Наше путешествие в Италию началось с того, что мы сняли дачу… в Подмосковье.
Дача была снята с мая по октябрь, поэтому супруг сказал: «Экономим!», и я начала экономить.
«Овощная» поездка в Турцию мною даже не рассматривалась (хотя на ней особенно не сэкономишь по нынешним временам). Сердце мое рвалось в Европу, собственно, как и всегда, естественно, в южную, и, естественно, рядом с морем. Самыми дешевыми, как ни странно, оказались билеты до Ниццы с пересадкой в Мюнхене. На тот момент мне казалось, что лететь в Ниццу нецелесообразно, ибо дорого, пафосно и вообще не про нас. Я оказалась и права, и не права, но об этом позже. Выбор пал на Геную, с пересадкой в том же Мюнхене. Виза нам была не нужна — мы являемся счастливыми обладателями годового шенгена — и дело стало лишь за жилищем, которое приютит нас на целых семнадцать дней. Вот тут-то и был подвох. Надо сказать, что, покупая дешевые авиабилеты, всегда где-то выигрываешь, где-то проигрываешь, но так мы еще не попадали. Вылет из Москвы был во вторник, а возвращались мы в четверг, это-то нас и подвело. Оказалось, что прекрасные итальянцы не хотят войти в положения жаждущих моря, пасты и вина русских, и сдают свои апартаменты исключительно с субботу по субботу, что нам категорически не подходило, т. е.совсем никак. Гостиница не наш вариант, мы путешествуем втроем с мужем и дочкой подросткового возраста, двуспальные номера в гостиницах стоят неприлично больших денег, а жить две недели в одной комнате с подростком это, знаете ли, для очень сильных духом родителей.
Спустя пару недель безуспешных поисков двуспальной квартирки на побережье, мы было отчаялись, но вовремя сообразили, что Италия и Франция побережьем не ограничиваются и, спустя еще пару недель, нашли чудесный каменный домик в горах Лигурии в деревеньке с названием Априкале над пограничным с Францией городком Вентимилья, в 180 км от Генуи.
Вот тут-то я вспомнила про самые дешевые билеты до Ниццы, от которой до нашей деревни ну час езды максимум… Но билеты были уже куплены, автомобиль в аренду в любом случае планировали брать, а для таких отчаянных путешественников, как мы, и 180 км по незнакомым дорогам не крюк.
Выдохнули, машину забронировали через Интернет, внесли предоплату за нее и за дом и расслабленно стали ждать отпуска. Пересадка в Мюнхене была непродолжительной и приятной во всех отношениях — современный чистый аэропорт, прекрасный Duty free, в котором без промедления были приобретены новые рей-баны, кафешки, в которых можно было выпить кружечку настоящего немецкого пива, ведь Мюнхен столица Баварии. Казалось бы, ну что может пойти не так?
Совершенно расслабленные и довольные, мы отправились на посадку в самолет до Генуи, но там нас ждало ЭТО. ЭТИМ оказался крохотный турбовинтовой самолетик на 50 посадочных мест, который, если верить билетам, должен был доставить нас в столицу провинции Лигурия, на родину лучших сортов оливкового масла и песто. Сказать, что я была в ужасе — не сказать ничего! Однако множественные желания — скорее увидеть море и горы, поесть пасты и выпить первый бокал местного — пересилили страх, и мы поднялись на борт.
Постепенно самолет заполнился солидными мужчинами в стильных костюмах и дорогих часах, и нас слегка отпустило — если уж погибать, то в достойной компании! Однако чудо авиатехники на удивление быстро и легко взлетело, улыбчивые стюардессы выдали каждому по кексу и влажной салфетке, и жизнь наладилась. Про поход в удобства писать не буду, просто поверьте на слово — не комфортно. Я при росте 165 см в полный рост выпрямиться не смогла. Солидные мужчины терпели.
Генуя встретила ярким солнышком, но довольно мрачным аэропортом. Получив багаж, авто, смешную карту и наставления на ломанном английском, мол, Вентимилья — вон туда, мы ступили на итальянскую землю. Погрузившись в Юленьку, так с легкой руки мужа мы назвали прокатную Альфа Ромео Джульетта, мы отправились покорять платные трассы Италии. Надо отметить, что дороги в Италии недешевые, в сравнении с той же Францией, но очень качественные. Так что уже через два с небольшим часа, внеся пятнадцать евро в фонд развития итальянских дорог, мы съехали с трассы в Вентимилью, где должны были встретиться с нашей хозяйкой Пьеранжелой. Кстати, виды с трассы открывались умопомрачительные и на море и на горы, и я перестала жалеть, что поездка на Тенерифе в этом году не сложилась.
6
Домик оказался удивительно уютным. Классический Лигурийский дом в горной деревне — узкий и высокий, со спальней, в которую нужно было спускаться по винтовой лестнице и захватывающим видом с террасы.
Априкале — красивое средневековое поселение, как и все окрестные деревни, по-настоящему лигурийское, без туристического налета, сувенирных лавок, говорящее на итальянском и французском, с улыбающимися жителями, кучей наглых котов и потешных собак.
До моря было двадцать минут езды по извилистым горным дорожкам, до Франции тридцать пять. Отпуск начался!
7
Задачей номер один была, конечно же, разведка на предмет супермаркета. Я всегда гуляю по нему не спеша, наблюдаю за местными, какой они берут сыр, какое мясо, какую молочку. Это очень увлекательно, да и полезно. Хотя, как ни крути, в корзинке всегда оказываются странные продукты, непонятные вещи, смешные штучки, которые по возвращении из магазина вызывают массу вопросов.
Конечно же, мы быстро нашли большой Supermerkato на итальянской стороне в 15 минутах езды от дома и Supermarshe на французской стороне в 35 минутах езды. В итальянском покупали овощи, зелень, фрукты, пасту ручной лепки, молоко, мясо и местное вино, а во французский гоняли за розовым прованским, багетами, фуагра и прочими национальными вкусняшками. Кстати, дыни-малышки во Франции ароматнее и слаще.
Мы очень много катались по окрестностям, были в Сан-Ремо, Бордигере, Ментоне, Ницце, Монако, Грасе, Вансе и огромном количестве маленьких населенных пунктов, названия которых просто перемешались в голове.
Во-первых, нужно рассказать о лигурийских деревнях. Мы исколесили все, ближайшие к Априкале, и от каждой приходили в восторг! Наиболее интересными в том регионе мне показались Баярдо, Пижна, само Априкале, но больше всех нам понравилась Дольчеаква (Dolceacqua).
8
Расположена она в 7 км от моря и делится на два района — Terra и Borgo, соединенных между собой горбатым мостом через реку Nervia. Построенная в стратегически важном месте на скале, Dolceacqua с узкими улочками и высокими, близко стоящими домами выглядит изумительно. В 11 в. Dolceacqua являлася частью феодальных владений аристократии Ventimiglia, и была куплена примерно в 1250 г. основателем влиятельной семьи Doria. В этом городке проведено, пожалуй, большее количество наших вечеров, уж больно вкусно там кормят и очень щедро наливают одноименное вино. Хочу порекомендовать семейную таверну на главной площади — ужин на троих с домашней пастой, пиццой из дровяной печи и домашним вином обходился в 50–60 евро. Да и атмосфера самая располагающая, и вид на замок улучшал пищеварение.
Но как ни милы итальянские деревушки, сердце мое осталось в желто-розовом чуде — Ментоне. Ментона, или на французский манер Ментон находится на границе с Италией сразу за Вентимильей, первый город Лазурного берега.
4
Это город бесконечной дольчевиты, город, в котором хочется остаться надолго, город, в котором я поняла, почему берег Лазурный, проиграла в казино 70 евро, ела устриц, покупала ненужные вещи и просто радовалась жизни. Туда очень надо вернуться.
5
Еще два маленьких французских городка, которые хочется упомянуть отдельно — это Грас и Ванс.
Грас известен своей парфюмерной индустрией и как одно из мест, где происходит действие романа «Парфюмер» Патрика Зюскинда. Грас наводнен туристами, но ему удается сохранять свое подлинное очарование. Если на секундочку закрыть глаза, легко представить, как когда-то по этим узким улочкам с туристическими лавочками текла грязная вода и отходы кожевенного производства. Само собой, главной целью визита в Грас был парфюмерный дом Фрагонарда, где с восторгом было потрачено 150 евро на пару крохотных бутылочек. Не могу не рассказать также о кафедральном соборе этого города. Нотр-Дам-дю-Пюи (фр. Notre-Dame-du-Puy) -построен в XII веке, в письменных источниках впервые упоминается с 1154 года. В XVII веке собор был значительно перестроен. Во время Великой французской революции собор стал использоваться как зернохранилище и в 1795 году серьезно пострадал от пожара, после чего был возвращён церкви. Это волшебное место, из которого не хотелось уходить. Вот в таких храмах понимаешь, что религия и вера — не одно и то же. Там потрясающий орган и оригиналы Рубенса: «Увенчание терновым венцом», «Святая Елена», «Воздвижение Креста».
