В Магадан! Через реки, горы и долины… Часть 16.
Усть-Нера — Нерюнгри
Сама по себе Усть-Нера ничем не примечательна. Смотреть там нечего. Есть, правда, ледяные пещеры, но открыты они только по праздникам - в обычные дни просто не найдётся посетителей...
Однако, благодаря двум жительницам этого небольшого посёлка - Наташе и Лене - Усть-Нера может превратиться в очень приятное место!
Наташа живёт с родителями, так что не имеет возможности принимать гостей - поэтому она переадресовывает всех к Лене. И сама приходит в гости=)) И получается - общение на любые темы за кружкой пива, море веселья и смеха, потрясающая атмосфера дружелюбия... Я очень хочу попасть в Усть-Неру снова - просто ради того, чтобы провести ещё пару вечеров с этими людьми.
А неприятно поразила Усть-Нера... ценами!
Я решила приготовить ужин и пошла в магазин. Купила замороженную курицу, килограмм гороха, небольшую пачку майонеза, пару приправ и 3-литровую баклажку пива. Это обошлось мне в 830 рублей!
Как говорится - без комментариев...
************************************
Как не хочется возвращаться в цивилизацию - туда, где человек человеку волк, а не друг!
Но - надо...
Правда, это не так уж просто. Машин-то нет!
Точнее, они были. И останавливались. Останавливались даже те, которые я не стопила! И - все ехали в аэропорт.
Но все стадии умирания я уже прошла в Усть-Хакчане. И, умерев - переродилась. Меня ничуть не напрягала необходимость простоять на трассе несколько часов. В конце концов - никто не виноват, что дальше порта машины не едут. Значит, остаётся запастись терпением и ждать.
Часов через 5 (или 6?) мимо проехал брат Лены. Тоже предложил подбросить до порта. Ему я подробно объяснила, почему мне нет смысла туда ехать. Здесь меня хотя бы развлекают проезжающие мимо машины... а там? Смотреть на пустую трассу без лишней необходимости? Ну уж нет!
В итоге (часов через 7) я своей машины всё-таки дождалась! Хотя уже была убеждена, что придётся мне возвращаться ночевать в Усть-Неру...
Это был бензовоз, направлявшийся в Хандыгу. Как и все в этих краях - он просто не мог не остановиться=)))
Маз-Супер - на мой взгляд, лучшая грузовая машина для этих дорог. Идёт он очень мягко, может развивать неплохие скорости - мой драйвер стабильно шёл 50 км/ч, что для большегруза на дорогах Якутии практически нереально. Ну, и чинить его просто - маз есть маз. Молодцы белорусы!
Ехали мы до поздней ночи. Когда драйвер решил встать на ночлег - я, опять же, покидать машину не стала. Нет здесь ночного движения - потому что никто никуда не спешит. Возможность нонстопа - чуть ли не единственный плюс цивилизации...
...Драйвер просил разбудить его, если я проснусь раньше. Но, проснувшись рано утром, я поняла, что это задача не из лёгких - и сама продолжила спать.
* * *
Хандыга уже относительно недалеко. Горы, перевалы, прижимы... двум машинам не разъехаться... красиво и опасно...
Всё это я уже видела. Приветствовала. Теперь - прощаюсь...
На очередном прижиме мы встали. На дороге завал, его расчищают - придётся часик постоять. Драйвер пьёт чай, мне вручает бутылку пива. Я выхожу размять ноги.
И вижу... жигули! С московскими номерами!
Удивление моё не знало границ. Дело в том, что на нашем форуме появлялся человек, который собирался ехать в Магадан на жигулях - искал вписку в Чите. Но по пути туда я его не встретила - и решила, что он отказался от этой безумной затеи.
Оказывается - не отказался! Доехал! Причём практически без поломок! Теперь во Владивосток двигает.
Я рассказала о своём путешествии по Старой Колыме. Парень был впечатлён - и решил, что когда-нибудь купит джип и обязательно там проедет! Что ж - в добрый путь. Если к тому времени от той дороги хоть что-нибудь останется...
Тем временем приехал ещё один бензовоз - знакомый моего драйвера. Они позвали меня в кабину.
И знакомый рассказал удивительную историю...
...Это случилось в конце 90-х, в марте. Для Колымы - ещё зима. Драйвер ехал из Магадана. И на дороге увидел семью - мужа, жену и двух маленьких детей.
Как они там оказались? Перебираются жить в Хабаровск из Магадана. Машин мало, вот и идут пешком. Есть ли еда, деньги? Денег нет, из еды - полбатона хлеба и пачка маргарина...
