Много воды утекло с тех пор, когда Суздаль мог соперничать с Москвой в области колокольного звона, и многое изменилось в нашей стране. Но в настоящее время традиции колокольного звона в Суздале возрождаются, в этом мы убедились во время нашего новогоднего путешествия в этот прекрасный русский город. Так случилось, что первое утро Нового 2019 года мы провели на колокольне Козьмодемьянской церкви. Как известно, как встретишь Новый год, так и проведешь. Наш новый год начался под суздальские колокольные звоны на фоне настоящей русской зимы. И мы так были впечатлены этим событием, что долго расспрашивали об истории и традициях суздальского колокольного звона самого молодого местного звонаря Наталью, которая помогла нам попасть сюда, а позже углубились в эту тему уже самостоятельно.
Нам понравилась небольшая суздальская Козьмодемьянская церковь. Такие простые православные церкви милей, чем огромные богатые храмы, поражающие прихожан архитектурой и богатым убранством. Всем своим видом они говорят, что ты песчинка в этом мире — смирись и терпи. В богатые храмы ходят богатые прихожане и делают богатые пожертвования, чтобы им отпустили грехи. В таких храмах почетно служить и денег у них много. Но зато небольшие церкви всегда были ближе к народу, здесь раньше проходила вся жизнь простого русского человека: крещение, венчание, отпевание. В таких церквах служат бедные рядовые священники, приходы у них небольшие и денег у них мало. Но здесь больше искренности и больше веры.
Немного об истории Козьмодемьянской церкви.
Козьмодемьянская церковь — православный храм в Суздале на левом высоком берегу реки Каменки в камне был построен в 1725 году. Этот храм лежит в стороне от привычных туристических маршрутов, поэтому туристы уделяют ему мало внимания. Но место это намоленное. Историки считают, что здесь в 12-ом веке стоял монастырь Косьмы и Дамиана, основанный епископом Иоанном — духовником самого Владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. После многочисленных войн и набегов врагов к 17-ому веку от него осталась только деревянная церковь в честь тех же святых. В начале 18-го века на этом месте возвели каменную церковь, которая в целом сохранилась до наших дней. Как принято в здешних местах церковь парная и состоит из большой летней церкви святых Косьмы и Дамиана и маленькой зимней церкви святых жен Мироносиц, а между ними втиснута колокольня. Зодчие так сориентировали церковь, что самый выигрышный вид на неё открывается с моста через Каменку, по которому проходит главная улица Суздаля.
5
Летний вид на Козьмодемьянскую церковь с моста через Каменку. Этот вид на церковь со стороны реки Каменка вдохновлял не одно поколение художников и фотографов. Случайно обнаружили это фото в архиве нашей позапрошлогодней летней поездки в Суздаль. Кто бы мог подумать, что вернемся к теме этой церкви.
3
Тот же вид на Козьмодемьянскую церковь на закате. Этакий чисто русский пейзаж. Помните, у Левитана есть одна из его любимых картин под названием «Тихая обитель». К такому виду на Козьмодемьянскую церковь также подошло бы это название.
1
Старинное фото Козьмодемьянской церкви с того же ракурса. Река Каменка некогда была судоходной. Как много утекло воды с тех пор, сегодня по Каменке можно передвигаться разве что на байдарках.
Козьмодемьянская церковь стоит на пересечении 2-х старинных суздальских улиц Красная горка и Ярунова Гора. Название улицы Ярунова Гора связывают с древними поселениями в здешних местах наших предков, тогда ещё язычников. На одном из холмов, окружающих город, стояло в древние времена капище языческого божества солнца Яруна, или Ярилы. Горка эта с тех стародавних пор носит имя Ярунова. Название древнерусского бога солнца так и осталось в топонимике города.
