарфорового завода Дому Гоголя

Несмотря на успех у публики и императора, Гоголю не понравилась ни петербургская, ни московская постановка «Ревизора». Он писал «Неужели не видно из самой роли, что такое Хлестаков? …Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит». Отношение властей к пьесе постепенно менялось, до власть предержащих наконец дошло, над кем смеётся публика и они сами. Дело повернулось так, что в апреле 1852-го был даже арестован И. С. Тургенев за некролог Гоголю, опубликованный в «Московских ведомостях», власти посчитали, что он слишком восторженно отозвался об авторе «Ревизора».

Гоголь, получив первые гонорары от постановок комедии «Ревизор», отправился в 1836 году за границу. Гоголь много путешествовал и любил путешествовать. Дорога вообще занимала большое место в жизни и творчестве писателя. В «Мертвых душах» есть замечательные строки: «Боже! Как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений».

Любимым городом Гоголя был Рим. Есть две цитаты Гоголя о Риме, которые говорят о том, что этот город много значил для писателя: «Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу — и уж на всю жизнь." и «…родину души своей я увидел, где душа моя жила еще прежде меня, прежде, чем я родился на свет…».

Жизнь Гоголя в Риме достойна отдельного рассказа. Писатель прожил в Риме в общей сложности почти 5 лет и в гоголевские места в Риме можно записать внушительное количество адресов. На доме по адресу Via Sistina, 125, где жил Гоголь (некогда эта улица называлась Via Felice), накануне 50-ти летия со дня его смерти появилась мемориальная доска. А недалеко на вилле Боргезе в 2002 году установлен внушительный бронзовый монумент, выполненный Зурабом Церетели и переданный в дар Риму от имени Правительства РФ. Побывать ещё раз в Риме и зафиксировать гоголевские места в Вечном городе — это может стать отдельной туристической идеей.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Памятная доска, посвященная памяти Гоголя, на доме по адресу Via Sistina 125 в Риме. Фото из интернета.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Памятник Гоголю в Риме на вилле Боргезе работы Зураба Церетели. Фото из интернета.

В Риме Гоголь был дружен с художником Александром Ивановым, который 20 лет писал картину «Явление Христа народу», по достоинству оцененную на родине только через много лет. На своей картине Иванов изобразил Гоголя самым приближенным к Господу, считая, наверное, что миссия друга-писателя по преобразованию общества к лучшему схожа с его собственной миссией. Художник Александр Иванов создал лучший, по мнению современников писателя, портрет Гоголя.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Картина «Явление Христа народу». Квест — найти на картине Гоголя.

1
Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Фрагмент картины «Явление Христа народу» где вроде как изображен Гоголь

Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Портрет Н. В. Гоголя кисти художника Александра Иванова. По мнению современников это наиболее правдивое прижизненное изображение писателя. О Гоголе 1840-х П. В. Анненков писал так: «Гоголь постарел, но приобрел особенного рода красоту, красоту мыслящего человека, хоть и печать усталости; но и общее выражение как-то светлее и спокойнее прежнего. Это было лицо философа». Первый экземпляр этого портрета был подарен Гоголем В. А. Жуковскому, второй почти в точности повторенный Ивановым, — М. П. Погодину. Портрет, принадлежащий Жуковскому, в 1898 году поступил в Русский музей, где хранится и поныне.

Существует единственный прижизненный фотографический снимок Гоголя. В те времена такой снимок назывался дагерротипом и он был основан на раннем фотографическом процессе с использованием светочувствительного йодистого серебра. Автор этого снимка русский придворный фотограф Сергей Левицкий. Он прибыл в Рим в составе свиты русского императора Николая I и уговорил Гоголя сняться на дагерротип вместе с колонией русских художников.

Прогулка в окрестностях «Дома Гоголя». К 210-летию самого загадочного русского писателя

Групповой дагерротип русских художников в Риме. 1845 г. Гоголь в центре снимка.

Николай Васильевич был гениальным человеком. Как писатель он полностью состоялся, но как человек своего счастья не обрел. История жизни Гоголя сложилась не слишком радостно, она наполнена одиночеством и страхами. Но он оставил свой след, один из самых ярких, в истории русской и мировой литературы. Но, что ещё более важно, Гоголь, как справедливо отметил Н. Г. Чернышевский, «сказал нам, кто мы таковы, чего недостаёт нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить». И он, как хороший учитель, продолжает преподавать нам свои уроки сквозь года.

С днём рождения, Николай Васильевич! Мы помним Ваши заслуги перед русским языком, а Ваш юмор позволяет нам освободиться от прошлого и с осторожным оптимизмом смотреть в будущее.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Москве
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии