Как только не называют город: и Йогья, и Джогья, и Джокья, и Джогджакарта. Первая часть названия, «Джокья», переводится как «пригодный», «подходящий», а вторая — «карта» — означает «процветающий». В итоге получается «город, подходящий для процветания» — это отлично характеризует современную Джокьякарту. Но в первую очередь Джогья — это типичный азиатский город, суетливый, со специфическими запахами, сильно загазованный и очень многолюдный.
Традиционные яванские домики
В Джокьякарту мы прилетели самолетом с острова Бали. Отправляясь на Яву на пять дней, не хотели обременять себя багажом и планировали обойтись только ручной кладью. Но проходя предпосадочный досмотр на рейс в аэропорту Нгурах-Рай, я впервые узнала, что в салон самолета нельзя проносить штатив для фотоаппарата, хоть штатив был очень компактный, пришлось сдать его в багаж. Ожидая посадки на рейс, любовались в терминале интересными инсталляциями, связанными с культурой и традициями Индонезии. Приятно скоротали время за чашкой чая с разными вкусностями в одном из многочисленных кафе.
К самолету шли пешком по взлетному полю, посадочных рукавов не было, чему дочка очень радовалась.
Самолет прибыл в Джокьякарту
Полет длился чуть больше часа, и мы благополучно приземлились в аэропорту Джокьякарты, где встретились с гидом на ближайшие три дня — яванцем по имени Малик, интеллектуалом и полиглотом.
Джокьякарту считают культурной столицей страны. В самом городе и его окрестностях очень много достопримечательностей, напоминающих о древнем царстве Матарам, империи Маджапахит и колониальных временах, когда Ява находилась под протекторатом Нидерландов. В наше время административный регион Джокьякарта имеет статус особого округа и представляет собой единственную на территории современной Индонезии монархию, хотя султан здесь давно не имеет фактической власти.
Джокьякарта. Мечеть, архитектурное решение навеяно русскими православными храмами
Очень много проводов, как в любом азиатском городе
«С корабля на бал» мы сразу поспешили к знаменитому храмовому комплексу Прамбанан — памятнику средневекового искусства, расположенному в 17 километрах от города. Построенный в X веке, индуистский религиозный комплекс посвящен трем индийским божествам — Шиве, Вишну и Брахме.
Храмовый комплекс Прамбанан
Всего на территории Прамбанана было расположено более двухсот храмов, большинство из них не сохранились до наших дней и ныне представляют собой лишь руины. В разные времена Прамбанану очень доставалось от землетрясений и извержений вулкана Мерапи, которые много раз не оставляли камня на камне от древних сооружений. Узнаваемый религиозный ландшафт со стремящимися к небу храмами был восстановлен только в первой половине XX века. До сих пор на территории комплекса можно увидеть груды камней, которые ждут своей очереди, чтобы обратно превратиться в грандиозные постройки.
Чтобы мы могли полюбоваться видом на город с высоты, Малик повез нас на смотровую площадку Watu Amben, откуда нашему взору открылся типичный яванский пейзаж: зеленые, но чуть потускневшие в сухой сезон холмы, очерченные аккуратными террасами, геометрическая разметка полей, красные крыши, словно игрушечных домиков.
Вид со смотровой площадки
На горе мы увидели и многочисленные следы былой вулканической активности. Очень впечатлили огромные валуны застывшей лавы, было сложно представить масштаб катаклизма, оставившего после себя напоминания такого размера.
Вулкан Мерапи скрылся за облаками
Дворец действующего султана находится в центре старого города. Возведение дворцового комплекса началось в 1755 году и завершилось в 1785 году. Изначально внутреннее убранство дворца Кратон было оформлено в традиционном для Индонезии и для острова Ява стиле. В XIX веке декор был частично изменён на европейский. Большинство строений дворца Кратон — это площадки с пышно и богато оформленными навесами-крышами, что неудивительно, учитывая жаркую погоду, характерную для этих мест.
Посещение дворца султана не показалось очень интересным, но вот зал приемов запомнился, особенно его великолепный навес, расписанный сложными узорами и опирающийся на множество декорированных золотом столбов.
Перемещаясь по городу от одной достопримечательности к другой, мы посетили мастерскую по изготовлению серебряных украшений и выставочный зал с картинами, выполненными в технике батик.
Я и не знала, что родиной батика является остров Ява, здесь и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна. Само слово «батик» происходит от индонезийских слов «ba» — воск (вариант — хлопчатобумажная ткань) и «tik» — капля (вариант — точка). В Европу батик попал благодаря голландцам, которые в XVII веке колонизировали Индонезию. Картины на выставке, конечно, можно было и купить, но мы просто полюбовались ими как в музее.