О ещё деревянной Козьмодемьянской церкви сохранилась запись в писцовой книге города Суздаля от 1617 года, где она значится приходской и записана так: «Церковь приходная Козьмы и Дамиана древянная клецки да трапезою церковь Святыхъ Женъ Мироносицъ, строение приходныхъ людей, у церкви во дворе попъ Василий Михайловъ». Через сто лет в 1725 году на средства прихожан вместо деревянного был выстроен каменный храм, который дошел до наших дней, с оградой и колокольней. Причт в то время состоял только из 2-х человек: священника и псаломщика. Годовой доход церкви не превышал 600 руб. Много это или мало, сложно сказать. В то время на годовой доход в 1500 руб. могла существовать целая семья небогатого российского чиновника с шестью детьми, домом и приусадебным участком. При церкви было две с лишним десятины земли, с которой церковь в основном и получала доход. Десятина — это древнерусская мера земельной площади, состояла из 2400 кв. саженей (1,09 га) — её ещё называли казенной. В целом по нашим городским понятиям это немаленькое количество земли, к примеру, футбольное поле занимает площадь 0,714 га. С другой стороны — это был в то время стандартный крестьянский надел. Надел в одну десятину считался совсем нищенским, такая площадь была совершенно недостаточной для того, чтобы прокормить многодетную, как правило, крестьянскую семью. Священник и псаломщик жили в церковном деревянном доме, построенном на каменном фундаменте — такой дом считался богатым по тем временам. В приход входил 21 двор — 76 мужских душ и 88 женских. Думаем, что в настоящее время приход стал ещё меньше.
1
1
Козьмодемьянская церковь в зимнем интерьере со стороны улицы Красная Горка. 1 января 2019 года.
Колокольный звон и Русь вещи неразделимые. В годину бедствий и в праздники на Руси всегда звучали колокола. Нигде в мире не было так много колоколен и звонниц, как на Руси. В народе говорили: икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, колокол — молитва в звуке. Колокольный звон сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребёнок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. После революции колокольный звон как церковный атрибут подвергся преследованиям. По всей стране сбрасывались, переплавлялись и уничтожались колокола. Не обошла эта беда и Суздаль — более чем тридцать дореволюционных его колоколен лишились своих голосов. Со знаменитой звонницы Спасо-Евфимьевского монастыря, где похоронен национальный герой Дмитрий Пожарский, в 1933 году были сброшены уникальные колокола 16-го века. Русь замолчала.
Но время не стоит на месте и в 70-е годы 20-го века в России начинается возрождение искусства русского колокольного звона. Создается Ассоциация колокольного звона, инициатором и вдохновителем которой был академик Б. В. Раушенбах — ученый-математик, соратник Сергея Павловича Королева, человек, который, как образно говорят, «поверил алгеброй гармонию». Его многостраничные академические труды, в которых он с научной точки зрения оценивает божественное начало нашей жизни, уникальны.
Для Спасо-Евфимиевского монастыря колокола собирали по всей стране. Непростое это дело — собрать ансамбль колоколов. Надо, чтобы каждый занял свое место и все вместе они были созвучны. В 1984 году старинная звонница Спасо-Евфимиевского монастыря вновь зазвучала. Первым и бессменным звонарем возрожденной звонницы стал Юрий Юрьевич Юрьев, его имя знакомо абсолютно всем, кто хоть как-то интересуется историей русского колокольного звона. Президент Ассоциации колокольного звона Б. В. Раушенбах не один раз бывал в Суздале, помогал как в деле возрождения суздальского колокольного звона, так и в житейских делах суздальским звонарям. Есть такое предание, что в год смерти Раушенбаха в память о нём Юрьев посадил около звонницы Спасо-Евфимиевского монастыря елочку. Там действительно растут ели и возможна одна из них памятная.
