Байон — второй по величине храм Ангкора. Он расположен в середине храмового комплекса Ангкор Том и из-за разрушений и эрозии издали кажется нагромождением глыб, устроенным буйной природой. Но когда-то — с середины 12 века — это было буддийское святилище, построенное при короле Джаявармане Седьмом.
Из Сиемрипа в Байон попадаешь через южные ворота Ангкор Тома, по торжественной дороге, перекинутой через водный ров, габариты которой устанавливают по бокам мифические «товарищи», тянущие неутомимого стожильного змея ради фиксации мироздания на подобающем позитивном уровне. Когда переходишь через ров, минуя и фотая на мосту этих товарищей, косвенно понимаешь, как было непросто рулить вселенной во времена она.
Храм Байон состоит из трех поставленных друг на друга уровней, со своей резной каменной галереей у каждой из террас. Над третьим ярусом возвышается центральная башня с овальным основанием. С ней прежде располагалась гигантская статуя Будды, но в Средние века она была уничтожена. Остальные башни украшены огромными человеческими ликами, обращенными на все стороны света.
Рядом с Байоном — плечом к плечу — скромно, но гордо стоит храм Бапхуон.
Байон — рай для мистиков, теологов, космологов, фотографов. При этом единственное, чего не следует делать, — появляться здесь в районе полудня, когда высокое солнце обесцвечивает и выслепляет лики, узоры, формы.
Увы, именно так (как не надо) поступает большинство приезжающих, которые в рамках стандартного дневного тура по «Малому кругу» Ангкора галопом проскакивают по восхитительным древним храмам, не имея при этом ни времени для того, чтобы задержаться в том или ином месте, ни возможности попасть на место в оптимальный момент дня, в одних случаях утренний, в других вечерний.
Байон — храм теней и света низкого солнца.
Храм Та Пром
Храм Та Пром, как и Байон, был возведен при короле Джаявармане Седьмом — немного позднее, ближе к концу 12 века. Городской комплекс Ангкор Том был к тому времени уже отстроен, поэтому Та Пром был вынесен за пределы квадрата окруженной рвом территории. Этот «новый» храм король воздвиг в честь своей матери, которую он отождествлял с богиней мудрости Праджняпарамитой, хотя и посвятил его богу Брахме.
Рядом находится храм Пхимеанакас («воздушный дворец») в виде трехступенчатой пирамиды. Он был построен между 950 и 1050 годами, а при жизни Джаявармана Седьмого был его личным храмом в королевском дворце. При нем неподалеку была выстроена терраса слонов.
Но вот — ок — мы перебрались в Та Пром. Это уникальное двухбашенное сооружение, украшенное колоннами и множеством барельефов. Его стены переплетены стволами и корнями хлопковых и тетрамелесовых деревьев, которые со временем стали скрепляющими элементами архитектурно-растительного симбиоза, без них конструкция уже не выживет.
98 из 100 посетителей Та Прома помешаны на киношной истории о расхитительнице гробниц, осексапиленной участием Анджелины Джоли. Им всем пить-есть не давай — дай позыркать, по какой там стене карабкалась губасто-грудастая дива, и заселфиться у этого памятно-горячего места. Хорошо им. Я всегда за то, чтоб массы получали массово. Потому что это скрепа, а я за скрепы. Дистанционно. Под культовой стеной поэтому не стоял, но издали посматривал.
Гулять по Та Прому и разглядывать среди развалин его орнаменты и сплетения — приятно и духоподъемно. Тут хорошо и утрами-вечерами, и в полуденное время: джунгли скрадывают солнце и насыщают воздух радиацией живой парящей зелени. Совсем не как кладбищенская прогулка среди теней и привидений: тут всё какое-то доброе, не печальное, сущее. Вот ты тут пришлый дальний инородный московит, а оно тебя встречает и привечивает, и ты конкретно тащишься от этого магического лесного гостеприимства.
Бантей — цитадель монахов
Бантей Кдей — в переводе «цитадель монашеских келий» — был воздвигнут при все том же короле-строителе Джаявармане Седьмом во 2-й половине 12 века. Он стилистически сходен с Байоном, но скромнее по размерам и композиции, плюс (точнее, большой минус) сделан со строительными ошибками из низкокачественного песчаника, из-за чего все более и более разрушается. Монахи населяли храм в разные времена, вплоть до 1960-х гг.
1
Прохаживаться по Бантей Кдею интересно и приятно. От прохода к проходу, от стены к стене, мимо колонн и барельефов, вокруг монументального хлопкового дерева, оживляющего древние руины магией надчеловеческой жизни.
1
Бантей Срей — цитадель женщин.
Индуистский храм Бантей Срей — в переводе «Женская цитадель» — расположен в отдалении от культовых ансамблей Ангкор Вата и Ангкор Тома, более чем в двадцати километрах к северо-востоку, при этом сам он — небольшой и плотный — является культовым. Он старше. Его возвели во 2-й половине 10 века при королях Раджендравармане Втором и Джаявармане Пятом.