2
Ванс — малюсенький типичный провансальский городок, затерянный среди виноградников и оливковых рощ. В следующий раз обязательно там останусь на ночь.
3
Ницца мне не понравилась, поэтому просто фотографии.
3
Возможно, туда нужно приехать весной или поздней осенью, чтобы прочувствовать очарование города, но в июле это были Сочи в разгар сезона с толпами пафосных русских с пятисантиметровыми ногтями. За 99 евро мы переночевали там в жутком клоповнике, ситуацию исправили только вкусный ужин в старом городе и музей Анри Матисса.
Ну и в заключение скажу пару слов о Монако. Не нужно туда ездить, пустая трата времени. Маленькое нищее государство. По городу ездят какие-то жалкие развалюхи, в порту одни рыбацкие шлюпки, магазинов нет никаких, трасса Формулы 1 — миф, и людей нарядных там днем с огнем не сыщешь. Только уезжали мы с мужем оттуда со смешанными чувствами, вроде как у нас все прекрасно, но что-то в этой жизни проходит явно мимо нас.
4
И напоследок немного фотографий моря. Это действительно ЛАЗУРНЫЙ берег.
5
Ну, и о дороге обратно.
Самолет был в 6–45 утра, так что выдвигались мы в районе 2–30 ночи. Ехать предстояло по хорошей платной трассе, местами в 3 ряда, без встречки (ибо для пути в обратную сторону проложена еще одна трасса), все освещено. Я вообще поражаюсь этой трассе, там мосты высотой в несколько десятков метров, туннели по нескольку км, когда смотришь на эти мосты среди гор с побережья, дух захватывает.
Мы приблизились к развилке: влево Милан, вправо Генуя. НО. Поворот на Геную перекрыт дорожными работами. И мы уезжаем медленно, но непреклонно, в сторону Милана. И сразу за развилкой туннель на 3 км, а потом еще около 10 км неосвоенной территории без заправок и прочих признаков жизни. Время около 5 утра, регистрация уже началась.
Пытаемся не запаниковать, в итоге доезжаем до какого-то придорожного магазина и встречаем там некоего Джузеппе на костюме и галстуке. Это важно, ибо из этого вытекает, что вероятность более или менее сносного владения им английским возрастает на некое количество пунктов. Вообще у джузепп с английским большие проблемы. Мало кто может объясняться. Короче, мы к нему кидаемся типа «синьор! Синьор! аэропорт генуя!!! капут!!! what a fuck!!!???" Джузеппе сначала смеется (!!!), а потом на довольно сносном английском начинает объяснять, что съезд на Геную закрыт до 6 утра из-за ремонта. И начинает описывать, как все-таки вернуться в Геную. Ведь развернуться, даже через 2 сплошные я на трассе не могу, так как в обратную сторону идет другая трасса, на пару сотен метров выше в горах (гггг).
Короче, надо ехать до следующего съезда, там развернуться, вернуться по какой-то развязке на трассу и пилить обратно, и съезжать в другом месте. Мы неистово поблагодарили неизвестного Джузеппе, прыгнули в Юлю и понеслись навстречу судьбе, то и дело поглядывая на часы.
Через примерно 10 км оказался съезд, тот, на который указал Джузеппе, но вот только после него разворота на трассу в обратную сторону, представьте себе, не было. Мы въехали в какую-то итальянскую глухомань под вывеской Masone и просто стали ехать вперед, лихорадочно соображая, что до конца регистрации все меньше и меньше времени. В глухомани, на счастье, работали какие-то ранние рабочие, и у них удалось узнать, что мы едем в правильном направлении, и что до Генуи около 20 км.
А потом начался ад. После Masone начался лес и горы. И серпантин. И всё! Ни огней, ни окраин, НИЧЕГО. Только лес, горы и серпантин. Вдруг впереди показалась какая-то тачка, и мы подумали что это — единственный шанс. Как оказалось впоследствии, мы были более чем правы. Догнали, начали неистово сигналить, мигать дальним и аварийкой, пока, наконец, не прижали ее к обочине. За рулем сидела женщина с округлившимися от ужаса глазами, и, наверное, уже готовая ко всему. Путем жестов и восклицаний удалось ей втолковать, что мы ищем дорогу на аэропорт. Оказалось, что едем мы правильно. Поехали дальше, время 5–30, до конца регистрации 45 минут, лес и горы и не думают заканчиваться.