Сегодня в Суздале 20 колоколен, не все из них действующие, и есть всего шесть «дипломированных» звонарей. Как любой колокол, так и любой звонарь должен получить благословление священнослужителя, иначе, как считается, колокол не зазвучит. Все звонари в летах, за 50, проблема подготовки нового поколения звонарей очень актуальна. Скорее всего по этой причине в 2017 году в Суздале на базе Козьмодемьянской церкви была открыта школа колокольного искусства. Если Вы, к примеру, решите посвятить свою жизнь колокольному звону, то можете закончить три курса этой школы, потом сдать экзамены, получить благословение священнослужителя и стать штатным суздальским звонарем. Не выяснили до конца, как оплачивается этот труд, возможно, придется жить огородничеством, но зато Вы приобщитесь к русским традициям.
1
Объявление об открытии на базе Козьмодемьянской церкви курсов колокольного мастерства. Школа открыта не просто так, а по благословению настоятеля самого старого суздальского Александровского монастыря архимандрита Авеля. Организаторы и учителя школы: гусляр, писатель и звонарь Владимиро-Суздальского музея-заповедника Александр Леонов и уставной церковный звонарь Суздальского благочиния Евгений Ильинский-Фон-Ернер. В программе школы теоретические и практические занятия, обязательный курс литургики.
Наталья, с которой посчастливилось познакомиться во время нашего новогоднего визита в Суздаль и с которой мы посетили колокольню Козьмодемьянской церкви, прошла в этой школе все три курса обучения, получила диплом и стала самым молодым шестым «дипломированным» суздальским звонарем. С первого занятия, как она говорила, у неё появился глубокий смысл жизни, новые цели и новые желания — такая позиция достаточно молодой девушки не может не вызывать уважения.
Рассказ о суздальском колокольном звоне Наталья начала с исполнения на колокольне Козьмодемьянской церкви т.н. суздальского праздничного звона.
Суздальский праздничный звон
Фрагмент суздальского праздничного звона в исполнении самого молодого суздальского звонаря Натальи
2
Наталья на колокольне Козьмодемьянской церкви рассказывает про азы колокольного звона
Обучение звонарному искусству проходит именно здесь на колокольне Козьмодемьянской церкви, экзамены принимают на других колокольнях, в комиссию входят в том числе священнослужители Суздальского благочиния. Учиться плохо нельзя, среди учащихся школы колокольного искусства не бывает случайных людей. Но даже после окончания школы самосовершенствование продолжается долгое время. Наталья и сегодня берет уроки у более опытных коллег. Ранее сохранение традиций русского колокольного звона происходило исключительно путем передачи накопленного опыта от звонаря к звонарю.
Как играется колокольный звон? Это импровизация как в джазе, соблюдается общий ход того или иного вида колокольного звона. Партитуры, как таковой, нет. Но нотность звучания колоколов подбирается и в настоящее время её можно проверить с помощью специальной аппаратуры. Раньше колокола в ансамбль подбирали исключительно на слух. Например, у колоколов Козьмодемьянской церкви есть ноты до, ми, фа, ля первой и третьей октавы. Несмотря на то, что процесс освоения техники колокольного звона сравним с занятием музыкой, звонарь не обязательно должен иметь музыкальное образование, что в целом нас удивило. Но важно чувство ритма. Как известно, именно ритм во многом определяет характер создаваемого музыкального образа, это в полной мере относится и к колокольному звону. «Ритм — душа мелодии», как говорят музыканты исполнители.
Какие бывают колокола? Колокола бывают 3-х основных типов. Зазвонные — самые маленькие, к языкам которых крепятся веревки, связанные между собой (связка). В связке может быть от 2-х до 4-х и более колоколов. Это главные рабочие лошадки колокольного ансамбля. Подзвонные — средние по размеру колокола и более тяжелые, чем зазвонные. Их может быть любое количество. Веревки, на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам колоколов, а другим — к специальному т.н. звонарскому столбику. Как правило, зазвонные колокола служат для украшения звона. Самые тяжелые из них применяются при особом звоне «в двои», который совершается на литургии во время Великого поста. Благовестники — это самые большие колокола. Их может быть несколько. Самый большой благовестник звучит по самым большим церковным праздникам во время двунадесятых праздников или на Пасху. Далее идут воскресный, полиелейный для праздников в честь апостолов и святителей, великопостный и будничный. На колокольне Козьмодемьянской церкви благовестник один и для небольших колоколен это обычное дело.