У драйвера в машине не было места, но было много еды. Всю её он отдал семье. Потом тормознул проезжающий мимо урал и посадил людей туда. И посоветовал им, если придётся идти пешком - идти ночью, а спать днём: днём теплее, не замёрзнешь во сне.
...Спустя десять лет жена позвала его к телевизору.
И он увидел в передаче "Жди меня" - ту женщину! Которая разыскивала его, чтобы поблагодарить за помощь той зимой...
Всё-таки удивительные люди в тех краях - на Колыме, в Северной Якутии! Когда я въеду в цивилизацию - мне будет очень их не хватать...
* * *
А между Тёплым Ключом и Хандыгой мой драйвер показал мне памятник милиционерам. И рассказал его историю.
...С зоны, находящейся где-то между посёлками, сбежала группа заключённых. Кроме трассы, бежать там некуда, но... кто может предугадать, в каком направлении они пойдут? Поэтому в погоню выслали две милицейских машины - из Хандыги и из Тёплого ключа.
Не учли одного момента. Заключённые-то были переодеты в милицейскую форму! И оба наряда об этом знали.
Так что, встретившись между посёлками - милиционеры просто перестреляли друг друга, думая, что стреляют по беглецам...
************************************
На вечерний паром через Алдан я не успевала. Надо было всё-таки разбудить драйвера утром, как он просил! Мне же не хватает буквально какого-то часа!
Но - поздно. Я стою на выезде из Хандыги. Темно. Мошка, комары... снова курить сквозь москитную сетку...
Машин нет. Откуда им взяться, если парома до утра не будет? Но я почему-то на что-то надеюсь...
Можно было бы, конечно, заночевать в Хандыге, у Рустама - но тогда я пропущу и утренний паром. Он отходит в 9 утра, то есть проснуться надо не позже 6. Из тёплой мягкой постели - и вылезти в 6 утра?! Для меня это практически невозможно=))
...Уазик, едущий в Кескил, довёз меня до переправы.
Что мне остаётся? Конечно же, спать!
Но палатку ставить мне лень. Да и зачем? Количество мошки таково, что мне не помешает - я уже привычная. На улице довольно-таки тепло, если надеть флиску - будет совсем хорошо. Так что я ушла в кусты, расстелила пенку и легла, укрывшись автостопной курткой.
Среди ночи меня разбудил дождь. Нет, не летний грозовой ливень - мелкий и затяжной осенний дождик. Как быстро кончается лето...
Но палатку ставить всё равно не хотелось. Ближе Читы длительных остановок у меня не намечается - так зачем столько времени таскаться с мокрой палаткой? Куртка у меня не промокает, штаны высохнут на солнце за 5 минут... Буду досыпать так!
И, уже не обращая внимания на дождь, крепко спала до утра. Вывод - всегда надо правильно выбирать одежду=)))
...Паромщик не взял с меня денег за переправу. И вписал в грузовик до Нерюнгри.
* * *
Драйвер гнал, как сумасшедший. Даже легковушки обгонял! Правда, и тряслись мы немилосердно.
"Машину не жалко?" - поинтересовалась я.
"Да что её жалеть!" - махнул рукой драйвер, - "Это ж китаец, они дешёвые. Сломается окончательно - новую куплю!"
И, не очень далеко отъехав от переправы, мы обогнали... фуру, на которой я ехала до Усть-Неры! Видимо, он переправился вечером и лёг спать.
Не зря он предполагал, что мы ещё встретимся! Впрочем, на этих дорогах не встретиться трудно...
И как всё удачно складывается - в который уже раз! Если бы накануне я вовремя разбудила драйвера бензовоза - успела бы на вечерний паром. Там я неминуемо встретила бы старого знакомого и дальше поехала с ним. А он едет медленно, и по пути нам только до Нижнего Бестяха... Теперь же я еду на более чем быстрой машине - и до Нерюнгри.
...Ночевали мы на Амге. Здесь я уже могла рассчитывать на ночной трафик, но я рассудила, что с такой скоростью движения - от добра добра не ищут. Ведь за 13 часов (считая и обед) мы проехали 720 км - по дорогам Якутии это малореально даже для легковушки!
Утром, в Томмоте, пришлось ремонтировать карданный вал. После этого драйвер поехал потише. Но всё равно - легковушки местами обгонял=))
И поздно вечером я была в Нерюнгри.
_____________________________________________________
Усть-Нера. Процесс поклейки обоев=))
Перевалы…
Переправа через Алдан.
Типичный усть-нерский вид.