Аль-Хаджра (Al-Hajjarah) — это именно одно из тех культовых мест, ради чего стоит посетить Манаху. Живописная деревушка расположена в 5 км. от города на высокой горе.
Аль-Хаджра (Al-Hajjarah) — это именно одно из тех культовых мест, ради чего стоит посетить Манаху. Живописная деревушка расположена в 5 км. от города на высокой горе.
Если Манаха находится на высоте 2200 метров, то Аль-Хаджра несколько выше, отчего её очертания можно видеть с разных точек издалека.
Утром, когда мы собрались туда на экскурсию, о наших намерениях узнал один местный торговец — он всю дорогу летел вплотную за нашим микроавтобусом на мотоцикле, дабы мы там обязательно зашли к нему в сувенирную лавку.
Гид же нас наоборот предупредил, что народ в Аль-Хаджре стал довольно наглый, и что отовариваться здесь ни в коем случае не стоит. Всему виной политическая ситуация в результате которой сюда уже четвёртый год не приезжают туристы. Автомобильной дороги в Аль-Хаджру нет.
Водитель подвозит нас как можно ближе до места, и предлагает далее идти пешком. После посещения деревушки нам предстоит треккинговая прогулка по близлежащим горам, поэтому, договорившись с водителем о времени и месте нашей дальнейшей встречи, мы его отпускаем.
Здесь сразу чувствуется некий другой более патриархальный уклад жизни.
Внизу возле деревни имеется большой резервуар для воды. Дабы что-то привезти местное население использует мулов.
Я здесь, вдохнув чистый горный воздух, буквально парил взглядом над окружающими просторами.
К реальности вернул торговец, зацепивший нас как добычу. Причём парень старался отогнать от нас своих конкурентов, однако получалось как раз наоборот, и мы буквально обросли хвостом любопытствующей детворы.
Дабы как-то продолжить осмотр, пришлось-таки зайти в лавку. Впрочем, это дало возможность спокойно двигаться дальше. Если говорить серьёзно, то народ здесь увидев иностранца, честно и искренне верит, что тот возьмёт и вот так сразу вдруг всё купит. Йемен страна достаточно закрытая, и массовый туристический бум в скором времени здесь не предвидится.
Жаль! Аль-Хаджра без сомнений является шедевром йеменской архитектуры. Деревушка, словно гнездо гигантской птицы, разместилась на вершине горы, заняв для себя всё пригодное для жизни пространство.
Хаджар по-арабски обозначает камень. Возвышающиеся над пропастью каменные дома плотно прилегают друг к другу, образуя неприступное кольцо. Археологи утверждают, что система кольца, из стоящих вплотную друг к другу домов, характерна для многих аравийских деревень и городов. Интересы безопасности диктовали здесь свои требования: никаких слабых и уязвимых мест в системе кольца не должно быть, а следовательно, план заселения должен быть цельным и полным ещё до начала строительства, далее недопустимы ссоры и раздоры между обитателями соседних домов.
Добавим к этому, что необходимость поддержания сплочённости диктовала некую скромность в отношениях между людьми. Вход в деревню только один, к нему вверх ведёт ступенчатая каменная лестница. Поднимающиеся в гору были здесь как на ладони. Один — два брошенных сверху камня могли легко охладить наступательный порыв, не говоря уже о применении огнестрельного оружия.
Нас встречают дышащие стариной довольно узкие ворота.
Теоретически два-три воина могли задержать здесь большое количество атакующих. Неудивительно, что во время обоих османских оккупаций Йемена Аль-Хаджра являлась оплотом борьбы против турок.
Внутри деревушка менее живописна, чем снаружи. Трёх-четырёх этажные дома-небоскрёбы жмутся друг к другу, оставляя людям для прохода узкие, похожие на горные расщелины дорожки.
Во многие окна солнечный свет никогда не попадает, отчего невольно представляется атмосфера тёмного средневековья.
Дома сложены из обработанных и подогнанных друг к другу камней и каменных блоков. Если внимательно приглядеться, можно заметить различный стиль кладки.
Чем древнее строение, тем крупнее его блоки. Некоторые камни подтачивали по принципу замка.
Из-за ограниченности жизненного пространства хозяйственные постройки пристраивали друг на друга.
Причём делали это так, что в некоторых случаях забраться на второй этаж можно было только по приставной лестнице.
Кое-где возле домов можно видеть старые круглые камни, на которых когда-то что-то перемалывали.
Гид Мунир утверждает — нынешнюю Аль-Хаджру построили в 12-ом веке исмаилиты (династия Сулиахидов). На ту пору они вели жестокую войну с шиитами и с суннитами.
Я не думаю, что в архитектурном отношении Аль-Хаджра была чем-то новым. Южноаравийская архитектура не менялась в течение трёх тысячелетий.
Мунир показал нам обычный с виду трёхэтажный жилой дом, который является ровесником Москвы.
Рядом с ним, по утверждению гида, находится дверной косяк и деревянная дверь, возраст которых более 800 лет.
Сверху на косяке вырезано 4 знака, из них я узнал только шестиконечную звезду Давида. По словам гида, до середины прошлого века здесь жили йеменские евреи.
Невольно возникает вопрос. Кто же тогда построил Аль-Хаджру?
Если евреи, то они должны были жить отдельно.
Если мусульмане и иудеи жили здесь смешано, то Аль-Хаджра должна была иметь статус хиджры.
В настоящем что-либо узнать об Аль-Хаджре практически невозможно.
Историческая документация описывает дворцы и храмы, обходя стороной деревни.
На некоторых домах можно видеть вырезанные на камне знаки. Думаю, это клеймо мастера (нечто похожее я видел в Чечне и в Ингушетии).
В наше время в деревню проведён водопровод, но за воду нужно платить, поэтому блага цивилизации доступны не всем.
Для приготовления пищи жители пользуются газовыми баллонами. В одном доме на последнем этаже мы видели чёрное закопченное окно — там до сих пор готовят на дровах.
И всё же не смотря на похожую архитектуру, каждый район Йемена имеет что-то своё.
Так, например, если в долине Хадрамаут женщины носят широкие шляпы с вытянутой вверх сердцевиной, чем напоминают сказочных персонажей, то в округе Манаха их головной убор от обычной украинской соломенной шляпы ничем не отличим.
Раздаём здесь детворе ручки и тетрадки.
Ещё и ещё раз любуемся панорамой окрестных гор
и движемся дальше по маршруту.