Я знаю, что Джордж Клуни делал в последний день этого лета! А почти то же что и я — ходил туда-сюда по красной дорожке 68-го Венецианского Кинофестиваля. С одной лишь небольшоооой разницей (разницей в возрасте): для Клуни это был очередной какой-то обычный фест, в то время как для нас — людей из Екатеринбурга, случайно попавших на итальянский праздничный ковер — событие из ряда вон.
Узнали мы про фестиваль довольно случайно. Я уже полгода живу и работаю волонтером в Италии, а мой друг-фотограф Рома приехал туда в отпуск, в него же сманил и меня. И вот путешествуя так по сапогу вдоль и поперек, мы рандомно решили навестить Венецию — приезжаем, находим отличный хостел, сидим радуемся, попиваем венецианский кофе и тут Марко — хозяин нашего хостела и коренной лидиец — задумчиво так между делом говорит:
— Завтра народу понаедет.
— Зачем?
— Кинофестиваль же.
— …Вввенецианский?! — не верим своему счастью.
— Он…
— Так.так. погоди, — начинаем соображать, — А когда открытие? Завтра?
— Официально завтра, неофициально вообще то сегодня…
— Ухты! (просто прикольно узнавать что-то неофициальное). А как туда попасть?
— Это будет спецпоказ для жителей Венеции, поэтому надо быть венецианцем.
— мм.
— иметь айди с пропиской, в июле зарегистрироваться на сайте провинции Венеции, поучаствовать в лотерее и выиграть билет! Я когда был маленьким папа водил меня на этот ваш кинофестиваль — такой бардаак…
Марко пускается в субъективные воспоминания о 35-й венецианке, а мы, запив нечаянную радость свежим кофе, начинаем размышлять, как бы попасть на 68-ю. Итак, завтра у нас под боком стартует 68-й Венецианский кинофестиваль; у нас ни билетов, ни блата, ни аккредитации. При таком раскладе:
Можно ли вообще простому смертному попасть на Венецианский кинофестиваль?
Если можно, то как?
Можно ли это сделать хитро дешево бесплатно?
Ииии самый главный женский вопрос: в чем пойти?
Первым я взялась решать вопрос дресс-кода — в чем вообще «обычно») ходят на Венецианские кинофестивали? В вечернем платье или по-простяцки как в «Салют»? Очень хотелось в платье, но вродькак лето жарко неудобно… Взвесив все «за» и «против» я пришла к выводу, что «за» легче в силу количества букв, и пошла-таки в платье и на — оуо — каблуках. Приезжаем на фест — и я понимаю, что молодец, (не)прогадала! Кроме меня. днем. в муви вилледже Венецианского кинофестиваля. в платье-на-шпильках. неоказалось никого!!! Только я). Все остальные как хипстеры. Оно и понятно — кто ходит по венецианским кинофестивалям? Журналисты, киношники и кинофрики. И звезды. И мы. Как звезды) Ходим, значит, мы с Джессикой Альбой по муви вилледжу одни как дуры в платьях, мучаемся. — Пойдем, — говорит Джессика, — кофе попьем штоли. — Пойдем, — отвечаю.
— Смотри, — говорит Джессика, попивая, — все странные какие, в шлепках, бутсах…
— с красными сумками и бейджиками…
…только так бедняги смертные и могут попасть на показы! Хорошо, что нам всего этого не надо, мы же звезды и просто так смо…. — что дальше говорит воображаемая Джессика уже неслышно, так как, я вдруг понимаю, что мы ин-траблс: действительно, у всех гостей на шеях висят бейджи аккредитованных персон, которые и дают им права проходить на показы. Что дает право нам находиться здесь, кроме нашей наглости неясно) Включаем инет, спрашиваем: как попасть на венецианский кинофестиваль (глупый вопрос, с учетом того, что мы уже на нем, но все же). Выясняем, что на фесте есть 5 типов публики:
Invitti (приглашенные) — собственно Джессика и Марко, когда он был маленьким венецианцем
Industry (киношники)
Press (пресса)
Tutti gli accrediti (все аккредитованные) — видимо, среди аккредитованных есть такие, которые и не 3, и не 2, а нечто 4-е — я с этим не разобралась, но вот факт)
Иии наконец, ура! Pubblico! (публика) — это мы)
То есть пройти-таки можно. По наивности мы правда, все еще тешим себя надеждой пройти хитро, дешево, бесплатно — и идем на сайт с инфой о том, как стать аккредитованными персонами. Но это, ясное дело, дохлый номер. Чтоб стать аккредитантами — так для инфы — надо замного ранее еще в июне присылать в офис кинофеста заявку на аккредитацию со своими работами, среди которых желательно иметь работы с прошлого кинофестиваля, предоставлять инфу о своем сми или студии ит.д итп. Стоит сама заявка 60 что ли евро-то есть просто заявка, которую могут и не поддтвердить, но зато в случае положительного ответа ты получаешь красный шунрок на шею с бейджем, по которому сможешь ходить на все показы бесплатно. Такой крутяк… Нам не светил) поэтому мы пошли тупо в кассы узнавать, есть ли Клуни в ассортименте. Клуни был, билет стоил в районе 20 евро. Купили, конечно. Были также и билеты еще на 3 киношки — их тоже взяли, в итоге у нас на руках были тикеты на:
Французский документальный фильм Crazy Horse (про закулисную жизнь эротического шоу Crazy Horse), реж. Frederick Wiseman
Love and Bruises — франко-китайская драма про любовь страсть в Париже
Мировую премьеру фильма Дж. Клуни The Ides of March
Иии самый дорогой в мире российского документального кино фильм русского режиссера Виктора Коссаковского Vivan las Antipodas!