2
Наталья демонстрирует работу зазвонных колоколов Козьмодемьянской церкви. Зазвонными колоколами управляют правой рукой. Именно в их звучании заметен индивидуальный почерк звонаря.
1
1
Подзвонные колокола Козьмодемьянской церкви. Служат для украшения звона. Управляются левой рукой.
1
1
Благовестник Козьмодемьянской церкви с орнаментом, посвященной Покрову Богоматери, особо почитаемому празднику на Руси. Управляется специальной педалью и задает ритм колокольного звона. Главная задача звонаря не сбивать ритм и соблюдать мелодию.
1
Вид на Суздаль из-за плеча благовестника. В русском языке колокол представляется предметом одушевленным. У него есть плечо, уши, язык, маточник, тулово или юбка. В иностранных языках части колокола не имеют таких живых названий. Например, в английском языке язык называется ударником, маточник с ушами — короной, тулово и плечо — скатом.
3
Крест зимней церкви жен Мироносиц
1
Крест летней церкви во имя святых Косьмы и Дамиана. Он был недавно отреставрирован и ещё не убраны леса.
2
Один из видов на одноэтажный Суздаль с колокольни Козьмодемьянской церкви
1
4-х этажная колокольня Козьмодемьянской церкви со стороны расположения зазвонных колоколов
1
В такой лаз мы протискивались в зимней одежде, поднимаясь на 4-х этажную колокольню Козьмодемьянской церкви. В звонари берут только стройных.
2
Рабочее место звонаря звонницы Спасо-Евфимиевского монастыря. Фото из летней поездки. Непростое это дело одновременно управляться с 17-ью колоколами. Звонарю нужно быть в хорошей физической форме.
1
Штатный звонарь Владимиро-Суздальского музея-заповедник за работой. Фото из летней поездки.
Какие бывают формы звона? Классических не так много. Благовест (ударение на первый слог) — звон, при котором звонарь ритмично ударяет в один, самый большой, колокол. Благовестом такой звон называли потому, что с его помощью возвещается добрая, благая весть о начале богослужения. Перезвон — поочередные удары от большого к малым колоколам. Используется для особых случаев, например, освящение воды на Крещение или вынос Плащаницы. Трезвон — самый сложный и многоголосный вид колокольного звона и представляет собой звон во все колокола. Это звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в один, два или три приема с паузами между ними, в зависимости от того, к какому богослужению суточного круга он предназначен: вечерне (1 звон), утрене (2 звона) или литургии (3 звона). Перебор — печальный поминальный звон, при котором совершают по одному удару в каждый из колоколов от малого до большого, а в конце ударяют один раз во все колокола одновременно. Последний удар — символ земной кончины. С набатом знакомы все, это древний вид колокольного звона, использовавшийся для предупреждения об опасности — приближении врага, пожаре и т. д.