Построенный из розового песчаника, храм отличается фантастической по богатству и технике резьбой, покрывающей его с головы до пят. В высеченных картинах читаются сцены из индийского эпоса Рамаяна.
Одна из барельефных сцен — из легенды о Раване, короле Ланки. Десятиголовый и двадцатирукий, он поднимает гору Кайлаш, на вершине которой живет бог Шива (на картине он вместе с Умой). По легенде, когда Равана поднял гору, Шива толкнул ее вниз пальцем ноги, и гора накрыла Равану. Он освободился лишь после тысячи лет молитв Шиве. (Наверно, у него потом всё наладилось, и он больше не попадал Шиве под раздачу.)
А вход в храм охраняют обезьяны — стильные ребята в клевых головных уборах. Я фотал их и так и этак, они определенно владели моим вниманием.
Ник Пин — храм на острове.
Ник Пин («переплетенные змеи») — храм на острове, сооруженный во 2-й половине 12 века при короле-строителе Джаявармане Седьмом. Центральная башня храма стоит на искусственном островке в центре квадратного пруда, который окружают четыре меньших, тоже квадратных пруда, расположенных по сторонам света. Весь этот квадратичный водно-каменный храмовый комплекс занимает центр квадратного острова, а тот коренится в центре вытянутого протяженного водоема.
Были там в разгар дня, когда солнце стояло высоко и нещадно лупило все живое и неживое в этом небезукоризненном подлунном мире. Поэтому основное впечатление произвел на нас как раз водоем, по которому среди водных отражений незатейливых облачков слонялись большие рогатые ребята. По периметру центрального прудика мы походили вокруг храма с сонной ленцой и в этой же приканифоленной солнцем сонливости посматривали на фигурные изображения мифологической братвы, вобравшей в себя всевозможные индуистские и буддийские смыслы и рецепты жизни.
Прасат Краван и Пре Руп.
Прасат Краван — храм старый, поставлен в начале 10 века во время правления короля Харшавармана Первого. Храм индуистский, посвящен Вишну. Состоит из пяти посаженных на платформу кирпичных башен. Внутри центральной и северной башен — серия скульптур, сделанных прямо в кирпичной кладке. Это не свойственно для Ангкора, хотя часто встречается в Тямских (Чамских) храмах Вьетнама. В 1960-е годы храм был реставрирован при максимальном использовании оригинальных материалов. Новые камни были при этом помечены буквами СА.
В нескольких километрах от Прасат Кравана — храм Пре Руп. Он немного, лет на сорок, моложе, построен при Ражендравармане Втором и стал его государственным храмом. В начале 20 века он был полностью заросшим и покрытым землей. В 1930-е годы его откопали французские специалисты.
Пре Руп представляет ступенчатую пирамиду, латеритные и кирпичные структуры которой — пранги — это пять пиков священной горы Миру, центра мироздания в индуистской мифологии. Надпись в храме говорит о том, что эти пранги были посвящены Шиве (два, в том числе центральный), Вишну и их женам Парвати и Лакшми.
Храмовый комплекс просторный. Можно подняться и осмотреть сверху его планировку. Масштаб и организация впечатляют. Но в прошлое не хочется.
Бантей Самре.
Бантей Самре — «цитадель Самре» (народ, населявший эту местность) — расположен в стороне от большого и малого кругов Ангкора, в полукилометре от Восточного Барая. Этот небольшой храм был построен в середине 12 века во времена правления Сурьявармана Второго и Ясовармана Второго.
Его фронтоны и арки украшает искусная и хорошо сохранившаяся резьба по камню, представляющая сюжеты индуистской мифологии (храм посвящен богу Вишну) и буддийские изображения. Правда, буддистские элементы были сильно разрушены в середине 13 века, когда к власти пришел Джаяварман Восьмой, поклонявшийся Шиве. С веками храм претерпел еще большие разрушения, а в начале 20 века он вообще был найден заросшим джунглями. Храм реставрировали в 1930-е гг. анастилозным методом.
В Бантей Самре не так людно, сюда заезжают в основном граждане тематически «заточенные» и «наведенные», в то время как аншлаги совокупных масс народа забивают программные храмы Ангкора.
1
Не будь я отпетым московским булошником с заведенным таймером рутинной, но осмысленной столичной жизни, я знай разгуливал бы по Бантей Самре и вчитывался в увлекательно-забавные, наивные, но не бессмысленные сказки векового прошлого Востока. Солнце всходит и заходит день за днем и год за годом, жарко, природа млеет и плодится, а ты себе покачиваешься в дреме на волне забытья среди легенд о сладких огурцах, о прокаженном короле и битвах Рамы и Раваны, и что тебе наше посконное российское бездорожье…