Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию, о которой думала уже давно. В начале сентября была замечательная погода и несколько свободных дней перед поездкой на Дальний Восток, я решила, наконец, пройти давно задуманным маршрутом.
Начнем от сквера перед зданием Управления Свердловской железной дороги.
Мне нравится здесь бывать, хотя к железной дороге я имею такое же отношение, как и любой другой пассажир. Просто вокруг этого здания очень красиво: голубые ели, работающие летом фонтаны
и всегда замечательные яркие клумбы.
Перед зданием в 2007 году установили красивые часы. У этих часов есть циферблат с каждой стороны, а еще таблички с цитатами известных мыслителей разных эпох, посвященными времени: «Время — самое драгоценное из всех средств», «Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё», «Порядок учит время сберегать», «Минуты длительны, а годы быстротечны».
В этом году закончили реконструкция сквера слева от здания Управления.
Появились дорожки, красивые фонари, лавочки. Но пришли мы сюда не за этим.
В этом сквере еще прошлой осенью установили памятник человеку, который сыграл большую роль в формировании архитектурного облика города, — архитектору Константину Трофимовичу Бабыкину. Сквер также назвали его именем.
Памятник установили у Управления Свердловской железной дороги потому, что многие здания, важные для уральских железнодорожников, построенные в первой половине прошлого века, выполнены по проектам К. Т. Бабыкина. Он проектировал депо, мастерские, рабочие клубы для Перми, Тагила и других городов Урала. Например, по проекту К. Т. Бабыкина построили вокзал в г. Соликамске Пермского края.
Здание управления Свердловской железной дороги, построенное в 1925–1928 годах, считается вершиной творчества К. Т. Бабыкина, архитектурной жемчужиной города.
Это памятник архитектуры федерального значения.
Прежде, чем продолжить прогулку, хочу показать совсем новый памятник, открытый в конце июля. В сквере, обустроенном специально для этого слева от Управления СЖД, установили памятник-барельеф «Железные дороги в истории России». Идея принадлежала ветеранам РЖД, а реализовали её к 140-летнему юбилею Свердловской железной дороги.
Монумент состоит из трех главных частей, разъединенных разломами: Российская Империя, Советский Союз и современная Россия. На каждой части отражены ключевые вехи развития страны и железнодорожного транспорта, а также изображены реальные государственные деятели, повлиявшие на развитие отрасли. В «имперской» части — первый паровоз Черепановых, выпущенный в 1834 году на Нижнетагильском заводе и железная дорога, соединившая Москву и Санкт-Петербург при Николае I.
Три человека, изображенные справа, — это Сергей Витте, Павел Мельников и Петр Столыпин.
Вот «советская» часть, 30-е годы, период больших строек: Уралмаш, Турксиб, Магнитка, Кузбас… Здесь изображены наркомы путей сообщения — Феликс Дзержинский и Лазарь Каганович.
А это период от Победы в Великой Отечественной войне до развала страны: Байконур, дорога на север до Нижневартовска, Байкало-Амурская магистраль. Здесь изображены министры путей сообщения СССР: Борис Бещев и Николай Конарев.
Авторы барельефа — скульптор Сергей Титлинов и архитектор Александр Медведев.
Открыли монумент 20 июля 2018 года, когда в Екатеринбурге проходила Ассамблея начальников железных дорог России.
Красивый вокзал в «русском» стиле, построенный в 1878 году по проекту архитектора П. П. Шрейбера, перестал удовлетворять требованиям времени. Проект вокзала в стиле модерн в 1910 году выполнил К. Т. Бабыкин, для Екатеринбурга считается бесспорным, хотя в той же Википедии автором называют Феофана Вольсова. Новый вокзал принял первых пассажиров в 1914 году, а в старом сейчас находится Музей истории, науки и техники СвЖД.
Но я не стала фотографировать вокзал: от того, бабыкинского, почти ничего не осталось, он неоднократно перестраивался: в 1939 году надстроили второй этаж и колонны на фасаде, в 60-х — добавили два пристроя с обеих сторон.
В начале 1930-х по проекту К. Т. Бабыкина построили Дворец культуры железнодорожников. Дворец строили в два этапа, поэтому здание выглядит разным по стилю. Сначала в 1934 году была построена клубная часть с небольшим залом и кружковыми комнатами в стиле конструктивизма.
Театрально-зрелищную часть с залом на тысячу мест достраивали в 1940 году, здесь в проектировании помогали и другие архитекторы.
Кроме объектов для Свердловской железной дороги, Константин Бабыкин построил в Екатеринбурге немало замечательных зданий, которыми может гордиться город.
По проекту (1912—1913 гг.) К. Т. Бабыкина построено здание Свердловской государственной академической филармонии. Строилось оно для Делового клуба купцов и промышленников, на проект был объявлен конкурс. В здании был предусмотрен концертный зал, поэтому в 1936 году здесь и разместили филармонию.
Сейчас филармония у нас в центре новостей. Город вырос, размер зала не удовлетворяет требованиям, поэтому объявили международный конкурс на разработку эскизного проекта акустического зала филармонии. В тройку победителей вошли три проекта, а победил проект бюро британского архитектора Захи Хадид. Бюро существует, хотя сама Заха Хадид, которую называли «королевой кривой», умерла в 2016 году.