Классические звоны стали основой для различных праздничных звонов, которые производят на человека особое впечатление. Есть, к примеру, такая разновидность трезвона, как «красный» звон, который совершается несколькими звонарями в больших соборах во все колокола («во все тяжкие») в дни больших праздников, торжественных событий в жизни Церкви и общества. Есть также особый пасхальный звон. Это, во-первых, звон во все колокола во время крестного хода вокруг храма на Пасху, а во-вторых, таковыми считаются все любительские звоны, производимые в течение всей Пасхальной седмицы любым желающим, который решится подняться на колокольню и попробовать себя в качестве звонаря. В эту неделю Вам простят Ваши неумелые звоны, потому что они богоугодны. К разновидностям трезвона относится и суздальский праздничный звон — торжественный и яркий, который в первую очередь исполняется суздальскими звонарями на многочисленных в последнее время фестивалях колокольного звона в разных уголках нашей страны. Один из таких Всероссийских фестивалей колокольного искусства, 15-ый по счету, проходил совсем недавно в Крещенские праздники в старинном северном городе Каргополь и назывался «Хрустальные звоны». Окунуться в прорубь под колокольные звоны лучших российских звонарей — это незабываемое действо. Есть также встречные звоны, которые исполняются во всех попутных церквях по ходу следования высокого церковного лица. Колокольные звоны по сути регулируют жизнь прихожан, когда идти в церковь, когда встречать архиерея, когда начинается пост, когда наступает большой праздник и т. д. Подразумевается, что Вы должны узнавать все виды колокольного звона, хотя бы ради сохранения традиций. Но за последние сто лет многое изменилось и людей, которые могут различать колокольные звоны, сегодня крайне мало.
Звук колокола зависит от веса, от формы, сплава, качества литья. Колокола льются из колокольной бронзы — сплав олова и меди. Отличительная особенность русских колоколов — это их звучность и певучесть. Причины — точное соблюдения пропорций олово-медь (иногда добавляется серебро), пропорций высота, ширина и толщина стенок колокола, очень важно как он подвешен. Внешняя поверхность колоколов покрывается рисунком, на котором можно найти изображение святых, слова молитвы, кем и когда отлит колокол, в честь какого события — это своеобразный паспорт колокола. Мастерских, где льют колокола, в настоящее время в России несколько десятков, но серьёзных заводов всего три: завод Анисимова в Воронеже (самый крупный, называется «Вера»), завод Пяткова в Каменск-Уральском и завод Шувалова в Татуеве. Суздальское благочиние в деле изготовления новых колоколов для суздальских церквей сотрудничает с татуевским колокололитейным заводом, который расположен рядом в соседней Ярославской области.
С заводом Анисимова связана очень интересная история по возвращению из Америки из Гарвардского университета чудом сохранившихся колоколов Данилова монастыря. В 30-х годах американский предприниматель Чарльз Крейн купил по цене лома весь подбор колоколов московского Данилова монастыря. Крейн хорошо понимал и ценил русскую культуру и осознавал, что если не выкупить этот ансамбль, он навсегда будет потерян. В письме сыну Джону Чарльз писал: «Колокола великолепны, красиво установлены и сделаны в совершенстве… этот небольшой подбор может быть последним и почти единственным фрагментом прекрасной российской культуры, оставленным в мире». В итоге колокола оказались в Гарвардском университете. Среди них были уникальные экземпляры: колокол знаменитого мастера Ксенофонта Верёвкина и два колокола самого Фёдора Моторина, отлитые в 1682 году. Студенты Гарвардского университета организовали клуб звонарей русских колоколов и осваивали традиции колокольного звона. Прошло время. В 1988 году одним из первых в Москве открылся монастырь памяти князя Даниила и возобновились службы в его храмах. На высшем уровне была достигнута договоренность о возвращении сохраненных колоколов в старейшую обитель при условии замены этих колоколов точными копиями. Новые колокола числом 18 и общим весом 26 тонн были отлиты на воронежском колокололитейном заводе Анисимова. Были изготовлены ещё два дополнительных колокола: для университета с символикой Гарварда с благодарностью за сохранение бесценного сокровища и для Свято-Данилова монастыря с символикой России и США в благодарность тем, кто участвовал в судьбе наших святых «странников». Эта драматическая история красочно описана в интервью главного действующего лица этой истории — хозяина колокололитейного завода «Вера» Валерия Анисимова. В том числе он как профессионал развенчивает в этом интервью стойко укоренившиеся исторические мифы относительно московского Царь-колокола.