Вот такой жирный кинопоход нам предстояло провернуть за один день 31 августа 2011 года.
Забегая вперед скажу, что попали мы в итоге лишь на три кинокартины, а первый фильм про Дикую лошадь был нами пропущен) — так как начинался буквально вот-вот и в зале, который находился далеко от касс. Мы, конечно, предприняли попытку до него добежать, но как раз на нашу беду поступила инфа, что в муви вилледж пребывает очередная (охоспадди) звезда и путь к залу перекрыли — поставили забор, кинули красный коврик, поставили улюлюкающих папарациев. Убедившись у полиции, что обходного пути к дикой лошади нет, и лошадь потеряна до лучших времен на рутрекере, мы пошли гулять по кинодеревне.
Обычный человек без бейджей может тусоваться только в муви вилледже, попасть во все остальные места можно имея какой-то специальный пропуск или билет в кинозал, находящийся в вип-зоне. У нас было ура второе, потому мы отправились гулять по дорожкам не для всех.
Тут уже народу меньше, спокойнее. Кожаные диванчики, приличные кафе, террасы для релакса.
Насладившись вип-зоной отправляемся на второй фильм. Заранее! На входе наблюдаем забавную картину: две очереди — длииииннная из аккредитованных халявщиков и короткая ае наша — для тех, кто по-честному купил тикеты.
По идее халявщики рассаживаются на свободные места, после того, как публика с билетами займет согласно купленным. Но у нашего проверяльщика билетов ломается машинка для читки штрихкодов и сначала начинают запускать халявщиков:
Наша очередь негодует. Машинка не чинится, в итоге приходит человек, способный считывать штрих-коды глазами) и мы заходим в зал…
Когда все усаживаются, на места с надписью «ризервато» прокрадываются актеры и съемочная команда фильма; народ рукоплещет и радуется. Радуется особо сильно, потому что на разогреве основного фильма Love and Bruises (франко-китайская драма про страсть) стоит итальянская короткометражка с известными (одним итальянцам) итальянскими актерами. После массовой радости гаснет свет и показывают сначала скучную короткометражку (меня не покидает ощущение, что итальянцы разучились снимать кино), а потом отличный французский фильм с китайской актрисой в главной роли. Смотреть кино в одном зале с актерами немного странно. В нашем случае даже неловко. Весь фильм главную героиню, я извиняюсь, трахают, она унижается (по сюжету) и сверкает всеми своими китайскими прелестями (в реале). И думаешь, вот ведь бедолага, а потом вдруг понимаешь, что эта женщина с экрана, которую в данный момент насилуют — сидит прямо позади тебя и спокойно на все это смотрит. Тот, кто насилует сидит рядом с ней, мирно положив руку ей себе на колено. Милая картина в общем. Особого фурора у итальянской публики, пришедшей посмотреть в основном на свою никчемную итальянскую короткометражку (этот шорт правда был на удивление никчемным) фильм про франко-китайскую страсть не вызвал, а мне понравился.
Сразу по окончании показа мы неспеша вышли на улицу и услышали звуки.омайгат! точно же! Официального открытия 68го Венецианского Кинофестиваля! Мы кинулись на звуки, но было, естественно, в каком-то смысле поздно — все подходы к обзору красной дорожки были оккупированы ярыми фанами с ручками, блокнотами и фотоаппаратами. Поцеловав на удачу билет с Клуни мы ввинтились в толпу. Прям совсем к забору прорваться неудалось, но кое-что увидели:
Синди Кроуффорд
Актеры и съемочная команда фильма The Ides of March; в самой гуще седая голова Клуни.
Смешной фотограф.