Храм Боробудур — буддийский памятник колоссальных размеров, подобных которому в мире больше не встретить. Этот массивный буддистский храм расположен приблизительно в 42 километрах от Джогьи. Но мне показалось, что к храму мы ехали очень долго, только из города выбирались больше часа. Беда мегаполиса — пробки, они не щадят любой транспорт курсирующий по городу: от такси до велорикш, от мотто-такси до конных повозок…
Боробудур (что в переводе означает «много Будд») на острове Ява — практически, Восьмое чудо света. Гигантские ступы привлекают миллионы людей, и комплекс входит в тройку самых крупных храмов Юго-Восточной Азии.
С расстояния храм напоминает ступу или ковчег для священных останков. Как полагают историки — храм является моделью космоса в трех измерениях. Террасы и галереи демонстрируют разные стороны буддийского учения, а барельефы изображают этапы жизни принца Сиддхартхи Гаутама на пути его превращения в Будду. Бробудур был воздвигнут для прославления высшей сущности безмятежного мира Будды.
Вид с храма Боробудур на окрестности
Боробудур удивительное место, даже не смотря на огромное количество туристов, в основном местных — яванцев, хотелось бесконечно бродить по террасам и ярусам, загадывая заветные желания, разглядывать барельефы, пытаться заглянуть в лицо многочисленным Буддам, которые сидят, дружно отвернувшись и созерцая окрестности.
Покой и умиротворение точно ощущались на территории храма и даже назойливое желание яванцев сфотографироваться с экзотичными белыми, совсем не вызывало раздражение.
Еще одна интересность в окрестностях Джогьи — пещера Джомбланг. Пещера расположена в карстовом нагорье в 50 километрах к северо-востоку от Джогьи. Джомбланг представляет собой вертикальный колодец глубиной 60 метров, на дне которого есть тоннель, ведущий в другую пещеру.
Когда мы прибыли на место, наш гид предложил нам переобуться в резиновые сапоги, которые грудой были свалены в определенном месте. Подобрать два сапога одинакового размера и чтоб не только левые или правые, оказалось не простой задачей. Жаль, что Малик нас не предупредил о том, что обращать внимание надо не только на размер, но и на отсутствие в сапогах дыр и трещин, их наличие мы ощутили в полной мере чуть позже.
Без резиновых сапог в пещере не обойтись
Пройдя еще немного, мы увидели группу китайцев уже облаченных в страховочные обвязки и каски, группу работников, которые организовывали спуск туристов в огромный провал по два человека. Нам тоже выдали спецодежду, назвали наши номера. Когда мы подошли к краю колодца, я испытала легкое волнение, каково будет спускаться туда?
Страшно, но к спуску готовы
Конструкция для спуска оказалась очень простой: стальные балки и множество канатов, которые с помощью рычага и креплений спускали вниз или тянули вверх несколько человек. В момент спуска, самым страшным, оказалось, отпустить страховочную балку и повиснуть на веревках, но потом чувство страха сменилось восторгом и предвкушением необычного приключения. То, что мы увидели внизу колодца, превзошло все ожидания, показалось, что мы очутились в первозданном мире или в крутых декорациях для съёмки очередной версии Парка Юрского периода.
Но сюрпризы на этом не закончились. Из колодца вглубь пещеры вел карстовый проход порядка 300–500 метров длиной. Дно тоннеля было полностью покрыто большим слоем грязи и глины, не смотря на то, что местами были проложены дощечки, на них было так скользко, что показалось более безопасным передвигаться прямо по чавкающей под ногами субстанции. Правда, мы моментально узнали, где в резиновых сапогах находятся трещины, через несколько минут все чавкало и хлюпало уже и в самих сапогах. Путь осложнялся тем, что расстояние мы преодолевали в кромешной тьме.
Тоннель вывел нас в просторный подземный зал, который называют «Небесный свет», все потому, что сюда во мрак через зияющую дыру в потолке падает живописный столб света. Вид, конечно, был просто фантастическим! Но вот запечатлеть его полноценно мне не удалось, из-за высокой влажности объектив фотоаппарат стал сильно запотевать, и я не смогла справиться с этой проблемой. Так что самые яркие впечатления остались только в памяти.
Потом нас, испачканных по уши в грязи, но счастливых, также организованно вывели по тоннелю в колодец и подняли наверх.
На этом наше путешествие по острову Ява не закончилось, продолжение обязательно последует.