24 и 25 августа 2019 года в Суздале пройдет традиционный фестиваль колокольного звона. Имя фестивалю дал знаменитый роман «Лето Господне» писателя Ивана Шмелева, судьба которого была связана с Владимирской землей. Главными действующими лицами фестиваля станут знаменитая звонница Спасо-Евфимиевского монастыря и самая высокая колокольня города — колокольня Ризоположенского монастыря. По традиции фестиваль соберет лучших звонарей из разных регионов России и ближнего зарубежья. Состоятся концерты колокольных звонов. Для всех желающих на действующих колокольнях Суздаля пройдут мастер-классы по колокольному звону.
В Суздале в обычные дни самостоятельным туристам можно подняться на три колокольни. Это колокольня Воскресенской и Казанской церкви на Торговой площади, Преподобенская колокольня Ризоположенского монастыря на Красной площади и знаменитая звонница Спасо-Евфимиевского монастыря. Все три колокольни являются лучшими смотровыми площадками Суздаля. В Преподобенской колокольне до недавнего времени работала выставка «Мир колоколов» — это также повод её посетить. Проще всего попасть на звонницу Спасо-Евфимиевского монастыря, она принаддлежит не церкви, а Владимиро-Суздальскому музею и туда организуются регулярные экскурсии, чуть ли не каждый час. Даже 1 января звонница работала и мы видели экскурсантов не её галереях, но сами подниматься не стали. Прослушали колокольный концерт с земли и сделали несколько фотографий звонницы в зимнем интерьере.
1
Каждый хоть раз в жизни должен ударить в колокол!
3
2
Звонница Спасского монастыря — один из редких образцов архитектуры, которых в России сохранилось очень мало. Сначала в первой половине 16-го века была построена столпообразная церковь «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи. Она имеет необычную — не восьми, а девятигранную форму. В среднем ярусе помещалась небольшая церковь, над ней — ярус колоколов, а над ним — шлемовидная главка в окружении девяти кокошников.
2
В самом конце 16-го и в 17-ом веках к столпу пристроили высокую галерею с тремя арочными пролетами для больших колоколов, пожертвованных в монастырь щедрыми вкладчиками.
2
Колокольный звон на звоннице умолк в 1933 году, когда советская власть закрыла монастырь и приказала снять колокола, на эту тему есть письменные воспоминания одного из старожилов Суздаля. Два небольших колокола в те годы удалось спрятать директору Суздальского музея В. И. Романовскому — они удивительным образом дождались возрождения старинной звонницы в 1984 году. В 80-е годы в течение нескольких лет сотрудники музея-заповедника собирали уцелевшие колокола по заброшенным церквам Владимирской области. За одним колоколом ездили в Кишинев, он был на базе цветмета, где его удалось выкупить и на железнодорожной платформе довезти до Владимира. Несколько колоков заново отлили на татуевском колокололитейном заводе.
1
Сквозь ветви деревьев виден штатный звонарь музея, который даже 1 января вышел на работу. Сегодня звонница принадлежит не церкви, а Владимиро-Суздальскому музею. Цель музея — это экскурсионное обслуживание туристов, поэтому попасть на звонницу Спасо-Евфимиевского монастыря проще всего, сюда регулярно организуются экскурсии. А после экскурсии Вы сможете ударить в колокола самостоятельно, как это должен сделать каждый хотя бы один раз в жизни.
С высоты исторических колоколен Суздаля открывается прекрасный вид на владимиро-суздальскую Русь, особенно красива эта панорама летом. Если мы называем Рим вечным городом, то и Суздаль тоже надо назвать вечным городом, связанным неразрывными узами с нашей историей прошедших веков. Прикасаясь к колоколу во время звона, чувствуешь его жизнь, точно также он пел и два и три и более столетий назад. Когда слушаешь колокольный звон, как говорят, душа очищается, становится легче, светлее и радостнее, несмотря на сложности современной жизни.