Сразу же после дефиле звезд блатные фотографы скидывают свои фотки на буки
а рядом с красной дорожкой начинается акция протеста обычных работников фестиваля под названием «Сцена это фикция» , они
свистят, гудят и кричат про то, что какого чорта масштаб Венецианского фестиваля растет, доходы руководства растут, а они — обычные работники получают столько же.
Охрана безразличествует (ничосе),
Операторы кровожадно снимают лакомство,
а кино-фрики тусуются, думая, что это кинопарад)
После церемонии открытия Клуни идет на апперитив, а мы в другой зал — смотреть его свежий фильм Иды Марта (The Ides of March). Что можно сказать про фильм The Ides of March. Кажется, неплохой. Про политику. Метафоричный. Интриги, скандалы, расследования) Иды — есть середина месяца в римском календаря; в иды марта 44 г. до н. э. был убит Юлий Цезарь — кто есть Юлий Цезарь в фильме несовсем ясно — убивают только…(а да сорри, молчу)) — так или иначе подковерный мир в ленте заворачивается дай бог. Фильм хорош, посмотреть можно, мировая премьера 03.02.2012, премьера в России только 16.02.2012 года.
Несмотря на то, что Иды Марта считался официальным лакомством первого дня Венецианского кинофестиваля, реальной, на мой взгляд, бомбой стал документальный фильм Виктора Коссаковского Vivan las Antipodas! , на который мы и отправились быстро после. Фильм Коссаковского я считаю лучшим не только потому что Виктор наш режиссер и снял самый дорогой в истории русский документальный фильм, но и потому что ему реально удалось заставить людей поверить в то, что документальное кино может быть прокатным. Что на мой взгляд является своего рода микро-революцией в стакане. Премьера фильма Vivan las Antipodas! проходила как раз в главном зале, и идти туда предстояло ура по красной дорожке! Так состоялся мой первый в жизни выход на ковер:
Вслед за мной по этой же дорожке прошел Виктор Коссаковский со своей командой (повторюша)
Прошел, зашел в зал и сел. Села и свита. Все мол, в темном, мол шутят, мол безразличные к происходящему — ну, четыре года снимали, ну премьера, ну и что — шутят, слишком громко хлопают — явно волнуются. А зря, волноваться нестоило — фильм офигенный, очкрутой. В первые минуты ты еще, конечно, сомневаешься в способности какого-то документального фильма про природу и людей всерьез увлечь тебя. Ну ладно бы расследование авиакатастрофы, или путешествие в пасть дракона) — это еще может быть интересным. Но просто природа, люди, собаки, грифы? Полтора часа? Хзхз. Не проходит правда и двадцати минут, и ты перестаешь думать, а просто проваливаешься в эту ткань еле уловимого сюжета, в эту музыку, в эти картинки, в миры обычных людей, в эти безумно красивые и уникальные кадры, непонятно, как вообще снятые — долгий и подробный полет грифа, разлив лавы в аргентине (?), застывание этой лавы и снова разлив. Я понимаю, что такие кадры нужно ждать месяцами. И мне ясно — ребята поработали, а фильм крутой. После показа, конечно, все рукоплещут, Виктор смущенно кланяется и хватает своих коллег, чтоб кланялись и те…
а я растроганно сижу
(если по секрету, то такое лицо у меня потому, что в фильме там как бы вскользь пропала собака, и нашлась она или нет, режиссер так и не показал, мне очень жаль, потому что-то место, где она пропала, на следующее утро было затоплено лавой; я очень переживаю до сих пор).
Тем временем в муви вилледже наступает вечер…
охранники порядка принимают позу «вольно»,господа и дамы отправляются на званый ужин для приглашенных, на улицы выкатываются дорогие тачки…
а здания покрываются цитатами из фильмов
Так, кончалось лето и начинался Венецианский кинофестиваль, кино-деревня светилась, тусовалась и радовалась, а мы грустили, что все остальные крутые премьеры нам придется смотреть вместе со всем миром — чорт где-то аж в феврале.
P. S. Кстати, для заинтересованных в халяве — на Венецианском фестивале можно таки посмотреть кой-чо дешево бесплатно). Кроме официальной программы существует ряд альтернативных программ, как например, программа киноклуба Orizzonti (Горизонты) — на которой был представлен фильм нашего Германа или программа As Short As — короткий метр, в основном, современный итальянский. Так что если вы оказались в Венеции в дни Венецианского фестиваля совершенно без денег — смело ищите, где тут в их пафосной муви-деревне альтернативу дают). Я, увы, попасть на все это кинодобро не смогла, зато захватила с собой все программки и теперь знаю (о_О тссс) что качать)