Проблема в том, что места для расширения филармонии нет, это центр города. Для строительства собираются сносить жилую пятиэтажку, все проблемы отсюда. Но в городе может появиться вот такое здание, если смогут реализовать этот проект в нашем климате. Но в запасе есть еще два варианта итальянских и венгерских архитекторов.
Но вернемся на сто лет назад. В тот же период времени в 1910–1912 годах был построен гимнастический зал мужской гимназии, первой гимназии города, открытой в 1861 году. В здании и сейчас находится гимназия, входящая в десятку сильнейших школ России.
С именем К. Т. Бабыкина косвенно связано и еще одно современное здание, стоящее на главной площади города рядом с Администрацией. Это «Пассаж», споры о котором продолжались долго и затихли только недавно, привыкли.
На этом месте стоял старый «Пассаж», построенный в 1916–1925 годах по проекту К. Т. Бабыкина. Изначально здание было построено для Товарной биржи, но последние десятилетия использовалось как универмаг.
От того «Пассажа» остались только фрагменты фасада, встроенные в современный фасад, и название. Вот такая реконструкция исторического здания.
С именем К. Т. Бабыкина связано и здание первой городской публичной библиотеки, ныне Свердловской областной библиотеки для детей и молодежи имени В. П. Крапивина. Это здание построено в самом начале XIX века как главный дом усадьбы купца Панфила Матвеевича Борчанинова, позже в нем было одно из первых народных училищ.
В 1915 году Екатеринбургская городская дума приняла решение передать его под публичную библиотеку. Проект реконструкции здания для размещения библиотеки выполнил городской архитектор А. А. Фёдоров, а техническую часть проекта и интерьеры разработал К. Т. Бабыкин. Библиотека переехала в это здание в 1916 году.
Здание на перекрестке улицы Вайнера и Малышева было построено по проекту К. Т. Бабыкина для Русско-Азиатского банка в 1913 году. После революции оно было национализировано и передано в ведение Государственного банка.
В 1929 году выполнили реконструкцию здания, надстроили второй этаж, а также рядом по улице Вайнера построили новое трехэтажное здание в популярном в то время стиле конструктивизма.
Напротив — еще одна работа архитектора К. Т. Бабыкина. Здание было построено в 1914 году для магазина купца первой гильдии Бардыгина, позже в нём размещалась типография.
В этом здании в 1936 году открыли первую картинную галерею города, а в годы войны хранились эвакуированные из Ленинграда сокровища Государственного Эрмитажа.
Теперь — это второй корпус Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Сейчас здание на реконструкции, которая несколько затянулась, сложности с подрядчиком. Здесь будет центр «Эрмитаж-Урал».
По проектам К. Т. Бабыкина построены еще два здания:
В 1926 году — здание гостиницы «Ярмарком», теперь — клиника УНИИТО (Уральского НИИ травматологии и ортопедии им. В. Д. Чаклина),
а в 1930-е годы Здание УНИХИМа (Уральского научно-исследовательского химического института) в формах советского «неоклассицизма».
Но всё-таки самое известное детище К. Т. Бабыкина — Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета, его называют «белым лебедем» архитектора.
Историю театра я уже рассказывала: когда решили строить в городе новый театр, на проект в 1903 году был объявлен конкурс, который выиграл проект молодого архитектора из Пятигорска В. Н. Семёнова.
В 1910 году началось строительство, но В. Н. Семёнов был в эмиграции в Лондоне, проект поручили архитектору К. Т. Бабыкину. Именно он разработал рабочий проект и руководил строительством. Фасад, каким мы его видим сейчас, тоже заслуга Бабыкина, доработавшего проект. Театр открыли в 1912 году и более ста лет им гордится город.
В конце 1920 годов для строительства комплекса зданий Уральского политехнического института была создана организация «Уралвтузстрой», руководителем проектного бюро и заместителем главного инженера которой стал К. Т. Бабыкин.
Помимо общего руководства проектированием, он выполнил проекты фасадов и интерьеров главного корпуса УПИ, а также зданий химико-технологического и физико-технологического факультетов. Теперь это комплекс Уральского федерального университета имени Б. Н. Ельцина. Кстати, Б. Н. Ельцин был учеником К. Т. Бабыкина.
Справа от оперного театра находится улица Красноармейская, одна из самых старых улиц Екатеринбурга. Но от застройки XIX века сохранилось очень мало, только несколько зданий и одно из них — дом № 8, где в начале XX века жил К. Т. Бабыкин.
Дом не очень давно реставрировали, если это можно так назвать: от него оставили только наружные стены, надстроили мансарду. Дом стоит у бизнес-центра, улица перед ним плотно заставлена припаркованными автомашинами, так что много не разглядишь.
Его сейчас занимает винотека и кафе. А ведь можно было сделать музей архитектора, так много сделавшего для города!
Клуб железнодорожников стал последним проектом К. Т. Бабыкина. С 1931 года он посвятил себя преподавательской работе в Уральском политехническом институте. В 1933 году он возглавил кафедру архитектуры строительного факультета, затем стал профессором этой кафедры. Работу оставил только в 1957 году.
К. Т. Бабыкина считают основателем архитектурного образования в городе, так как в 1947 году по его настоянию в УПИ была открыта архитектурная специальность. Сейчас в городе есть Уральский государственный архитектурно-художественный университет.
К. Т. Бабыкин умер в 1960 году и похоронен в Екатеринбурге на Ивановском кладбище недалеко от могилы П. П. Бажова.
Теги:
Культурно-познавательный туризм